Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2014 года по делу N А05-10776/2014 (судья Чурова А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; ИНН 2901012238; ОГРН 1022900510709; далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38/1; ИНН 2926000555; ОГРН 1022900533050; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2014 N 01-10/366.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, в том числе на отсутствие в материалах дела доказательств наличия вины в действиях предприятия. Указывает на то, что МУП "Водоканал" заявлялось ходатайство о переносе срока проверки на более поздний срок, в котором в том числе содержалась ссылка на то, что перебои водоснабжения связаны с аварией на сетях водоснабжения. Ссылается на то, что в целях предотвращения аварийной ситуации на сети водопровода предприятием проводилось два раза в год общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств сети водоснабжения, а также на то, что заявителем приняты меры по устранению аварии на сети водоснабжения. Указывает на наличие договора подряда от 31.07.2014 N 235/14, заключенного МУП "Водоканал" и обществом с ограниченной ответственностью "ПрогрессТех" (далее - ООО "ПрогрессТех"), предметом которого является техническое обследование аварийной подводной части водопровода диаметром 600 мм между правым и левым берегом реки Северной Двины в районе острова Краснофлотского. Полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел пункты 16 и 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя инспекции от 10.07.2014 N А-04/01-15/1892 должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка предприятия с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих по адресу: город Архангельск, улица Дрейера, дом 1, корпус 1, с жалобой на отсутствие холодного водоснабжения в ночное время, что влечет за собой нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В ходе проверки 15.07.2014 установлено нарушение нормативов предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в ночное время в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Архангельск, улица Дрейера, дом 1, корпус 1, а именно в нарушение пункта 1 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, требований свода правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. СП 31.13330.2012" (далее - СП 31.13330.2012), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14, в период с 00 час. 30 мин 15.07.2014 до 00 час. 45 мин. 15.07.2014 давление холодной воды в точках водоразбора потребителей при выборочной проверке квартир составило: в квартире N 69-0,0 кгс/кв. см при нормативе от 0,3 кгс/кв. см до 6,0 кгс/кв. см, при этом давление холодной воды на вводе в дом составило 0,0 кгс/кв. см при нормативе 2,6 кгс/кв. см.
Названное нарушение зафиксировано в акте проверки от 15.07.2014 N А-04/02-06/1013.
В отношении предприятия государственным жилищным инспектором 17.07.2014 в отсутствие представителя заявителя составлен протокол N А-04/02-08/409 об административном правонарушении.
Кроме того, предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 17.07.2014 N А-04/02-12/1013.
Руководитель инспекции 29.07.2014 в отсутствие представителя предприятия вынес постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/366, которым предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением инспекции, МУП "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Как следует из устава заявителя, предприятие создано в соответствии с решением исполкома Архангельского городского Совета народных депутатов от 23.09.1991.
Пунктом 2.2 устава предприятия установлено, что предметом его деятельности является производство работ и оказание услуг в соответствии с муниципальным договором-заказом, направленные на удовлетворение запросов и потребностей жителей города в области водоснабжения и водоотведения и получение прибыли. Для достижения этих целей предприятие осуществляет разные виды деятельности, в том числе подготовку и транспортировку питьевой воды, следовательно является ресурсоснабжающей организацией и субъектом правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
Согласно подпункту "а" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В приложении 1 к этим же Правилам предусмотрено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах должно составлять от 0,3 кгс/кв. см до 6 кгс/кв. см, у водозаборных колонок - не менее 1 кгс/кв. см; отклонение давления в системе холодного и горячего водоснабжения не допускается. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Пунктом 5.11 СП 31.13330.2012 предусмотрено, что минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен составлять при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.
В соответствии с распоряжением мэра города Архангельска от 22.03.1995 N 215р "Об упорядочении границ эксплуатационной ответственности объектов инженерной инфраструктуры", действовавшим на момент совершения вменяемого заявителю в вину правонарушения, предприятие должно было исполнять обязанность по подаче коммунального ресурса в необходимых потребителю объемах до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
Следовательно, предприятие является лицом, ответственным за бесперебойное круглосуточное водоснабжение жителей дома N 1 (корпус 1) по улице Дрейера города Архангельска до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2.10.1 Правил N 168 водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству должна соответствовать требованиям стандарта.
Таким образом, в обязанности предприятия входит не только поставка воды, отвечающей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, но и обеспечение бесперебойного и надлежащего снабжения ею потребителей.
