Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.П.,
судей Тетериной Н.В., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-737/2015) Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 по делу N А46-11883/2014 (судья Т.А. Беседина), принятое по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" (ИНН 5504035932, ОГРН 1025500981440) о взыскании 5388 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" - Жидков Д.Н. (паспорт, приказ от 26.08.2014 N 445-кр),
от открытого акционерного общества "Омскводоканал" - Герцев В.Е. по доверенности N 15/324 от 30.12.2014
установил:
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к Бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" (далее - БОУ ДОД г. Омска ЦДТ "Создездие", ответчик) с иском с учетом последующего уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании 5361 руб. основного долга (т. 3 л.д. 33).
Арбитражный суд Омской области 05.09.2014 определил рассмотреть дело N А46-11883/2014 в порядке упрощенного производства.
Впоследствии Арбитражный суд Омской области определением от 20.10.2014 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 с ответчика в пользу истца взыскано 5 361 руб. задолженности и 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, считая решение суда необоснованным.
От истца поступил отзыв на жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, у муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Созвездие" в оперативном управлении находится нежилое помещение 1П, назначение: нежилое, площадь общая 764,4 кв. м, номера на поэтажном плане: 1-42, этаж: 1, литер: А1, по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 149 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2009 серии 55 АГ 042358, т. 1 л.д. 13, 47).
В ответе от 09.09.2014 N 1304/10767 ГП "Омский центр ТИЗ" в адрес ОАО "ОмскВодоканал" сообщено, что номера на поэтажном плане 1-42 первого этажа, общей площадью 764,4 кв. м, входящие в состав нежилого помещения 1П, литера А1, являются пристроенной частью многоквартирного жилого дома (литера А), расположенного по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 149 (т. 1 л.д. 75).
Письмом от 11.07.2014 N 9541/14 ОАО "ОмскВодоказал" направило БОУ ДОД г. Омска ЦДТ "Создездие" для подписания акт сдачи-приемки работ (услуг), договор, и для оплаты счет-фактуру, расшифровку за услуги по установке общедомового прибора учета, указав со ссылкой на статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) о том, что в многоквартирном доме по адресу: ул. 10 лет Октября, 149, установлен общедомовой прибор учета холодной воды (дата установки 13.11.2013) (т. 1 л.д. 14-).
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований с учетом уточнения исходя из того, что ответчиком не произведена оплата за установку общедомового прибора учета холодной воды в размере 5 361 руб.
При этом суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчика о том, что занимаемое учреждением помещение, фактически не является пристройкой к многоквартирному дому, имеет отдельный вход, закрепленную территорию, отдельный тепловой узел и свои приборы учета потребления энергоресурсов; холодное водоснабжение поступает в учреждение напрямую из ВК1 (не через многоквартирный дом); вода, расходуемая учреждением, в формировании общедомовых нужд дома N 149 по ул. 10 лет Октября не учитывается.
Не принимая во внимание данные доводы ответчика, суд первой инстанции указал о том, что законодатель не ставит обязанность оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме, понесенных организациями, которые осуществляют снабжение водой в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, в зависимость от отдельного входа в помещение, отдельных приборов учета энергоресурсов, отдельного ввода для подачи энергоресурсов.
По мнению суда первой инстанции, для несения расходов на установку общедомового прибора учета имеет значение лишь тот факт, является ли помещение частью многоквартирного дома и входит ли площадь помещения в общую площадь дома.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 12 статьи 13 указанного Закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, апелляционный суд пришел к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, которые являются собственниками жилых домов и собственниками помещений в многоквартирных домах.
Следовательно, расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Указанное подтверждается также пунктом 38 (1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
В соответствии с положениями Федерального закона N 261-ФЗ истец исполнил обязанность по установке прибора учета в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 149, что подтверждается материалами дела и правильно установлено судом первой инстанции (т. 1 л.д. 17-34).
