Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 02.02.2015 ПО ДЕЛУ N 33-266/2015, 33-4345/2014

Требование: О признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, обязании организовать проведение оценки соответствия жилого дома требованиям закона.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: В орган местного самоуправления направлено заключение о неудовлетворительном техническом состоянии жилого дома и предложение принять решение о признании жилого помещения непригодным для проживания, а дома - аварийным и подлежащим сносу. Решение не принято.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу N 33-266/2015, 33-4345/2014


Судья: Макарова Е.В.

Апелляционная инстанция судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Уварова В.В.,
судей: Бурашниковой Н.А., Курохтина Ю.А.,
с участием прокурора: Лесняк Е.Н.
при секретаре: К.
рассмотрела в открытом судебном заседании 02 февраля 2015 года гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова и межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции о признании бездействия ответчиков незаконным и возложении на них обязанности организовать проведение оценки соответствия жилого дома установленным требованиям
по апелляционной жалобе администрации г. Тамбова на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2014 года
Заслушав доклад судьи Бурашниковой Н.А., судебная коллегия,

установила:

Прокурор Советского района г. Тамбова обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Тамбова и межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции с вышеуказанным исковым заявлением.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой Советского района г. Тамбова проведена проверка по обращению жителей *** *** по вопросу ненадлежащих условий проживания.
В ходе проверки установлено, что по адресу: *** находится двухэтажный многоквартирный жилой дом, 1898 года постройки. В доме расположены 22 квартиры. Постановлением мэра *** от *** *** "О принятии в муниципальную собственность города Тамбова жилищного фонда и внешних наружных коммуникаций Тамбовского вагоноремонтного завода - филиала открытого акционерного общества "Российские железные дороги" *** *** был принят в муниципальную собственность.
В марте 2014 года Управлением государственного жилищного надзора *** было рассмотрено обращение жителей ***, в рамках которого проведено обследование указанного дома, что отражено в акте проверки N 96 от 19.03.2014 года.
По результатам проверки *** в администрацию *** было направлено заключение о неудовлетворительном техническом состоянии жилого дома с предложением принять решение в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от *** *** "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащим сносу или реконструкции" и о результатах проинформировать управление.
Письмом от 11.04.2014 года за исходящим N 7-59-97/14 администрацией г. Тамбова было сообщено в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области о том, что акт проверки Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области N 96 от 19.03.2014 года будет рассмотрен на ближайшем заседании межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которое состоится не позднее 01.05.2014 года
Письмом от 15.05.2014 года за исходящим N 07-59-97/14 администрацией г. Тамбова было сообщено в Управление государственного жилищного надзора Тамбовской области, что изготавливается техническая документация на *** *** для рассмотрения на межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома подлежащим сносу или реконструкции вопроса о соответствии *** по *** требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47.
Однако, по состоянию на настоящее время, несмотря на истечение 30-дневного срока, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащим сносу или реконструкции" для принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащим сносу или реконструкции, межведомственной комиссией окончательного решения по обращению Управления государственного жилищного надзора в соответствии с пунктами 46, 47 Положения принято не было, оценка соответствия жилого *** *** установленным в Положении требованиям не произведена.
