Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чепурченко О.Н.,
судей Нилоговой Т.С., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нуретдиновой О.И.,
при участии:
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю: Суркова Е.В., паспорт, доверенность от 20.10.2014;
- от конкурсного управляющего должника Вохминой Н.В.: Вожакова И.С., паспорт, доверенность от 21.07.2015;
- от кредитора ООО "Русский Капитал Паевые Фонды": Темушкин О.О., паспорт, доверенность от 10.12.2014,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю,
на определение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2015 года о результатах рассмотрения заявления конкурсного управляющего признании права собственности должника на объекты незавершенного строительства, об обязании поставить объекты на кадастровый учет и обязании зарегистрировать право собственности,
вынесенное судьей Субботиной Н.А. в рамках дела N А50-10632/2012 о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Региональные системные инвестиции" (ОГРН 1055901130427, ИНН 5903003080),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
установил:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2012 ООО "Региональные системные инвестиции" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника с применением правил параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 12.07.2011 N 210-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), конкурсным управляющим утверждена Вохмина Н.В.
20 марта 2015 года конкурсный управляющий Вохмина Н.В. в порядке ст. 201.8 Закона о банкротстве обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании за ООО "Региональные системные инвестиции" права собственности на объект незавершенного строительства:
С учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ конкурсный управляющий просила:
1. Признать право собственности ООО "Региональные системные инвестиции" на следующие объекты незавершенного строительства:
- - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А. (право пользования машино-местами с N 1 по N 51, за исключением машино-мест N 26, 31, 32, 33, 38).
2. Обязать филиал ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю поставить на кадастровый учет следующие объекты незавершенного строительства в виде нежилых помещений:
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - подземная автостоянка на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенная в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.
3. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю зарегистрировать право собственности ООО "Региональные системные инвестиции" на следующие объекты:
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - общую долевую собственность в виде 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А. (право пользования машино-местами с N 1 по N 51, за исключением машино-мест N 26, 31, 32, 33, 38).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал за ООО "Региональные системные инвестиции" право собственности на:
- 1. объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- 2. Офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- 3-48. 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А. (право пользования машино-местом N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 34, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51).
Суд обязал филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю поставить на кадастровый учет:
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - Офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (учреждение) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает на то, что государственный кадастровый учет объектов недвижимости регулируется нормами ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; ч. 1 ст. 7 названного Закона определены уникальные характеристики объекта недвижимости, подлежащего внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Отмечает, что заявитель просит произвести постановку на ГКН объектов незавершенного строительства в объекте недвижимости, который в настоящее время не поставлен на ГКУ, то есть не может рассматриваться как объект права; в автоматизированной системе государственного кадастра недвижимости не будет отражена связь помещения со зданием, в котором оно расположено; внесение сведений в ГКН возможно в заявительном порядке и только при наличии поступившего в орган кадастрового учета технического плана такого помещения, подготовленного в соответствии с требованиями. Также апеллянт считает, что судом не учтено, что объекты недвижимости могут признаваться таковыми (как объект права), после того, как пройдут процедуру постановки на государственный кадастровый учет; помещения объекта незавершенного строительства не являются объектами недвижимости, подлежащими учету в ГКН. В апелляционной жалобе приведены пояснения относительно решения ОКУ об отказе в осуществлении кадастрового учета от 03.04.2015 N 5900/301/15-29125. Кроме того, учреждение отмечает, что вывод суда о том, что довод о невозможности постановки на ГКУ в качестве объекта недвижимости части объекта незавершенного строительства не соответствует буквальному толкованию Закона о кадастре является несостоятельным; отсутствие оценки доводам о том, что требования заявлены в порядке искового заявления, которые по мнению апеллянта подлежат рассмотрению в порядке гл. 24 АПК РФ.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступило.
Участвующий в судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представители конкурсного управляющего должника и кредитора ООО "Русский Капитал Паевые Фонды" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого определения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.06.2007 между должником и Управлением земельных отношений администрации г. Перми был заключен договор аренды земельного участка N 038-07Д, кадастровый номер 59:01:4415031:0011, площадью 10 218,25 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов, по адресу г. Пермь, ул. Малкова, 24А (л.д. 60-65).
