Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.09.2015 N 08АП-9920/2015 ПО ДЕЛУ N А46-3910/2015

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2015 г. N 08АП-9920/2015

Дело N А46-3910/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 22 сентября 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2015 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рожкова Д.Г.,
судей Грязниковой А.С., Кудриной Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бирюля К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9920/2015) департамента городского хозяйства Администрации города Омска на решение Арбитражного суда Омской области от 15 июля 2015 года по делу N А46-3910/2015 (судья А.В. Савинов), принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Труд" (ИНН 5505207341, ОГРН 1095543041857), к муниципальному образованию городской округ город Омск в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199), с привлечением к участию, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов и контроля Администрации города Омска (ИНН 5504061072, ОГРН 1035507001199), о взыскании 2331122 руб. 33 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
- от Муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска - Баланова О.Ю. (удостоверение N 0581/15 выдано 05.05.2015, доверенность N 66 от 17.11.2014 сроком действия по 31.12.2015);
- от общества с ограниченной ответственностью "Труд" - Козлова К.П. (паспорт, доверенность б/н от 23.09.2014 сроком действия три года);
- от Департамента финансов и контроля Администрации города Омска - Рыжковской Я.О. (удостоверение N 0246/15 выдано 05.03.2015, доверенность N Ис-ДФК/1117 от 21.10.2014 сроком действия один год),

установил:

Конкурсный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Труд" (далее - ООО "Труд", истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к муниципальному образованию городской округ город Омск в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска (далее - ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 2 331 122 руб. 33 коп.
Определением от 09.04.2015 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент финансов и контроля Администрации города Омска.
До разрешения спора по существу истец уменьшил размер требования до 1 480 971 руб.
В порядке статьи 49 АПК РФ уменьшение размера исковых требований принято судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.07.2015 по делу N А46-3910/2015 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с муниципального образования городской округ город Омск в лице департамента городского хозяйства Администрации города Омска за счет казны муниципального образования в пользу ООО "Труд" долг в сумме 1 480 971 руб. и судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 27 810 руб. Также возвратил из федерального бюджета ООО "Труд" 6 846 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 52 от 07.04.2015.
Не соглашаясь с решением суда, департамент городского хозяйства Администрации города Омска в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что решения по делам N А46-33312/2012 и N А46-1678/2014 не могут предопределять решение суда по настоящему делу. Обращает внимание, что соглашение N 2 не имеет отношение к рассматриваемому спору. Отмечает, что общество в установленные сроки не предоставило департаменту акты выполненных работ (КС-2), финансовый 2011 год уже окончен, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств на 2011 год, предназначенные для возмещения затрат по капитальному ремонту, полностью израсходованы.
В дополнениях к апелляционной жалобе Департамент со ссылкой на дело N А46-257/2015 указывает, что поскольку общество до 31.12.2011 не подтвердило целевое использование средств на всю сумму в отчетном финансовом году актами выполненных работ и сметами, постольку субсидии подлежат возврату Департаменту.
От ООО "Труд" поступили отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к ней, в которых истец просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель Департамента финансов и контроля Администрации города Омска поддержал требования, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ООО "Труд" высказался согласно отзывам на апелляционную жалобу и дополнения к ней.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом дополнений, и отзывов, выслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, оценив законность и обоснованность судебного акта, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, между департаментом городского хозяйства Администрации города Омска и ООО "Труд" заключены соглашения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 15.04.2011 N 907-67/2011 и от 29.08.2011 N 907-191/2011.
В соответствии с пунктом 2.3 соглашений субсидии предоставляются на основании сводного сметного расчета по разработке проектной документации на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома, составленного в соответствии с требованиями законодательства и нормативно-технических документов и согласованного с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска.
После предоставления организацией необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.3 соглашений, субсидии в объеме 30% от сметной стоимости работ перечисляются на отдельный банковский счет организации (пункт 3.1). Окончательный расчет осуществляется на основании акта приемки выполненных работ (формы КС-2, КС-3), подписанного лицами, уполномоченными действовать от имени получателя субсидий (пункт 3.2).
В пункте 6.1. соглашений указано, что они действуют до полного исполнения обязательств, но не позднее 31.12.2011.
