Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Алексеев А.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре С.Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2015 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе Товарищество собственников недвижимости "Революции, 8\\2" (ранее ТСЖ "Революции, 8\\2) на решение Ленинского районного суда г. Перми, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении заявления ТСЖ "Революции, 8\\2 об обжаловании акта проверки от 03 июня 2014 года и предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 04 июня 2014 года".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителей заявителя - Ш.С., Ш.Д., представителя заинтересованного лица - С.Т.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ТСЖ "Революции, 8\\2", в настоящее время ТСН "Революции, 8\\2, обратилось в суд с заявлением об отмене акта проверки от 03.06.2014 г. N 1897 и предписания от 04.06.2014 г. N 1897 Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, ссылаясь на то, что оспариваемые документы не содержат описания выявленных нарушений и указания лиц, их допустивших, не соответствуют действительности и противоречивы. Государственные жилищные инспекции и жилищные инспектора не наделены полномочиями по установлению иных, обязательных для исполнения порядка финансирования и порядка проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Принятие решения о капитальном и текущем ремонте является компетенцией общего собрания собственников помещений. Деятельность ТСЖ осуществляется на основе сметы доходов и расходов на год, в смету на 2014 год не включены затраты на проведение работ по ремонту фасада.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что вывод суда об отсутствии требований со стороны государственного жилищного инспектора к юридическому лицу о проведении общего собрания членов товарищества, вынесении на обсуждение вопросов о проведении ремонта, изменении сметы доходов и расходов, сделан без учета норм действующего жилищного законодательства, не соответствует позиции представителя инспекции.
Выводы суда о достаточности и подробности описания установленного нарушения, понятности для организации работ по устранению нарушения, отсутствие неясностей в акте проверки, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушают единообразие судебной практики. Суд в решении не сослался на нормы законодательства, которыми устанавливается критерий состояния фасада нежилых помещений. Частичное (местное) отслоение штукатурного и окрасочного слоев не может признавать состояние всего фасада нежилых помещений - офисов N 1, 2, 3 неудовлетворительным, тем более, что фасады нежилых помещений - офисов N 1 и 3 находятся в хорошем состоянии. Суду были представлены фотографии, из которых видно, что частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоев фасада напрямую связано с деятельностью собственника нежилого помещения - офиса N 2 С., по заявлению которой и проводилась проверка. Вывод суда о том, что акт проверки не является ненормативным правовым актом, права заявителя не нарушает, противоречит законодательству. Оспариваемое предписание является следствием акта проверки, а вместе они являются сложным составом юридических фактов.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения и.о. начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 02.06.2014 г. была проведена внеплановая, выездная проверка ТСЖ "Революции, 8\\2" в связи с обращением гражданки С. по факту неудовлетворительного технического состояния фасада здания.
Актом проверки от 03.06.2014 г. N 1897 по адресу: г. Пермь, ул. <...> установлено нарушение ТСЖ "Революции, 8\\2" п. 4.2.1.1, 4.2.1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: отделка фасада нежилых помещений первого этажа находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается отслоение штукатурного и окрасочного слоев (местное).
Предписанием государственного жилищного инспектора от 04.06.2014 г. N 1897 ТСЖ "Революции, 8/2" предписано устранить указанное выше нарушение в срок до 04.08.2014 г.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался ч. 2 ст. 20, ч. 2. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 г. N 821-П, действующим на момент проведения проверки, п. 4.2.1.1, 4.2.1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, Уставом ТСЖ "Революции, 8\\2".
Суд исходил из того, что Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных жилищным законодательством. Указывая на существенные нарушения требований законодательства, требуя их устранения, инспектор действовал в рамках полномочий, описание установленного нарушения достаточно подробно и понятно для организации работ по его устранению, неясностей в акте и предписании не имеется. ТСЖ "Революции, 8\\2" является лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме по ул. Революции, 8 г. Перми. Оспариваемый акт проверки не является ненормативным правовым актом, не содержит требований, обращенных к заявителю, а потому не нарушает его прав.
Выводы суда являются правильными, основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены судом в совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК Российской Федерации, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
В силу положений ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечение владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п.п. 3 п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с Приложением N 7 (Перечень работ, относящихся к текущему ремонту) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, работы по ремонту и окраске фасадов относятся к текущему ремонту.
Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% включен в Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение N 8 указанных выше Правил).
