Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 22.10.2015 N Ф02-5115/2015 ПО ДЕЛУ N А33-20771/2014

Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа.

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Органу местного самоуправления предписано отменить разрешения на строительство жилых многоэтажных домов в связи с тем, что строительство указанных домов повлечет превышение средней этажности, допустимой для жилой зоны, в которой планируется строительство домов.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2015 г. по делу N А33-20771/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 октября 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сонина А.А.,
судей: Соколовой Л.М., Шелеминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Бобылевой М.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Чурилиной Е.М., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Родичевым Д.М.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края - Кюрехян Татьяны Аракеловны (доверенность от 11.09.2015), администрации города Красноярска - Поповой Галины Васильевны (доверенность от 26.11.2014), общества с ограниченной ответственностью ПСК "Ваш дом" - Кускашева Романа Александровича (доверенность от 06.10.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2015 года по делу N А33-20771/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2015 года по тому же делу (суд первой инстанции: Иванова Е.А., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Морозова Н.А., Юдин Д.В.),

установил:

администрация города Красноярска (ОГРН 1022402655758, г. Красноярск, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края (далее - служба) о признании недействительным предписания от 22.07.2014 N 41 об устранении выявленных нарушений.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2014 года заявление принято к производству, возбуждено дело N А33-20771/2014.
Также администрация обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным предписания службы от 21.07.2014 N 40 об устранении выявленных нарушений.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 16 октября 2014 года заявление принято к производству суда, возбуждено дело N А33-20772/2014.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 ноября 2014 года дела N А33-20771/2014 и N А33-20772/2014 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А33-20771/2014.
Дело рассмотрено с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента градостроительства администрации г. Красноярска (далее - департамент), общества с ограниченной ответственностью (ООО) ПСК "Ваш дом" (далее - общество).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2015 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2015 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В отзывах на кассационную жалобу администрация, департамент и общество просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы, обжалуемые судебные акты - оставить без изменения.
В судебном заседании 23 сентября 2015 года представители Службы, администрации и общества подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзывах на нее.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23 сентября 2015 года в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение кассационной жалобы откладывалось до 15 часов 14 октября 2015 года.
Определением суда кассационной инстанции от 14 октября 2015 года в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи Шелега Д.И. на судью Соколову Л.М., в связи с чем рассмотрение дела произведено с самого начала.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв 14 октября 2015 года до 15 часов 15 минут 21 октября 2015 года, о чем сделано публичное извещение.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, администрацией выданы ООО ПСК "Ваш дом" разрешения N RU 24308000-01/6116-дг, RU 24308000-49-ек, RU 24308000-01/8363-дг, RU 24308000-01/11066-дг, RU 24308000-01/11067-дг, RU 24308000-01/11064-дг на строительство в городе Красноярске, Октябрьском районе, микрорайоне "Серебряный", жилых многоэтажных домов N 1 (18 этажей), N 2 (16 этажей), N 3 (18 этажей), N 4 (18 этажей), N 5 (18 этажей), N 8 (17 этажей).
Службой проведена проверка соблюдения администрацией законодательства о градостроительной деятельности, по результатам которой пришла к выводу о том, что разрешения не соответствуют пункту 2 части 11, части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, поскольку основным видом разрешенного использования в зоне жилой многоэтажной застройки (Ж. 4) является размещение пяти - десятиэтажных многоквартирных жилых домов, допускается повышение этажности (не более 25 этажей) и понижение этажности многоквартирных жилых домов при сохранении средней этажности зоны (пять - десять этажей) в пределах квартала, микрорайона иного элемента планировочной структуры зоны жилой многоэтажной застройки.
Служба выдала администрации предписания от 21.07.2014 N 40, от 22.07.2014 N 4 об отмене разрешений на строительство.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения администрации в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что администрация правомерно выдала ООО ПСК "Ваш дом" разрешения на строительство объектов "Жилые дома и инженерное обеспечение в квартале В по ул. Вильского микрорайона "Серебряный" г. Красноярска. Жилые дома N 1, N 2, N 3, N 4, N 5, N 8" по строительному адресу: г. Красноярск, Октябрьский район, микрорайон "Серебряный", ул. Вильского.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Выдавая предписания, Служба исходила из того, что представленная застройщиком проектная документация не соответствуют требованиям градостроительного плана земельного участка, поскольку строительство указанных многоэтажных домов повлечет превышение средней этажности, допустимой для жилой зоны Ж.4. Основанием для такого вывода послужил расчет, выполненный 17.07.201 ОАО "ТГИ Красноярскгражданпроект", согласно которому средняя этажность зоны Ж.4 в пределах 5-го микрорайона жилого района "Озерный" составляет 14,4 этажей.