По утверждению истца им получены по вышеуказанным соглашениям 30% субсидий и произведен частичный расчет с подрядчиком - проектной организацией ООО "ПЦ "Сибпроект", а оставшаяся часть стоимости работ последним взыскана согласно судебным решениям по делам N А46-32312/2012 и N А46-1678/2014, в которых участвовал департамент городского хозяйства Администрации города Омска.
Истец указывает, что в рамках исполнительного производства по делам N А46-32312/2012 и N А46-1678/2014 произведено погашение долга на сумму 1 480 971 руб.
В дальнейшем исполнительное производство окончено в связи с признанием ООО "Труд" банкротом (дело N А46-1709/2014).
Полагая, что ответчик имеет перед ООО "Труд" неисполненное обязательство, конкурсный управляющий обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворение исковых требований явилось поводом для подачи ответчиком апелляционной жалобы, при оценке доводов которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства понимается предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры.
Как предусмотрено пунктом 2 части 2 статьи 15 Федерального закона N 185-ФЗ, региональная адресная программа по проведению капитального ремонта многоквартирных домов должна содержать рассчитываемый в установленном настоящим Федеральным законом порядке объем долевого финансирования проведения капитального ремонта многоквартирных домов, указанных в пункте 1 настоящей части, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов, средств товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов либо средств собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона N 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 настоящей статьи, муниципальные образования. Проверку использования средств Фонда в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи проводит Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере (часть 1.2).
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидия представляет собой бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.
Порядок и условия предоставления субсидий за счет бюджетных средств, в том числе и коммерческим организациям, к которым относится ООО "Труд" регламентирован статьей 78 БК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из местного бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Порядок предоставления субсидии определялся постановлениями Мэра города Омска от 19.01.2010 N 20-п "О предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на проведение капитального ремонта многоквартирных домов", N 91-п от 18.01.2012 "О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов", которыми были утверждены Положения о предоставлении субсидий из бюджета города Омска на возмещение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Постановление N 91-п).
Пунктами 5, 6 Постановлений предусмотрено предоставление субсидий на основании соглашений о предоставлении субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта, заключаемого между департаментом и получателем субсидии. Форма соглашения согласовывается с департаментом финансов и контроля Администрации города Омска.
Согласно пункту 7 Постановлений субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в бюджете города Омска на вышеуказанные цели.
Как предусмотрено пунктами 8, 10 Постановлений затраты по капитальному ремонту подтверждаются на основании акта приема выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирного дома (формы КС-2, КС-3), подписанного лицами, уполномоченными действовать от имени получателя субсидии.
Получатель субсидии представляет в Департамент отчет о целевом использовании предоставленных субсидий. Форма и сроки предоставления отчета предусматриваются соглашением (пункты 11, 10 Постановлений).
По смыслу статьи 78 БК РФ возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Условия возврата субсидии определены в пунктах 12, 11 Постановлений, согласно которым в случае нарушения условий, установленных при предоставлении субсидий, предоставления недостоверных сведений, повлекших необоснованное получение субсидий, нецелевого расходования бюджетных средств получателем субсидий Департамент в 3-дневный срок со дня обнаружения указанных нарушений направляет получателю субсидий уведомление о возврате субсидии.
Согласно материалам дела между истцом и ответчиком заключены соглашения о предоставлении из бюджета города Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 29.08.2011 N 907-191/2014 и от 15.04.2011 N 906-67/2011.
Перечень многоквартирных домов, являющихся объектом капитального ремонта, приведен в Приложении N 1 к соглашению от 15.04.2011 и Приложении N 2 к соглашению от 29.08.2011.
В силу пункта 2.1 соглашения от 29.08.2011 субсидии предоставляются на возмещение затрат по разработке проектной документации по капитальному ремонту многоквартирных домов согласно перечню, приведенному в Приложении N 1.
По условиям пункта 2.1 соглашения от 15.04.2011 субсидии предоставляются на возмещение затрат по проведению обмерных, обследовательских и проектных работ по капитальному ремонту домов согласно перечню, приведенному в приложении N 2.
Подписание вышеуказанных соглашений обусловлено наличием у ответчика обязанности по проведению капитального ремонта приведенных в приложениях к соглашениям жилых домов, установленной в статье 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
В материалы дела представлены судебные акты по искам о возложении на Администрацию г. Омска обязанности по осуществлению капитального ремонта многоквартирных домов, в рамках которых между сторонами (жильцами домов и администрацией) заключены мировые соглашения.
