Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Михайлова Г.М., по доверенности от 10.11.2014 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-12829/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пионер" (ИНН 3443116070, ОГРН 1123443003012), г. Волгоград, к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580), г. Волгоград, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - ООО "Пионер", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган, Инспекция) от 18.03.2014 N М-0012.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 решение суда первой инстанции от 21.07.2014 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Суд признал незаконным и отменил постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 18.03.2014 N М-0012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пионер" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения мониторинга в соответствии с планом мониторинга организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Инспекции от 23.01.2013 N 11 (в редакции приказа Инспекции от 28.03.2013 N 47), по адресу: г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, установлены нарушения требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), а именно: в нарушение пп. "г" п. 8 Стандарта не размещена информация о режиме работы диспетчерских служб и приеме граждан; в нарушение пп. "б" п. 9 Стандарта не размещены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в нарушение пп. "в" п. 9 Стандарта не размещены сведения о расходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в нарушение пп. "б" п. 11 Стандарта не размещены сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана: сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; в нарушение пп. "б" п. 13 Стандарта не размещена информация о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.); в нарушение пп. "а" п. 14 Стандарта не размещены сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; в нарушение пп. "б" п. 14 Стандарта не размещены сведения о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы.
По факту выявленных нарушений составлены акт мониторинга от 06.02.2014 N М-0012, протокол N М-0012 и принято постановление от 18.03.2014 N М-0012 о привлечении общества к административной ответственности по статье части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Материалами дела установлено, что общество является управляющей компанией и осуществляет управление 4 многоквартирными жилыми домами.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
По мнению суда апелляционной инстанции, административным органом нарушены требования статей 26.2, части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 11.10.2013 N М-0012 отсутствует надлежащее описание события административного правонарушения. Отсутствуют такие сведения и в постановлении от 18.03.2014 N М-0012 о привлечении общества к административной ответственности по статье части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, инспекцией при мониторинге сайта www.reformagkh.ru, установлен факт нарушения обществом требований пп. "г" п. 8, пп. "б", "в" п. 9, пп. "б" п. 11, пп. "б" п. 13, пп. "а", "б" п. 14 Стандарта, а именно общество раскрыло информацию не в полном объеме в соответствии со Стандартом на обязательном для опубликования информации официальном сайте в сети Интернет- www.reformagkh.ru.
Однако, административным органом не указано и не конкретизировано в чем выражена неполнота размещенной на сайте информации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с абзацем 1 подпункта "а" пункта 5 Стандарта, управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "г" пункта 8 Стандарта, в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб.
В данном случае, вменяя обществу нарушение подпункта "г" пункта 8 Стандарта, инспекция указывает на отсутствие информации о режиме работы диспетчерских служб и приеме граждан.
Между тем, на листе N 5 скриншотов, сделанных инспекцией в ходе мониторинга 06.02.2014, в разделе "общие сведения об организации" содержатся сведения о режиме работы управляющей организации. В дополнение к этому, лист 22 скриншотов подтверждает, что на сайте в момент проверки в прикрепленном файле также размещена развернутая информация по вопросу режима работы, в том числе и о работе диспетчерских служб.
Конструкцией сайта и встроенной Инструкцией по раскрытию информации предусмотрено указание дополнительных сведений в прикрепляемых файлах. Ссылки на прикрепляемые файлы включаются в строку 16 "Дополнительная информация".
Требований, регламентирующих какая часть информации должна указываться в анкетной форме, а какая - в прикрепляемых файлах, Инструкция не содержит.
Следовательно, сведения, отраженные управляющей компанией в дополнительной информации о режиме работы, в том числе и о работе диспетчерских служб, зафиксированные инспекцией на 22 листе скриншота, находились в момент проверки в свободном доступе неограниченного круга лиц. В протоколе об административном правонарушении инспекцией не конкретизировано вменяемое обществу нарушение. С учетом размещенной информации, отраженной в скриншотах, представленных в качестве доказательств инспекцией, усматривается, что из протокола об административном правонарушении не представляется возможным установить, в чем выразилось нарушение подпункта "г" пункта 8 Стандарта. Выводов о размещении управляющей компанией информации не в том разделе, протокол об административном правонарушении не содержит, как не содержит норм права, запрещающих размещение нужной информации в дополнительных сведениях об организации, находящихся в свободном доступе неопределенного круга лиц.
Нарушение порядка раскрытия информации обществу административным органом не вменялось.