08 августа 2007 года должнику выдано разрешение на строительство N RU90303000-261/2007. В дальнейшем 30.06.2009, 04.02.2010, 02.08.2011 Департаментом планирования и развития территории г. Перми выдавалось разрешение на продолжение строительства.
На указанном выше земельном участке должник возвел объект со строительными характеристиками: общая площадь 23 882,14 кв. м, общая площадь квартир 11 916,77 кв. м, площадь встроенных-пристроенных помещений 6 524,48 кв. м, площадь земельного участка 10 218,25 кв. м, количество этажей - 18, высота 60,2 м, строительный объем 78 094,74 куб. м, количество мест автостоянки 86.
07 июля 2011 года Департаментом планирования и развития территории г. Перми выдано разрешение N 261/2007/2 на ввод в эксплуатацию жилой части дома.
Разрешение на ввод в эксплуатацию нежилой части дома до настоящего времени не выдавалось ввиду прекращения строительства.
Как следует из технического паспорта, должником построено, но не введено в эксплуатацию встроенно-пристроенные помещения общей площадью 2 517,8 кв. м, в том числе магазины, офисы, автопарковка.
Из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), пояснений, данных в ходе рассмотрения настоящего дела, усматривается, что возведенные должником спорные объекты, не могут быть поставлены на кадастровый учет, поскольку должен быть представлен технический план на весь объект строительства.
Невозможность поставить объекты незавершенного строительства на кадастровый учет повлекла невозможность регистрации за должником права собственности на возведенные объекты, что и явилось основанием для обращения конкурсного управляющего должника в суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ в их совокупности, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 201.8 Закона о банкротстве, с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, только в рамках дела о банкротстве с соблюдением установленного настоящей статьей порядка подлежат предъявлению и рассмотрению следующие требования других лиц к застройщику или застройщика к другим лицам о признании наличия или отсутствия права собственности или иного права либо обременения в отношении недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
В соответствии с ч. 2 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Поскольку материалами дела установлен и сторонами не оспаривается факт возведения должником объекта незавершенного строительства на земельном участке, находящемся у должника на законных основаниях, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеются достаточные правовые основания для признания за ООО "Региональные системные инвестиции" права собственности на объект незавершенного строительства.
Отказ Кадастровой палаты вносить в Государственный кадастр недвижимости требуемые конкурсным управляющим сведения влечет объективную невозможность регистрации права собственности объекта недвижимости, поскольку не позволяет идентифицировать возведенный объект.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 1 ст. 7 Закона о кадастре предусматривает необходимость внесения в кадастр сведений, в частности, о виде объекта недвижимости, к которым относятся: земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.
Понятие недвижимого имущества дано в ч. 1 ст. 130 ГК РФ, где указано, что к таковым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Нежилые помещения, права на которые просит признать и зарегистрировать конкурсный управляющий, прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Следовательно, указанные помещения являются объектами недвижимости. Внесение в Государственный кадастр недвижимости записи о существовании такого объекта прямо предусмотрено положениями п. 3 ст. 1 Закона о кадастре.
С учетом изложенного, требование конкурсного управляющего о возложении на Кадастровую Палату обязанности по регистрации нежилых помещений удовлетворено правомерно.
С учетом изложенного, утверждение о несостоятельности вывода суда о том, что довод о невозможности постановки на ГКУ в качестве объекта недвижимости части объекта незавершенного строительства не соответствует буквальному толкованию Закона о кадастре, следует признать необоснованным.
Довод апеллянта о заявительном характере спора был рассмотрен судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. В частности, как указывалось ранее и не оспаривается заявителем апелляционной жалобы, из решений от 03.04.2015, 16.06.2014 следует, что конкурсный управляющий обращался с соответствующими заявлениями в кадастровую палату. По результатам проверки осуществление кадастрового учета приостановлено, а затем отказано в осуществлении кадастрового учета. Обращение в суд обусловлено необходимостью оформления прав должника на принадлежащее ему имущество в целях формирования конкурсной массы, ее реализации и удовлетворения требований кредиторов.
При этом судом верно отмечено, что основания для оспаривания каких-либо действий Управления Росреестра по Пермскому краю отсутствуют. Требования об обязании третьего лица совершить действия по государственной регистрации являются излишними в связи с тем, что признание судом права собственности является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРП (п.п. 52, 53 Постановления Пленума ВС РФ, ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22). В данной части судом первой инстанции в удовлетворении требований конкурсного управляющего отказано обосновано.
