Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ ЛЕНИНСКОГО РАЙОННОГО СУДА Г. ИВАНОВО ОТ 28.04.2015 ПО ДЕЛУ N 2-1573/2015

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД Г. ИВАНОВО

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2015 г. по делу N 2-1573/2015


Резолютивная часть решение оглашена 28 апреля 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 05 мая 2015 года
Ленинский районный суд города Иванова в составе
председательствующего судьи Пластовой Т.В.
при секретаре К.Я.
с участием прокурора Ленинского района города Иванова Самыгиной А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города Иванова гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим в части,
Установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее ООО "Вектор") обратилось в суд с заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим в части.
Требования мотивированы тем, что Решением Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года N 448 утверждены Правила благоустройства города Иванова.
Пунктом 6.10.1 Правил благоустройства г. Иваново, утвержденных решением Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года N 448 "Об утверждении Правил благоустройства города Иванова" (далее по тексту Правила благоустройства) устанавливается, что оборудование контейнерных площадок осуществляется управляющими организациями либо иными лицами по договору с ними за счет средств лиц, использующих мусоросборники, контейнерные площадки. Пунктом 6.10.9 Правил благоустройства закреплено, что ответственность за содержание контейнерных площадок возлагается на управляющие организации, использующие данные площадки для сбора отходов.
ООО "Вектор" находит вышеизложенные нормы незаконными и подлежащими отмене, по следующим основаниям.
Собственники помещений многоквартирного дома, заключая договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией фактически делегируют последней обязанности по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества многоквартирного дома (далее по тексту МКД). Управляющая организация таким образом обязана содержать лишь то имущество, которое входит в состав общего имущества МКД. При этом, пункт 6.10.1 Правил благоустройства противоречит положениям ст. ст. 210, 244, 247 ГК РФ, ст. 36, 39, 161, 162 ЖК РФ ввиду того, что возлагает на управляющие организации обязанности не предусмотренные законом. Представительным органом местного самоуправления установлена обширная норма, возлагающая на управляющие организации обязанность по оборудованию контейнерных площадок, необходимых для организации первичного сбора твердых бытовых отходов. При этом, управляющая организация обязана выполнять лишь обязанности по содержанию общего имущества МКД. То есть обязанность оборудовать контейнерную площадку может быть возложена на управляющую организацию только в том случае, если размещение и оборудование контейнерной площадки возможно на территории придомового земельного участка и контейнерная площадка является элементом благоустройства, входящим в состав общего имущества МКД. В противном случае управляющая организация выйдет за пределы компетенции и будет расходовать денежные средства собственников МКД на объект, не относящийся к составу общего имущества МКД.
Противоречит действующему законодательству и п. 6.10.9 Правил благоустройства, поскольку возлагает ответственность за содержание контейнерных площадок на управляющие организации, использующие данные площадки для сбора отходов, поскольку управляющая организация в случае нахождения контейнерной площадки за пределами территории земельного участка отнесенного к общему имуществу МКД не может нести ответственность за ненадлежащее содержание объекта не включенного в состав общего имущества МКД. То есть при нахождении контейнерной площадки за пределами придомовой территории земельного участка, площадка выходит из зоны ответственности управляющей организации и является элементом благоустройства мест общего пользования, которые относятся к предмету ведения органов местного самоуправления городских и сельских поселений, городских округов.
Просит суд: признать недействующим решение Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года N 448 "Об утверждении правил благоустройства города Иванова" в части: положения п. 6.10.1 Правил благоустройства в части возложения на управляющие организации обязанности оборудовать контейнерную площадку на территории, не являющейся земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; положения п. 6.10.9 Правил благоустройства в части возложения на управляющие компании ответственности за содержание контейнерных площадок, расположенных на территории, не являющейся земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
В судебном заседании представитель ООО "Вектор" по доверенности П.С. поддержала заявление, сославшись на доводы, изложенные в нем, а также дополнениях, приобщенных к материалам дела.
Представитель Ивановской городской Думы по доверенности В.Л. с заявлением не согласился, указав, что требования заявителя основаны на неверном понимании и толковании сути публичных правоотношений, своих обязанностей по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств по управлению и содержанию МКД. Правила благоустройства считает надлежащим нормативным правовым актом, принятым Ивановской городской Думой в пределах компетенции и надлежащей процедуре. В соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Постановления Госстроя РФ N 170, СанПиН 2.1.2.2645-10 управляющие организации должны обустраивать специальные места (площадки) для накопления отходов в целях их дальнейшего сбора, транспортирования, размещения специальными организациями, и содержать их, то есть Правила благоустройства, закрепляющие за собственниками помещений в МКД, управляющими организациями обязанности по устройству и содержанию контейнерных площадок и мусоросборников изложены в соответствии с действующим законодательством и в пределах полномочий Ивановской городской Думы.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Администрации города Иванова по доверенности Ч.А. возражала против удовлетворения требований, представила письменные возражения, приобщенные к материалам дела, в которых указала, что контейнерные площадки вне зависимости от места их расположения на конкретном земельном участке входят в состав общего имущества МКД, поскольку предназначены для обслуживания и эксплуатации всего МКД. Управляющие организации, взимая с граждан собственников МКД плату за вывоз, сбор и утилизацию ТБО обязаны оборудовать и содержать контейнерные площадки, используемые собственниками МКД. Указанная позиция подтверждена решением Верховного суда РФ от 21 ноября 2007 года N ГКПИ07-985, определением Верховного Суда РФ от 21 февраля 2008 года N КАС07-764.
Привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель Управления Жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Иванова по доверенности Ч.О. также считала заявление не подлежащим удовлетворению по основаниях, изложенным в письменных возражениях, соглашаясь с доводами, приведенными представителем Администрации г. Иваново.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, выслушав мнение прокурора, полагавшего об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим в части, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений: по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В силу ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Понятие нормативного акта дано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" под каковым понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Пунктом 19 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение правил благоустройства территории поселения. Согласно пункту 25 части 1 статьи 16 вышеназванного ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории городского округа.
