Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Севрюковой Н.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Батухтиной П.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Головач Юлии Александровны (доверенность от 04.02.2015 N 48); товарищества собственников жилья "Утиный плес" Худоногова Артема Викторовича (доверенность от 01.03.2015), Лобовой Ольги Владимировны (доверенность от 13.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года по делу N А33-24150/2014 (суд первой инстанции: Иванова Е.А.),
установил:
товарищество собственников жилья "Утиный плес" (ОГРН 1092468028146, г. Красноярск) (далее - ТСЖ "Утиный плес", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения от 30.09.2014 N 14-11388 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) (далее - Служба) о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и об обязании Службы включить уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 года апелляционная жалоба Службы возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон Красноярского края N 4-1451), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что срок для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирных домах исчисляется с момента опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, а не вступления в силу акта, которым эта программа утверждена, поэтому такое решение должно было быть принято и реализовано в срок до 10.08.2014, а не до 21.08.2014, как посчитал суд.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Утиный плес" считает ее доводы несостоятельными, а судебный акт - законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
В судебном заседании представитель Службы подтвердила доводы кассационной жалобы. Представители ТСЖ "Утиный плес" считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить судебный акт без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2015 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Службы отложено на 25 июня 2015 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
В судебном заседании 25 июня 2015 года представитель ТСЖ "Утиный плес" подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ "Утиный плес" осуществляет управление общим имуществом многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Карамзина, N 9, 11. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.
26.05.2014 собственники помещений в указанных многоквартирных домах провели общие собрания собственников по вопросу капитального ремонта, на которых, в том числе определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов по ул. Карамзина д. 9, д. 11 на специальном счете ТСЖ; владельцем специального счета определено ТСЖ "Утиный плес"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбрано ОАО "Банк Москвы" (протоколы от 26.05.2014 N 5, 6).
ТСЖ "Утиный плес" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Банк Москвы") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.
Согласно справкам ОАО "Банк Москвы" от 11.08.2014 N N 11КОЗ0/4000/90, 11КОЗ0/4000/91 ТСЖ "Утиный плес" имеет "специальные счета для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ": 40703810100600204089, 40703810500600204090. Дата открытия специальных счетов 08.08.2014.
14.08.2014 товарищество направило в Службу уведомления (от 14.08.2014 вх. N 11276, 11277) о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальные счета с приложением копий протоколов общего собрания собственников помещений, справок банка об открытии специальных счетов.
Служба письмом от 30.09.2014 N 14-11388 сообщила товариществу, что уведомления не могут быть включены в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлены с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом условий части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмами от 19.08.2014 Служба направила в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края и главе муниципального образования информацию о поданных в адрес Службы уведомлениях о формировании фондов капитального ремонта многоквартирных домов на специальных счетах, владельцами которых являются товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы, осуществляющие деятельность на территории Красноярского края.
Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Красноярска, собственники помещений в которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, включены многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Карамзина, N 9, 11.
ТСЖ "Утиный плес", полагая, что решение Службы о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальных счетах не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края N 4-1451.
В силу части 1 статьи 4 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, постановление начало действовать с 21.02.2014 (по истечении 10 дней с момента публикации акта), как предусмотрено пунктом 3 поименованного постановления, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014.
Между тем из положений приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края N 4-1451 следует, что исчисление срока для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирном доме связано с моментом официального опубликования утвержденной региональной программы.
В этой связи заслуживает внимания довод заявителя кассационной жалобы о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 10.08.2014.
Вместе с тем ошибочное суждение суда первой инстанции том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014, не может быть признано основанием для отмены судебного акта, поскольку в рассматриваемом конкретном случае не привело к принятию неправильного решения в силу следующего.