В рассматриваемом случае истец предъявил к ответчику настоящее требование исходя из того, что ответчику принадлежит на праве оперативного управления нежилое помещение, расположенное по тому же адресу, что и многоквартирный дом, в котором он установил общедомовой узел учета холодной воды с прибором учета типа "КАРАТ-РС" зав. N 45510213 (акт монтажа общедомового узла учета холодной воды от 11.11.2013, т. 1 л.д. 32).
Однако, прежде чем возложить на ответчика установленную Федеральным законом N 261-ФЗ обязанность по возмещению истцу расходов по установке общедомового узла учета холодной воды суду следует установить, имеется в составе общего имущества многоквартирного жилого дома N 149 по ул. 10 лет Октября имущество, являющееся общим и для собственника нежилого помещения и бремя содержания которого он обязан нести.
Суд первой инстанции правильно указал, что для несения расходов на установку общедомового прибора учета имеет значение факт, является ли помещение частью многоквартирного дома и входит ли площадь помещения в общую площадь дома.
Вместе с тем, суд первой инстанции, не установив такого безусловного факта в рассматриваемом случае, возложил на ответчика обязанность, предусмотренную только для собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ответчик, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 ГК РФ).
Таким образом, из толкования названой нормы следует вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Ограничений по содержанию данного имущества, и, как следствие, несению соответствующих расходов, закон не содержит.
Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Изложенное обуславливается конструктивными особенностями объектов недвижимости.
Исходя из указанных норм права собственник помещений в жилом доме несет бремя возмещения расходов и по установке прибора учета холодной воды, необходимого для учета этой воды, соразмерно своей доле в общем имуществе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту а) пункта 1 Правил N 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В состав общего имущества согласно пункту 2 Правил N 491 включаются, в частности, а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Кроме этого, в пункте 5 Правил N 491 указано, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Таким образом, для того, чтобы возложить на ответчика бремя несения расходов за содержание общего имущества в виде платы за установку общедомового прибора учета холодной воды, необходимо установить, действительно ли у ответчика имеется доля в общей собственности в жилом доме. Принимая во внимание состав общего имущества, обозначенный в пункте 2 Правил N 491, исходя из наличия имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Из материалов дела безусловно не следует, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику на праве оперативного управления, является встроенно-пристроенным помещением к жилому дому, то есть не находится обособленно от многоквартирного жилого дома, что свидетельствовало бы о том, что у нежилого помещения ответчика имеются общие конструктивные элементы с жилым домом, как-то: крыша; фундамент, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.
Из материалов дела усматривается, что у нежилого помещения ответчика и жилого дома один адрес: д. 149 по ул. 10 лет Октября.
Вместе с тем, само по себе совпадение адреса не означает, что нежилое помещение находится в жилом доме либо непосредственно пристроено к дому, вследствие чего нежилое помещение и жилой дом имеют одну крышу, несущие стены либо иные общие конструктивные элементы.
Из содержания свидетельства о государственной регистрации права от 19.11.2009, а также технического паспорта нежилого помещения (т. 1 л.д. 59-72) не усматривается, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику на праве оперативного управления, находится в жилом доме (встроено/пристроено).
Сами по себе сведения из ГП "Омский центр ТИЗ" о том, что номера на поэтажном плане 1-42 первого этажа, входящие в состав нежилого помещения, являются пристроенной частью многоквартирного жилого дома, не позволяют достоверно определить, какие именно общие конструктивные элементы имеются у нежилого помещения с жилым домом.
Не следует из материалов дела и того, что нежилое помещение ответчика соединено с жилым домом общими внутридомовыми инженерными системами холодного и горячего водоснабжения, которыми пользуется ответчик и потому должен нести расходы по содержанию общего имущества дома, в частности, по установке прибора учета холодной воды.
Истец, предъявляя к ответчику настоящее требование как собственнику нежилого помещения, в целях подтверждения наличия своих полномочий и на нежилое помещение ответчика, в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представил суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что жилой дом и нежилое помещение ответчика спроектированы и выполнены как единый комплекс, в котором инженерные сети используются для жилых помещений дома и нежилого помещения ответчика, то есть не имеют обособленных коммуникаций друг от друга.
