Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.01.2015 N 13АП-28610/2014 ПО ДЕЛУ N А56-47654/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 января 2015 г. по делу N А56-47654/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 января 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Л.В.Зотеевой
судей О.И.Есиповой, Н.И.Протас
при ведении протокола судебного заседания: В.В.Медведевой
при участии:
от истца (заявителя): предст. Гришин Г.А. - доверенность N 05 от 21.07.2014; председатель ТСЖ Касьянов В.И.
от заинтересованных лиц: 1) предст. Полевой В.К. - доверенность N 09-2-19-19 от 12.01.2015; 2) предст. Полевой В.К. - доверенность N 287-11-20 от 29.12.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28610/2014) товарищества собственников жилья "Кедр+" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.10.2014 по делу N А56-47654/2014 (судья Анисимова О.В.), принятое
по заявлению товарищества собственников жилья "Кедр+"
к 1) Отделу надзорной деятельности Невского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу,
2) Главному управлению МЧС России по Санкт-Петербургу
об оспаривании предписания

установил:

Товарищество собственников жилья "Кедр+" (ОГРН 1047818000031; адрес: 192177, Санкт-Петербург, пер. Слепушкина, д. 7; далее - заявитель, Товарищество, ТСЖ "Кедр+") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании предписания Отдела надзорной деятельности Невского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу (далее - ОНД Невского района) от 30.04.2014 N 2-19-366/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Санкт-Петербургу.
Решением суда от 20.10.2014 в удовлетворении заявленного Товариществом требования отказано.
ТСЖ "Кедр+" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 20.10.2014 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления Товарищества. В обоснование доводов жалобы Товарищество ссылается на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, а также нарушение и неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представители ТСЖ "Кедр+" поддержали доводы апелляционной жалобы. Представитель заинтересованных лиц возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 14.03.2014 N 2-19-366 ОНД Невского района проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты - имущества юридического лица, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, пер. Слепушкина, д. 7, с целью проверки исполнения ранее выданного предписания от 06.06.2013 N 2-19-384/1/1.
В ходе проверки были выявлены и зафиксированы в акте проверки от 30.04.2014 N 2-19-366 нарушения требований пожарной безопасности, а именно установлено, что в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (система дымоудаления находится в нерабочем состоянии, отсутствуют двигатели системы; не исправны насосы-повысители внутреннего противопожарного водопровода; не исправна автоматика запуска системы противопожарного водопровода; не исправны автоматические задвижки внутреннего противопожарного водопровода).
По результатам проверки Товариществу выдано предписание от 30.04.2014 N 2-19-366/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которым ТСЖ "Кедр+" было предложено в срок до 01.05.2015 устранить выявленные в ходе проверки нарушения.
Не согласившись с предписанием, ТСЖ "Кедр+" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, в удовлетворении которого заявителю отказано.
Исследовав материалы дела, выслушав и оценив доводы сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда от 20.10.2014 и удовлетворения апелляционной жалобы Товарищества в связи со следующим.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Статьей 37 Закона N 69-ФЗ установлена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 1.1 статьи 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе, законодательства о пожарной безопасности.
Одним из способов управления многоквартирным домом, предусмотренным частью 2 статьи 161 ЖК РФ является управление товариществом собственников жилья.
В соответствии с частью 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
В силу части 2.2 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, принятие мер пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
В силу пункта 7 Правил N 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Как установлено административным органом и судом и не оспаривается заявителем, ТСЖ "Кедр+" осуществляет управление многоквартирным жилым домом по адресу: Санкт-Петербург, пер. Слепушкина, д. 7.
Согласно пункту 2.1 Устава ТСЖ "Кедр+" образовано в целях согласования порядка и реализации прав домовладельцев по владению, пользованию и в установленных законодательством пределах распоряжению общим имуществом в кондоминиуме, а также для осуществления деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимости в кондоминиуме, распределения между домовладельцами обязанностей по возмещению соответствующих издержек для обеспечения надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в кондоминиуме.
Согласно пункту 2.2 Устава ТСЖ "Кедр+" предметом деятельности товарищества является, в том числе:
- - организация совместного управления и обеспечения эксплуатации недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования, распоряжения общим имуществом в кондоминиуме в установленных законом пределах;
- - организация и осуществление деятельности по реконструкции, содержанию, ремонту, эксплуатации и управлению кондоминиумом;