Приложение 1 к данным Правилам устанавливает перечень нормативно-технической документации, требованиям которой должна соответствовать деятельность предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по эксплуатации действующих объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
В числе нормативно-технической документации указаны СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (пункт 27 приложения 1).
Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пунктом 24 указанного Перечня установлена обязательность применения в том числе раздела 2 (пункты 2.1 - 2.10, 2.26 - 2.28) СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Кроме того, в соответствии с пунктом 2.10.13 Правил N 168 в качестве критерия бесперебойности подачи воды устанавливается выполнение обязательных требований, то есть СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
С 01.01.2013 введен в действие свод правил СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*".
Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 (пункт 5.11) содержит аналогичные установленным СНиП 2.04.02-84 до 01.01.2013 (пункт 2.26) требования к минимальному свободному напору в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли.
Следовательно, положения СП 31.13330.2012 являются обязательными для МУП "Водоканал" и должны соблюдаться в процессе эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения.
Материалами дела, в том числе актом проверки от 15.07.2014 N А-04/02-06/1013, протоколом от 17.07.2014 N А-04/02-08/409 об административном правонарушении, подтверждается факт нарушения режима предоставления жителям дома N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
При таких обстоятельствах в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 названного Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел пункты 16 и 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10), отклоняются судом апелляционной инстанцией в силу следующего.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 названного постановления, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума N 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц данный Кодекс формы вины (статья 2.2 настоящего Кодекса) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 названного Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
С учетом изложенного при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Податель жалобы ссылается на то, что в целях недопущения нарушений в области предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, в частности предотвращения аварийной ситуации на сети водопровода, предприятием проводилось два раза в год общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств сети водопровода.
Вместе с тем данный довод не свидетельствует о принятии заявителем всех необходимых мер по соблюдению режима предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, поскольку выполнение данных действий не является обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении правонарушения, а выступает лишь способом исполнения предприятием возложенной на него обязанности. В связи с этим указанная ссылка заявителя не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.
Довод подателя жалобы о том, что при возникновении аварии, послужившей причиной перебоев водоснабжения в доме N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске, заявителем были приняты меры по устранению аварии на сети водоснабжения, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставлялась ненадлежащим образом по причине аварии. Таких доказательств не представлено и административному органу при проведении проверки.
В материалы дела предъявлен план проведения работ по нормализации водоснабжения района "Левый берег" от 07.07.2014. Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, в этом плане не указано наличие аварии на сети водоснабжения.
Ссылка предприятия на договор подряда от 31.07.2014 N 235/14, заключенный с ООО "ПрогрессТех", также не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку по указанному договору также невозможно установить, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставлялась ненадлежащим образом по причине аварии.
Более того, факт нарушения режима предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, выразившегося в несоблюдении норматива давления подачи холодной воды в точках водоразбора в доме N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске, зафиксирован в акте проверки от 15.07.2014 и в протоколе от 17.07.2014 об административном правонарушении, тогда как договор подряда N 235/14 заключен заявителем с ООО "ПрогрессТех" 31.07.2014, то есть после выявления вменяемого предприятию в вину правонарушения. График подачи воды в район Левый берег города Архангельска на период технического обследования дюкера диаметром 600 мм через реку Северную Двину, предусматривающий отключение подачи воды с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., утвержден 04.08.2014 и составлен на период с 04.08.2014 по 15.08.2014.
Доказательства, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между фактом ограничения подачи холодной воды в вышеуказанном жилом доме по причине возникновения аварии либо возникновением предаварийной ситуации и заключением с ООО "ПрогрессТех" договора подряда от 31.07.2014 N 235/14, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как следует из обращений граждан, проживающих в доме N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске, от 20.06.2014 в указанном доме ежедневно с начала мая 2013 года отключалось холодное водоснабжение в ночное время. Данные обстоятельства заявителем не опровергаются.
Законный представитель предприятия, надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления, на составление протокола и вынесение постановления не явился, каких-либо письменных пояснений, возражений по выявленному правонарушению и соответствующих документов ни на составление протокола, ни на рассмотрение материалов административного дела в инспекцию не представил.
Ссылка подателя жалобы на то, что МУП "Водоканал" заявлялось ходатайство о переносе срока проверки на более поздний срок, в котором в том числе содержится ссылка на то, что перебои водоснабжения связаны с аварией на сетях водоснабжения, не принимается апелляционным судом во внимание как не подтвержденная документально, поскольку такое ходатайство в материалах дела отсутствует.