В процессе проверки прокуратурой Советского района г. Тамбова совместно со специалистами Управления государственного жилищного надзора Тамбовской территориального отдела надзорной деятельности по Советскому району г. Тамбова УНД ГУ МЧС РФ по Тамбовской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской администрации г. Тамбова проведено обследование дома ***, в ходе которого установлено, что данный дом находится в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии: фундаменты здания просели, наружные стены подвержены разрушению, имеются горизонтальные трещины шириной до 3 мм и по длине до 2 метров. Торцевые стены фасадной части здания укреплены подпорными стенками. С юго-восточной стороны второго этажа стены здания стянуты металлическими материалами. Строительные конструкции кровли подвержены загниванию крепления опор, кровле имеются сквозные отверстия, гидроизоляция кровли нарушена, созданы условия для возможного протекания крыши, кровельное покрытие разрушено и требует проведения капитального ремонта. В *** второго этажа дома обрушена потолочная штукатурка. Водосточные трубы разрушены. Полы в коридорах и жилых помещениях сгнили, в отдельных местах разрушены. В установленных оконных и дверных блоках в притворах и переплетах имеются зазоры повышенной ширины и ослаблены в сопряженных узлах. Штукатурно-окрасочный слой потолков и коридоров частично разрушен, наблюдаются подтеки от атмосферных осадков. Маршевые лестницы в коридорах разрушены, перила, выполненные из металла, имеют повышенные зазоры между пролетами, образовавшиеся вследствие износа. В доме отсутствует горячее водоснабжение, газоснабжение, централизованная система канализации. Имеется печное отопление, однако из-за отсутствия подсобных помещений хранения топлива оно не используется, отопление производится электроприборами. Вытяжная вентиляция не функционирует, оголовки дымоходов разрушены, отсутствует тяга. Электропроводка находится в неудовлетворительном состоянии: электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции в 1, 2, 3 подъездах дома, место скрутки незакрепленных электропроводов, повреждена изоляция. Эксплуатируются светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкциями светильника, в 1, 2, 3 подъездах дома. В нарушение пункта 6.8 СНиП 2.07.01-89 "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", пункта 8.20 СНиП 42.13330.2011 "Свод правил. Градостроительство". Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-85" дом находится в недопустимой близости от железной дороги, санитарно-защитная зона от железной дороги шириной в 100 метров не соблюдена - на расстоянии 18 метров от жилого дома находятся железнодорожные пути, что является источником воздействия неблагоприятных физических и химических факторов. Дом не канализован, сброс сточных вод от раковины для мытья рук, посуды осуществляется в подвальное помещение. Дворовая уборная расположена на расстоянии 16 метров от жилого дома что является нарушением п. 2.3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержа территорий населенных мест"; выгреб не очищен, что является нарушением п. п. 2.3.3, 2.3.4 СанПиН 42-128-4690-88. Санитарное состояние общедомовых помещений неудовлетворительное: ветхий пол с дырами, обломанные ступени лестниц, падающая штукатурка с потолка и стен. Санитарное состояние подвального помещения дома неудовлетворительное - залито канализационными стоками от умывальных раковин, что является нарушением п. п. 9.1 СанПиН 2.1.2.2645-10. В ходе проверки были взяты и исследованы пробы питьевой воды в квартирах N 9 и 15 дома. Согласно заключениям ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тамбовской области" по результатам лабораторных испытаний к протоколу N 4605 от 02.06.2014, N 4608 от 02.06.2014 пробы питьевой воды в квартирах N 9 и 15 дома по показателям "мутность", "цветность", "железо" не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
Прокурор также указывает, что 25 декабря 1995 года Советским районным судом г. Тамбова было вынесено решение по иску жителей квартир N 8, 9, 16, 20, 22 *** согласно которому судом принято решение об отселении жителей из названных квартир с предоставлением им другого благоустроенного жилья, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям. При этом судом на основании заключения строительно-технической экспертизы *** от *** было установлено, что квартиры N 8, 9, 16, 20, 22 *** для постоянного проживания непригодны. Однако, несмотря на признание судом квартир непригодными для проживания, органом местного самоуправления в *** по площади Мастерских *** был вселен гражданин Н.,, *** года рождения, о чем свидетельствует заключенный договор социального найма жилого помещения в домах муниципального жилищного фонда N 977/12/С от *** года.
Обязанность органа местного самоуправления предпринять в данном случае комплекс мероприятий по организации рассмотрения вопроса о соответствии *** установленным требованиям обусловлена в частности тем, что постановлением администрации г. Тамбова от 18.05.2012 года N 3798 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Признание помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" на территории городского округа - город Тамбов, согласно пункту 2.2 которого муниципальная услуга предоставляется администрацией ***, уполномоченным органом предоставления муниципальной услуги является жилищный комитет администрации ***. В пункте 1.4 данного Административного регламента предусмотрено, что секретарь межведомственной комиссии находится по адресу: 392000, ***, то есть по месту нахождения администрации г. Тамбова.