В то время как ответчик, возражая против исковых требований, еще до обращения истца в суд (29.08.2014) в своем письме от 22.07.2014 N 180 (т. 1 л.д. 48), указывал о том, что здание имеет отдельный вход, отдельный тепловой узел и свои приборы учета, никак не связано с потреблением энергоресурсов с многоквартирным жилым домом.
В материалы дела ответчиком представлены заверенные копии единого договора от 21.02.2014 N 4131/1 холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного между сторонами, акта о разграничении эксплуатационной ответственности, схемы границ раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям (т. 1 л.д. 50-58), из которых усматривается следующее.
Стороны заключили самостоятельный договор на поставку истцом ответчику холодной и питьевой воды, прием водоотведения.
Границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента (ответчика) и организации водопроводно-канализационного хозяйства (истца) стороны установили по водопроводу: первый фланец задвижки от врезки в ВК-1, по канализации: наружные стенки колодцев со стороны выпусков.
Из схемы границ раздела балансовой принадлежности с учетом акта о разграничении эксплуатационной ответственности усматривается, что точка присоединения к водопроводным и канализационным сетям истца находится снаружи нежилого помещения и подключена непосредственно к сетям истца.
В связи с чем можно сделать вывод о том, что ответчик подключился к сетям истца обособленно от жилого дома, между сторонами заключен самостоятельный договор, по которому ответчик обязан оплачивать истцу полученную холодную воду и за принятые от него сточные воды.
Из материалов дела не следует также и того, что управляющая организация, обслуживающая жилой дом, предъявляла ответчику какие-либо претензии по оплате коммунальных услуг либо содержанию общего имущества дома.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что из материалов дела не следует, что ответчик имеет долю в общем имуществе жилого дома, чтобы возложить на него бремя несения расходов истца по установке общедомового прибора учета.
Между тем, именно наличие данного обстоятельства является определяющим, чтобы признать требования истца к ответчику обоснованными.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не должен нести расходы истца по содержанию общего имущества жилого дома в виде платы за установку общедомового прибора учета.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований ОАО "ОмскВодоканал".
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает необходимым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 АПК РФ отменить решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 по делу N А46-11883/2014. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований ОАО "ОмскВодоканал" к БОУ ДОД г. Омска "ЦДТ "Созвездие" о взыскании 5 361 руб. отказать.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. за подачу иска в связи с отказом в его удовлетворении относятся по правилам статьи 110 АПК РФ на истца.
Апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
Расходы ответчика по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы в связи с ее удовлетворением также по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца как на проигравшую сторону.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 270, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 по делу N А46-11883/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" к Бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" о взыскании 5 361 руб. отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" в пользу Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.П.СЕМЕНОВА
Судьи
Н.В.ТЕТЕРИНА
Н.А.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.04.2015 N 08АП-737/2015 ПО ДЕЛУ N А46-11883/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 апреля 2015 г. N 08АП-737/2015
Дело N А46-11883/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 апреля 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семеновой Т.П.,
судей Тетериной Н.В., Шаровой Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ткачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-737/2015) Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" на решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 по делу N А46-11883/2014 (судья Т.А. Беседина), принятое по иску открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" (ИНН 5504097128, ОГРН 1045507037344) к Бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" (ИНН 5504035932, ОГРН 1025500981440) о взыскании 5388 руб. 20 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" - Жидков Д.Н. (паспорт, приказ от 26.08.2014 N 445-кр),
от открытого акционерного общества "Омскводоканал" - Герцев В.Е. по доверенности N 15/324 от 30.12.2014
установил:
Открытое акционерное общество "ОмскВодоканал" (далее - ОАО "ОмскВодоканал", истец) обратилось в Арбитражный суд Омской области к Бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" (далее - БОУ ДОД г. Омска ЦДТ "Создездие", ответчик) с иском с учетом последующего уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о взыскании 5361 руб. основного долга (т. 3 л.д. 33).
Арбитражный суд Омской области 05.09.2014 определил рассмотреть дело N А46-11883/2014 в порядке упрощенного производства.
