Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.08.2014 ПО ДЕЛУ N А05-3405/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2014 г. по делу N А05-3405/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 4 августа 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Халиловой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Исток" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2014 года по делу N А05-3405/2014 (судья Дмитревская А.А.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "УК "Исток (ОГРН 1112901008846; далее - общество, ООО "УК "Исток) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления Государственной жилищной инспекции Архангельской области (ОГРН 1022900533050; далее - инспекция; административный орган) от 12.03.2014 N 01-10/77, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 41 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение периодичности проведения проверки, то есть ранее трехлетнего срока в отношении вновь созданного юридического лица.
Инспекция в отзыве просила оставить решение арбитражного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как действуют специальные нормы Жилищного кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, с целью исполнения пункта 7 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в 2014 году, инспекцией вынесено распоряжение от 17.02.2014 N А-12/01-15/425 о проведении в отношении ООО "УК "Исток" плановой выездной проверки с 24.02.2014 по 28.02.2014, для проверки соблюдения правил содержания и ремонта жилых домов, находящихся в управлении заявителя, а также запрашивались необходимые документы.
Данное распоряжение, а также уведомление от 17.02.2014 N 01-32/310 вручены генеральному директору Общества - Гребневой Н.Л., 18.02.2014.
Государственным жилищным инспектором Спицыной И.А., 24 и 25 февраля 2014 года в присутствии генерального директора общества Гребневой Н.Л. и представителя общества Тарасова Д.Ю. (по доверенности от 24.02.2014), проведена проверка соблюдения законодательства в сфере содержания и ремонта жилищного фонда, общего имущества собственников помещений многоквартирного дома: пр. Ленинградский, д. 167 и пр. Ленинградский, д. 171 в г. Архангельске, составлен акт от 25.02.2014 N А-12/02-06/294.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения:
- - "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 15.10.2003 N 5176) (далее - Правила N 170);
- - "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354);
- - постановления Правительства Архангельской области от 14.12.2010 N 380-пп "Об утверждении перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно" (далее - Перечень).
Данный акт, а также предписания от 26.02.2014 N А-12/02-13/294-1, А-12/02-13/294-2, А-12/02-13/294-5, А-12/02-13/294-6 вручены законному представителю общества Гребневой Н.Л.
Также 26.02.2014 генеральному директору общества Гребневой Н.Л. вручено уведомление N А12-02/13/128 о времени и месте составления протокола (26.02.2014 в 15 час. 45 мин.).
Государственным жилищным инспектором Спицыной И.А., в присутствии представителя общества Гребневой Н.Л., в отношении ООО "УК "Исток" 26.02.2014 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.22 КоАП РФ - нарушение правил содержания и ремонта жилых домов N 167 и N 171 по пр. Ленинградский в г. Архангельске:
По дому N 167 по пр. Ленинградский в г. Архангельске:
- - негерметичность системы горячего водоснабжения (на скоростном водонагревателе) в тепловой узле (пункт 5.3.2 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов (трубы) в помещении теплового узла (пункт 3.4.1 Правил N 170);
- - захламленность помещений техподполья в районе 1 - 6 подъездов (пункт 3.4.1 Правил N 170);
- - отсутствие освещения чердачного помещения с 3 по 6 подъезд (пункт 3.3.1 Правил N 170);
- - отсутствие остекления заполнения оконного проема слухового окна в чердачном помещении в районе 1, 6 подъезда (пункт 4.7.2 Правил N 170);
- - неисправность кровельного покрытия в районе 1 подъезда (кв. 16) (пункт 4.6.1.1 Правил N 170);
- - негерметичность трубопровода канализации (вытяжки) в чердачном помещении в районе 2 подъезда (пункт 5.8.3 Правил N 170);
