Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4344/2013

Требования: Об установлении факта постоянного проживания, признании права на предоставление мер социальной поддержки.

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Истец является инвалидом третьей группы, в связи с чем ему предоставлялась льгота в виде скидки на оплату жилищно-коммунальных услуг, однако данная льгота была отменена.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N 33-4344/2013


Судья Тюшляева Н.В.

26 февраля 2013 года судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе
председательствующего Ракуновой Л.И.,
судей Бекловой Ж.В., Сидорова П.А.
при секретаре Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО18.
на решение Мытищинского городского суда Московской области от 10 июля 2012 года
по делу по иску ФИО17 к Министерству социальной защиты населения Московской области об установлении факта постоянного проживания, признания права на предоставление льгот по оплате жилого помещения, взыскании компенсации на оплату услуг за жилое помещение,
заслушав доклад судьи Ракуновой Л.И.,
объяснения истца, представителя ответчика,

установила:

ФИО16. обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области об установлении факта постоянного либо преимущественного проживания по адресу: <адрес>, признании права на предоставление льготы в размере 50% по оплате за жилищно-коммунальные услуги и электроэнергию с 01.11.2009 г., взыскании с ответчика суммы, равной 50% компенсации оплаты услуг ЖКХ с учетом уплаты процентов (без расчета 8% годовых по каждому платежу) с 01.11.2009 г. по 16.04.2012 г. равной - 44 170 руб. 36 коп., взыскании с ответчика расходов по уплате госпошлины.
Требования мотивированы тем, что является инвалидом 3 группы с 2003 года. С 2003 года по 01.11.2009 года ему предоставлялась льгота в виде скидки в размере 50% на оплату жилищно-коммунальных услуг, однако с 01.11.2009 года данная льгота отменена.
Представитель ответчика исковые требования не признал, сославшись на отсутствие у истца места жительства в Московской области. Регистрация по месту пребывания в Московской области не дает истцу право на получение указанных льгот.
Решением Мытищинского городского суда исковые требования удовлетворены частично. Судом постановлено.
Установить факт постоянного проживания ФИО15 по адресу: <адрес>.
Признать за ФИО14 право на предоставление льготы по оплате за оплату коммунальных в соответствии со ст. 17 Федерального "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" N 181 - 24.11.1995 г.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО13 отказать.
Дополнительным решением суда от 5 декабря 2012 года в удовлетворении требований истцу о взыскании с ответчика суммы, равной 50% понесенных им в период с 1 ноября 2009 года расходов по оплате коммунальных услуг с начисленными процентами отказано (л.д. 202).
Определением суда от 17 декабря 2012 года в решение суда от 10 июля 2012 года внесены изменения путем исправления описки.
За истцом признано право на предоставление льгот по оплате жилого помещения с 1 ноября 2009 года (л.д. 104).
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе ответчик просит его отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение, дополнительное решение, определение суда подлежащими отмене как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Как установлено судом при рассмотрении настоящего гражданского дела, истец является инвалидом 3 группы.
5 марта 2012 года он обратился к ответчику за предоставлением льгот по оплате жилого помещения, полагая, что имеет право на получение мер социальной поддержки по месту своего пребывания, являющимся для него постоянным местом жительства на территории Московской области.
Жилое помещение в п. Поведники принадлежит истцу на праве собственности (л.д. 11).
Согласно справки об оплате коммунальных услуг, выданной ГКУ г. Москвы инженерная служба района "Покровское-Стрешнево", где истец зарегистрирован как по месту жительства, ФИО12. оплачивает коммунальные услуги в полном объеме, льготами не пользуется (л.д. 13).
Устанавливая факт постоянного места жительства и признавая за истцом право на получение льгот по оплате жилого помещения с 1 ноября 2009 года и отказывая в удовлетворении иных имущественных требований, вытекающих из настоящего иска, суд первой инстанции исходил из того, что установление юридического факта является основанием для возникновение у истца права на получение мер социальной поддержки.
Не соглашаясь с выводами суда, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
В соответствии с п. 15 Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" для получения льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, обращаются в организации, осуществляющие сбор платежей за оплату жилья, коммунальных услуг и приобретаемое топливо (жилищные ремонтно-эксплуатационные предприятия, коммунальные предприятия и т.п.).
Основанием для предоставления льгот по оплате жилья, коммунальных услуг и приобретаемого топлива является справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы.
Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ (ст. 5) федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дополнены нормой, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Средства на реализацию указанных полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. При этом закреплено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
С учетом системного толкования приведенных выше норм, анализа установленных по делу обстоятельств, в соответствии с которыми истец с 1 ноября 2002 года проживает на территории Московской области, зарегистрирован по указанному выше адресу в данном субъекте РФ как по месту пребывания, мерами социальной поддержки в виде льгот по оплате жилого помещения по месту жительства в г. Москве не пользуется, право на реализацию указанной льготы истцу должно быть гарантировано по месту его пребывания, т.е. на территории Московской области.
Таким образом, на Министерство социальной защиты населения Московской области должна быть возложена обязанность предоставить ФИО11 меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Разрешая вопрос о дате возникновения указанного права, судебная коллегия исходит из того, что с заявлением о предоставлении указанной льготы к ответчику истец обратился 5 марта 2012 года. При таких обстоятельствах, датой возникновения права по спорным правоотношениям следует считать 5 марта 2012 года.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. 264 ГПК РФ, не находит оснований для удовлетворения заявления ФИО10 об установлении факта его постоянного или преимущественного проживания на территории Московской области по адресу <адрес>.
При этом судебная коллегия также исходит из того, что между сторонами возник спор о праве, подлежащий разрешению в порядке искового производства.
С учетом изложенного в настоящем определении, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с Министерства социальной защиты населения Московской области 50% компенсации оплаты услуг ЖКХ с учетом уплаты процентов из расчета 8% годовых с 1 ноября 2009 года. настоящим определением судебной коллегии за истцом признано право на льготы с 5 марта 2012 года.
Таким образом, решение, дополнительное решение, определение суда подлежат отмене как постановленные с нарушением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение от 10 июля 2012 года, дополнительное решение от 05 декабря 2012 года, определение от 17 декабря 2012 года Мытищинского городского суда Московской области отменить. Постановить по делу новое решение.
Обязать Министерство социальной защиты населения Московской области предоставить ФИО8 меры социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с 5 марта 2012 года.
В удовлетворении требования о признании факта постоянного либо преимущественного проживания по адресу: <...>, о взыскании с Министерства социальной защиты населения Московской области 50% компенсации оплаты услуг ЖКХ с учетом уплаты процентов из расчета 8% годовых с 1 ноября 2009 года ФИО9 отказать.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)