Впоследствии Арбитражный суд Омской области определением от 20.10.2014 перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 с ответчика в пользу истца взыскано 5 361 руб. задолженности и 2 000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением суда, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, считая решение суда необоснованным.
От истца поступил отзыв на жалобу, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению, решение суда - отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, у муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Центр детского творчества Созвездие" в оперативном управлении находится нежилое помещение 1П, назначение: нежилое, площадь общая 764,4 кв. м, номера на поэтажном плане: 1-42, этаж: 1, литер: А1, по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 149 (свидетельство о государственной регистрации права от 19.11.2009 серии 55 АГ 042358, т. 1 л.д. 13, 47).
В ответе от 09.09.2014 N 1304/10767 ГП "Омский центр ТИЗ" в адрес ОАО "ОмскВодоканал" сообщено, что номера на поэтажном плане 1-42 первого этажа, общей площадью 764,4 кв. м, входящие в состав нежилого помещения 1П, литера А1, являются пристроенной частью многоквартирного жилого дома (литера А), расположенного по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, д. 149 (т. 1 л.д. 75).
Письмом от 11.07.2014 N 9541/14 ОАО "ОмскВодоказал" направило БОУ ДОД г. Омска ЦДТ "Создездие" для подписания акт сдачи-приемки работ (услуг), договор, и для оплаты счет-фактуру, расшифровку за услуги по установке общедомового прибора учета, указав со ссылкой на статью 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) о том, что в многоквартирном доме по адресу: ул. 10 лет Октября, 149, установлен общедомовой прибор учета холодной воды (дата установки 13.11.2013) (т. 1 л.д. 14-).
Оценив представленные в дело доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований с учетом уточнения исходя из того, что ответчиком не произведена оплата за установку общедомового прибора учета холодной воды в размере 5 361 руб.
При этом суд первой инстанции не принял во внимание доводы ответчика о том, что занимаемое учреждением помещение, фактически не является пристройкой к многоквартирному дому, имеет отдельный вход, закрепленную территорию, отдельный тепловой узел и свои приборы учета потребления энергоресурсов; холодное водоснабжение поступает в учреждение напрямую из ВК1 (не через многоквартирный дом); вода, расходуемая учреждением, в формировании общедомовых нужд дома N 149 по ул. 10 лет Октября не учитывается.
Не принимая во внимание данные доводы ответчика, суд первой инстанции указал о том, что законодатель не ставит обязанность оплаты собственниками помещений в многоквартирном доме, понесенных организациями, которые осуществляют снабжение водой в порядке, предусмотренном пунктом 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, в зависимость от отдельного входа в помещение, отдельных приборов учета энергоресурсов, отдельного ввода для подачи энергоресурсов.
По мнению суда первой инстанции, для несения расходов на установку общедомового прибора учета имеет значение лишь тот факт, является ли помещение частью многоквартирного дома и входит ли площадь помещения в общую площадь дома.
Повторно рассматривая настоящее дело, суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
В силу части 9 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В части 5 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
На основании части 12 статьи 13 указанного Закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ, апелляционный суд пришел к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета, которые являются собственниками жилых домов и собственниками помещений в многоквартирных домах.
Следовательно, расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Указанное подтверждается также пунктом 38 (1) "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 года не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Из приведенной нормы права следует, что ресурсоснабжающая организация, осуществившая оснащение многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, взыскивает с собственников помещений многоквартирного жилого дома свои понесенные расходы на установку коллективного (общедомового) прибора учета путем выставления соответствующих счетов.
В соответствии с положениями Федерального закона N 261-ФЗ истец исполнил обязанность по установке прибора учета в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 149, что подтверждается материалами дела и правильно установлено судом первой инстанции (т. 1 л.д. 17-34).
В рассматриваемом случае истец предъявил к ответчику настоящее требование исходя из того, что ответчику принадлежит на праве оперативного управления нежилое помещение, расположенное по тому же адресу, что и многоквартирный дом, в котором он установил общедомовой узел учета холодной воды с прибором учета типа "КАРАТ-РС" зав. N 45510213 (акт монтажа общедомового узла учета холодной воды от 11.11.2013, т. 1 л.д. 32).