- - неисправность примыкания трубопровода канализации (вытяжки) к кровле в районе 2, 3, 5 подъездов (пункт 4.6.1 Правил N 170);
- - неисправность примыкания антенны к кровле в районе 3 подъезда (пункт 4.6.1 Правил N 170);
- - неисправность жалюзийной решетки слухового окна в районе 3, 6 подъездов (пункт 2.6.2 Правил N 170);
- - неисправность вентиляционной шахты в чердачном помещении в районе 6 подъезда (в 2 местах) (пункт 5.7.2 Правил N 170);
- - отсутствие запирающего устройства на двери входа в чердачное помещение (пункт 3.3.5 Правил N 170);
- - неисправность покрытия пола в лестничной клетке: 1 подъезд в районе 1, 2, 3, 4 этажей; 2 подъезд - в районе 1, 2 этажей; 3 подъезд - в районе 3, 4, 5 этажей; 4 подъезд - в районе 1, 2, 3, 4 этажей; 5 подъезд - в районе цокольного, 2, 3, 4, 5 этажей; 6 подъезд - в районе 4, 5 этажей (пункт 4.4.1, 4.8.5 Правил N 170);
- - наличие наледи и сосулей на кровле со стороны дворового фасада в районе 4 - 6 подъездов (пункт 4.6.1.23 Правил N 170);
- - неисправность системы наружного водоотвода - отсутствие звеньев водосточной трубы в районе со стороны главного фасада 6 подъезда (пункт 4.6.4.1, 4.6.4.2 Правил N 170);
- - отсутствие табличек с указанием номеров подъездов и номеров квартир с 1 по 6 подъезд (пункт 3.5.2 Правил N 170);
- - отсутствие прибора освещения входа в 1 подъезде (пункт 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170);
- - отсутствие запирающего устройства на этажных электрощитках: 2 подъезд - на 2, 4 этажах; 4 подъезд - на 3 этаже; 5 подъезд - на 4 этаже (пункт 3.2.18, 5.6.2 Правил N 170);
- - открыт доступ к этажному электрощитку в 4 подъезде на 2 этаже (пункт 3.2.18, 5.6.2 Правил N 170);
- - неисправность зашивки стены (открыта штроба) в лестничной клетке 4 подъезда на цокольном этаже (пункт 3.2.2 Правил N 170);
- - неисправность решетки крыльца при входе в 5 подъезд (пункт 3.2.12 Правил N 170);
- - отсутствие урны у входа в 5 подъезд (пункт 3.7.17 Правил N 170);
- - неисправность тамбурной двери в 5 подъезде (пункт 4.7.2 Правил N 170);
- - неисправность деревянного поручня ограждения лестничного марша в лестничной клетке 6 подъезда на 5 этаже (пункт 4.8.6 Правил N 170);
- - отсутствие запирающегося устройства на двери входа в подвал в лестничной клетке 6 подъезда (пункт 3.4.5 Правил N 170);
- По дому N 171 по пр. Ленинградский в г. Архангельске:
- - отсутствие освещения в техподполье с 1 по 8 подъезд (пункт 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170);
- - захламление техподполья под крыльцами входов в с 1 по 8 подъезд (пункт 3.4.1, 4.1.15 Правил N 170);
- - негерметичность трубопровода канализации в техподполье в районе 6 подъезда (пункт 4.1.15, 5.8.3 Правил N 170);
- - отсутствует пробка на ревизии трубопровода канализации в техподполье в районе 4 подъезда (пункт 4.1.9 Правил N 170);
- - отсутствие сеток, защищающих от проникновения грызунов, на отверстиях и каналах техподполья в районе 1-8 подъезды (пункт 3.4.8 Правил N 170);
- - неисправность (просадки) отмостки (отдельными местами) по периметру здания (пункт 3.4.1, 4.1.1 Правил N 170);
- - нарушение гидроизоляции межпанельных швов в районе 1, 2, 3, 7 подъездов со стороны главного фасада (пункт 4.2.1.7 Правил N 170);
- - неисправность системы наружного водоотвода - отсутствие звеньев водосточных труб в районе 1, 2, 8 подъездов со стороны главного фасада (пункт 4.6.4.1, 4.6.4.2 Правил N 170);
- - неисправность системы наружного водоотвода - нарушение сопряжений между звеньями водосточных труб в районе 5, 7 подъездов со стороны дворового фасада (пункт 4.6.4.1, 4.6.4.2 Правил N 170);
- - неисправность ступеней крыльца запасного выхода 5 подъезда со стороны главного фасада (пункт 4.8.10, 4.8.13 Правил N 170);
- - неисправность ступеней крылец при входе в 1-8 подъезды (пункт 4.8.10, 4.8.13 Правил N 170);
- - наличие посторонних предметов: на лестничной клетке между 4 и 5 этажом в 4 подъезде, на цокольном этаже в 7 подъезде (пункт 3.2.16, 4.8.15 Правил N 170);
- - неисправность штукатурного слоя в лестничной клетке: 1, 5, 6 подъезд - 5 этаж; 3 подъезд - в районе 2, 3, 5 этажей; 4 подъезд - в районе 3 - 5 этажей; 8 подъезд - в районе 3 - 5 этажей (пункт 3.2.9 Правил N 170);