Согласно ст. 30 Устава города Иваново, принятого решением Ивановской городской Думы от 14 октября 2005 года N 613, Ивановская городская Дума является представительным органом местного самоуправления города Иваново. В силу ч. 2 ст. 31 Устава города Иваново в полномочия Ивановской городской Думы входит утверждение Генерального плана города Иваново, Правил землепользования и застройки, Правил благоустройства.
Решением Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года N 448 утверждены Правила благоустройства города Иванова. Данный акт опубликован в газете "Рабочий край" N 126 от 11 июля 2012 года.
Правила благоустройства являются нормативным правовым актом и действуют на всей территории муниципального образования, обязательны для органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан и юридических лиц.
Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый заявителем нормативный акт принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Оспариваемый заявителем правовой акт имеет целевую направленность, предметом его регулирования являются порядок организации благоустройства и озеленения территории города Иванова, очистки и уборки его территории.
Пунктом 6.10.1 Правил благоустройства г. Иваново устанавливается, что оборудование контейнерных площадок осуществляется управляющими организациями либо иными лицами по договору с ними за счет средств лиц, использующих мусоросборники, контейнерные площадки. Пунктом 6.10.9 Правил благоустройства закреплено, что ответственностью за содержание контейнерных площадок возлагается на управляющие организации, использующие данные площадки для сбора отходов.
Оспаривая указанные пункты Правил заявитель указывает на то, что оспариваемыми пунктами Правил благоустройства на управляющие организации возлагается обязанность оборудовать и содержать контейнерную площадку, расположенную за пределами придомовой территории земельного участка МКД.
В силу статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе лишь проверить, соответствует ли принятый нормативный акт действующему законодательству, иное означает вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ управляющая организация по договору управления многоквартирным домом обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, размещению отходов.
Статья 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает, что юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращениями с отходами, обязаны соблюдать санитарные требования.
Из содержания пункта 8.2.5 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" следует, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, устанавливаются на оборудованную специальную площадку (контейнерную площадку).
Из приведенных норм федерального законодательства следует, что оборудование контейнерной площадки относится к деятельности по сбору отходов, которая осуществляется управляющей организацией в рамках исполнения обязательства по надлежащему содержанию общедомового имущества в многоквартирном доме по договору управления.
В силу части 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", части 3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений Закона следует, что органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований. Данная позиция отражена в Постановлении Верховного Суда РФ от 24.02.2014 N 71-АД14-1.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы благоустройства территории относятся к вопросам местного значения городского округа. Таким образом, требования к объектам благоустройства относятся к вопросам местного значения.
Согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 (далее - Правила), содержание общего имущества включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе санитарно-эпидемиологического) в состоянии, обеспечивающем безопасность для жизни и здоровья граждан.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома. Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах.
В силу пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, обслуживание контейнерных площадок являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Приведенные нормы свидетельствуют о том, что управляющая компания несет обязанность по оборудованию, содержанию, уборке (очистке) контейнерной площадки и прилегающей территории, вне зависимости от того, располагается ли контейнерная площадка в границах межевания земельного участка многоквартирного дома или нет.
Управляющие организации содержат контейнерные площадки как объекты благоустройства, предназначенные для обслуживания и эксплуатации многоквартирного дома. Эксплуатация оборудования и иных объектов, используемых для сбора твердых бытовых отходов (контейнеры, специально оборудованные площадки и т.п.), заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них отходах, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений в общих интересах (Решение Верховного суда РФ от 21 ноября 2007 года N ГКПИ-985, Определение Верховного суда РФ от 21 февраля 2008 года К КАС07-764).
ООО "Вектор" заявляя требования о признании недействующим решения Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года N 448 "Об утверждении правил благоустройства города Иванова" указывает на противоречие положения п. 6.10.1 Правил благоустройства в части возложения на управляющие организации обязанности оборудовать контейнерную площадку на территории, не являющейся земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом и положения п. 6.10.9 Правил благоустройства в части возложения на управляющие компании ответственности за содержание контейнерных площадок, расположенных на территории, не являющейся земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
Однако, сам текст оспариваемых заявителем пунктов Правил не содержит указания, которое оспаривает заявитель в части указания территории, где расположена контейнерная площадка, а содержит лишь общее положение, предписывающее оборудовать и содержать контейнерные площадки управляющим организациям, использующим их для сбора отходов. Иного толкования оспариваемые заявителем пункты не содержат.
При таких обстоятельствах, анализируя собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, суд не усматривает оснований для признания недействующими с момента принятия решение Ивановской городской Думы от 27 июня 2012 года N 448 "Об утверждении правил благоустройства города Иванова" в части: положения п. 6.10.1 Правил благоустройства в части возложения на управляющие организации обязанности оборудовать контейнерную площадку на территории, не являющейся земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; положения п. 6.10.9 Правил благоустройства в части возложения на управляющие компании ответственности за содержание контейнерных площадок, расположенных на территории, не являющейся земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:

В удовлетворении требований Обществу с ограниченной ответственностью "Вектор" о признании нормативного правового акта противоречащим закону и недействующим в части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иванова в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
ПЛАСТОВА Т.В.




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)