Проанализировав нормы материального права применительно к сложившейся ситуации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции разрешил спор по существу правильно. Все доводы апеллянта о невозможности удовлетворения заявления конкурсного управляющего носят технический характер и могут быть разрешены регистрационной службой самостоятельно в рабочем порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) определение арбитражного суда от 29.06.2015, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Поскольку, при подаче апелляционной жалобы на обжалуемое определение оплата государственной пошлины налоговым законодательством не предусмотрена, государственная пошлина уплаченная заявителем апелляционной жалобы за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета (ст. 104, АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2015 года по делу N А50-10632/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ошибочно уплаченную по платежному поручению N 254136 от 07.07.2015 государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
О.Н.ЧЕПУРЧЕНКО
Судьи
Т.С.НИЛОГОВА
В.А.РОМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.10.2015 N 17АП-13749/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А50-10632/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2015 г. N 17АП-13749/2012-ГК
Дело N А50-10632/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чепурченко О.Н.,
судей Нилоговой Т.С., Романова В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нуретдиновой О.И.,
при участии:
- ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю: Суркова Е.В., паспорт, доверенность от 20.10.2014;
- от конкурсного управляющего должника Вохминой Н.В.: Вожакова И.С., паспорт, доверенность от 21.07.2015;
- от кредитора ООО "Русский Капитал Паевые Фонды": Темушкин О.О., паспорт, доверенность от 10.12.2014,
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю,
на определение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2015 года о результатах рассмотрения заявления конкурсного управляющего признании права собственности должника на объекты незавершенного строительства, об обязании поставить объекты на кадастровый учет и обязании зарегистрировать право собственности,
вынесенное судьей Субботиной Н.А. в рамках дела N А50-10632/2012 о признании несостоятельным (банкротом) ООО "Региональные системные инвестиции" (ОГРН 1055901130427, ИНН 5903003080),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
установил:
Решением Арбитражного суда Пермского края от 17.07.2012 ООО "Региональные системные инвестиции" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника с применением правил параграфа 7 главы IX Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в редакции Федерального закона от 12.07.2011 N 210-ФЗ (далее - Закон о банкротстве), конкурсным управляющим утверждена Вохмина Н.В.
20 марта 2015 года конкурсный управляющий Вохмина Н.В. в порядке ст. 201.8 Закона о банкротстве обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании за ООО "Региональные системные инвестиции" права собственности на объект незавершенного строительства:
С учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ конкурсный управляющий просила:
1. Признать право собственности ООО "Региональные системные инвестиции" на следующие объекты незавершенного строительства:
- - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А. (право пользования машино-местами с N 1 по N 51, за исключением машино-мест N 26, 31, 32, 33, 38).
2. Обязать филиал ФБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю поставить на кадастровый учет следующие объекты незавершенного строительства в виде нежилых помещений:
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - подземная автостоянка на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенная в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.
3. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю зарегистрировать право собственности ООО "Региональные системные инвестиции" на следующие объекты:
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.;
- - общую долевую собственность в виде 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А. (право пользования машино-местами с N 1 по N 51, за исключением машино-мест N 26, 31, 32, 33, 38).
Определением Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены частично.
Суд признал за ООО "Региональные системные инвестиции" право собственности на:
- 1. объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- 2. Офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- 3-48. 284/14886 доли в праве собственности на помещение подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1 488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А. (право пользования машино-местом N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30, 34, 34, 35, 36, 37, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51).
Суд обязал филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю поставить на кадастровый учет:
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - магазин N 1, общей строительной площадью 1 146,8 кв. м, расположенного на 1-ом этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 3-14 и А-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения - Офис цоколь, общей строительной площадью 64,5 кв. м, расположенного на цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома с административными, социально-бытовыми и торговыми помещениями в осях 6-7/2 и П-С по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А;
- - объект незавершенного строительства в виде нежилого помещения подземной автостоянки на 51 машино-место, общей строительной площадью 1488,6 кв. м, расположенного в цокольном этаже 18-ти этажного многоквартирного дома в осях 1-16 и А-П кадастровый номер 59:01:4415031:1952, номера на поэтажном плане 1-51, 86-89 по адресу г. Пермь ул. Малкова д. 24 А.
В удовлетворении остальной части требований отказано.