- - отслоение окрасочного слоя в лестничной клетке: 6 подъезд - в районе 3 - 5 этажей (пункт 3.2.9 Правил N 170);
- - неисправность покрытия пола в лестничной клетке: 5 подъезд - на 3 этаже, 6 подъезд - на 2 этаже, 7 подъезд - 5 этаж (пункт 4.4.1, 4.8.5 Правил N 170);
- - неисправность кровельного покрытия - задувание снега в чердачное помещение в районе слуховых окон (пункт 4.6.1.2 Правил N 170);
- - неисправность кровельного покрытия (трещины, сколы шифера) в районе 2, 6, 7, 8 подъездов (пункт 4.6.1.1 Правил N 170);
- - неисправность примыкания антенны к кровле в районе 2, 3, 6 подъезда (пункт 4.6.1 Правил N 170);
- - неисправность жалюзийной решетки слухового окна в районе 3 подъездов (пункт 2.6.2 Правил N 170);
- - отсутствие плафона на лестничной клетке 5 этажа в 8 подъезде (пункт 5.6.2, 5.6.6 Правил N 170).
Представитель общества в протоколе указал, что имеются возражения, которые будут представлены позднее.
Данный протокол, а также определение от 26.02.2014 N А-12/0/3-44/72 о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении (на 12.03.2014 в 10 час. 00 мин.) вручены Гребневой Н.Л. 26.02.2014.
Заместителем руководителя инспекции Шуминовым С.А., в отсутствие представителя заявителя, 12.03.2014 вынесено постановление о привлечении ООО "УК "Исток" к административной ответственности по статье 7.22 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 41 000 руб.
При вынесении постановления учтено наличие отягчающего обстоятельства (общество ранее привлекалось к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 КоАП РФ за нарушение правил содержания общего имущества в многоквартирном доме постановлением N 01-10/124 от 04.04.2013).
Данное постановление направлено заявителю почтой, вручено 17.03.2014 согласно почтовому уведомлению.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку в действиях общества установлен состав административного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 23.55 КоАП РФ, постановления Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493 утвердившего Положение о государственном жилищном надзоре, "Положения о государственной жилищной инспекции Архангельской области", утвержденного Постановлением администрации Архангельской области от 07.06.2007 N 110-па протокол об административном правонарушении и постановление о привлечении к административной ответственности составлены уполномоченными должностными лицами административного органа.
Объективной стороной вменяемого заявителю правонарушения является нарушение правил и норм содержания и ремонта жилых домов.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
В соответствии с частями 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать, в частности, соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
На основании договора управления многоквартирным домом от 25.07.2012 ООО "Управляющая Компания "Исток" (Управляющая организация) обеспечивает благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в Многоквартирном доме по адресу пр. Ленинградский, д. 167 в г. Архангельске, за плату оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно договору управления от 27.03.2013, управляющая компания приняла обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме N 171 по пр. Ленинградский в г. Архангельске.
В соответствии со статьей 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила N 491).
Правила N 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 2.6.2. Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит: устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями; привести в технически исправное состояние территорию домовладений с обеспечением беспрепятственного отвода атмосферных и талых вод от отмостки, от спусков (входов) в подвал и их оконных приямков; обеспечить надлежащую гидроизоляцию фундаментов, стен подвала и цоколя и их сопряжения со смежными конструкциями, лестничных клеток, подвальных и чердачных помещений, машинных отделений лифтов, исправность пожарных гидрантов.
На основании пункта 3.2.2. Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках.
Как установлено пунктом 3.2.9 Правил N 170 периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа.
