Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина,
судей Л.А. Мокроусовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9"
апелляционное производство N 05АП-3403/2015
на решение от 26.02.2015
по делу N А59-4697/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685; ИНН 6500000024)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-9" (ОГРН 1066501074386 ИНН 6501175725)
о взыскании задолженности по оплате потребленного объема электрической энергии, превысившего объем электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды,
при участии:
- от истца - не явились, извещен;
- от ответчика - представитель Чеховская Е.А. (доверенность N 140 от 06.03.2015, паспорт);
- установил:
ОАО "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-9" о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 35 828,11 рублей.
Решением суда от 26.02.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей жалобой. В обоснование доводов апеллянт ссылается на неверность расчета суммы исковых требований, произведенного истцом. Так, апеллянт указывает на то, что истцом неправомерно использованы значения площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без учета площадей чердаков и подвалов; из всего состава общего имущества истец учел только площадь лестничных площадок. Считает, что сумма задолженности за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды составляет 2088 рублей 05 копеек.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение проверяется в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в управлении ООО УК "ЖЭУ-9" в период с января 2014 года по август 2014 года находились многоквартирные дома по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 15-А, ул. Пуркаева, 82.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО УК "ЖЭУ-9" является управление эксплуатацией жилого фонда.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в жилых домах по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 15-А, ул. Пуркаева, 82 выбрали способ управления многоквартирными домами управление управляющей организацией ООО УК "ЖЭУ-9". Факт принятия многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспорен.
Из материалов дела следует, что ОАО "Сахалинэнерго" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется ООО УК "ЖЭУ-9".
Истец, полагая, что со стороны ответчика образовалась неоплаченная задолженность за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, в объеме, превышающем объем поставленного ресурса, исчисленного исходя из нормативов потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 307, 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Обязанность ООО УК "ЖЭУ-9" как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договор или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе электрической энергии, предусмотрена пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее Правила N 354).
Пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Отсутствие у управляющей организации договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Сахалинэнерго") ООО УК "ЖЭУ-9" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Сведений об энергоснабжении находящегося в управлении ответчиком жилого фонда иной ресурсоснабжающей организацией в деле не имеется.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы 2 и 3 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Иное допускается в случае принятия общим собранием собственников решения о распределении обозначенного превышения между всеми жилыми и нежилыми помещениями.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами 2 и 3 данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
Поскольку на ресурсоснабжающую организацию положения о покрытии "сверхнормативного" потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не распространяются, постольку стоимость электроэнергии, потребленной местами общего пользования многоквартирного жилого дома в части превышения нормативов потребления подлежит взысканию с управляющей компании.
Таким образом, ответчик, как исполнитель коммунальных услуг в отношении собственников и владельцев помещений многоквартирных домов обязан оплачивать стоимость поставленной в дома электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды.
В данном случае истцом предъявлена к взысканию задолженность за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, в объеме, превышающем объем поставленного ресурса, исчисленного исходя из нормативов потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды.
Доказательств того, что общим собранием собственников МКД были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения ответчиком не представлено.
В этом случае объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Материалами дела установлено, что многоквартирные дома, управляемые ответчиком оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии, что подтверждается соответствующими актами допуска и технической проверки, расход потребления электроэнергии зафиксирован показаниями приборов учета.
На оплату электрической энергии, поставленной в многоквартирные дома истец выставил в адрес ответчика счета-фактуры:
- N 3114-080-02 от 31 января 2014 года на сумму 9 746,04 рубля (с учетом корректировочного счета-фактуры),
- N 5946-080-02 от 28 февраля 2014 года на сумму 3585,68 рублей,
- N 9313-080-02 от 31 марта 2013 года на сумму 2645,45 рублей,
- N 12752-080-02 от 30 апреля 2014 года на сумму 4 310,23 рублей,
- N 16345-080-02 от 31 мая 2014 года на сумму 2 042,22 рубля (с учетом корректировочного счета-фактуры),
- N 20146-080-02 от 30 июня 2014 года на сумму 3 656,45 рублей,
- N 23790-080-02 от 31 июля 2014 года на сумму 4 061,07 рублей,
- N 27201-080-02 от 31 августа 2014 года на сумму 5 780,97 рублей,
а всего на общую сумму 35 828,11 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года нормативом потребления коммунальной услуги является количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. В свою очередь, нормативом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Из формулы 10 Правил N 306 следует, что при расчете норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, учитывается, в том числе общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, уполномоченного давать разъяснения по применению Правил, утвержденных указанным Постановлением, установлено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам N 306), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 306).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Признавая верным расчет суммы исковых требований, произведенный истцом, суд первой инстанции исходил из его соответствия нормативным требованиям, закрепленным в приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области N 13 от 29 апреля 2013 года и перечню общего имущества, включаемого в формулу при определении нормативов, указанному в пункте 27 приложения к Правилам N 306.
