Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Луговского Н.В.,
при проведении судебного заседания путем использования системы видеоконференц-связи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Шепелевым,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" - А.А. Деева по доверенности от 24 июля 2014 года,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - А.В. Кистаева по доверенности от 31 декабря 2014 года.
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2015 года по делу N А12-40243/2014 (судья С.П. Романов), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (ИНН 3443093176, ОГРН 1093443003455) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в деле заинтересованного лица Болдырева Валентина Александровна,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (далее - ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N 0188 от 23.10.2014 г. о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2015 года постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N 0188 от 23.10.2014 года о привлечении ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, признано незаконным.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - А.В. Кистаева поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представитель ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", - А.А. Деева возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной Роспотребнадзором проверки деятельности ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" по вопросу правильности соблюдения обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования в сфере коммунального комплекса и защиты прав потребителей, административным органом вынесено постановление N 0188 от 23.10.2014 г. о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ.
В ходе проверки установлен факт применения ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" в апреле - июне 2014 г. тарифа по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества, предоставляемых потребителю Болдыревой В.А., проживающей по адресу: <...>, с нарушением требований п. п. 18, 30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Так, в ходе проводимой прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда проверки ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" по вопросу исчисления платы жителям указанного дома установлено, что согласно конкурсной документации, размещенной на сайте организатора конкурса, плата за содержание и ремонт общего имущества установлена в размере 18, 37 руб.
Согласно протоколу конкурса по отбору управляющей компании N 1 от 15.05.2013 г., ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" признано победителем конкурса в отношении указанного дома.
Таким образом, при оказании услуг по управлению домом управляющая компания при отсутствии утвержденного общим собранием собственников иного тарифа на указанную услугу, обязана была применять тариф, установленный конкурсной документацией.
Фактически обществом в апреле - июне 2014 г. при оказании услуги применен тариф в размере 20,87 руб. /м.кв., установленный Постановлением администрации Волгограда от 29.01.2014 N 79 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
В связи с этим, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), ст. ст. 154, 155, 158, 162 Жилищного кодекса РФ, выразившемся в исчислении платы за ремонт и содержание жилья в размере, не установленном собранием собственников, обмане потребителя и квалификации указанных действий по ст. 14.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки административным органом вынесены постановления N 0186 от 23.10.2014 г., N 0187 от 23.10.2014 г., N 0188 от 23.10.2014 г. о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7, ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа.
Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.
При обвешивании покупатель получает товар, не соответствующий его количеству, предусмотренному договором купли-продажи.
При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передачу покупателю товаров в ассортименте, согласованном сторонами (п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон от 07.02.1992 N 2300-1), Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Предложения от ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" об увеличении платы за содержание и ремонт жилого помещения по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, 16 в адрес собственников помещений не направлялось, доказательств обратного обществом не представлено.
Как следует из материалов административного дела, в ходе проверки установлено, что в период апрель - июнь 2014 г. совершены в отношении жильцов указанного многоквартирного дома при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества.
В соответствии с конкурсной документацией, имеющейся в материалах дела, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для д. N 16 по б-ру 30-летия Победы, г. Волгограда составляет 18,37 руб. /м.кв.
В разделе 3 проекта договора управления "Платежи по договору" подписанного директором ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", в п. 3.1. содержится следующее условие "размер платы за содержание и ремонт для нанимателей определяется в соответствии с конкурсной документацией. В случае изменения в течение срока действия настоящего договора тарифов, действующих на момент заключения данного договора, размер платы за содержание и ремонт изменяется соответственно новым тарифам".
Однако в соответствии ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, а также п. 3 Порядка N 75 открытый конкурс проводится по ряду оснований, связанных с нереализацией именно собственниками своего права по выбору способа управления многоквартирным домом. Так, в частности, п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусматривает, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирном домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещения, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. При этом цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Таким образом, условие проекта договора, содержащееся в п. 3.1., об установлении размера платы за работы по содержанию и ремонту жилого помещения, касающееся только нанимателей и предусматривающее возможность увеличения размера платы за содержание и ремонт общего имущества по сравнению с конкурсной документацией, не соответствует требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь данным пунктом проекта договора управления, ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" с апреля 2014 года, в одностороннем порядке, без решения собственников жилья дома N 16 по б-ру 30-летия Победы, г. Волгограда о выборе способа управления многоквартирным домом и установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества на общем собрании, был увеличен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с принятием администрацией города Волгограда Постановления от 29.01.2014 N 79 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", который согласно платежным документам за апрель - июнь 2014 года составляет 20,87 руб. /м.кв.
