Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.07.2014 ПО ДЕЛУ N А13-13324/2013

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июля 2014 г. по делу N А13-13324/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 3 июля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 7 июля 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Виноградовой Т.В. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Вологодская сбытовая компания" Сазоновой Ю.Б. по доверенности от 20.12.2013, Соколовой О.А. по доверенности от 20.12.2013, от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" Молчиной Н.В. по доверенности от 23.07.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2014 года по делу N А13-13324/2013 (судья Мамонова А.Е.),

установил:

открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (ОГРН 1053500117450; далее - ОАО "Вологдаэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Вологодской области (далее - инспекция) о признании недействительным предписания от 20.09.2013 N 3285-27/1 (с учетом уточнения требования, принятого судом), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН 1083525007940, далее - ООО "УК "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", управляющая компания).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на нарушение судом норм материального права.
ОАО "Вологодская сбытовая компания" в отзыве на апелляционную жалобу и его представители в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Управляющая компания в отзыве на апелляционную жалобу и ее представитель в судебном заседании с доводами, в ней изложенными, не согласились, решение суда считают законным и обоснованным.
Инспекция надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направила, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителей общества и управляющей компании, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, инспекцией на основании распоряжения от 02.09.2013 N 3285 в связи с поступившим через прокуратуру г. Вологды обращением Кондаковой Е.А. (вх. N 5237 от 26.08.2013) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ОАО "Вологдаэнергосбыт", результаты которой оформлены актом проверки от 20.09.2013 N 3285-27/1.
В акте проверки установлено нарушение требований частей 6.2, 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), поскольку протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 35 по ул. Благовещенской г. Вологды с решением об оплате коммунальной услуги по электроснабжению ресурсоснабжающей организации - ОАО "Вологдаэнергосбыт" и утверждением условий данной оплаты на проверку не представлено, управляющей организацией многоквартирным домом по указанному адресу является ООО "УК "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", платежные документы об оплате коммунальной услуги по электроснабжению жильцам дома выставляет ОАО "Вологдаэнергосбыт". Ресурсоснабжающая организация взыскивает также плату за электроснабжение, предоставленное на общедомовые нужды.
Государственным жилищным инспектором Никитиной О.Ф. вынесено предписание от 20.09.2013 N 3285-27/1, которым ОАО "Вологдаэнергосбыт" предписано в срок до 31.10.2013 устранить выявленное нарушение - порядок расчета платы за коммунальную услугу "Электроснабжение" привести в соответствие с действующим законодательством.
Не согласившись с указанным предписанием инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя, в частности, плату за электроснабжение (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В статье 155 ЖК РФ регламентирован порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 названной статьи плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива (часть 2 статьи 155 ЖК РФ).
В силу части 6.2 статьи 155 ЖК РФ управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.
Частью 7 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В порядке части 7.1 статьи 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, из указанных норм следует, что потребители обязаны вносить плату за электроснабжение на основании платежных документов ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом (далее - МКД). По общему правилу, плата вносится управляющей организации, а в случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - ресурсоснабжающим организациям. Управляющая организация осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры электроснабжения, в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124), которые устанавливают обязательные требования при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (далее - товарищества и кооперативы) или управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилого дома (далее - потребители) коммунальной услуги соответствующего вида (далее - договор ресурсоснабжения).
В пункте 3 названных Правил определено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
На основании пункта 26 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения может быть предусмотрено, что выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса осуществляется путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги.
Согласно статье 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона. Для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
В пункте 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.10.2007 N 120 "Обзор практики применения арбитражными судами положений главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что соглашение об уступке права (требования), предметом которого является не возникшее на момент заключения данного соглашения право, не противоречит законодательству.
При этом при заключении соглашения об уступке права требования передается весь объем прав покупателя в отношении задолженности, включая стоимость электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды. Заключение соглашения об уступке прав требования в отношении будущей задолженности не противоречит гражданскому законодательству.
Как следует из материалов дела, ООО "УК "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" является управляющей организацией многоквартирным жилым домом по адресу: г. Вологда, ул. Благовещенская, д. 35, на основании решения общего собрания собственников помещений от 22.08.2011 (л.д. 59 - 62).
Так, согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 22.08.2011 собственниками приняты решения о выборе способа управления многоквартирным домом посредством управляющей компании, выборе в качестве управляющей компании ООО "УК "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ", утверждении способа внесения платы за коммунальные услуги, в числе которых электроснабжение, ресурсоснабжающим организациям.
На общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме от 27.08.2012 утверждены условия договора управления многоквартирным домом.
В договоре управления многоквартирным домом от 07.11.2012 (л.д. 66 - 73) определено, что управляющая организация ООО "УК "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" по заданию собственника обязуется оказывать и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом по адресу: г. Вологда, ул. Благовещенская, д. 35, заключать от своего имени, но за счет собственника договоры на предоставление коммунальных услуг собственника (пункт 2.3).
Управляющая организация обязана обеспечить предоставление коммунальных услуг собственникам помещений, производить начисление и сбор платежей, осуществляемых собственником в соответствии с настоящим договором, обеспечивая выставление квитанции-извещения не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным по месту нахождения помещений (пункты 3.1.5, 3.1.6 договора управления).
В порядке пункта 4.7 договора управления собственник вносит плату на расчетный счет управляющей организации не позднее 10 числа месяца, следующего за расчетным в соответствии с единым платежным документом, предъявляемым управляющей организацией либо уполномоченным ею лицом не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным.
При этом в силу пункта 3.2.3 договора управления управляющая организация имеет право принимать меры по взысканию задолженности собственника платы за содержание общего имущества, коммунальные и прочие услуги, подлежащие оплате в соответствии настоящим договором.
В порядке пункта 3.2.18 договора управления управляющая организация имеет право осуществлять другие права, предусмотренные действующим законодательством РФ и актами органов местного самоуправления, регулирующими отношения по предоставлению коммунальных услуг.
Во исполнение договора между ООО "УК "НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" и ОАО "Вологдаэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг от 01.01.2013 N 101/1 (л.д. 74 - 80), по условиям которого покупатель обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию, используемую для целей оказания собственникам и нанимателям жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги "электроснабжение", в том числе на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 3.2.5 договора энергоснабжения покупатель обязуется ежемесячно заключать с поставщиком соглашения об уступке прав (требований) покупателя к гражданам-потребителям, в том числе оплаты за коммунальную услугу "электроснабжение": электроэнергию, потребленную собственниками и нанимателями жилых (нежилых) помещений в многоквартирном доме, а также электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды.
Пунктом 4.5 договора энергоснабжения предусмотрено, что исполнение покупателем обязанности по оплате переданной электрической энергии обеспечивается путем заключения с поставщиком соглашения об уступке права (требования) к гражданам-потребителям по оплате коммунальной услуги "электроснабжение" (пункт 3.2.5 договора). При этом объем права (требования) определяется на основании данных поставщика о расчете стоимости потребленного объема электрической энергии за потребленную электроэнергию за соответствующий расчетный период, согласованных сторонами в реестре начисления расхода и стоимости электроэнергии в разрезе граждан-потребителей.
Таким образом, сторонами договора определен способ исполнения обязательства, соответствующий пункту 26 Правил N 124.
В установленном договором порядке заключено соглашение об уступке прав (требований) от 31.07.2013, составлены акт снятия показаний приборов учета от 31.07.2013, реестр начислений стоимости электрической стоимости по многоквартирным домам (л.д. 81 - 87).
Соглашение об уступке прав требования содержит сведения, позволяющие индивидуализировать обязательство, соответствует условиям договора энергоснабжения и устанавливает обязанность цессионария оформить счета (квитанции) на оплату электрической энергии. Факт начисления платы и выставления счетов потребителям ОАО "Вологдаэнергосбыт" подтверждается квитанциями (л.д. 88 - 94).
Следовательно, как обоснованно указано судом первой инстанции, действия общества не противоречат действующему законодательству.
Ссылки подателя жалобы на положения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, не опровергают выводы суда первой инстанции и не вступают в противоречие с вышеприведенными нормами действующего законодательства.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Апелляционная инстанция также согласна с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое предписание не может быть признано законным и по тому основанию, что не обладает признаками обоснованности и исполнимости, поскольку особенностью предписаний является то, что этот вид ненормативных правовых актов направлен на устранение конкретных нарушений, выявленных в ходе проверки, путем совершения лицом, в адрес которого оно выносится, определенных действий.
Из содержания статей 155 и 157 ЖК РФ, главы VI Правил N 354 усматривается, что законодателем установлены порядок расчета и порядок внесения платы за коммунальные услуги. Расчет платы производится с учетом расчетного периода, тарифов (цен), объема предоставленных коммунальных услуг, применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Между тем инспекцией в ходе проверки нарушений в порядке расчетов платы за электроснабжение, исходя из названных показателей, не выявлено, что следует из акта проверки от 20.09.2013 и предписания от 20.09.2013. Следовательно, требование инспекции по приведению в соответствие с действующим законодательством порядка расчета платы за коммунальную услугу "электроснабжение" противоречит материалам проверки и положениям статьи 155 ЖК РФ, а также не позволяет установить, какие именно действия вменено совершить обществу.
Каких-либо возражений в части указанного вывода суда первой инстанции подателем жалобы не приведено.
С учетом изложенного оснований для отмены принятого по данному делу решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы инспекции не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 28 марта 2014 года по делу N А13-13324/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Вологодской области - без удовлетворения.

Председательствующий
О.Б.РАЛЬКО

Судьи
Т.В.ВИНОГРАДОВА
А.Ю.ДОКШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)