Коллегия полагает указанные ссылки суда первой инстанции неправомерными, поскольку п. 27 приложения к Правилам N 306 определяет суммарную площадь только применительно к услугам горячего и холодного водоснабжения, а суд первой инстанции сослался на него применительно к услугам электроэнергии. Приказ N 13 не содержит сведений о том, учитываются ли чердаки и подвалы при определении норматива.
В материалах дела отсутствовали доказательства того, что в спорных домах по адресам г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 15-А, ул. Пуркаева, 82 имеются подвалы и чердаки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель ответчика не оспорил тот факт, что в доме по ул. Емельянова, 15-А нет ни подвалов, ни чердаков, ни превышения ОДН.
Таким образом, между сторонами возник спор по дому по ул. Пуркаева, 82. Ответчик утверждает, что в указанном доме имеется подвал, подтвердив, что в подвале имеются энергопринимающие устройства (акты от 28.05.2015, 19.09.2013, 12.09.2013, 16.09.2013, 14.10.2013, 30.09.2013,24.09.2013, технический паспорт). Факт наличия чердака не подтвержден. При этом, истцом не доказано, что указанная площадь подвала не должна входить в состава общего имущества многоквартирного дома.
Ссылка истца на дело Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4423/2013, при рассмотрении которого специалистом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства отмечено, что при определении значения общей площади общего имущества многоквартирного дома площадь подвалов и чердаков не учитывалась, несостоятельна, поскольку в указанном деле спор возник между иными сторонами. Кроме того, данное решение на момент рассмотрения спора в законную силу не вступило.
При таких обстоятельствах, коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению, безосновательно при этом согласившись с расчетом суммы исковых требований, выполненным истцом.
Суд апелляционной инстанции, на основании изложенного, пришел к выводу о том, что в данном случае сверхнормативный ОДН должен рассчитываться с учетом площади подвала, в котором имеются энергопринимающие устройства.
Проверив расчет, выполненный ответчиком и предоставленный в материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает его верным и соответствующим требованиям законодательства. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично в размере 2 088 рублей 05 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2015 подлежит изменению.
Расходы по уплате госпошлины, как по иску, так и по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.02.2015 по делу N А59-4697/2014 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" основную задолженность в размере 2 088 (две тысячи восемьдесят восемь) рублей 05 копеек, расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 (две тысячи) рублей, всего - 4 088 рублей 05 копеек.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9" расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Путем проведения зачета подлежащих взысканию со сторон сумм, окончательно определить ко взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" 1 088 (одну тысячу восемьдесят восемь) рублей 05 копеек.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
К.П.ЗАСОРИН
Судьи
Л.А.МОКРОУСОВА
И.С.ЧИЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.06.2015 N 05АП-3403/2015 ПО ДЕЛУ N А59-4697/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 июня 2015 г. N 05АП-3403/2015
Дело N А59-4697/2014
Резолютивная часть постановления оглашена 02 июня 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июня 2015 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего К.П. Засорина,
судей Л.А. Мокроусовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.В. Янчиной,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9"
апелляционное производство N 05АП-3403/2015
на решение от 26.02.2015
по делу N А59-4697/2014 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" (ОГРН 1026500522685; ИНН 6500000024)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-9" (ОГРН 1066501074386 ИНН 6501175725)
о взыскании задолженности по оплате потребленного объема электрической энергии, превысившего объем электроэнергии, предоставленной на общедомовые нужды,
при участии:
- от истца - не явились, извещен;
- от ответчика - представитель Чеховская Е.А. (доверенность N 140 от 06.03.2015, паспорт);
- установил:
ОАО "Сахалинэнерго" обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "ЖЭУ-9" о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию в сумме 35 828,11 рублей.
Решением суда от 26.02.2015 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вынесенным решением, ответчик обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с настоящей жалобой. В обоснование доводов апеллянт ссылается на неверность расчета суммы исковых требований, произведенного истцом. Так, апеллянт указывает на то, что истцом неправомерно использованы значения площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме без учета площадей чердаков и подвалов; из всего состава общего имущества истец учел только площадь лестничных площадок. Считает, что сумма задолженности за сверхнормативное потребление электроэнергии на общедомовые нужды составляет 2088 рублей 05 копеек.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу ответчика считает, что судом первой инстанции вынесено законное и обоснованное решение, с учетом обстоятельств и при оценке всех доказательств, представленных сторонами, и просит оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Решение проверяется в порядке статей 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение подлежит изменению по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в управлении ООО УК "ЖЭУ-9" в период с января 2014 года по август 2014 года находились многоквартирные дома по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 15-А, ул. Пуркаева, 82.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности ООО УК "ЖЭУ-9" является управление эксплуатацией жилого фонда.