В соответствии с пунктами 3.2.12, 3.2.16 на площадке перед наружными входными дверями рекомендуется устанавливать скребки и металлические решетки для очистки обуви от грязи и снега. Размещение на лестничных площадках бытовых вещей, оборудования, инвентаря и других предметов не допускается. Входы на лестничные клетки и чердаки, а также подходы к пожарному оборудованию и инвентарю не должны быть загроможденными.
Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (пункт 3.2.18 Правил N 170).
Пунктами 3.3.1 и 3.3.5 Правил N 170 предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечить: температурно-влажностный режим чердачных помещений, препятствующий выпадению конденсата на поверхности ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения.
Входные двери или люки (для чердачных помещений с запасными, напорными и расширительными баками) выхода на кровлю должны быть утеплены, оборудованы уплотняющими прокладками, всегда закрыты на замок (один комплект ключей от которого необходимо хранить у дежурного диспетчера ОДС или в комнате техника-мастера организации по обслуживанию жилищного фонда, а второй - в одной из ближайших квартир верхнего этажа), о чем делается соответствующая надпись на люке.
Вход в чердачное помещение и на крышу следует разрешать только работникам организаций по обслуживанию жилищного фонда, непосредственно занятым техническим надзором и выполняющим ремонтные работы, а также работникам эксплуатационных организаций, оборудование которых расположено на крыше и в чердачном помещении.
Согласно пункту 3.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций; чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
Пунктом 3.4.5 Правил N 170 установлено, что входные двери в техническое подполье, подвал должны быть закрыты на замок (ключи хранятся в организациях по содержанию жилищного фонда, ОДС, у дворника, рабочих, проживающих в этих домах), о месте хранения делается специальная надпись на двери.
Доступ к транзитным инженерным коммуникациям, проходящим через помещения, представителей соответствующих организаций по обслуживанию жилищного фонда и городского коммунального хозяйства должен быть обеспечен в любое время суток.
В соответствии с санитарными нормами и правилами организация по обслуживанию жилищного фонда должна регулярно проводить дератизацию и дезинфекцию по уничтожению грызунов и насекомых в местах общего пользования, подвалах, технических подпольях (пункт 3.4.8 Правил N 170).
Таблички с указанием номеров подъездов, а также номеров квартир, расположенных в данном подъезде, должны вывешивать у входа в подъезд (лестничную клетку). Они должны быть размещены однотипно в каждом подъезде, доме, микрорайоне (пункт 3.5.2 Правил N 170).
На территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояния между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м - на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и т.д.) (пункт 3.7.17 Правил N 170).
Пунктом 4.1.1 Правил N 170 предусмотрено, что организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: нормируемый температурно-влажностный режим подвалов и техподполий; исправное состояние фундаментов и стен подвалов зданий; устранение повреждений фундаментов и стен подвалов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращения сырости и замачивания грунтов оснований и фундаментов и конструкций подвалов и техподполий; работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
Пунктом 4.1.9 Правил N 170 установлено, что следует обеспечить исправную, достаточную теплоизоляцию внутренних трубопроводов, стояков. Устранить протечки, утечки, закупорки, засоры, срывы гидравлических затворов, санитарных приборов и негерметичность стыковых соединений в системах канализации.
Обеспечить надежность и прочность крепления канализационных трубопроводов и выпусков, наличие пробок у прочисток и т.д.
Не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения; устанавливать в подвалах и техподпольях дополнительные фундаменты под оборудование, увеличивать высоту помещений за счет понижения отметки пола без утвержденного проекта; рытье котлованов, траншей и прочие земляные работы в непосредственной близости от здания (до 10 м) без специального разрешения; подсыпка грунта вокруг здания выше расположения отмостки на 10 - 15 см; использовать подвалы и технические подполья жителями для хозяйственных и других нужд без соответствующего разрешения (пункт 4.1.15 Правил N 170).
На основании пункта 4.2.1.7 Правил N 170 стыки панелей должны отвечать трем требованиям: водозащиты за счет герметизирующих мастик с соблюдением технологии их нанесения, обеспечив подготовку поверхности; воздухозащиты за счет уплотняющих прокладок из пороизола, гернита, вилатерма, пакли, смоляного каната или др. материалов с обязательным обжатием не менее 30 - 50%; теплозащиты за счет установки утепляющих пакетов.