Как установлено судами и следует из градостроительных планов земельных участков, строительство должно осуществляться в территориальной зоне жилой многоэтажной застройки (Ж.4), которая в качестве основного вида разрешенного использования предусматривает размещение пяти-десятиэтажных многоквартирных жилых домов. При этом допускается повышение этажности (не более 25 этажей) и понижение этажности многоквартирных жилых домов при сохранении средней этажности зоны (пять - десять этажей) в пределах квартала, микрорайона, иного элемента планировочной структуры зоны жилой многоэтажной застройки.
Такие же требования к этажности территориальной зоны жилой многоэтажной застройки (Ж.4) установлены частью 2 статьи 26 Правил землепользования и застройки города Красноярска, утвержденных решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.05.2007 N В-306 (далее - Правила застройки).
Средняя этажность (14,4 этажа) определена на основании расчета, составленного ОАО ТГИ "Красноярскгражданпроект" только по объектам жилищного фонда в пределах 5-го микрорайона жилого района "Озерный".
Из письма ОАО "ТГИ Красноярскгражданпроект" от 17.07.2014 о выполнении и предоставлении расчета средней этажности зоны Ж.4. в пределах 5-го микрорайона жилого района "Озерный" следует, что расчет средней этажности произведен в разработанном Институтом Проекте планировки и межевания территории 5-го микрорайона жилого района "Озерный" (шифр: 820-12) и с учетом существующей и проектируемой застройки составил - 14.4 этажа.
В материалы дела представлен повторный расчет средней этажности объектов в расположении этой же территориальной зоны Ж.4, результаты которого изложены в письме ОАО "ТГИ Красноярскгражданпроект" от 07.11.2014 N 3808-41/14, средняя этажность объектов зоны Ж.4. в пределах обозначенных выше границ указанного жилого района с учетом существующих и возводимых нежилых объектов составляет 8,8 этажа, то есть находится в пределах допустимых значений (5-10 этажей).
Вместе с тем, Правила застройки не содержат положений, определяющих порядок расчета средней этажности зон жилой многоэтажной застройки. Из буквального толкования статьи 26 Правил застройки невозможно однозначно определить, что средняя этажность жилой зоны Ж.4 должна рассчитываться исходя только из объектов жилищного фонда либо должна учитываться этажность других объектов, размещенных или планируемых к строительству в пределах данной зоны. Правила застройки не содержат и требований к показателям существующей и планируемой застройки, которые должны учитываться при расчете средней этажности территориальной зоны Ж.4.
Между тем, администрация и Служба среднюю этажность в пределах указанной жилой зоны определяли по разному, администрация с учетом этажности жилых и нежилых объектов капитального строительства, Служба в соответствии с расчетом ОАО ТГИ "Красноярскгражданпроект" от 17.07.2014 только по объектам жилищного фонда.
С учетом изложенного, учитывая отсутствие точных критериев расчета средней этажности зон жилой многоэтажной застройки, суды пришли к обоснованному выводу, что осуществление расчетов любым из возможных способов является допустимым и не нарушает положения градостроительного законодательства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, и отсутствия законодательно урегулированного порядка расчета средней этажности зон жилой многоэтажной застройки Ж.4 в городе Красноярске, у администрации отсутствовали основания как для отказа в выдаче, так и для отмены разрешений на строительство N RU 24308000-01/6116-дг (дата выдачи 12.07.2013), N RU 24308000-49-ек (дата выдачи 21.01.2013), N RU 24308000-01/8363-дг (дата выдачи 27.09.2013), N RU 24308000-01/11066-дг (дата выдачи 26.12.2013), N RU 24308000-01/11067-дг (дата выдачи 26.12.2013), N RU 24308000-01/11064-дг (дата выдачи 26.12.2013).
Согласно пункту 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 48 указанного Федерального закона муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
С учетом изложенного, вывод суда апелляционной инстанции о том, что отсутствует спор между администрацией и Службой в отношении элемента планировочной структуры, в пределах которого устанавливалась при выдаче разрешений на строительство и при проведении проверки средняя этажность существующей и планируемой застройки, является правильным.
Правильно применяя приведенные нормы права, арбитражные суды двух инстанции на основании правовой оценки представленных доказательств установили соблюдение администрацией требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и недоказанность Службой наличия обстоятельств, послуживших основанием для выдачи предписаний.
Оснований для переоценки установленных обстоятельств не установлено.
При таких обстоятельствах суды в соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно удовлетворили заявленное требование.
Доводы кассационной жалобы проверены и подлежат отклонению как фактически направленные на переоценку выводов судов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Кодекса подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 11 марта 2015 года по делу N А33-20771/2014, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 июня 2015 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
А.А.СОНИН

Судьи
Л.М.СОКОЛОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)