Согласно представленным в материалы дела документам, собственники помещений в жилых домах по адресу г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 15-А, ул. Пуркаева, 82 выбрали способ управления многоквартирными домами управление управляющей организацией ООО УК "ЖЭУ-9". Факт принятия многоквартирных жилых домов в управление ответчиком не оспорен.
Из материалов дела следует, что ОАО "Сахалинэнерго" в отсутствие письменного договора с управляющей организацией в спорный период осуществляло подачу электрической энергии в многоквартирные дома, управление которыми осуществляется ООО УК "ЖЭУ-9".
Истец, полагая, что со стороны ответчика образовалась неоплаченная задолженность за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, в объеме, превышающем объем поставленного ресурса, исчисленного исходя из нормативов потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статей 307, 309 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства, требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Обязанность ООО УК "ЖЭУ-9" как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договор или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям, в том числе электрической энергии, предусмотрена пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 (далее Правила N 354).
Пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для привлечения коммунальных услуг потребителям.
Отсутствие у управляющей организации договора с ресурсоснабжающей организацией не освобождает управляющую организацию как абонента от оплаты электрической энергии, переданной в многоквартирные дома, в том числе на общедомовые нужды. Коммунальный ресурс приобретался у гарантирующего поставщика (ОАО "Сахалинэнерго") ООО УК "ЖЭУ-9" как исполнителем не в целях перепродажи, а для предоставления гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Сведений об энергоснабжении находящегося в управлении ответчиком жилого фонда иной ресурсоснабжающей организацией в деле не имеется.
Частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
Абзацы 2 и 3 пункта 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 закрепляют в качестве общего правила положение, что распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды.
Иное допускается в случае принятия общим собранием собственников решения о распределении обозначенного превышения между всеми жилыми и нежилыми помещениями.
В случае если указанное решение не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Абзац 17 пункта 2 Правил N 354, раскрывая понятие ресурсоснабжающей организации как юридического лица независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, осуществляющих продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод), не относит к деятельности этих лиц функцию управления многоквартирным домом, что исключает распространение установленного абзацами 2 и 3 данного пункта порядка расчета на случаи, при которых исполнителем коммунальной услуги является эта организация.
Поскольку на ресурсоснабжающую организацию положения о покрытии "сверхнормативного" потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды не распространяются, постольку стоимость электроэнергии, потребленной местами общего пользования многоквартирного жилого дома в части превышения нормативов потребления подлежит взысканию с управляющей компании.
Таким образом, ответчик, как исполнитель коммунальных услуг в отношении собственников и владельцев помещений многоквартирных домов обязан оплачивать стоимость поставленной в дома электрической энергии, израсходованной на общедомовые нужды.
В данном случае истцом предъявлена к взысканию задолженность за электрическую энергию, предоставленную на общедомовые нужды, в объеме, превышающем объем поставленного ресурса, исчисленного исходя из нормативов потребления электрической энергии, предоставленной на общедомовые нужды.
Доказательств того, что общим собранием собственников МКД были приняты решения о распределении сверхнормативного объема электроэнергии на общедомовые нужды между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения ответчиком не представлено.
В этом случае объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, исполнитель оплачивает за счет собственных средств.
Материалами дела установлено, что многоквартирные дома, управляемые ответчиком оборудованы общедомовыми приборами учета электрической энергии, что подтверждается соответствующими актами допуска и технической проверки, расход потребления электроэнергии зафиксирован показаниями приборов учета.
На оплату электрической энергии, поставленной в многоквартирные дома истец выставил в адрес ответчика счета-фактуры:
- N 3114-080-02 от 31 января 2014 года на сумму 9 746,04 рубля (с учетом корректировочного счета-фактуры),
- N 5946-080-02 от 28 февраля 2014 года на сумму 3585,68 рублей,
- N 9313-080-02 от 31 марта 2013 года на сумму 2645,45 рублей,
- N 12752-080-02 от 30 апреля 2014 года на сумму 4 310,23 рублей,
- N 16345-080-02 от 31 мая 2014 года на сумму 2 042,22 рубля (с учетом корректировочного счета-фактуры),
- N 20146-080-02 от 30 июня 2014 года на сумму 3 656,45 рублей,
- N 23790-080-02 от 31 июля 2014 года на сумму 4 061,07 рублей,
- N 27201-080-02 от 31 августа 2014 года на сумму 5 780,97 рублей,
а всего на общую сумму 35 828,11 рублей.
В соответствии с пунктом 2 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 306 от 23 мая 2006 года нормативом потребления коммунальной услуги является количественный показатель объема потребления коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, природный и (или) сжиженный углеводородный газ, электрическая энергия, тепловая энергия, сточные бытовые воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения), применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета. В свою очередь, нормативом потребления коммунальной услуги на общедомовые нужды является норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, потребляемую при использовании общего имущества многоквартирного дома.