Постановлением администрации г. Тамбова от 25.01.2013 года N 555 создана межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержден ее состав и Положение о межведомственной комиссии. Согласно пункту 4.1 указанного Положения состав комиссии утверждается постановлением администрации города Тамбова, председателем Комиссии является председатель жилищного комитета администрации города Тамбова.
Кроме того, большая часть помещений дома N 109 по площади Мастерских г. Тамбова является муниципальной собственностью, в связи с чем администрацией г. Тамбова, как органом местного самоуправления и как собственником жилых помещений, должны были предприняты инициативные меры к рассмотрению вопроса о соответствии дома требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47.
Однако, несмотря на неудовлетворительное санитарное и техническое состояние вышеуказанного жилого дома, администрацией г. Тамбова и межведомственной комиссией в нарушение пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, в 30-дневный срок не было надлежащим образом рассмотрено обращение органа государственного надзора (контроля) по данному вопросу и не принято по нему соответствующее решение, а также не принимаются меры к проведению оценки соответствия *** требованиям, установленным в указанном Положении.
Бездействием администрации г. Тамбова и межведомственной комиссии ущемляются права жителей ***, а также создается непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Тамбова и межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, выразившееся в непринятии по обращению Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области в отношении *** решения в порядке, предусмотренном пунктами 46, 47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 47, а также - в непроведении оценки соответствия *** требованиям, установленным в Положении о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 47.
Кроме того, прокурор просил обязать администрацию г. Тамбова и Межведомственную комиссию по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащие сносу или реконструкции организовать проведение оценки соответствия *** требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 г. N 47.
Решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2014 года исковые требования прокурора Советского района г. Тамбова были удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, администрация г. Тамбова обратилась с апелляционной жалобой, полагая, что решение вынесено судом с нарушением норм процессуального и материального права, в результате неправильного установления обстоятельств, имеющих юридическое значение для данного дела.
По мнению автора жалобы, судом не учтено, что после получения заключения Управления государственного жилищного надзора Администрация города Тамбова и межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не бездействовали, а в соответствии со своей компетенцией принимали все возможные меры для принятии решения в отношении жилого *** в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о принятии помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
Администрация города Тамбова 11.04.2014 года, 15.05.2014 года информировала Управление о необходимости подготовки дополнительной документации для рассмотрения на межведомственной комиссии по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, вопроса о соответствии жилого *** требованиям, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47.
Согласно п. 46 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", межведомственная комиссия в ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, представленным на рассмотрение комиссии. В соответствии с данным пунктом после проведения обследования жилого дома комиссией было принято решение о необходимости предоставления заключения специализированной организации о техническом состоянии конструктивных элементов указанного дома для определения его аварийности.
После чего администрацией города Тамбова была проведена работа по определению стоимости заключения специализированной организации, что в данном случае, нельзя отнести к бездействию как администрации города Тамбова так и межведомственной комиссии.
Оплачивать стоимость данного заключения должна не только администрация г. Тамбова, являющаяся собственником 10 муниципальных квартир в жилом доме ***, но и собственники остальных квартир данного жилого дома.
Кроме того, автор жалобы указывает, что вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
В связи с тем, что в данном случае межведомственная комиссия по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции посчитала необходимым привлечь специализированную организацию, которая должна дать оценку технического состояния конструктивным элементам данного дома, поскольку самостоятельно разрешить данный вопрос не смогла, вывод суда о бездействии как администрации города Тамбова, так и межведомственной комиссии, представитель администрации считает неправильным.
На основании вышеизложенного, представитель администрации г. Тамбова просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2014 года отменить и принять по делу новое решение.