- - обеспечение надлежащего технического, противопожарного, экологического и санитарного состояния жилых и нежилых помещений, общего имущества в кондоминиуме, в том числе земельного участка, на котором расположено жилое здание иные объекты недвижимости, входящие в кондоминиум.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений статьи 38 Закона N 69-ФЗ, статьи 161 (части 1, 1.1, 2.2) Жилищного кодекса РФ, пункта 11 Правил N 491, именно заявитель (ТСЖ "Кедр+") является лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, пер. Слепушкина, д. 7, в том числе, в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Учитывая изложенное, оспариваемое предписание от 30.04.2014 N 2-19-366/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности было правомерно выдано именно Товариществу, как субъекту, ответственному за содержание общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома в соответствии с требованиями пожарной безопасности.
Ссылки подателя жалобы на то, что планирование, организация, финансирование и производство ремонта общего имущества многоквартирного дома не относится к компетенции Товарищества, не принимаются судом апелляционной инстанции. В силу части 1 статьи 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (подпункты 2 и 3). Аналогичные положения установлены в разделе 3.1 Устава ТСЖ "Кедр+". При этом, в силу пункта 8.2 Устава правление Товарищества вправе созвать внеочередное общее собрание членов товарищества собственников жилья для решения вопросов, относящихся к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Согласно статье 1 Закона N 69-ФЗ требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - ППР), которые определяют требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В силу пункта 61 ППР руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Как следует из материалов дела, при проведении внеплановой выездной проверки ОНД Невского района установлено, что в нарушение пункта 61 ППР руководитель организации не обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (система дымоудаления находится в нерабочем состоянии, а именно отсутствуют двигатели системы; не исправны насосы-повысители внутреннего противопожарного водопровода; не исправна автоматика запуска системы противопожарного водопровода; не исправны автоматические задвижки внутреннего противопожарного водопровода).
Факт нарушения требований пункта 61 ППР установлен административным органом и судом, подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 30.04.2014 N 2-19-366) и заявителем не оспаривается.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие необходимых денежных средств на восстановление системы дымоудаления и противопожарного водопровода, недостаточность срока для выполнения требований предписания, а также на принимаемые Товариществом меры (обращения в различные органы) с целью включения вопроса о восстановлении системы АППЗ в адресную программу капитального ремонта, не свидетельствуют о незаконности оспариваемого предписания и его неисполнимости, а являются основанием для обращения в уполномоченный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания, а также имеют значение для решения вопроса о виновности лица в неисполнении предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Судом первой инстанции не установлено грубых нарушений ОНД Невского района требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 30.04.2014 N 2-19-366/1/1 выдано по результатам внеплановой выездной проверки, основанием для проведения которой явилось истечение срока исполнения ранее выданного предписания ОНД Невского района от 06.06.2013 N 2-19-384/1/1 (пункт 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ, статья 6.1 Закона N 69-ФЗ). Копия распоряжения от 14.03.2014 N 2-19-366 о проведении проверки была получена председателем правления ТСЖ "Кедр+" 27.03.2014 (л.д. 47, оборот); председатель правления Товарищества Касьянов В.И. присутствовал при проведении проверки и получил копию акта проверки 30.04.2014.
Предписание от 30.04.2014 N 2-19-366/1/1 вынесено уполномоченным должностным лицом ОНД Невского района в соответствии с положениями статьи 17 Закона N 294-ФЗ, статьи 6 Закона N 69-ФЗ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое заявителем предписание от 30.04.2014 N 2-19-366/1/1 является законным, не возлагает на заявителя дополнительных (помимо установленных законом) обязанностей, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления ТСЖ "Кедр+".
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права судом первой инстанции не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда от 20.10.2014 не имеется.
Расходы по государственной пошлине в сумме 1000 руб. в соответствии со статьей 110 АПК РФ подлежат оставлению на подателе жалобы.
Государственная пошлина в размере 1000 рублей, излишне уплаченная ТСЖ "Кедр+" при обращении в суд с апелляционной жалобой платежным поручением N 301 от 07.11.2014 (подпункт 3 во взаимосвязи с подпунктом 12 пункта первого статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации), подлежит возврату заявителю из федерального бюджета в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20 октября 2014 года по делу N А56-47654/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Кедр+" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Кедр+" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
Л.В.ЗОТЕЕВА

Судьи
О.И.ЕСИПОВА
Н.И.ПРОТАС















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)