В силу подпунктов "б", "в" пункта 9 Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Нарушение указанного пункта Стандарта инспекцией в протоколе об административном правонарушении, оспариваемом постановлении и акте мониторинга отражено как "не размещены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов)".
Из скриншота страницы сайта www.reformagkh.ru, представленной инспекцией в материалы дела и на основании которой сделаны выводы о нарушении подпунктов "б", "в" пункта 9 Стандарта, видно, что обществом в графах 1, 4 раздела "Основные финансовые показатели" отражена информация о доходах общества, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, и расходах общества, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
Административным органом не представлено доказательств того, что указанные сведения не соответствуют данным раздельного учета.
Протокол об административном правонарушении не содержит данных на основании которых инспекция пришла к выводу о несоответствии размещенной информации данным раздельного учета.
Таким образом, факт нарушения обществом подпунктов "б", "в" пункта 9 Стандарта является недоказанным.
Подпунктом "б" пункта 11 Стандарта установлено, что в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно протоколу об административном правонарушении в качестве описания вменяемого обществу нарушения данного пункта переписан текст подпункта "б" пункта 11 Стандарта.
Как следует из листа 25 скриншота, представленного инспекцией на дату проверки 06.02.2014 обществом на официальном сайте в качестве сведений о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома была размещена следующая информация: план работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов N 85, 87, 89, 91 по ул. Шекснинская на 2013 год с наименованием работ и их периодичностью. Также содержится информация об отсутствии: мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, сведений о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведений о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведений о привлечении общества в 2012 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
В протоколе об административном правонарушении не указаны доказательства, на основании которых административный орган пришел к выводу, что опубликованная информация является неполной, недостоверной. Событие вменяемого нарушения - раскрытие информации не в полном объеме не конкретизировано и не описано. Кроме того, административным органом обществу не вменяется в вину предоставление недостоверной информации.
Также не представлено таких доказательств и в подтверждение вменяемого обществу нарушения подпункта "б" пункта 13 Стандарта, согласно которому информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
На страницах 28 - 32 скриншота, представленных инспекцией и являющихся приложением к акту мониторинга N М-0012, в виде таблицы отражены сведения о стоимости работ (услуг) общества по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов NN 85, 87, 89, 91 по ул. Шекснинская (с указанием стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме).
В чем выражается неполнота отраженных сведений, в протоколе об административном правонарушении не отражено.
Исходя из изложенного, материалами административного дела не подтверждается факт нарушения обществом требований пп. "б" п. 13 Стандарта.
Кроме того, обществу вменяется нарушение подпунктов "а", "б" пункта 14 Стандарта, согласно которым в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа.
Согласно материалам дела, на страницах 32 - 34 скриншота управляющей организацией размещена информация о коммунальных ресурсах, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, в частности по газоснабжению указан поставщик ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", поставщик по электроснабжению - ОАО "Волгоградэнергосбыт", водоснабжение и водоотведение - МУП "Городской водоканал" и т.д., с указанием объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; в виде таблицы указаны тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы.
Управляющей организацией в качестве нормативного правового акта, которым установлены такие тарифы (цены) указаны Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, то есть дата, номер, наименование принявшего акт органа. В подтверждение тарифов по содержанию жилья, по природному газу, электроснабжению, холодной воде и водоотведению управляющей компанией указаны соответствующие постановление Администрации Волгограда от 31.05.2012 N 1544 и Постановление УРТ от 30.11.2011 N 47/25.
Следовательно, представленные инспекцией скриншоты не подтверждают, что на момент проведения мониторинга Инспекцией 06.02.2014, обязательная информация, предусмотренная Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, не была размещена либо была неполной.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А12-12829/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2015 N Ф06-20240/2013 ПО ДЕЛУ N А12-12829/2014
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2015 г. N Ф06-20240/2013
Дело N А12-12829/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
истца - Михайлова Г.М., по доверенности от 10.11.2014 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 (председательствующий судья Веряскина С.Г., судьи: Александрова Л.Б., Луговской Н.В.)