*** в письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика просит решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2014 года оставить без изменения, считает его законным, обоснованным, вынесенным с правильным применением норм материального и процессуального права. Полагает, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене обжалуемого решения, сводятся к переоценке доказательств, которые были исследованы судом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, поддержанной в судебном заседании представителем администрации г. Тамбова С., выслушав прокурора Лесняк Е.Н., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Из материалов дела следует, что в нарушение п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащим сносу или реконструкции для принятия решения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года N 47, межведомственной комиссией по признанию помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в установленный срок не было принято решения по обращению Управления государственного жилищного надзора в соответствии с пунктами 46, 47 указанного Положения.
Так, обращение Управления государственного жилищного надзора было направлено в адрес администрации г. Тамбова 21 марта 2014 года, при этом обследование жилого *** произведено лишь 28 июля 2014 года. По результатам обследования 28 июля 2014 года, то есть за пределами установленного п. 46 Положения 30-дневного срока, межведомственной комиссией принято решение о предоставлении дополнительных документов - заключения специализированной организации о техническом состоянии конструктивных элементов вышеуказанного жилого дома.
Между тем, возможности продления 30-дневного срока, установленного п. 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащим сносу или реконструкции, для принятия межведомственной комиссией соответствующего решения, указанным Положением и иными нормативными правовыми актами не предусмотрена. Отсутствие у администрации г. Тамбова технической документации (технического паспорта) на жилой многоквартирный дом, который был передан в муниципальную собственность в 2004 году, и в котором до настоящего времени имеются 10 муниципальных квартир, не может являться уважительной причиной для нарушения установленных вышеуказанным Положением сроков.
Материалы дела не содержат доказательств того, что администрацией г. Тамбова, как органом местного самоуправления, к компетенции которого в силу ст. 14 ЖК РФ, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, и как собственником муниципального жилищного фонда, после принятия комиссией решения о необходимости предоставления заключения специализированной организации о техническом состоянии конструктивных элементов жилого дома, были приняты необходимые меры к получению заключения такой организации. В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие совершение администрацией г. Тамбова каких-либо действий, направленных на заключение договора со специализированной организацией, а также - документы, подтверждающие стоимость заключения специализированной организации по оценке технического состоянии конструктивных элементов жилого ***. Между тем, в силу ст. 56 ГПК РФ обязанность по доказыванию обстоятельств, на которые ссылается ответчик в обоснование своих возражений, возлагается на ответчика.
Администрацией г. Тамбова доказательств, подтверждающих обоснованность заявленных возражений на иск и доводов апелляционной жалобы, не представлено.
Напротив, из материалов дела следует, что при наличии акта межведомственной комиссии от 28.07.2014 года о необходимости представления дополнительных документов администрация ***, полагая, что плата за обследование жилого дома специализированной организацией и составление соответствующего заключения, должна быть частично внесена собственниками жилых помещений жилого ***, не предприняла никаких мер к информированию собственников жилых помещений данного дома о внесении такой платы, не осуществила никаких действий по организации общего собрания собственников жилых помещений для разрешения указанного вопроса.
Таким образом, до настоящего времени вопрос о признании жилого *** аварийным либо пригодным для проживания по существу не разрешен. Оценка соответствия данного жилого дома требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и надлежащим сносу или реконструкции, не проведена.
При этом, как следует из заключений контролирующих органов по результатам обследования данного жилого дома, 1898 года постройки, он находится в неудовлетворительном техническом и санитарном состоянии, что нарушает права как проживающих в нем граждан, так и создает угрозу безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме. Вмешательства в компетенцию органов местного самоуправления, на которые законом возложены полномочия по признанию жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных жилых домов аварийными и подлежащими сносу либо реконструкции судом не допущено. Выводов о признании жилого дома аварийным и подлежащим реконструкции либо сносу судебное решение не содержит.
Доводы апелляционной жалобы истца не опровергают правильность выводов суда, содержащихся в обжалуемом решении, не свидетельствуют о его незаконности и необоснованности, в силу чего не могут являться основанием для его отмены. К тому же, доводы апелляционной жалобы не подтверждены какими-либо доказательствами, обязанность по предоставлению которых законом возложена на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 29 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации г. Тамбова - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)