Как следует из платежных документов в период за апрель - июнь 2014 года ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" выставлялись тарифы 20,87 руб. /м.кв., а не 18,37 руб. /м.кв., как указано в конкурсной документации.
Данными действиями ООО "УК "ЖКХ Дзержинского, района Волгограда" был допущен обман потребителя - собственника квартиры N 48 вышеуказанного дома Болдыревой В.А., на сумму 413, 13 рублей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о том, что действия ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в том, что, имея реальную возможность по предоставлению потребителю коммунальной услуги достоверных данных, касающихся начисления платы за услуги, юридическое лицо, тем не менее, не приняло достаточных и необходимых мер по их предоставлению и допустило нарушение порядка начисления тарифов за содержание и ремонт общего имущества и, как следствие, обсчет потребителя - Болдыревой В.А., на сумму 413, 13 рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе квитанциями, материалами проверки Управления, протоколом об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах факт совершения ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, и вина общества в его совершении подтверждены материалами дела.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что суд первой инстанции указал на то, что административным органом нарушена ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, а именно, заявитель привлечен дважды к административной ответственности по одному и тому же административному правонарушению, выявленному в рамках одной проверки за один и тот же временной период.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции неправомерно применил положения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, сделав вывод о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что помимо проверки, проведенной в отношении потребителя Болдыревой В.А., проводились проверки ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" по жалобе Шух З.Г., проживающей по адресу: <...>, по жалобе Филипповой О.Н., проживающей по адресу: <...>, в один и тот же период времени, выявленные нарушения охватывают один временной период - апрель - июнь 2014 г., совершены в отношении жильцов указанного многоквартирного дома при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества и квалифицированы по ст. 14.7 КоАП РФ.
Кроме того, результаты проверки направлены прокуратурой в адрес Роспотребнадзора для принятия мер письмом от 11.07.2014 г. N 1616т-2014, а действия управляющей компании образуют состав одного правонарушения, за исключением их дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, указанной в постановлении N 0186 от 23.10.2014 г.
Законность привлечения общества к ответственности установлена арбитражным судом Волгоградской области при рассмотрении дела N А12-40245/2014, в рамках которого оспаривалось постановление N 0186 от 23.10.2014 г., N А12-40242/2014, в рамках которого оспаривалось постановление N 0187 от 23.10.2014 г. указанные постановления содержат вывод об одном составе административного правонарушения, в связи с чем, административному органу необходимо было применить положения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ и вынести одно постановление, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ.
Однако, апелляционный суд считает, что входе проверок по жалобам Болдыревой В.А., Шух З.Г., Филипповой О.Н. выявленные нарушения действительно охватывают один временной период - апрель - июнь 2014 г., однако совершены в отношении трех физических лиц, хотя и проживающих в одном многоквартирном доме и данными действиями ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" был допущен обман как потребителя Болдыревой В.А., так и потребителей Шух З.Г., Филипповой О.Н., которые образуют самостоятельные составы административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ и не образуют состав одного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно удовлетворил заявленные требования и признал постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N 0188 от 23.10.2014 г. незаконным.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объеме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2015 года по делу N А12-40243/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 23.10.2014 г. N 0188 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 03.03.2015 N 12АП-1028/2015 ПО ДЕЛУ N А12-40243/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2015 г. по делу N А12-40243/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 03 марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи
Луговского Н.В.,
при проведении судебного заседания путем использования системы видеоконференц-связи, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания С.В. Шепелевым,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" - А.А. Деева по доверенности от 24 июля 2014 года,
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - А.В. Кистаева по доверенности от 31 декабря 2014 года.
иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области на решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2015 года по делу N А12-40243/2014 (судья С.П. Романов), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" (ИНН 3443093176, ОГРН 1093443003455) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в деле заинтересованного лица Болдырева Валентина Александровна,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунальное хозяйство Дзержинского района Волгограда" (далее - ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", заявитель) обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N 0188 от 23.10.2014 г. о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2015 года постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N 0188 от 23.10.2014 года о привлечении ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ, признано незаконным.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Согласно отчету о публикации, информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным апелляционным судом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" за пятнадцать дней до начала судебного заседания.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.11 при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области - А.В. Кистаева поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, представитель ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", - А.А. Деева возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст. 123 АПК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Как видно из материалов дела, по результатам проведенной Роспотребнадзором проверки деятельности ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" по вопросу правильности соблюдения обязательных требований действующего законодательства к порядку ценообразования в сфере коммунального комплекса и защиты прав потребителей, административным органом вынесено постановление N 0188 от 23.10.2014 г. о привлечении общества к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ.