Однако, прежде чем возложить на ответчика установленную Федеральным законом N 261-ФЗ обязанность по возмещению истцу расходов по установке общедомового узла учета холодной воды суду следует установить, имеется в составе общего имущества многоквартирного жилого дома N 149 по ул. 10 лет Октября имущество, являющееся общим и для собственника нежилого помещения и бремя содержания которого он обязан нести.
Суд первой инстанции правильно указал, что для несения расходов на установку общедомового прибора учета имеет значение факт, является ли помещение частью многоквартирного дома и входит ли площадь помещения в общую площадь дома.
Вместе с тем, суд первой инстанции, не установив такого безусловного факта в рассматриваемом случае, возложил на ответчика обязанность, предусмотренную только для собственников помещений в многоквартирных жилых домах.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ответчик, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 ГК РФ).
Таким образом, из толкования названой нормы следует вывод о наличии у лица, владеющего имуществом на праве оперативного управления, полномочий собственника данного имущества по владению, пользованию и распоряжению, ограниченных лишь законом, целями деятельности предприятия или учреждения, назначением имущества, а также заданиями его собственника.
Ограничений по содержанию данного имущества, и, как следствие, несению соответствующих расходов, закон не содержит.
Статьей 249 ГК РФ установлено, что каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно пункту 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Согласно подпунктам 1, 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Изложенное обуславливается конструктивными особенностями объектов недвижимости.
Исходя из указанных норм права собственник помещений в жилом доме несет бремя возмещения расходов и по установке прибора учета холодной воды, необходимого для учета этой воды, соразмерно своей доле в общем имуществе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Согласно подпункту а) пункта 1 Правил N 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В состав общего имущества согласно пункту 2 Правил N 491 включаются, в частности, а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование); б) крыши; в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции); г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции); д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Кроме этого, в пункте 5 Правил N 491 указано, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.
Таким образом, для того, чтобы возложить на ответчика бремя несения расходов за содержание общего имущества в виде платы за установку общедомового прибора учета холодной воды, необходимо установить, действительно ли у ответчика имеется доля в общей собственности в жилом доме. Принимая во внимание состав общего имущества, обозначенный в пункте 2 Правил N 491, исходя из наличия имеющихся в деле доказательств, суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Из материалов дела безусловно не следует, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику на праве оперативного управления, является встроенно-пристроенным помещением к жилому дому, то есть не находится обособленно от многоквартирного жилого дома, что свидетельствовало бы о том, что у нежилого помещения ответчика имеются общие конструктивные элементы с жилым домом, как-то: крыша; фундамент, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции.
Из материалов дела усматривается, что у нежилого помещения ответчика и жилого дома один адрес: д. 149 по ул. 10 лет Октября.
Вместе с тем, само по себе совпадение адреса не означает, что нежилое помещение находится в жилом доме либо непосредственно пристроено к дому, вследствие чего нежилое помещение и жилой дом имеют одну крышу, несущие стены либо иные общие конструктивные элементы.
Из содержания свидетельства о государственной регистрации права от 19.11.2009, а также технического паспорта нежилого помещения (т. 1 л.д. 59-72) не усматривается, что нежилое помещение, принадлежащее ответчику на праве оперативного управления, находится в жилом доме (встроено/пристроено).
Сами по себе сведения из ГП "Омский центр ТИЗ" о том, что номера на поэтажном плане 1-42 первого этажа, входящие в состав нежилого помещения, являются пристроенной частью многоквартирного жилого дома, не позволяют достоверно определить, какие именно общие конструктивные элементы имеются у нежилого помещения с жилым домом.
Не следует из материалов дела и того, что нежилое помещение ответчика соединено с жилым домом общими внутридомовыми инженерными системами холодного и горячего водоснабжения, которыми пользуется ответчик и потому должен нести расходы по содержанию общего имущества дома, в частности, по установке прибора учета холодной воды.
