Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2015 N 07АП-8255/2015 ПО ДЕЛУ N А45-8384/2015

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N А45-8384/2015


Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2015 г.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2015 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Полосина А.Л.,
судей: Колупаевой Л.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М. с использованием средств аудиозаписи
при участии в заседании:
от заявителя: Мальцев И.Ю. по доверенности от 18.08.2014 года (сроком на 2 года)
от заинтересованного лица: Брагина Н.А. по доверенности N 62 от 10.06.2015 года (сроком по 10.06.2016 года)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества ЖСК "Титова, 29/1"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области
от 02 июля 2015 года по делу N А45-8384/2015 (судья В.Н. Юшина)
по заявлению закрытого акционерного общества ЖСК "Титова, 29/1" (ОГРН 105476072624, ИНН 5404423508)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области
о признании недействительным решения от 13.11.2014 года N 51799А,
установил:

Закрытое акционерное общество "ЖСК Титова, 29/1" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "ЖСК Титова, 29/1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Новосибирской области (далее по тексту - заинтересованное лицо, регистрирующий орган, Инспекция) о признании недействительным решения N 51799А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не представления необходимых для государственной регистрации документов от 13.11.2014 года и обязании регистрирующий орган произвести государственную регистрацию юридического лица в связи с его ликвидацией, внести в единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации ЗАО "ЖСК Титова, 29/1".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2015 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, поскольку в рассматриваемом случае у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы по основаниям в ней изложенным.
Инспекция в отзыве на жалобу и ее представитель в судебном заседании, возражали против доводов жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу заявителя не подлежащей удовлетворению, поскольку на момент ликвидации Общества у него имелись кредиторы, задолженность перед которыми не была погашена.
Письменный отзыв заинтересованного лица приобщен к материалам дела.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2015 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 03.03.2014 года участниками Общества принято решение о ликвидации юридического лица ЗАО "ЖСК Титова, 29/1" и назначении ликвидатором Кольчугина М.М.
07.03.2014 года в Инспекцию поступило уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица, назначении ликвидатора.
19.03.2014 года в журнале "Вестник государственной регистрации" опубликовано сообщение о принятии решения о ликвидации ЗАО "ЖСК Титова, 29/1". Согласно данной публикации требования кредиторов Общества могли быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
03.06.2014 года ЗАО "ЖСК Титова, 29/1" представило в Инспекцию уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса (по форме Р15001), которому присвоен входящий N 25714А, о чем в ЕГРЮЛ 10.06.2014 года внесена запись за ГРН 6145476032663. Одновременно представлен промежуточный ликвидационный баланс по состоянию на 20.05.2014 года.
06.11.2014 года ликвидатором ЗАО "ЖСК Титова, 29/1" в Инспекцию для государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представлен следующий пакет документов, которому присвоен входящий номер N 51799А: заявление по форме Р16001; документ об уплате государственной пошлины; ликвидационный баланс по состоянию на 02.06.2014 года; протокол общего собрания акционеров от 02.06.2014 года; авансовый отчет; доверенность.
13.11.2014 года регистрирующий орган по итогам рассмотрения поданного заявления принял решение N 51799А об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае не представления необходимых для государственной регистрации документов.
Письмом от 28.01.2015 года Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области подтвердило правомерность принятого регистрирующим органом решения.
Полагая, что решение регистрирующего органа является незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, Общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица в силу подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее по тексту - Федеральный закон N 129-ФЗ").
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы и при ведении Единого государственного реестра регулируются Федеральным законом N 129-ФЗ.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных Федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона N 129-ФЗ вышеуказанные документы представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Такие основания закреплены в статье 23 Федерального закона N 129-ФЗ, ими являются: а) непредставление документов, необходимых для государственной регистрации; б) предоставление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
При этом пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ прямо запрещает регистрирующему органу требовать от заявителей представления других документов, кроме документов, установленных данным Законом.
В соответствии со статьей 61 Гражданского кодекса РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
Согласно статье 62 Гражданского кодекса РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В силу статьи 63 Гражданского кодекса РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 года N САЭ-3-09/355@ сведения, подлежащие опубликованию в соответствии законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации".