Арбитражным судом Красноярского края установлено и подтверждается материалами дела, что решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 26.05.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Банк Москвы" открыт 08.08.2014, то есть до 10.08.2014. Уведомление в адрес Службы было направлено товариществом в установленный частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Следовательно, собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Карамзина, N 9, N 11 в установленный действующим законодательством шестимесячный срок совершили все необходимые действия в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края N 4-1451, а именно: приняли решение, которым избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета, заключили договоры с банком на открытие специальных счетов и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Службы правовых оснований для отказа во включении представленных ТСЖ "Утиный плес" уведомлений в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Служба в возражениях на доводы товарищества в судебном заседании кассационной инстанции заявила, что ТСЖ "Утиный плес" в период по 10.08.2014 не могло быть выбрано собственниками в качестве владельца специального счета. Данный довод не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не заявлялся при рассмотрении дела судом первой инстанции, не был предметом рассмотрения судом, не указывался в оспариваемом по делу решении от 30.09.2014 N 14-11388, не подтвержден материалами дела, не заявлялся и в кассационной жалобе.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года по делу N А33-24150/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
А.А.СОНИН
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 02.07.2015 N Ф02-1956/2015 ПО ДЕЛУ N А33-24150/2014
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, обязании включить уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта в реестр.Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: ТСЖ ссылается на то, что оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 июля 2015 г. по делу N А33-24150/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 июля 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелеминой М.М.,
судей: Сонина А.А., Шелега Д.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Севрюковой Н.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Батухтиной П.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителей: Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Головач Юлии Александровны (доверенность от 04.02.2015 N 48); товарищества собственников жилья "Утиный плес" Худоногова Артема Викторовича (доверенность от 01.03.2015), Лобовой Ольги Владимировны (доверенность от 13.11.2014),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года по делу N А33-24150/2014 (суд первой инстанции: Иванова Е.А.),
установил:
товарищество собственников жилья "Утиный плес" (ОГРН 1092468028146, г. Красноярск) (далее - ТСЖ "Утиный плес", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным решения от 30.09.2014 N 14-11388 Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ОГРН 1052460100582, г. Красноярск) (далее - Служба) о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, и об обязании Службы включить уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта на специальном счете в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года заявленные требования удовлетворены.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 марта 2015 года апелляционная жалоба Службы возвращена заявителю в связи с отказом в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока на подачу апелляционной жалобы.
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 27.06.2013 N 4-1451 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края" (далее - Закон Красноярского края N 4-1451), несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что срок для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирных домах исчисляется с момента опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, а не вступления в силу акта, которым эта программа утверждена, поэтому такое решение должно было быть принято и реализовано в срок до 10.08.2014, а не до 21.08.2014, как посчитал суд.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Утиный плес" считает ее доводы несостоятельными, а судебный акт - законным и обоснованным.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы (уведомления, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
В судебном заседании представитель Службы подтвердила доводы кассационной жалобы. Представители ТСЖ "Утиный плес" считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просят оставить судебный акт без изменения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 мая 2015 года в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрение кассационной жалобы Службы отложено на 25 июня 2015 года на 11 часов 00 минут, о чем лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений, информация на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа в сети Интернет).
В судебном заседании 25 июня 2015 года представитель ТСЖ "Утиный плес" подтвердила доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ТСЖ "Утиный плес" осуществляет управление общим имуществом многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Карамзина, N 9, 11. Решение о выборе способа управления товариществом принято собственниками жилых помещений при его создании.
26.05.2014 собственники помещений в указанных многоквартирных домах провели общие собрания собственников по вопросу капитального ремонта, на которых, в том числе определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов по ул. Карамзина д. 9, д. 11 на специальном счете ТСЖ; владельцем специального счета определено ТСЖ "Утиный плес"; в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбрано ОАО "Банк Москвы" (протоколы от 26.05.2014 N 5, 6).
ТСЖ "Утиный плес" обратилось в кредитное учреждение (ОАО "Банк Москвы") с заявлением об открытии специальных счетов для формирования фонда капитального ремонта обособлено для каждого дома.
Согласно справкам ОАО "Банк Москвы" от 11.08.2014 N N 11КОЗ0/4000/90, 11КОЗ0/4000/91 ТСЖ "Утиный плес" имеет "специальные счета для формирования фонда капитального ремонта ТСЖ": 40703810100600204089, 40703810500600204090. Дата открытия специальных счетов 08.08.2014.
14.08.2014 товарищество направило в Службу уведомления (от 14.08.2014 вх. N 11276, 11277) о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальные счета с приложением копий протоколов общего собрания собственников помещений, справок банка об открытии специальных счетов.
Служба письмом от 30.09.2014 N 14-11388 сообщила товариществу, что уведомления не могут быть включены в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, так как представлены с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом условий части 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Письмами от 19.08.2014 Служба направила в Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края и главе муниципального образования информацию о поданных в адрес Службы уведомлениях о формировании фондов капитального ремонта многоквартирных домов на специальных счетах, владельцами которых являются товарищества собственников жилья и жилищно-строительные кооперативы, осуществляющие деятельность на территории Красноярского края.