Регламентируемое раскрытие стыков от температурных деформаций: вертикальных 2 - 3 мм; горизонтальных 0,6 - 0,7 мм.
В стыках закрытого типа гидроизоляция достигается герметиком; воздухозащита - уплотняющими материалами с обязательным обжатием 30 - 50%; теплоизоляция - теплопакетами или устройством "вутов", ширина которых должна быть не менее 300 мм.
Стыковые соединения, имеющие протечки, должны быть заделаны с наружной стороны эффективными герметизирующими материалами (упругими прокладками и мастиками) силами специалистов в кратчайшие сроки (в малых объемах в период подготовки домов к зиме).
В соответствии с пунктом 4.4.1 Правил N 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку; устранение повреждений полов по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития; предотвращение длительного воздействия влаги на конструкцию полов; восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях.
Пунктом 4.6.1 Правил N 170 установлены требования по техническому обслуживанию, а именно: организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств; чистоту чердачных помещений и освещенность; достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами; исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (4.6.1.1); Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя) (4.6.1.2); очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью. Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости. Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком; снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков. Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине). Очистку снега с пологоскатных железобетонных крыш с внутренним водостоком необходимо производить только в случае протечек на отдельных участках (4.6.1.23).
В соответствии с пунктом 4.6.4.1 Правил N 170 неисправности системы водоотвода: наружного (загрязнение и разрушение желобов и водосточных труб, нарушение сопряжений отдельных элементов между собой и с кровлей, обледенение водоотводящих устройств и свесов) и внутреннего (протечки в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, засорение и обледенение воронок и открытых выпусков, разрушение водоотводящих лотков от здания, протекание стыковых соединений водосточного стояка, конденсационное увлажнение теплоизоляции стояков) следует устранять по мере выявления дефектов, не допуская ухудшения работы системы.
Замену отдельных элементов водоотводящих устройств по мере износа следует производить из оцинкованной листовой стали (пункт 4.6.4.2 Правил N 170).
Неисправности заполнений оконных и дверных проемов: неплотности по периметру оконных и дверных коробок; зазоры повышенной ширины в притворах переплетов и дверей; разрушение замазки в фальцах; отслоение штапиков; отсутствие или износ уплотняющих прокладок; загнивание и коробление элементов заполнений; ослабление сопряжений в узлах переплетов и дверных полотен; недостаточный уклон и некачественная заделка краев оконных сливов; отсутствие и ослабление крепления стекол и приборов, отслоение и разрушение окраски оконных коробок, переплетов и дверных полотен; засорение желобов в коробке для стока конденсата, промерзание филенок балконных дверей; проникание атмосферной влаги через заполнение проемов; щели в соединениях отдельных элементов между собой; обледенение отдельных участков окон и балконных дверей, приточных отверстий вентиляционных приборов под подоконниками в крупнопанельных домах следует устранять по мере их накопления, не допуская дальнейшего развития (пункт 4.7.2 Правил N 170).
На основании пунктов 4.8.5. и 4.8.6 Правил N 170 замена поврежденных и закрепление отслоившихся керамических плиток на лестничных площадках новыми должна производиться немедленно после обнаружения дефектов. Деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня. Поврежденные участки поливинилхлоридного поручня следует вырезать и заменять новыми такой же формы и такого же цвета. Стыки вставок поручня должны быть сварены и зачищены.
Пунктом 4.8.10 Правил N 170 установлено, что входные крыльца должны отвечать требованиям: осадка стен и пола крылец не допускается более чем на 0,1 м; стены крылец, опирающиеся на отдельно стоящие фундаменты, не должны иметь жесткой связи со стенами здания; проветриваемое подполье или пространство под крыльцами должно быть открыто для осмотра; козырьки над входами и ступени крылец следует очищать при снегопадах не допуская сползания снега; не допускается попадание воды в подвал или техподполье из-за неисправности отмостки или водоотводящих устройств под крыльцами.
Элементы лестницы: минимально допустимое значение опирания на бетонные и металлические поверхности - 50 мм, на кирпичную кладку - 120 мм; допустимое нарушение горизонтальности лестничных площадок - не более 10 мм, а ступеней лестниц - не более 4 мм; отклонение перил от вертикали - не более 6 мм (пункт 4.8.13 Правил N 170).
Запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения.
Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда (пункт 4.8.15 Правил N 170).
В соответствии с пунктом 5.3.2 Правил N 170 инженерно-технические работники и рабочие, обслуживающие систему горячего водоснабжения, обязаны: изучить систему в натуре и по чертежам; обеспечить исправную работу системы, устраняя выявленные недостатки.
Инженерно-технические работники обязаны проинструктировать жителей обслуживаемых домов о необходимости своевременного сообщения об утечках и шумах в водопроводной арматуре, об экономном расходовании горячей воды и осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: шкафов вводных и вводно-распределительных устройств, начиная с входных зажимов питающих кабелей или от вводных изоляторов на зданиях, питающихся от воздушных электрических сетей, с установленной в них аппаратурой защиты, контроля и управления; внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда; силовых и осветительных установок, автоматизации котельных и установок автоматизации котельных, бойлерных, тепловых пунктов и других помещений, находящихся на балансе организации по обслуживанию жилищного фонда; электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов (если они имеются); автоматически запирающихся устройств (АЗУ) дверей дома (пункт 5.6.2 Правил N 170).
На основании пункта 5.6.6 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда, обслуживающей электрооборудование жилого дома, обязаны: обеспечивать нормальную, безаварийную работу силовых, осветительных установок и оборудования автоматизации; обеспечивать запроектированные уровни искусственного освещения общедомовых помещений; осуществлять мероприятия по рациональному расходованию электроэнергии, по снижению расхода электроэнергии, сокращению затрат времени на осмотр и ремонт оборудования, повышению сроков службы электрооборудования и электрических сетей; обеспечивать и контролировать работоспособность систем автоматического включения и выключения электрооборудования; контролировать использование в осветительных приборах коридоров, лестничных клеток, подъездов и других общедомовых помещениях ламп с установленной мощностью, не превышающей требуемой по условиям освещенности; не допускать нарушения графиков работы электрооборудования; в насосных установках применять электродвигатели требуемой мощности; осуществлять очистку от пыли и грязи окон, потолочных фонарей и светильников на лестничных клетках в сроки, определяемые ответственным за электрохозяйство в зависимости от местных условий, чистку светильников следует, как правило, совмещать с очередной сменой перегоревших ламп и стартеров, с заменой вышедших из строя отражателей, рассеивателей и других элементов светильников; при выявлении неисправностей, угрожающих целостности электрооборудования дома или системы внешнего электроснабжения, безопасности людей, пожарной безопасности, исправности бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры немедленно отключить неисправное оборудование или участок сети до устранения неисправности; немедленно сообщать в энергоснабжающую организацию об авариях в системе внутридомового электроснабжения, связанных с отключением питающих линий и/или несоблюдением параметров подающейся электрической энергии; принимать меры по предупреждению повреждений в электрической сети, приводящих к нарушениям режима ее функционирования, с целью предотвращения повреждений бытовых электроприборов, компьютеров, теле- и радиоаппаратуры.
Персонал, обслуживающий системы вентиляции жилых домов, обязан производить: плановые осмотры и устранение всех выявленных неисправностей системы; замену сломанных вытяжных решеток и их крепление; устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах; устранение засоров в каналах; устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов (пункт 5.7.2 Правил N 170).
Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать: проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение сверхнормативных шумов и вибрации в помещениях от работы систем водопровода (гидравлические удары, большая скорость течения воды в трубах и при истечении из водоразборной арматуры и др.), регулирование (повышение или понижение) давления в водопроводе до нормативного в установленные сроки; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки; предотвращение образования конденсата на поверхности трубопроводов водопровода и канализации; обслуживание насосных установок систем водоснабжения и местных очистных установок систем канализации; изучение слесарями-сантехниками систем водопровода и канализации в натуре и по технической (проектной) документации (поэтажных планов с указанием типов и марок установленного оборудования, приборов и арматуры; аксонометрической схемы водопроводной сети с указанием диаметров труб и ведомости-спецификации на установленное оборудование, водозаборную и водоразборную арматуру). При отсутствии проектной документации должна составляться исполнительная документация и схемы систем водоснабжения и канализации составляются вновь; контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами настоящих правил пользования системами водопровода и канализации; инженерный контроль за своевременным исполнением заявок нанимателей на устранение неисправностей водопровода и канализации (пункт 5.8.3 Правил N 170).