В силу п. 4.2.3.1 Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу п. 4.2.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Из толкования указанных выше норм действующего законодательства в их совокупности следует вывод о том, что работы по устранению повреждений стен (местное разрушение облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев) для недопущения их дальнейшее развитие проводятся в рамках текущего ремонта многоквартирного дома, осуществление которого возложено в данном случае на ТСН "Революции, 8\\2 (ТСЖ "Революции 8\\2") как юридического лица, осуществляющего управление многоквартирным домом по ул. Революции, 8.
Поскольку факт неудовлетворительного состояния отделки фасада нежилых помещений первого этажа многоквартирного дома по ул. Революции, 8 г. Перми установлен, достаточных, объективных доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, в материалах дела не содержится, заявитель подтверждает частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоев фасада, в связи с чем предписание государственного жилищного инспектора об устранении допущенных нарушений соответствует закону, а потому суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Ссылки в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что работы по ремонту фасада производятся в рамках капитального ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома, отмену решения суда не влекут по указанным выше основаниям.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что установленное нарушение напрямую связано с деятельностью собственника нежилого помещения - офиса N 2 С., правового значения не имеет, поскольку обязанность по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в силу закона возложена на заявителя.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что ремонтные работы должны проводится после принятия соответствующего решения общим собранием, подлежат отклонению, поскольку необходимость в устранении указанного в предписании нарушения, возникла в виду ненадлежащего выполнения товариществом обязанности по содержанию общего имущества, с учетом того, что разрушение отделки фасада здания имело место уже в 2013 г., что подтверждается актом проверки Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 27.05.2013 г., представленного в суд первой инстанции самим заявителем.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения, по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.
Никаких нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 октября 2014 года по доводам апелляционной жалобы Товарищества собственников недвижимости "Революции, 8\\2" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 19.01.2015 ПО ДЕЛУ N 33-124
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 19 января 2015 г. по делу N 33-124
Судья Алексеев А.А.
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Судневой В.Н.,
судей Овчинниковой Н.А., Кустовой И.Ю.,
при секретаре С.Т.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 19 января 2015 года в городе Перми дело по апелляционной жалобе Товарищество собственников недвижимости "Революции, 8\\2" (ранее ТСЖ "Революции, 8\\2) на решение Ленинского районного суда г. Перми, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении заявления ТСЖ "Революции, 8\\2 об обжаловании акта проверки от 03 июня 2014 года и предписания Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 04 июня 2014 года".
Заслушав доклад судьи Кустовой И.Ю., пояснения представителей заявителя - Ш.С., Ш.Д., представителя заинтересованного лица - С.Т.Г., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
ТСЖ "Революции, 8\\2", в настоящее время ТСН "Революции, 8\\2, обратилось в суд с заявлением об отмене акта проверки от 03.06.2014 г. N 1897 и предписания от 04.06.2014 г. N 1897 Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, ссылаясь на то, что оспариваемые документы не содержат описания выявленных нарушений и указания лиц, их допустивших, не соответствуют действительности и противоречивы. Государственные жилищные инспекции и жилищные инспектора не наделены полномочиями по установлению иных, обязательных для исполнения порядка финансирования и порядка проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Принятие решения о капитальном и текущем ремонте является компетенцией общего собрания собственников помещений. Деятельность ТСЖ осуществляется на основе сметы доходов и расходов на год, в смету на 2014 год не включены затраты на проведение работ по ремонту фасада.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, мотивируя тем, что вывод суда об отсутствии требований со стороны государственного жилищного инспектора к юридическому лицу о проведении общего собрания членов товарищества, вынесении на обсуждение вопросов о проведении ремонта, изменении сметы доходов и расходов, сделан без учета норм действующего жилищного законодательства, не соответствует позиции представителя инспекции.
Выводы суда о достаточности и подробности описания установленного нарушения, понятности для организации работ по устранению нарушения, отсутствие неясностей в акте проверки, не соответствуют обстоятельствам дела, нарушают единообразие судебной практики. Суд в решении не сослался на нормы законодательства, которыми устанавливается критерий состояния фасада нежилых помещений. Частичное (местное) отслоение штукатурного и окрасочного слоев не может признавать состояние всего фасада нежилых помещений - офисов N 1, 2, 3 неудовлетворительным, тем более, что фасады нежилых помещений - офисов N 1 и 3 находятся в хорошем состоянии. Суду были представлены фотографии, из которых видно, что частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоев фасада напрямую связано с деятельностью собственника нежилого помещения - офиса N 2 С., по заявлению которой и проводилась проверка. Вывод суда о том, что акт проверки не является ненормативным правовым актом, права заявителя не нарушает, противоречит законодательству. Оспариваемое предписание является следствием акта проверки, а вместе они являются сложным составом юридических фактов.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения и.о. начальника Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 02.06.2014 г. была проведена внеплановая, выездная проверка ТСЖ "Революции, 8\\2" в связи с обращением гражданки С. по факту неудовлетворительного технического состояния фасада здания.