По условиям мировых соглашений в случае выделения денежных средств согласована возможность порядка оплаты работ по капитальному ремонту в рамках Федерального закона N 185-ФЗ. В случае непредоставления денежных средств в рамках указанного федерального закона, либо невключения в программу по иным причинам, расходы по капитальному ремонту многоквартирного дома возмещаются за счет иных источников.
В пункте 4.3 мировых соглашений определено, что расходы по капитальному ремонту домов распределяются следующим образом: 95% денежных средств за счет ответчика (денежные средства в рамках федерального закона или из иных источников финансирования), 5% денежных средств за счет истца.
Из анализа подписанных сторонами соглашений следует, что ООО "Труд" приняло на себя обязательства по организации работ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в пределах выделенных бюджетных средств.
По условиям соглашений расходы, связанные с выполнением работ по капитальному ремонту жилых домов, подлежат возмещению за счет бюджетных средств.
При определении порядка предоставления субсидий на выполнение спорных работ в рамках подписанных соглашений стороны руководствовались постановлением Администрации г. Омска от 19.01.2010 N 20-п "О предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов".
Перечень необходимой документации на предоставление субсидий приведен в пункте 2.3 соглашений.
Согласно пункту 3.1 соглашений после предоставления организацией необходимых документов, предусмотренных пунктом 2.3 соглашения, субсидия в размере 30% от сметной стоимости работ перечисляется на отдельный банковский счет организации.
Окончательный расчет осуществляется на основании актов приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (КС-2, КС-3), подписанных лицами, уполномоченными действовать от имени получателя субсидии и представителей собственников помещений жилых домов (пункт 3.2 соглашений).
Во исполнение соглашений ООО "Труд" заключены с ООО "Проектный центр "Сибпроект" договор N 520 11 на выполнение проектных работ от 18.07.2011, договор N 510 11 на выполнение обследовательских и проектных работ от 27.04.2011 (том 1 л. 36-42).
В рамках указанных договоров его участниками предусмотрено авансирование работ в размере 30% от установленной договорами стоимости работ, окончательный расчет производится в течение 3 банковских дней после подписания акта выполненных работ.
Как следует из материалов дела, в рамках указанных договоров ООО "Труд" произведено перечисление в адрес ООО "Проектный центр "Сибпроект" аванса в размере 30% от стоимости подлежащих выполнению работ, указанных в договоре, что подтверждается представленными в дело платежными поручениями N 732 от 17.10.2011, N 239 от 04.05.2011.
При этом авансирование работ в рамках договоров произведено обществом из денежных средств, предоставленных Департаментом истцу в рамках заключенных соглашений от 15.04.2011, от 29.08.2011, о чем свидетельствуют платежные поручения N 706 от 26.09.2011 (по соглашению от 29.08.2011), N 233 от 19.04.2011 (по соглашению от 15.04.2011) (том 2 л. 28-29).
То обстоятельство, что авансирование работ по капитальному ремонту жилых домов в рамках договоров N 520 11 от 18.07.2011, N 510 11 от 27.04.2011 в размере 30% от стоимости работ по договору произведено за счет предоставленных субсидий из бюджетных средств ответчик не отрицает.
Из буквального толкования положений статьи 78 БК РФ следует, что перечисление средств в порядке субсидирования капитального ремонта по договору на основании соглашения о взаимодействии по предоставлению финансовой поддержки не предполагает переход права собственности на данные средства к управляющим компаниям, а предоставляет право исключительно целевого распоряжения ими в форме оплаты выполненных работ.
Учитывая целевой характер таких ассигнований, оплата по договорам N 520 11 от 18.07.2011, N 510 11 от 27.04.2011 с использованием данных средств должна производиться за фактически выполненные объемы работ.
Как отмечено выше, окончательный расчет в рамках договоров N 520 11 от 18.07.2011, N 510 11 от 27.04.2011 осуществляется в течение 3 банковских дней после подписания акта выполненных работ.
Наличие подписанных актов приемки выполненных работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (КС-2, КС-3) является основанием и для перечисления оставшейся суммы субсидий для производства окончательных расчетов в рамках подписанных соглашений.