Материалами дела подтверждается, что жилые дома N 167 и 171 по пр. Ленинградский находится в управлении общества на основании договоров управления от 25.07.2012 и 27.03.2013. Следовательно, как верно указал суд первой инстанции, в рассматриваемом случае именно общество является субъектом выявленного правонарушения.
Доказательств, опровергающих изложенные в акте, протоколе, а, следовательно, подтверждающих отсутствие в рассматриваемом случае факта совершения обществом вмененного правонарушения и вины в его совершении, общество ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции не представило, в апелляционной жалобе на них не ссылается.
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, доказательств в обоснование своих доводов, заявителем не представлено. При этом, часть нарушений обществом не оспаривается.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
В силу пункта 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 разъяснено, что в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет. В тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Разрешая вопрос о вине юридического лица при привлечении его к административной ответственности, следует устанавливать, имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения закона и приняты ли юридическим лицом все зависящие от него меры по его соблюдению.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Заявителем не представлено доказательств того, что выявленные нарушения являются неотложными работами и услугами, вызванные обстоятельствами, которые заявитель не мог разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых он не отвечает.
Вина заявителя состоит в ненадлежащем техническом обслуживании домов, в непринятии мер по своевременному обследованию зданий, в непринятии мер по организации и проведению ремонтных работ по устранению выявленных нарушений.
Доказательств принятия всех зависящих от него мер для выполнения возложенных на него как на управляющую организацию обязанностей, заявитель не представил ни в суд, ни административному органу.
Нарушений со стороны административного органа процедуры привлечения общества к административной ответственности не усматривается.
Привлечение к административной ответственности произведено в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
В силу пунктов 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При наличии отягчающего ответственность обстоятельства, которое подтверждается представленным в материалы дела постановлением N 01-10/124 от 04.04.2013, применение к заявителю штрафа в размере 41 000 руб. является правомерным и обоснованным.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом обжалуемого решения о том, что в действиях общества не усматривается малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Каких-либо исключительных обстоятельств в данном случае не имеется.
Выявленные административным органом в ходе проверки многочисленные нарушения содержания жилого дома свидетельствуют о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям, поскольку создали не только неудобства для жильцов, но и нарушили их право на благоприятные и безопасные условия проживания, установленные нормами статьи 61 ЖК РФ.
Довод жалобы о том, что проверка общества проведена с существенным нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закона N 294-ФЗ) подлежит отклонению.
Действительно, при проведении проверки в период с 24.02.2014 по 25.02.2014 административному органу надлежало руководствоваться положениями Закона N 294-ФЗ.
Согласно частям 8 и 9 статьи 9 Закона N 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня: государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя; окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя; начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
При этом в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно свидетельству о государственной регистрации юридического лица общество зарегистрировано в качестве такового 06.09.2011 года.
Таким образом, общество обоснованно указывает на то, что проверка проведена ранее истечения трех лет со дня государственной регистрации юридического лица.
Однако, суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае следует учитывать характер деятельности общества - управление многоквартирными жилыми домами.
В соответствии с частью 3 и пунктом 1 части 4.1 статьи 20 ЖК РФ к отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора, муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц (за исключением региональных операторов), индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения плановых и внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 настоящей статьи. К отношениям, связанным с осуществлением государственного жилищного надзора в отношении деятельности региональных операторов, организацией и проведением их проверок, применяются положения указанного Федерального закона с учетом особенностей, предусмотренных частью 4.3 настоящей статьи. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня: начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем деятельности по управлению многоквартирными домами и деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с представленным в орган государственного жилищного надзора уведомлением о начале указанной деятельности.
Следовательно, общество в силу характера своей деятельности и даты заключения договоров управления 27.03.2012 и 25.07.2012 могло быть включено в план проверки в 2013 году и проверено в 2014 году, доказательства, полученные в ходе проверки административного органа, являются допустимыми.
При таких обстоятельствах следует признать, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит основания для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 мая 2014 года по делу N А05-3405/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Исток" - без удовлетворения.

Судья
В.И.СМИРНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)