Таким образом, доказательств невозможности соблюдения нормативов давления при оказании услуг холодного водоснабжения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые предприятие не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении выявленного правонарушения.
В связи с неоднократным привлечением заявителя к административной ответственности предприятию назначено наказание в максимальном размере санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции не имеется.
Основания для освобождения предприятия от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения отсутствуют.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления инспекции.
Подателем жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворении требований, оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2014 года по делу N А05-10776/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.02.2015 ПО ДЕЛУ N А05-10776/2014
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2015 г. по делу N А05-10776/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 февраля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2014 года по делу N А05-10776/2014 (судья Чурова А.А.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" (место нахождения: 163002, город Архангельск, улица Касаткиной, дом 9; ИНН 2901012238; ОГРН 1022900510709; далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Архангельской области (место нахождения: 163072, город Архангельск, улица Комсомольская, дом 38/1; ИНН 2926000555; ОГРН 1022900533050; далее - инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 29.07.2014 N 01-10/366.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2014 года в удовлетворении требований отказано.
Предприятие в апелляционной жалобе просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, которые суд посчитал установленными, в том числе на отсутствие в материалах дела доказательств наличия вины в действиях предприятия. Указывает на то, что МУП "Водоканал" заявлялось ходатайство о переносе срока проверки на более поздний срок, в котором в том числе содержалась ссылка на то, что перебои водоснабжения связаны с аварией на сетях водоснабжения. Ссылается на то, что в целях предотвращения аварийной ситуации на сети водопровода предприятием проводилось два раза в год общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств сети водоснабжения, а также на то, что заявителем приняты меры по устранению аварии на сети водоснабжения. Указывает на наличие договора подряда от 31.07.2014 N 235/14, заключенного МУП "Водоканал" и обществом с ограниченной ответственностью "ПрогрессТех" (далее - ООО "ПрогрессТех"), предметом которого является техническое обследование аварийной подводной части водопровода диаметром 600 мм между правым и левым берегом реки Северной Двины в районе острова Краснофлотского. Полагает, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел пункты 16 и 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Инспекция в отзыве отклонила доводы жалобы, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 226, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения руководителя инспекции от 10.07.2014 N А-04/01-15/1892 должностными лицами инспекции проведена внеплановая выездная проверка предприятия с целью рассмотрения обращения граждан, проживающих по адресу: город Архангельск, улица Дрейера, дом 1, корпус 1, с жалобой на отсутствие холодного водоснабжения в ночное время, что влечет за собой нарушение прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.
В ходе проверки 15.07.2014 установлено нарушение нормативов предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению в ночное время в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Архангельск, улица Дрейера, дом 1, корпус 1, а именно в нарушение пункта 1 приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, требований свода правил "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*. СП 31.13330.2012" (далее - СП 31.13330.2012), утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 635/14, в период с 00 час. 30 мин 15.07.2014 до 00 час. 45 мин. 15.07.2014 давление холодной воды в точках водоразбора потребителей при выборочной проверке квартир составило: в квартире N 69-0,0 кгс/кв. см при нормативе от 0,3 кгс/кв. см до 6,0 кгс/кв. см, при этом давление холодной воды на вводе в дом составило 0,0 кгс/кв. см при нормативе 2,6 кгс/кв. см.
Названное нарушение зафиксировано в акте проверки от 15.07.2014 N А-04/02-06/1013.
В отношении предприятия государственным жилищным инспектором 17.07.2014 в отсутствие представителя заявителя составлен протокол N А-04/02-08/409 об административном правонарушении.
Кроме того, предприятию выдано предписание об устранении выявленных нарушений от 17.07.2014 N А-04/02-12/1013.
Руководитель инспекции 29.07.2014 в отсутствие представителя предприятия вынес постановление по делу об административном правонарушении N 01-10/366, которым предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением инспекции, МУП "Водоканал" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения выражается в противоправных действиях (бездействии), вызвавших нарушение установленных нормативов или режимов обеспечения населения коммунальными услугами.
Субъектами правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, признаются должностные и юридические лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами.
Как следует из устава заявителя, предприятие создано в соответствии с решением исполкома Архангельского городского Совета народных депутатов от 23.09.1991.