Актом проверки от 03.06.2014 г. N 1897 по адресу: г. Пермь, ул. <...> установлено нарушение ТСЖ "Революции, 8\\2" п. 4.2.1.1, 4.2.1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда: отделка фасада нежилых помещений первого этажа находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается отслоение штукатурного и окрасочного слоев (местное).
Предписанием государственного жилищного инспектора от 04.06.2014 г. N 1897 ТСЖ "Революции, 8/2" предписано устранить указанное выше нарушение в срок до 04.08.2014 г.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции руководствовался ч. 2 ст. 20, ч. 2. ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Положением об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 07.09.2012 г. N 821-П, действующим на момент проведения проверки, п. 4.2.1.1, 4.2.1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, Уставом ТСЖ "Революции, 8\\2".
Суд исходил из того, что Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных жилищным законодательством. Указывая на существенные нарушения требований законодательства, требуя их устранения, инспектор действовал в рамках полномочий, описание установленного нарушения достаточно подробно и понятно для организации работ по его устранению, неясностей в акте и предписании не имеется. ТСЖ "Революции, 8\\2" является лицом, ответственным за содержание общего имущества в многоквартирном доме по ул. Революции, 8 г. Перми. Оспариваемый акт проверки не является ненормативным правовым актом, не содержит требований, обращенных к заявителю, а потому не нарушает его прав.
Выводы суда являются правильными, основаны на обстоятельствах дела и представленных сторонами доказательствах, которые оценены судом в совокупности по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК Российской Федерации, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает.
В силу положений ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечение владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу п.п. 3 п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размеров платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе текущий и капитальный ремонт.
В соответствии с Приложением N 7 (Перечень работ, относящихся к текущему ремонту) Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 г. N 170, работы по ремонту и окраске фасадов относятся к текущему ремонту.
Ремонт крыш, фасадов, стыков полносборных зданий до 50% включен в Примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда (Приложение N 8 указанных выше Правил).
В силу п. 4.2.3.1 Правил местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
В силу п. 4.2.1.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать устранение повреждений стен по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития.
Из толкования указанных выше норм действующего законодательства в их совокупности следует вывод о том, что работы по устранению повреждений стен (местное разрушение облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев) для недопущения их дальнейшее развитие проводятся в рамках текущего ремонта многоквартирного дома, осуществление которого возложено в данном случае на ТСН "Революции, 8\\2 (ТСЖ "Революции 8\\2") как юридического лица, осуществляющего управление многоквартирным домом по ул. Революции, 8.
Поскольку факт неудовлетворительного состояния отделки фасада нежилых помещений первого этажа многоквартирного дома по ул. Революции, 8 г. Перми установлен, достаточных, объективных доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, в материалах дела не содержится, заявитель подтверждает частичное отслоение штукатурного и окрасочного слоев фасада, в связи с чем предписание государственного жилищного инспектора об устранении допущенных нарушений соответствует закону, а потому суд обоснованно отказал в удовлетворении требований.
Ссылки в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что работы по ремонту фасада производятся в рамках капитального ремонта общего имущества собственников многоквартирного дома, отмену решения суда не влекут по указанным выше основаниям.
Ссылка в апелляционной жалобе на то обстоятельство, что установленное нарушение напрямую связано с деятельностью собственника нежилого помещения - офиса N 2 С., правового значения не имеет, поскольку обязанность по содержанию общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в силу закона возложена на заявителя.
Ссылка в апелляционной жалобе о том, что ремонтные работы должны проводится после принятия соответствующего решения общим собранием, подлежат отклонению, поскольку необходимость в устранении указанного в предписании нарушения, возникла в виду ненадлежащего выполнения товариществом обязанности по содержанию общего имущества, с учетом того, что разрушение отделки фасада здания имело место уже в 2013 г., что подтверждается актом проверки Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 27.05.2013 г., представленного в суд первой инстанции самим заявителем.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выводы суда не опровергают, не содержат новых обстоятельств, которые не были учтены судом при принятии решения, по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств и на иное толкование норм права, в связи с чем основанием для отмены решения суда не являются.
Никаких нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Перми от 08 октября 2014 года по доводам апелляционной жалобы Товарищества собственников недвижимости "Революции, 8\\2" оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)