Постановлением администрации города Красноярска от 28.11.2014 N 812 "О внесении изменений в постановление администрации города от 21.08.2014 N 522" в перечень многоквартирных домов, расположенных на территории города Красноярска, собственники помещений в которых по состоянию на 11.08.2014 не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован, включены многоквартирные дома, расположенные по адресу: г. Красноярск, ул. Карамзина, N 9, 11.
ТСЖ "Утиный плес", полагая, что решение Службы о невозможности включения уведомления в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальных счетах не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемое решение не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Согласно статье 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (далее - формирование фонда капитального ремонта на специальном счете); 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора (далее - формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора) (часть 3). Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение (часть 5). В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 настоящей статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 настоящей статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора (часть 7).
Владелец специального счета в течение пяти рабочих дней с момента открытия специального счета обязан представить в орган государственного жилищного надзора уведомление о выбранном собственниками помещений в соответствующем многоквартирном доме способе формирования фонда капитального ремонта с приложением копии протокола общего собрания собственников помещений в этом многоквартирном доме о принятии решений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 170 настоящего Кодекса, справки банка об открытии специального счета, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации. Орган государственного жилищного надзора ведет реестр уведомлений, указанных в части 1 настоящей статьи, реестр специальных счетов, информирует орган местного самоуправления и регионального оператора о многоквартирных домах, собственники помещений в которых не выбрали способ формирования фондов капитального ремонта и (или) не реализовали его (части 1, 4 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора установлены Законом Красноярского края N 4-1451.
В силу части 1 статьи 4 названного Закона решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
Судом установлено, что Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Красноярского края утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 N 709-п, опубликованным на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края (www.zakon.krskstate.ru) 10.02.2014, постановление начало действовать с 21.02.2014 (по истечении 10 дней с момента публикации акта), как предусмотрено пунктом 3 поименованного постановления, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014.
Между тем из положений приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края N 4-1451 следует, что исчисление срока для принятия решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта и его реализации собственниками помещений в многоквартирном доме связано с моментом официального опубликования утвержденной региональной программы.
В этой связи заслуживает внимания довод заявителя кассационной жалобы о том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в срок до 10.08.2014.
Вместе с тем ошибочное суждение суда первой инстанции том, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно было быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирных домах в срок до 21.08.2014, не может быть признано основанием для отмены судебного акта, поскольку в рассматриваемом конкретном случае не привело к принятию неправильного решения в силу следующего.
Арбитражным судом Красноярского края установлено и подтверждается материалами дела, что решение общего собрания о выборе способа формирования фонда капитального ремонта проведено 26.05.2014, специальный счет для перечисления средств в целях формирования фонда капитального ремонта в ОАО "Банк Москвы" открыт 08.08.2014, то есть до 10.08.2014. Уведомление в адрес Службы было направлено товариществом в установленный частью 1 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. Следовательно, собственники помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Красноярск, ул. Карамзина, N 9, N 11 в установленный действующим законодательством шестимесячный срок совершили все необходимые действия в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации и Закона Красноярского края N 4-1451, а именно: приняли решение, которым избрали способ формирования фонда капитального ремонта, определили владельца специального счета, заключили договоры с банком на открытие специальных счетов и поручили председателю правления ТСЖ выполнить все юридически значимые действия в связи с принятым решением.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у Службы правовых оснований для отказа во включении представленных ТСЖ "Утиный плес" уведомлений в реестр уведомлений о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
Служба в возражениях на доводы товарищества в судебном заседании кассационной инстанции заявила, что ТСЖ "Утиный плес" в период по 10.08.2014 не могло быть выбрано собственниками в качестве владельца специального счета. Данный довод не может быть принят во внимание судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку не заявлялся при рассмотрении дела судом первой инстанции, не был предметом рассмотрения судом, не указывался в оспариваемом по делу решении от 30.09.2014 N 14-11388, не подтвержден материалами дела, не заявлялся и в кассационной жалобе.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменению не подлежит.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 4 февраля 2015 года по делу N А33-24150/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.М.ШЕЛЕМИНА
Судьи
А.А.СОНИН
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)