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами, ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс составляется в соответствии с действующими правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности и характеризует имущественное и финансовое положение юридического лица (активы и пассивы) по состоянию на дату истечения срока для предъявления требований кредиторов, указанного в сообщении о ликвидации юридического лица.
Ликвидационный баланс юридического лица в силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса РФ должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами.
Предусмотренная названными нормами процедура ликвидации юридического лица предполагает добросовестные действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставление кредиторам возможности заявить свои требования; составление ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Исходя из анализа указанных положений ГК РФ и Федерального закона N 129-ФЗ, следует, что достоверность сведений при внесении записи в Единый государственный реестр юридических является требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Сама по себе подача в регистрирующий орган документов, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона N 129-ФЗ, не является основанием для государственной регистрации, если сведения, содержащиеся в этих документах недостоверны, а ликвидация проведена с нарушением закона и прав кредиторов.
Достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Поэтому представление ликвидационного баланса, не отражающего действительного имущественного положения ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами, следует рассматривать как непредставление в регистрирующий орган документа, содержащего необходимые сведения, что является основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации юридического лица (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.10.2011 года N 7075/11).
Из материалов дела следует, что при подаче заявления о государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица Обществом представлен ликвидационный баланс, с указанием на отсутствие задолженности перед кем либо.
Между тем, Инспекция располагала информацией о непогашенной ЗАО "ЖСК Титова, 29/1" задолженности перед кредиторами.
Так, в целях обеспечения взыскания задолженности определением Ленинского районного суда г. Новосибирска от 21.10.2014 года наложен арест на имущество общества, о чем свидетельствуют исполнительные листы серии ВС N 056789170, ВС N 056789171 от 21.10.2014 года (дело N 2-2773/2014). Указанная информация представлена 24.10.2014 года в регистрирующий орган кредитором Ю.Г. Зиннуровой (вх. N 01330/ЗГ).
Кроме того, в материалах дела представлено решение Ленинского районного суда г. Новосибирска от 21.10.2014 года по делу N 2-352/2014 о взыскании с ЗАО "ЖСК Титова, 29/1" в пользу Басараб Елены Владимировны денежной суммы в размере 495000 руб. и доказательства направления 10.04.2014 года Басараб Еленой Владимировной в адрес ЗАО "ТСЖ Титова, 29/1" заявления о включении в реестр требований кредиторов, что подтверждается заявлением Басараб Е.В. представленным в регистрирующий орган 11.04.2014 года (вх. N 00477/ЗГ).
Таким образом, поскольку в период осуществления ликвидационных процедур у ЗАО "ЖСК Титова 29/1" имелась непогашенная задолженность, ликвидация юридического лица не могла быть завершена, а его ликвидационный баланс, составленный с нарушением данных требований, не считается достоверным.
Поскольку в рассматриваемой ситуации на момент представления документов в регистрирующий орган ликвидатору было известно о задолженности перед кредиторами, обратного заявителем в материалы дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представлено, представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс составлен соответственно без учета задолженности, что свидетельствует о недостоверности ликвидационного баланса и не отражении действительного имущественного положения ЗАО "ЖСК Титова, 29/1".
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что в законный срок для предъявления требований кредиторов требования к ЗАО "ЖСК Титова 29/1" предъявлены не были, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку действующим законодательством на ликвидатора возложена обязанность по представлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами.
Иные доводы жалобы приводились заявителем в суде первой инстанции, были им оценены и исследованы в совокупности с представленными доказательствами и обоснованно отклонены.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Вместе с тем заявитель в силу положений статьи 65 АПК РФ обязан доказать те обстоятельства, на которые ссылается в обоснование своих доводов.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что из представленных заявителем доказательств и иных материалов дела не усматривается несоответствие оспариваемого решения положениям Федерального закона N 129-ФЗ, правомерность вынесения решения об отказе в государственной регистрации юридического лица при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ, подтверждена, нарушений прав и законных интересов заявителя не установлено. Заявителем иных доказательств, подтверждающих изложенные в заявлении и апелляционной жалобе доводы, в арбитражный суд не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого решения и об отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, относятся на подателя жалобы, то есть на Общество.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:

Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 02 июля 2015 года по делу N А45-8384/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "ЖСК Титова, 29/1" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
А.Л.ПОЛОСИН
Судьи
Л.А.КОЛУПАЕВА
Н.А.УСАНИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)