Из формулы 10 Правил N 306 следует, что при расчете норматива потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды в многоквартирном доме, учитывается, в том числе общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из Письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22.11.2012 N 29433-ВК/19, в силу п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, уполномоченного давать разъяснения по применению Правил, утвержденных указанным Постановлением, установлено, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, передаточном акте или ином документе о передаче застройщиком помещения в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
При этом, в целях обеспечения единого подхода при расчете общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме (Sои), необходимо учитывать одинаковый состав помещений, являющихся общим имуществом многоквартирного дома, как при определении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях (пункты 3 и 18 приложения к Правилам N 306 нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на общедомовые нужды (пункты 4 и 21 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях (пункт 5 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды (пункты 7 и 27 приложения к Правилам N 306), нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды (пункты 9 и 37 приложения к Правилам N 306), так и при последующем расчете размера платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, с использованием нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (пункт 17 приложения 2 к Правилам N 306).
В этой связи для обеспечения исполнителей коммунальных услуг, в том числе ресурсоснабжающих организаций, информацией об общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации утверждать нормативы потребления коммунальных услуг, в акте об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг следует отражать состав помещений, являющихся общим имуществом в многоквартирном доме, площади которых учтены при установлении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды (например, площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, может быть определена в составе площадей тамбуров, коридоров, лестничных клеток, колясочных помещений, электрощитовых и помещений обслуживающего персонала).
Признавая верным расчет суммы исковых требований, произведенный истцом, суд первой инстанции исходил из его соответствия нормативным требованиям, закрепленным в приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области N 13 от 29 апреля 2013 года и перечню общего имущества, включаемого в формулу при определении нормативов, указанному в пункте 27 приложения к Правилам N 306.
Коллегия полагает указанные ссылки суда первой инстанции неправомерными, поскольку п. 27 приложения к Правилам N 306 определяет суммарную площадь только применительно к услугам горячего и холодного водоснабжения, а суд первой инстанции сослался на него применительно к услугам электроэнергии. Приказ N 13 не содержит сведений о том, учитываются ли чердаки и подвалы при определении норматива.
В материалах дела отсутствовали доказательства того, что в спорных домах по адресам г. Южно-Сахалинск, ул. Емельянова, 15-А, ул. Пуркаева, 82 имеются подвалы и чердаки.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции, представитель ответчика не оспорил тот факт, что в доме по ул. Емельянова, 15-А нет ни подвалов, ни чердаков, ни превышения ОДН.
Таким образом, между сторонами возник спор по дому по ул. Пуркаева, 82. Ответчик утверждает, что в указанном доме имеется подвал, подтвердив, что в подвале имеются энергопринимающие устройства (акты от 28.05.2015, 19.09.2013, 12.09.2013, 16.09.2013, 14.10.2013, 30.09.2013,24.09.2013, технический паспорт). Факт наличия чердака не подтвержден. При этом, истцом не доказано, что указанная площадь подвала не должна входить в состава общего имущества многоквартирного дома.
Ссылка истца на дело Арбитражного суда Сахалинской области N А59-4423/2013, при рассмотрении которого специалистом Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства отмечено, что при определении значения общей площади общего имущества многоквартирного дома площадь подвалов и чердаков не учитывалась, несостоятельна, поскольку в указанном деле спор возник между иными сторонами. Кроме того, данное решение на момент рассмотрения спора в законную силу не вступило.
При таких обстоятельствах, коллегия полагает, что суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению, безосновательно при этом согласившись с расчетом суммы исковых требований, выполненным истцом.
Суд апелляционной инстанции, на основании изложенного, пришел к выводу о том, что в данном случае сверхнормативный ОДН должен рассчитываться с учетом площади подвала, в котором имеются энергопринимающие устройства.
Проверив расчет, выполненный ответчиком и предоставленный в материалы дела, суд апелляционной инстанции полагает его верным и соответствующим требованиям законодательства. Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично в размере 2 088 рублей 05 копеек.
В соответствии с частью 2 статьи 269 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2015 подлежит изменению.
Расходы по уплате госпошлины, как по иску, так и по апелляционной жалобе, в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 26.02.2015 по делу N А59-4697/2014 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" основную задолженность в размере 2 088 (две тысячи восемьдесят восемь) рублей 05 копеек, расходы по оплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 (две тысячи) рублей, всего - 4 088 рублей 05 копеек.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9" расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 (три тысячи) рублей.
Путем проведения зачета подлежащих взысканию со сторон сумм, окончательно определить ко взысканию с общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖЭУ-9" в пользу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Сахалинэнерго" 1 088 (одну тысячу восемьдесят восемь) рублей 05 копеек.
Арбитражному суду Сахалинской области выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.
Председательствующий
К.П.ЗАСОРИН
Судьи
Л.А.МОКРОУСОВА
И.С.ЧИЖИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)