В ходе проверки установлен факт применения ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" в апреле - июне 2014 г. тарифа по оплате услуг за содержание и ремонт общего имущества, предоставляемых потребителю Болдыревой В.А., проживающей по адресу: <...>, с нарушением требований п. п. 18, 30 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность".
Так, в ходе проводимой прокуратурой Дзержинского района г. Волгограда проверки ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" по вопросу исчисления платы жителям указанного дома установлено, что согласно конкурсной документации, размещенной на сайте организатора конкурса, плата за содержание и ремонт общего имущества установлена в размере 18, 37 руб.
Согласно протоколу конкурса по отбору управляющей компании N 1 от 15.05.2013 г., ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" признано победителем конкурса в отношении указанного дома.
Таким образом, при оказании услуг по управлению домом управляющая компания при отсутствии утвержденного общим собранием собственников иного тарифа на указанную услугу, обязана была применять тариф, установленный конкурсной документацией.
Фактически обществом в апреле - июне 2014 г. при оказании услуги применен тариф в размере 20,87 руб. /м.кв., установленный Постановлением администрации Волгограда от 29.01.2014 N 79 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда".
В связи с этим, административный орган пришел к выводу о нарушении обществом требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), ст. ст. 154, 155, 158, 162 Жилищного кодекса РФ, выразившемся в исчислении платы за ремонт и содержание жилья в размере, не установленном собранием собственников, обмане потребителя и квалификации указанных действий по ст. 14.7 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, по результатам проверки административным органом вынесены постановления N 0186 от 23.10.2014 г., N 0187 от 23.10.2014 г., N 0188 от 23.10.2014 г. о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.7, ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги), введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.10 и частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, или иной обман потребителей, влечет наложение административного штрафа.
Обмеривание и обвешивание представляют собой умышленные действия продавца, искажающего товарные свойства вещи, передаваемой покупателю по договору купли-продажи.
При обвешивании покупатель получает товар, не соответствующий его количеству, предусмотренному договором купли-продажи.
При обмеривании продавец нарушает условия договора, предусматривающие передачу покупателю товаров в ассортименте, согласованном сторонами (п. 1 ст. 467 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При обсчете товар оплачивается потребителем по цене, завышающей денежную сумму, объявленную продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи.
При введении в заблуждение относительно потребительских свойств, товар не соответствует виду, модели, цвету или иным заранее обусловленным участниками договора признакам, в нарушение ст. 469 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору розничной купли-продажи.
Указание в диспозиции названной статьи на иной обман потребителей также предусматривает умышленные действия по введению потребителя в заблуждение.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее Закон от 07.02.1992 N 2300-1), Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Сроки и порядок проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, а также порядок уведомления о принятых им решениях устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Предложения от ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" об увеличении платы за содержание и ремонт жилого помещения по адресу: г. Волгоград, б-р 30-летия Победы, 16 в адрес собственников помещений не направлялось, доказательств обратного обществом не представлено.
Как следует из материалов административного дела, в ходе проверки установлено, что в период апрель - июнь 2014 г. совершены в отношении жильцов указанного многоквартирного дома при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества.
В соответствии с конкурсной документацией, имеющейся в материалах дела, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для д. N 16 по б-ру 30-летия Победы, г. Волгограда составляет 18,37 руб. /м.кв.
В разделе 3 проекта договора управления "Платежи по договору" подписанного директором ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда", в п. 3.1. содержится следующее условие "размер платы за содержание и ремонт для нанимателей определяется в соответствии с конкурсной документацией. В случае изменения в течение срока действия настоящего договора тарифов, действующих на момент заключения данного договора, размер платы за содержание и ремонт изменяется соответственно новым тарифам".