То обстоятельство, что работы, связанные с капитальным ремонтом жилых помещений по соглашениям от 15.04.2011, 29.08.2011, для осуществления которых заключены договоры N 520 11 от 18.07.2011, N 510 11 от 27.04.2011, выполнены, подтверждено представленными в дело судебными актами от 16.04.2014 в рамках дела N А461678/2014, от 02.04.2013 N А46-32312/2012.
Тем самым, указанными судебными актами установлены факт выполнения ООО "Проектный центр "Сибпроект" работ по капитальному ремонту жилых домов и обязанность ООО "Труд" по их оплате.
При этом в силу подписанных ООО "Труд" с Департаментом соглашений от 15.04.2011, 29.08.2011 оплата стоимости указанных работ осуществляется за счет выделенных бюджетных средств в рамках Федерального закона N 185-ФЗ.
Ответчиком указанная обязанность по оплате стоимости работ в рамках соглашений о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капитального ремонта до настоящего времени не исполнена.
То обстоятельство, что необходимые для выделения субсидий документы, в частности акты выполненных работ, не представлены по окончании финансового 2011 года, ответчика от установленной в соглашениях от 15.04.2011, 29.08.2011 обязанности по возмещению понесенных обществом расходов на капремонт не освобождает.
Истечение срока действия соглашений не влечет автоматического прекращения обязательств одной из сторон, если другой принятые на себя обязательства уже частично выполнены.
В данном случае коллегия суда обращает внимание, что к сроку окончания финансового 2011 года сдача-приемка работ по договорам N 520 11 от 18.07.2011, N 510 11 от 27.04.2011 в установленном порядке посредством подписания получателем субсидии двустороннего акта по договору N 52011 от 18.07.2011 не произведена ввиду уклонения ООО "Труд" от принятия спорных работ, по договору N 51011 от 27.04.2011 ввиду их выполнения в полном объеме лишь к 2012 году.
Факт выполнения работ в рамках договоров N 520 11 от 18.07.2011, N 510 11 от 27.04.2011 установлен лишь по результатам судебных разбирательств по искам ООО "Проектный центр "Сибпроект" к ООО "Труд".
В этой связи общество не имело до окончания финансового 2011 года объективной возможности по предоставлению необходимых документов в распоряжение Департамента.
Согласно материалам дела на основании вынесенных в рамках дел N А46-32312/2012 и А46-1678/2014 судебных актов возбуждены исполнительные производства, по которым ООО "Труд" произведено погашение долга за выполненные ООО "ПЦ "Сибпроект" работы на сумму 1 480 971 руб.
Тем самым, спорные работы, которые подлежали оплате за счет бюджетных средств в форме субсидий, фактически оплачены за счет собственных средств ООО "Труд", что противоречит условиям договоров N 520 11 от 18.07.2011, N 510 11 от 27.04.2011 и подписанным соглашениям от 15.04.2011, 29.08.2011.
В оставшейся части требования не исполнены, работы не оплачены, исполнительные производства окончены в связи с признанием должника банкротом.
С учетом установленных обстоятельств, принимая во внимание условия соглашений от 15.04.2011, 29.08.2011 о предоставлении из бюджета г. Омска субсидий на возмещение затрат по проведению капремонта многоквартирных домов, ООО "Труд" правомерно предъявило к ответчику требование о взыскании суммы понесенных им затрат на проведение капремонта, которые Департаментом в установленном порядке не возмещены.
Размер неисполненного ответчиком обязательства составил 1 480 971 руб. 91 коп.
Податель жалобы размер предъявленных истцом требований не опроверг.
В связи с этим, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования истца в полном объеме с учетом уточнений, представленных в порядке статьи 49 АПК РФ.
Доводы ответчика, изложенные в дополнениях к апелляционной жалобе, со ссылкой на судебный акт в рамках дела N А46-257/2015, не могут быть признаны обоснованными, поскольку споры по настоящему делу и делу N А46-257/2015 различны, основаны на разных фактических обстоятельствах и доказательствах по делу.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
При таких обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Омской области от 15 июля 2015 года по делу N А46-3910/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Д.Г.РОЖКОВ

Судьи
А.С.ГРЯЗНИКОВА
Е.Н.КУДРИНА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)