по делу N А12-12829/2014
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Пионер" (ИНН 3443116070, ОГРН 1123443003012), г. Волгоград, к Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580), г. Волгоград, об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Пионер" (далее - ООО "Пионер", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - административный орган, Инспекция) от 18.03.2014 N М-0012.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.07.2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 решение суда первой инстанции от 21.07.2014 отменено. Принят по делу новый судебный акт. Суд признал незаконным и отменил постановление Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 18.03.2014 N М-0012 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Пионер" к административной ответственности по части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции, Инспекция обратилась в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом апелляционной инстанции норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения мониторинга в соответствии с планом мониторинга организаций, осуществляющих деятельность в сфере управления многоквартирными домами на территории Волгоградской области, утвержденным приказом Инспекции от 23.01.2013 N 11 (в редакции приказа Инспекции от 28.03.2013 N 47), по адресу: г. Волгоград, ул. Новороссийская, д. 5, установлены нарушения требований Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт), а именно: в нарушение пп. "г" п. 8 Стандарта не размещена информация о режиме работы диспетчерских служб и приеме граждан; в нарушение пп. "б" п. 9 Стандарта не размещены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в нарушение пп. "в" п. 9 Стандарта не размещены сведения о расходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); в нарушение пп. "б" п. 11 Стандарта не размещены сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана: сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах; в нарушение пп. "б" п. 13 Стандарта не размещена информация о стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.); в нарушение пп. "а" п. 14 Стандарта не размещены сведения о перечне коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; в нарушение пп. "б" п. 14 Стандарта не размещены сведения о тарифах (ценах) для потребителей, установленных для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы.
По факту выявленных нарушений составлены акт мониторинга от 06.02.2014 N М-0012, протокол N М-0012 и принято постановление от 18.03.2014 N М-0012 о привлечении общества к административной ответственности по статье части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Материалами дела установлено, что общество является управляющей компанией и осуществляет управление 4 многоквартирными жилыми домами.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации. Контроль за соблюдением этого стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Часть 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
В силу статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Исходя из изложенного, протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении.
Согласно пунктов 1, 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения являются обстоятельствами, исключающими производство по делу об административном правонарушении.
По мнению суда апелляционной инстанции, административным органом нарушены требования статей 26.2, части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, поскольку в протоколе об административном правонарушении от 11.10.2013 N М-0012 отсутствует надлежащее описание события административного правонарушения. Отсутствуют такие сведения и в постановлении от 18.03.2014 N М-0012 о привлечении общества к административной ответственности по статье части 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ.
Из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления, инспекцией при мониторинге сайта www.reformagkh.ru, установлен факт нарушения обществом требований пп. "г" п. 8, пп. "б", "в" п. 9, пп. "б" п. 11, пп. "б" п. 13, пп. "а", "б" п. 14 Стандарта, а именно общество раскрыло информацию не в полном объеме в соответствии со Стандартом на обязательном для опубликования информации официальном сайте в сети Интернет- www.reformagkh.ru.
Однако, административным органом не указано и не конкретизировано в чем выражена неполнота размещенной на сайте информации.
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 "Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами" определены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Пункт 1 Стандарта устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в настоящем документе понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации (пункт 2 Стандарта).
Пунктом 3 Стандарта установлено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с абзацем 1 подпункта "а" пункта 5 Стандарта, управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подпункту "г" пункта 8 Стандарта, в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: режим работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб.
В данном случае, вменяя обществу нарушение подпункта "г" пункта 8 Стандарта, инспекция указывает на отсутствие информации о режиме работы диспетчерских служб и приеме граждан.
Между тем, на листе N 5 скриншотов, сделанных инспекцией в ходе мониторинга 06.02.2014, в разделе "общие сведения об организации" содержатся сведения о режиме работы управляющей организации. В дополнение к этому, лист 22 скриншотов подтверждает, что на сайте в момент проверки в прикрепленном файле также размещена развернутая информация по вопросу режима работы, в том числе и о работе диспетчерских служб.
Конструкцией сайта и встроенной Инструкцией по раскрытию информации предусмотрено указание дополнительных сведений в прикрепляемых файлах. Ссылки на прикрепляемые файлы включаются в строку 16 "Дополнительная информация".
Требований, регламентирующих какая часть информации должна указываться в анкетной форме, а какая - в прикрепляемых файлах, Инструкция не содержит.
Следовательно, сведения, отраженные управляющей компанией в дополнительной информации о режиме работы, в том числе и о работе диспетчерских служб, зафиксированные инспекцией на 22 листе скриншота, находились в момент проверки в свободном доступе неограниченного круга лиц. В протоколе об административном правонарушении инспекцией не конкретизировано вменяемое обществу нарушение. С учетом размещенной информации, отраженной в скриншотах, представленных в качестве доказательств инспекцией, усматривается, что из протокола об административном правонарушении не представляется возможным установить, в чем выразилось нарушение подпункта "г" пункта 8 Стандарта. Выводов о размещении управляющей компанией информации не в том разделе, протокол об административном правонарушении не содержит, как не содержит норм права, запрещающих размещение нужной информации в дополнительных сведениях об организации, находящихся в свободном доступе неопределенного круга лиц.