Однако в соответствии ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, а также п. 3 Порядка N 75 открытый конкурс проводится по ряду оснований, связанных с нереализацией именно собственниками своего права по выбору способа управления многоквартирным домом. Так, в частности, п. 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлении Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусматривает, что в случае, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирном домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещения, устанавливается органом местного самоуправления по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. При этом цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Таким образом, условие проекта договора, содержащееся в п. 3.1., об установлении размера платы за работы по содержанию и ремонту жилого помещения, касающееся только нанимателей и предусматривающее возможность увеличения размера платы за содержание и ремонт общего имущества по сравнению с конкурсной документацией, не соответствует требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь данным пунктом проекта договора управления, ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" с апреля 2014 года, в одностороннем порядке, без решения собственников жилья дома N 16 по б-ру 30-летия Победы, г. Волгограда о выборе способа управления многоквартирным домом и установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества на общем собрании, был увеличен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с принятием администрацией города Волгограда Постановления от 29.01.2014 N 79 "Об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда", который согласно платежным документам за апрель - июнь 2014 года составляет 20,87 руб. /м.кв.
Как следует из платежных документов в период за апрель - июнь 2014 года ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" выставлялись тарифы 20,87 руб. /м.кв., а не 18,37 руб. /м.кв., как указано в конкурсной документации.
Данными действиями ООО "УК "ЖКХ Дзержинского, района Волгограда" был допущен обман потребителя - собственника квартиры N 48 вышеуказанного дома Болдыревой В.А., на сумму 413, 13 рублей.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к неправомерному выводу о том, что действия ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда не образуют состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества выражается в том, что, имея реальную возможность по предоставлению потребителю коммунальной услуги достоверных данных, касающихся начисления платы за услуги, юридическое лицо, тем не менее, не приняло достаточных и необходимых мер по их предоставлению и допустило нарушение порядка начисления тарифов за содержание и ремонт общего имущества и, как следствие, обсчет потребителя - Болдыревой В.А., на сумму 413, 13 рублей.
Данные обстоятельства подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, в том числе квитанциями, материалами проверки Управления, протоколом об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах факт совершения ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.7 КоАП РФ, и вина общества в его совершении подтверждены материалами дела.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на то, что суд первой инстанции указал на то, что административным органом нарушена ч. 5 ст. 4.1. КоАП РФ, а именно, заявитель привлечен дважды к административной ответственности по одному и тому же административному правонарушению, выявленному в рамках одной проверки за один и тот же временной период.
Апелляционный суд считает, что суд первой инстанции неправомерно применил положения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ, сделав вывод о том, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и тоже административное правонарушение.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что помимо проверки, проведенной в отношении потребителя Болдыревой В.А., проводились проверки ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" по жалобе Шух З.Г., проживающей по адресу: <...>, по жалобе Филипповой О.Н., проживающей по адресу: <...>, в один и тот же период времени, выявленные нарушения охватывают один временной период - апрель - июнь 2014 г., совершены в отношении жильцов указанного многоквартирного дома при начислении платы за содержание и ремонт общего имущества и квалифицированы по ст. 14.7 КоАП РФ.
Кроме того, результаты проверки направлены прокуратурой в адрес Роспотребнадзора для принятия мер письмом от 11.07.2014 г. N 1616т-2014, а действия управляющей компании образуют состав одного правонарушения, за исключением их дополнительной квалификации по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, указанной в постановлении N 0186 от 23.10.2014 г.
Законность привлечения общества к ответственности установлена арбитражным судом Волгоградской области при рассмотрении дела N А12-40245/2014, в рамках которого оспаривалось постановление N 0186 от 23.10.2014 г., N А12-40242/2014, в рамках которого оспаривалось постановление N 0187 от 23.10.2014 г. указанные постановления содержат вывод об одном составе административного правонарушения, в связи с чем, административному органу необходимо было применить положения п. 7 ч. 1 ст. 24.5 и ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ и вынести одно постановление, предусмотренное ст. 14.7 КоАП РФ.
Однако, апелляционный суд считает, что входе проверок по жалобам Болдыревой В.А., Шух З.Г., Филипповой О.Н. выявленные нарушения действительно охватывают один временной период - апрель - июнь 2014 г., однако совершены в отношении трех физических лиц, хотя и проживающих в одном многоквартирном доме и данными действиями ООО "УК "ЖКХ Дзержинского района Волгограда" был допущен обман как потребителя Болдыревой В.А., так и потребителей Шух З.Г., Филипповой О.Н., которые образуют самостоятельные составы административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.7 КоАП РФ и не образуют состав одного правонарушения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции неправомерно удовлетворил заявленные требования и признал постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области N 0188 от 23.10.2014 г. незаконным.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объеме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение арбитражного суда Волгоградской области от 12 января 2015 года по делу N А12-40243/2014, рассмотренному в порядке упрощенного производства, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно - коммунального хозяйства Дзержинского района Волгограда" о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области от 23.10.2014 г. N 0188 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)