Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Решением комиссии по вопросам бесплатного предоставления земельных участков в принятии истца на учет на бесплатное получение участка отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Донцова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Кашиной Л.И.
судей Афанасьевой Т.В. и Бачинской Н.Ю.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
03 августа 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Т. на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 19 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Т. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля об:
- отмене решения комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам бесплатного предоставления земельных участков об отказе в принятии на учет как имеющей первоочередное право на бесплатное получение земельного участка,
- обязании Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля предоставить истцу в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства,
- взыскании с Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда,
- взыскании с Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Афанасьевой Т.В., судебная коллегия
установила:
Т. обратилась с иском к УЗР мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля, в котором просила отменить решение комиссии по вопросам бесплатного предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии на учет истца как имеющей первоочередное право на бесплатное получение земельного участка; обязать УЗР мэрии г. Ярославля предоставить истцу в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства; взыскать с УЗР мэрии г. Ярославля и Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно.
Требования мотивированы тем, что Т. является инвалидом <данные изъяты> группы, участником ВОВ, ветераном труда. Она проживает в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащей ФИО1, по адресу: <адрес>. По указанному адресу также проживают ФИО1, его бывшая жена ФИО2 и две правнучки. В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УЗР мэрии <адрес> о выделении земельного участка в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ. Решением комиссии по вопросам бесплатного предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N в принятии на учет на бесплатное получение земельного участка отказано. Распоряжением территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в признании его и членов его семьи, в том числе Т., нуждающимися в жилых помещениях отказано. Распоряжение Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 и членам его семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий отменено решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года. Незаконными распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, а также решением УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N нарушено конституционное личное неимущественное право Т., в связи с чем истице причинен моральный вред.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части оставления без удовлетворения требований о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля по доверенности В., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что нормы действующего законодательства при вынесении оспариваемого решения не нарушены; поскольку Т. не признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, то правовых оснований в предоставлении ей бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имеется; доказательств нарушения прав истца со стороны ответчиков, которые бы повлекли компенсацию морального вреда, не представлено.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Материальный закон истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судом не допущено.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии статьей абзацем 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 30.06.2015 года) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Пунктами 17, 18 указанных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Исходя из приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Указанная позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014 года.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" установлено, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что Т. является инвалидом <данные изъяты> группы.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля отказано в признании ФИО1 и членов его семьи в составе пяти человек, в том числе Т., нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу, данное распоряжение отменено, на администрацию возложена обязанность по рассмотрению заявления ФИО1 в соответствии с требованиями Административного регламента.
На момент принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет Т. как имеющей первоочередное право на бесплатное получение земельного участка, истица на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла, в связи с чем оснований для удовлетворения ее требований не имеется.
Ссылка на то, что распоряжение главы территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в признании семьи истицы нуждающейся в жилом помещении в настоящее время обжалуется в суде, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ было принято до издания указанного распоряжения.
В целом доводы жалобы сводятся к повторению той позиции, которая излагалась истцом в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана соответствующая правовая оценка и сделан обоснованный вывод об их несостоятельности.
На основании изложенного судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Т. на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 19 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЯРОСЛАВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.08.2015 ПО ДЕЛУ N 33-4750/2015
Требование: Об отмене решения комиссии, обязании предоставить в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства, компенсации морального вреда.Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Решением комиссии по вопросам бесплатного предоставления земельных участков в принятии истца на учет на бесплатное получение участка отказано.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЯРОСЛАВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 августа 2015 г. по делу N 33-4750/2015
Судья Донцова Н.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Ярославского областного суда в составе председательствующего Кашиной Л.И.