Пунктом 2.2 устава предприятия установлено, что предметом его деятельности является производство работ и оказание услуг в соответствии с муниципальным договором-заказом, направленные на удовлетворение запросов и потребностей жителей города в области водоснабжения и водоотведения и получение прибыли. Для достижения этих целей предприятие осуществляет разные виды деятельности, в том числе подготовку и транспортировку питьевой воды, следовательно является ресурсоснабжающей организацией и субъектом правонарушения по статье 7.23 КоАП РФ.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) Правительством Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Подпунктом "в" пункта 3 Правил N 354 установлено, что предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении 1.
Согласно подпункту "а" пункта 31 названных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В приложении 1 к этим же Правилам предусмотрено, что давление в системе холодного водоснабжения в точке водоразбора в многоквартирных домах и жилых домах должно составлять от 0,3 кгс/кв. см до 6 кгс/кв. см, у водозаборных колонок - не менее 1 кгс/кв. см; отклонение давления в системе холодного и горячего водоснабжения не допускается. Допустимая продолжительность перерыва подачи воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно (в том числе при аварии).
Пунктом 5.11 СП 31.13330.2012 предусмотрено, что минимальный свободный напор в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли должен составлять при одноэтажной застройке не менее 10 м, при большей этажности на каждый этаж следует добавлять 4 м.
В соответствии с распоряжением мэра города Архангельска от 22.03.1995 N 215р "Об упорядочении границ эксплуатационной ответственности объектов инженерной инфраструктуры", действовавшим на момент совершения вменяемого заявителю в вину правонарушения, предприятие должно было исполнять обязанность по подаче коммунального ресурса в необходимых потребителю объемах до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
Следовательно, предприятие является лицом, ответственным за бесперебойное круглосуточное водоснабжение жителей дома N 1 (корпус 1) по улице Дрейера города Архангельска до наружной проекции стены здания, то есть до ввода в дом.
Приказом Госстроя России от 30.12.1999 N 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - Правила N 168), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и обязательны для предприятий водоснабжения и канализации, обслуживающих население, независимо от их ведомственной принадлежности.
Согласно пункту 2.10.1 Правил N 168 водоводы и водопроводная сеть должны обеспечить бесперебойное и надежное снабжение потребителей водой, которая по своему качеству должна соответствовать требованиям стандарта.
Таким образом, в обязанности предприятия входит не только поставка воды, отвечающей установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям, но и обеспечение бесперебойного и надлежащего снабжения ею потребителей.
Приложение 1 к данным Правилам устанавливает перечень нормативно-технической документации, требованиям которой должна соответствовать деятельность предприятий водопроводно-канализационного хозяйства по эксплуатации действующих объектов водопроводно-канализационного хозяйства.
В числе нормативно-технической документации указаны СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" (пункт 27 приложения 1).
Кроме того, согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальные стандарты и своды правил, включенные в указанный в части 1 настоящей статьи перечень, являются обязательными для применения, за исключением случаев осуществления проектирования и строительства в соответствии со специальными техническими условиями (часть 4 статьи 6 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Пунктом 24 указанного Перечня установлена обязательность применения в том числе раздела 2 (пункты 2.1 - 2.10, 2.26 - 2.28) СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения". Кроме того, в соответствии с пунктом 2.10.13 Правил N 168 в качестве критерия бесперебойности подачи воды устанавливается выполнение обязательных требований, то есть СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения".
С 01.01.2013 введен в действие свод правил СП 31.13330.2012 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84*".
Актуализированная редакция СНиП 2.04.02-84 (пункт 5.11) содержит аналогичные установленным СНиП 2.04.02-84 до 01.01.2013 (пункт 2.26) требования к минимальному свободному напору в сети водопровода населенного пункта при максимальном хозяйственно-питьевом водопотреблении на вводе в здание над поверхностью земли.
Следовательно, положения СП 31.13330.2012 являются обязательными для МУП "Водоканал" и должны соблюдаться в процессе эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения.
Материалами дела, в том числе актом проверки от 15.07.2014 N А-04/02-06/1013, протоколом от 17.07.2014 N А-04/02-08/409 об административном правонарушении, подтверждается факт нарушения режима предоставления жителям дома N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске коммунальной услуги по холодному водоснабжению.
При таких обстоятельствах в действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 названного Кодекса лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доводы подателя жалобы о том, что суд первой инстанции при вынесении решения не учел пункты 16 и 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума N 10), отклоняются судом апелляционной инстанцией в силу следующего.