Не согласившись с вынесенным определением, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Пермскому краю (учреждение) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.
В обоснование апелляционной жалобы учреждение указывает на то, что государственный кадастровый учет объектов недвижимости регулируется нормами ФЗ от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости"; ч. 1 ст. 7 названного Закона определены уникальные характеристики объекта недвижимости, подлежащего внесению в государственный кадастр недвижимости (ГКН). Отмечает, что заявитель просит произвести постановку на ГКН объектов незавершенного строительства в объекте недвижимости, который в настоящее время не поставлен на ГКУ, то есть не может рассматриваться как объект права; в автоматизированной системе государственного кадастра недвижимости не будет отражена связь помещения со зданием, в котором оно расположено; внесение сведений в ГКН возможно в заявительном порядке и только при наличии поступившего в орган кадастрового учета технического плана такого помещения, подготовленного в соответствии с требованиями. Также апеллянт считает, что судом не учтено, что объекты недвижимости могут признаваться таковыми (как объект права), после того, как пройдут процедуру постановки на государственный кадастровый учет; помещения объекта незавершенного строительства не являются объектами недвижимости, подлежащими учету в ГКН. В апелляционной жалобе приведены пояснения относительно решения ОКУ об отказе в осуществлении кадастрового учета от 03.04.2015 N 5900/301/15-29125. Кроме того, учреждение отмечает, что вывод суда о том, что довод о невозможности постановки на ГКУ в качестве объекта недвижимости части объекта незавершенного строительства не соответствует буквальному толкованию Закона о кадастре является несостоятельным; отсутствие оценки доводам о том, что требования заявлены в порядке искового заявления, которые по мнению апеллянта подлежат рассмотрению в порядке гл. 24 АПК РФ.
Письменных отзывов на апелляционную жалобу от лиц, участвующих в деле не поступило.
Участвующий в судебном заседании представитель заявителя апелляционной жалобы на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Представители конкурсного управляющего должника и кредитора ООО "Русский Капитал Паевые Фонды" против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого определения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, явку своих представителей не обеспечили, что в силу положений ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием рассмотрению апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.06.2007 между должником и Управлением земельных отношений администрации г. Перми был заключен договор аренды земельного участка N 038-07Д, кадастровый номер 59:01:4415031:0011, площадью 10 218,25 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов, по адресу г. Пермь, ул. Малкова, 24А (л.д. 60-65).
08 августа 2007 года должнику выдано разрешение на строительство N RU90303000-261/2007. В дальнейшем 30.06.2009, 04.02.2010, 02.08.2011 Департаментом планирования и развития территории г. Перми выдавалось разрешение на продолжение строительства.
На указанном выше земельном участке должник возвел объект со строительными характеристиками: общая площадь 23 882,14 кв. м, общая площадь квартир 11 916,77 кв. м, площадь встроенных-пристроенных помещений 6 524,48 кв. м, площадь земельного участка 10 218,25 кв. м, количество этажей - 18, высота 60,2 м, строительный объем 78 094,74 куб. м, количество мест автостоянки 86.
07 июля 2011 года Департаментом планирования и развития территории г. Перми выдано разрешение N 261/2007/2 на ввод в эксплуатацию жилой части дома.
Разрешение на ввод в эксплуатацию нежилой части дома до настоящего времени не выдавалось ввиду прекращения строительства.
Как следует из технического паспорта, должником построено, но не введено в эксплуатацию встроенно-пристроенные помещения общей площадью 2 517,8 кв. м, в том числе магазины, офисы, автопарковка.
Из ответа ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственного кадастра и картографии" (далее - Кадастровая палата), пояснений, данных в ходе рассмотрения настоящего дела, усматривается, что возведенные должником спорные объекты, не могут быть поставлены на кадастровый учет, поскольку должен быть представлен технический план на весь объект строительства.
Невозможность поставить объекты незавершенного строительства на кадастровый учет повлекла невозможность регистрации за должником права собственности на возведенные объекты, что и явилось основанием для обращения конкурсного управляющего должника в суд с настоящим заявлением.
Исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ в их совокупности, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Удовлетворяя требования частично, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 201.8 Закона о банкротстве, с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения в отношении застройщика, в ходе проведения наблюдения и всех последующих процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика, только в рамках дела о банкротстве с соблюдением установленного настоящей статьей порядка подлежат предъявлению и рассмотрению следующие требования других лиц к застройщику или застройщика к другим лицам о признании наличия или отсутствия права собственности или иного права либо обременения в отношении недвижимого имущества, в том числе объектов незавершенного строительства.