Истец, предъявляя к ответчику настоящее требование как собственнику нежилого помещения, в целях подтверждения наличия своих полномочий и на нежилое помещение ответчика, в соответствии со статьей 65 АПК РФ не представил суду надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что жилой дом и нежилое помещение ответчика спроектированы и выполнены как единый комплекс, в котором инженерные сети используются для жилых помещений дома и нежилого помещения ответчика, то есть не имеют обособленных коммуникаций друг от друга.
В то время как ответчик, возражая против исковых требований, еще до обращения истца в суд (29.08.2014) в своем письме от 22.07.2014 N 180 (т. 1 л.д. 48), указывал о том, что здание имеет отдельный вход, отдельный тепловой узел и свои приборы учета, никак не связано с потреблением энергоресурсов с многоквартирным жилым домом.
В материалы дела ответчиком представлены заверенные копии единого договора от 21.02.2014 N 4131/1 холодного водоснабжения и водоотведения, заключенного между сторонами, акта о разграничении эксплуатационной ответственности, схемы границ раздела балансовой принадлежности по водопроводным и канализационным сетям (т. 1 л.д. 50-58), из которых усматривается следующее.
Стороны заключили самостоятельный договор на поставку истцом ответчику холодной и питьевой воды, прием водоотведения.
Границей раздела эксплуатационной ответственности по водопроводным и канализационным сетям абонента (ответчика) и организации водопроводно-канализационного хозяйства (истца) стороны установили по водопроводу: первый фланец задвижки от врезки в ВК-1, по канализации: наружные стенки колодцев со стороны выпусков.
Из схемы границ раздела балансовой принадлежности с учетом акта о разграничении эксплуатационной ответственности усматривается, что точка присоединения к водопроводным и канализационным сетям истца находится снаружи нежилого помещения и подключена непосредственно к сетям истца.
В связи с чем можно сделать вывод о том, что ответчик подключился к сетям истца обособленно от жилого дома, между сторонами заключен самостоятельный договор, по которому ответчик обязан оплачивать истцу полученную холодную воду и за принятые от него сточные воды.
Из материалов дела не следует также и того, что управляющая организация, обслуживающая жилой дом, предъявляла ответчику какие-либо претензии по оплате коммунальных услуг либо содержанию общего имущества дома.
Таким образом, проанализировав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции считает, что из материалов дела не следует, что ответчик имеет долю в общем имуществе жилого дома, чтобы возложить на него бремя несения расходов истца по установке общедомового прибора учета.
Между тем, именно наличие данного обстоятельства является определяющим, чтобы признать требования истца к ответчику обоснованными.
Поэтому суд апелляционной инстанции считает, что ответчик не должен нести расходы истца по содержанию общего имущества жилого дома в виде платы за установку общедомового прибора учета.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения исковых требований ОАО "ОмскВодоканал".
В связи с чем суд апелляционной инстанции считает необходимым в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 270 АПК РФ отменить решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 по делу N А46-11883/2014. Принять по делу новый судебный акт. В удовлетворении исковых требований ОАО "ОмскВодоканал" к БОУ ДОД г. Омска "ЦДТ "Созвездие" о взыскании 5 361 руб. отказать.
Расходы истца по уплате государственной пошлины в размере 2 000 руб. за подачу иска в связи с отказом в его удовлетворении относятся по правилам статьи 110 АПК РФ на истца.
Апелляционная жалоба ответчика подлежит удовлетворению.
Расходы ответчика по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. за подачу апелляционной жалобы в связи с ее удовлетворением также по правилам статьи 110 АПК РФ относятся на истца как на проигравшую сторону.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 270, пунктом 2 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Апелляционную жалобу Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 19.12.2014 по делу N А46-11883/2014 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" к Бюджетному образовательному учреждению дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" о взыскании 5 361 руб. отказать.
Взыскать с открытого акционерного общества "ОмскВодоканал" в пользу Бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Омска "Центр детского творчества "Созвездие" 3 000 руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.П.СЕМЕНОВА
Судьи
Н.В.ТЕТЕРИНА
Н.А.ШАРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)