судей Афанасьевой Т.В. и Бачинской Н.Ю.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ярославле
03 августа 2015 года
гражданское дело по апелляционной жалобе Т. на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 19 мая 2015 года, которым постановлено:
"Исковые требования Т. к Управлению земельных ресурсов мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля об:
- отмене решения комиссии N от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам бесплатного предоставления земельных участков об отказе в принятии на учет как имеющей первоочередное право на бесплатное получение земельного участка,
- обязании Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля предоставить истцу в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства,
- взыскании с Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда,
- взыскании с Управления земельных ресурсов мэрии г. Ярославля <данные изъяты> руб. в качестве компенсации морального вреда - оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Афанасьевой Т.В., судебная коллегия
установила:
Т. обратилась с иском к УЗР мэрии г. Ярославля, Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля, в котором просила отменить решение комиссии по вопросам бесплатного предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в принятии на учет истца как имеющей первоочередное право на бесплатное получение земельного участка; обязать УЗР мэрии г. Ярославля предоставить истцу в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства; взыскать с УЗР мэрии г. Ярославля и Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно.
Требования мотивированы тем, что Т. является инвалидом <данные изъяты> группы, участником ВОВ, ветераном труда. Она проживает в двухкомнатной квартире общей площадью <данные изъяты> кв. м, принадлежащей ФИО1, по адресу: <адрес>. По указанному адресу также проживают ФИО1, его бывшая жена ФИО2 и две правнучки. В ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в УЗР мэрии <адрес> о выделении земельного участка в соответствии с Федеральным законом N 181-ФЗ. Решением комиссии по вопросам бесплатного предоставления земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ N в принятии на учет на бесплатное получение земельного участка отказано. Распоряжением территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N ФИО1 отказано в признании его и членов его семьи, в том числе Т., нуждающимися в жилых помещениях отказано. Распоряжение Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 и членам его семьи в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий отменено решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года. Незаконными распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ N и от ДД.ММ.ГГГГ N, а также решением УЗР мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ N нарушено конституционное личное неимущественное право Т., в связи с чем истице причинен моральный вред.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда в части оставления без удовлетворения требований о предоставлении в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Доводы жалобы сводятся к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушению норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения по доводам апелляционной жалобы, заслушав возражения представителя Территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля по доверенности В., исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене принятого судом решения.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что нормы действующего законодательства при вынесении оспариваемого решения не нарушены; поскольку Т. не признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении жилищных условий, то правовых оснований в предоставлении ей бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства не имеется; доказательств нарушения прав истца со стороны ответчиков, которые бы повлекли компенсацию морального вреда, не представлено.
С указанными выводами суда судебная коллегия соглашается, считает их правильными, соответствующими материалам дела и закону.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно и при рассмотрении дела тщательно и всесторонне исследованы. Материальный закон истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену постановленного решения, судом не допущено.
Представленные по делу доказательства оценены в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ и правовых оснований для вмешательства в данную судом оценку у судебной коллегии не имеется.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии статьей абзацем 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 30.06.2015 года) инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно пункту 1 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями данных Правил.
Пунктами 17, 18 указанных Правил предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Исходя из приведенных норм закона, право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Указанная позиция отражена в "Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за январь - июль 2014 года", утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 01.09.2014 года.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 N 22-з "О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" установлено, что граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют в соответствии с федеральным законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Из материалов дела следует, что Т. является инвалидом <данные изъяты> группы.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением главы территориальной администрации Красноперекопского района мэрии г. Ярославля отказано в признании ФИО1 и членов его семьи в составе пяти человек, в том числе Т., нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ года, вступившим в законную силу, данное распоряжение отменено, на администрацию возложена обязанность по рассмотрению заявления ФИО1 в соответствии с требованиями Административного регламента.
На момент принятия оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет Т. как имеющей первоочередное право на бесплатное получение земельного участка, истица на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не состояла, в связи с чем оснований для удовлетворения ее требований не имеется.
Ссылка на то, что распоряжение главы территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ N об отказе в признании семьи истицы нуждающейся в жилом помещении в настоящее время обжалуется в суде, правового значения для разрешения спора не имеет, поскольку оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ было принято до издания указанного распоряжения.
В целом доводы жалобы сводятся к повторению той позиции, которая излагалась истцом в суде первой инстанции. Данным доводам в решении дана соответствующая правовая оценка и сделан обоснованный вывод об их несостоятельности.
На основании изложенного судебная коллегия оставляет апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу Т. на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 19 мая 2015 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)