Нарушение порядка раскрытия информации обществу административным органом не вменялось.
В силу подпунктов "б", "в" пункта 9 Стандарта, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов).
Нарушение указанного пункта Стандарта инспекцией в протоколе об административном правонарушении, оспариваемом постановлении и акте мониторинга отражено как "не размещены сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов)".
Из скриншота страницы сайта www.reformagkh.ru, представленной инспекцией в материалы дела и на основании которой сделаны выводы о нарушении подпунктов "б", "в" пункта 9 Стандарта, видно, что обществом в графах 1, 4 раздела "Основные финансовые показатели" отражена информация о доходах общества, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами, и расходах общества, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами.
Административным органом не представлено доказательств того, что указанные сведения не соответствуют данным раздельного учета.
Протокол об административном правонарушении не содержит данных на основании которых инспекция пришла к выводу о несоответствии размещенной информации данным раздельного учета.
Таким образом, факт нарушения обществом подпунктов "б", "в" пункта 9 Стандарта является недоказанным.
Подпунктом "б" пункта 11 Стандарта установлено, что в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения: сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать: план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно протоколу об административном правонарушении в качестве описания вменяемого обществу нарушения данного пункта переписан текст подпункта "б" пункта 11 Стандарта.
Как следует из листа 25 скриншота, представленного инспекцией на дату проверки 06.02.2014 обществом на официальном сайте в качестве сведений о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома была размещена следующая информация: план работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов N 85, 87, 89, 91 по ул. Шекснинская на 2013 год с наименованием работ и их периодичностью. Также содержится информация об отсутствии: мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, сведений о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год; сведений о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год; сведений о привлечении общества в 2012 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами.
В протоколе об административном правонарушении не указаны доказательства, на основании которых административный орган пришел к выводу, что опубликованная информация является неполной, недостоверной. Событие вменяемого нарушения - раскрытие информации не в полном объеме не конкретизировано и не описано. Кроме того, административным органом обществу не вменяется в вину предоставление недостоверной информации.
Также не представлено таких доказательств и в подтверждение вменяемого обществу нарушения подпункта "б" пункта 13 Стандарта, согласно которому информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).
На страницах 28 - 32 скриншота, представленных инспекцией и являющихся приложением к акту мониторинга N М-0012, в виде таблицы отражены сведения о стоимости работ (услуг) общества по содержанию и ремонту общего имущества жилых домов NN 85, 87, 89, 91 по ул. Шекснинская (с указанием стоимости каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме).
В чем выражается неполнота отраженных сведений, в протоколе об административном правонарушении не отражено.
Исходя из изложенного, материалами административного дела не подтверждается факт нарушения обществом требований пп. "б" п. 13 Стандарта.
Кроме того, обществу вменяется нарушение подпунктов "а", "б" пункта 14 Стандарта, согласно которым в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения: перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций; тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа.
Согласно материалам дела, на страницах 32 - 34 скриншота управляющей организацией размещена информация о коммунальных ресурсах, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, в частности по газоснабжению указан поставщик ООО "Газпром межрегионгаз Волгоград", поставщик по электроснабжению - ОАО "Волгоградэнергосбыт", водоснабжение и водоотведение - МУП "Городской водоканал" и т.д., с указанием объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация закупает их у ресурсоснабжающих организаций; в виде таблицы указаны тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация закупает коммунальные ресурсы.
Управляющей организацией в качестве нормативного правового акта, которым установлены такие тарифы (цены) указаны Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, то есть дата, номер, наименование принявшего акт органа. В подтверждение тарифов по содержанию жилья, по природному газу, электроснабжению, холодной воде и водоотведению управляющей компанией указаны соответствующие постановление Администрации Волгограда от 31.05.2012 N 1544 и Постановление УРТ от 30.11.2011 N 47/25.
Следовательно, представленные инспекцией скриншоты не подтверждают, что на момент проведения мониторинга Инспекцией 06.02.2014, обязательная информация, предусмотренная Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, не была размещена либо была неполной.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.10.2014 по делу N А12-12829/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г.БАШИРОВ
Судьи
Н.Н.САФИН
С.В.МОСУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)