Согласно ч. 1 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
В силу ст. 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Пунктом 2 ст. 25 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором расположен объект незавершенного строительства, и разрешения на строительство, если в соответствии с законодательством Российской Федерации для строительства создаваемого объекта требуется получение такого разрешения.
В соответствии с ч. 2 ст. 165 ГК РФ, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд по требованию другой стороны вправе вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.
Поскольку материалами дела установлен и сторонами не оспаривается факт возведения должником объекта незавершенного строительства на земельном участке, находящемся у должника на законных основаниях, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеются достаточные правовые основания для признания за ООО "Региональные системные инвестиции" права собственности на объект незавершенного строительства.
Отказ Кадастровой палаты вносить в Государственный кадастр недвижимости требуемые конкурсным управляющим сведения влечет объективную невозможность регистрации права собственности объекта недвижимости, поскольку не позволяет идентифицировать возведенный объект.
В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 1 ст. 7 Закона о кадастре предусматривает необходимость внесения в кадастр сведений, в частности, о виде объекта недвижимости, к которым относятся: земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства.
Понятие недвижимого имущества дано в ч. 1 ст. 130 ГК РФ, где указано, что к таковым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Нежилые помещения, права на которые просит признать и зарегистрировать конкурсный управляющий, прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Следовательно, указанные помещения являются объектами недвижимости. Внесение в Государственный кадастр недвижимости записи о существовании такого объекта прямо предусмотрено положениями п. 3 ст. 1 Закона о кадастре.
С учетом изложенного, требование конкурсного управляющего о возложении на Кадастровую Палату обязанности по регистрации нежилых помещений удовлетворено правомерно.
С учетом изложенного, утверждение о несостоятельности вывода суда о том, что довод о невозможности постановки на ГКУ в качестве объекта недвижимости части объекта незавершенного строительства не соответствует буквальному толкованию Закона о кадастре, следует признать необоснованным.
Довод апеллянта о заявительном характере спора был рассмотрен судом первой инстанции и ему дана надлежащая правовая оценка. В частности, как указывалось ранее и не оспаривается заявителем апелляционной жалобы, из решений от 03.04.2015, 16.06.2014 следует, что конкурсный управляющий обращался с соответствующими заявлениями в кадастровую палату. По результатам проверки осуществление кадастрового учета приостановлено, а затем отказано в осуществлении кадастрового учета. Обращение в суд обусловлено необходимостью оформления прав должника на принадлежащее ему имущество в целях формирования конкурсной массы, ее реализации и удовлетворения требований кредиторов.
При этом судом верно отмечено, что основания для оспаривания каких-либо действий Управления Росреестра по Пермскому краю отсутствуют. Требования об обязании третьего лица совершить действия по государственной регистрации являются излишними в связи с тем, что признание судом права собственности является основанием для внесения соответствующих записей в ЕГРП (п.п. 52, 53 Постановления Пленума ВС РФ, ВАС РФ от 29.04.2010 N 10/22). В данной части судом первой инстанции в удовлетворении требований конкурсного управляющего отказано обосновано.
Проанализировав нормы материального права применительно к сложившейся ситуации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что суд первой инстанции разрешил спор по существу правильно. Все доводы апеллянта о невозможности удовлетворения заявления конкурсного управляющего носят технический характер и могут быть разрешены регистрационной службой самостоятельно в рабочем порядке.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые являются безусловным основанием для отмены судебных актов, апелляционным судом не установлено.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены (изменения) определение арбитражного суда от 29.06.2015, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Поскольку, при подаче апелляционной жалобы на обжалуемое определение оплата государственной пошлины налоговым законодательством не предусмотрена, государственная пошлина уплаченная заявителем апелляционной жалобы за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату из федерального бюджета (ст. 104, АПК РФ, ст. 333.40 НК РФ).
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
определение Арбитражного суда Пермского края от 29 июня 2015 года по делу N А50-10632/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ошибочно уплаченную по платежному поручению N 254136 от 07.07.2015 государственную пошлину в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
О.Н.ЧЕПУРЧЕНКО
Судьи
Т.С.НИЛОГОВА
В.А.РОМАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)