В соответствии с разъяснениями Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 названного постановления, в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума N 10 при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц данный Кодекс формы вины (статья 2.2 настоящего Кодекса) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 названного Кодекса, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
С учетом изложенного при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
Податель жалобы ссылается на то, что в целях недопущения нарушений в области предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, в частности предотвращения аварийной ситуации на сети водопровода, предприятием проводилось два раза в год общее профилактическое обслуживание сооружений и устройств сети водопровода.
Вместе с тем данный довод не свидетельствует о принятии заявителем всех необходимых мер по соблюдению режима предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, поскольку выполнение данных действий не является обстоятельством, исключающим вину заявителя в совершении правонарушения, а выступает лишь способом исполнения предприятием возложенной на него обязанности. В связи с этим указанная ссылка заявителя не принимается судом апелляционной инстанции во внимание.
Довод подателя жалобы о том, что при возникновении аварии, послужившей причиной перебоев водоснабжения в доме N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске, заявителем были приняты меры по устранению аварии на сети водоснабжения, отклоняется апелляционной инстанцией, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставлялась ненадлежащим образом по причине аварии. Таких доказательств не представлено и административному органу при проведении проверки.
В материалы дела предъявлен план проведения работ по нормализации водоснабжения района "Левый берег" от 07.07.2014. Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, в этом плане не указано наличие аварии на сети водоснабжения.
Ссылка предприятия на договор подряда от 31.07.2014 N 235/14, заключенный с ООО "ПрогрессТех", также не принимается судом апелляционной инстанции во внимание, поскольку по указанному договору также невозможно установить, что коммунальная услуга по холодному водоснабжению предоставлялась ненадлежащим образом по причине аварии.
Более того, факт нарушения режима предоставления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, выразившегося в несоблюдении норматива давления подачи холодной воды в точках водоразбора в доме N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске, зафиксирован в акте проверки от 15.07.2014 и в протоколе от 17.07.2014 об административном правонарушении, тогда как договор подряда N 235/14 заключен заявителем с ООО "ПрогрессТех" 31.07.2014, то есть после выявления вменяемого предприятию в вину правонарушения. График подачи воды в район Левый берег города Архангельска на период технического обследования дюкера диаметром 600 мм через реку Северную Двину, предусматривающий отключение подачи воды с 23 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин., утвержден 04.08.2014 и составлен на период с 04.08.2014 по 15.08.2014.
Доказательства, подтверждающие наличие причинно-следственной связи между фактом ограничения подачи холодной воды в вышеуказанном жилом доме по причине возникновения аварии либо возникновением предаварийной ситуации и заключением с ООО "ПрогрессТех" договора подряда от 31.07.2014 N 235/14, в материалах дела отсутствуют.
Кроме того, как следует из обращений граждан, проживающих в доме N 1 (корпус 1) по улице Дрейера в городе Архангельске, от 20.06.2014 в указанном доме ежедневно с начала мая 2013 года отключалось холодное водоснабжение в ночное время. Данные обстоятельства заявителем не опровергаются.
Законный представитель предприятия, надлежащим образом извещенный о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления, на составление протокола и вынесение постановления не явился, каких-либо письменных пояснений, возражений по выявленному правонарушению и соответствующих документов ни на составление протокола, ни на рассмотрение материалов административного дела в инспекцию не представил.
Ссылка подателя жалобы на то, что МУП "Водоканал" заявлялось ходатайство о переносе срока проверки на более поздний срок, в котором в том числе содержится ссылка на то, что перебои водоснабжения связаны с аварией на сетях водоснабжения, не принимается апелляционным судом во внимание как не подтвержденная документально, поскольку такое ходатайство в материалах дела отсутствует.
Таким образом, доказательств невозможности соблюдения нормативов давления при оказании услуг холодного водоснабжения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые предприятие не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалы дела не представлено, что свидетельствует о виновности заявителя в совершении выявленного правонарушения.
В связи с неоднократным привлечением заявителя к административной ответственности предприятию назначено наказание в максимальном размере санкции, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что избранная судом первой инстанции мера наказания соответствует тяжести совершенного правонарушения и обусловлена достижением целей, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ. Оснований считать наказание несправедливым или несоразмерным совершенному правонарушению у суда апелляционной инстанции не имеется.
Основания для освобождения предприятия от административной ответственности ввиду малозначительности совершенного правонарушения отсутствуют.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания незаконным оспариваемого постановления инспекции.
Подателем жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал предприятию в удовлетворении требований, оснований для отмены решения суда не имеется. Апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 ноября 2014 года по делу N А05-10776/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Водоканал" муниципального образования "Город Архангельск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
А.Ю.ДОКШИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)