Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.08.2014 N 05АП-8546/2014 ПО ДЕЛУ N А59-5434/2013

Разделы:
Управление многоквартирным домом; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2014 г. N 05АП-8546/2014

Дело N А59-5434/2013

Резолютивная часть постановления оглашена 12 августа 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего С.В. Шевченко,
судей Л.А. Мокроусовой, И.С. Чижикова,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.Б.Киселевой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ресурс-плюс"
апелляционное производство N 05АП-8546/2014
на решение от 25.04.2014
судьи А.С.Белова
по делу N А59-5434/2013 Арбитражного суда Сахалинской области
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный быт" (ИНН 6502005927, ОГРН 1136517000234)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс-Плюс" (ИНН 6502005540, ОГРН 1106517000314)
третье лицо: Комитет по управлению муниципальной собственностью ГО "Алексанровск-Сахалинский район"
об обязании передать техническую документацию,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный быт" (далее - ООО "УК "Уютный быт", истец) обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ресурс-Плюс" (далее - ООО "Ресурс Плюс", ответчик) об обязании передать техническую документацию, необходимую для осуществления функции управления многоквартирным домом по адресу: г. Александровск - Сахалинский, ул. Комсомольская, дом N 19, а именно:
- -копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - акт приемки жилого дома от строительной организации;
- -схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения;
- - паспорт на земельный участок;
- - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
- - протоколы измерения сопротивления электросетей;
- - протоколы измерения вентиляции;
- - акты технических осмотров;
- -акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома) объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка;
- - документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящихся к части земельного участка (при наличии сервитута);
- - проектную документацию, либо копию проектной документации на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (с учетом уточнении в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением суда от 13.02.2014 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальной собственностью ГО "Алексанровск-Сахалинский район.
Решением от 25.04.2014 исковые требования удовлетворены судом частично. Суд обязал ООО "Ресурс - Плюс" в течение одного месяца со дня вступления решения суда законную силу передать ООО "УК "Уютный быт" следующие документы:
- -копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- - акт приемки жилого дома от строительной организации;
- -схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, электроснабжения;
- - паспорт на земельный участок;
- - исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление);
- - протоколы измерения сопротивления электросетей;
- - протоколы измерения вентиляции;
- -акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома) объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
- - выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- - заверенную уполномоченным органом местного самоуправления копию градостроительного плана земельного участка;
- - проектную документацию, либо копию проектной документации на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома.
В остальной части иска судом отказано. Кроме того, с ООО "Ресурс-Плюс" в пользу ООО "УК "Уютный быт" взыскано 4 000 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО "Ресурс-Плюс" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в полном объеме. В обоснование своей позиции указывает, что истец не доказал факт наличия у ответчика всей перечисленной в иске технической документации. Кроме того, указал на необоснованное отклонение судом ходатайства об отложении судебного заседания, лишив тем самым ответчика возможности представления возражений в соответствии с принятыми судом уточненными исковыми требованиями.
Стороны, третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу по делу в отсутствие представителей указанных лиц.
До начала судебного разбирательства через канцелярию суда ответчик заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных письменных доказательств: актов от 14.07.2014, от 18.07.2014, приказа N 11 от 30.06.2014.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 159, 184, 185, частью 2 статьи 268 АПК РФ, отказал в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку указанные документы датированы после вынесения обжалуемого судебного акта и не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, а потому не могут приниматься во внимание судом апелляционной инстанции при оценке обоснованности решения суда первой инстанции.
Исследовав и оценив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266 - 271 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм процессуального и материального права, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, на основании решения собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Александровск - Сахалинский, ул. Комсомольская, д. 19 и договора управления многоквартирным домом от 09.06.2013 ООО "УК "Уютный быт" осуществляет функции по содержанию указанного многоквартирного дома.
До 09.06.2013 управление указанным многоквартирным домом осуществляло ООО "Ресурс-Плюс" на основании договора от 01.01.2011, заключенного между КУМС и ответчиком и сторонами не оспаривается.
При этом обращение к ООО "Ресурс-Плюс" с требованием о предоставлении технической документации (письма от 24.07.2013 N 7 и от 13.09.2013N 4), необходимой для осуществления функций по управлению многоквартирным домом оставлено ООО "Ресурс - Плюс" без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
Из положений статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) следует, что органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится и выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пункт 8 статьи 162 ЖК РФ указывает на возможность изменения или расторжения договора управления многоквартирным домом в порядке, установленном гражданским законодательством.
Системное толкование норм гражданского и жилищного законодательства позволяет сделать вывод о том, что договор управления многоквартирным домом по своей правовой природе является особым видом договора, в отношении которого действует специальный режим правового регулирования. Такой договор может быть прекращен в одностороннем порядке по инициативе собственников помещений по основаниям, установленным законом, а именно частями 8.1 и 8.2 статьи 162 ЖК РФ, а также в случаях, определенных соглашением сторон.
Гражданское законодательство допускает одностороннее изменение и расторжение договора, если это предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором (статья 450 ГК РФ).
При одностороннем расторжении домовладельцами договора управления домом с управляющей организацией обязательства сторон прекращаются (пункт 2 статьи 453 ГК РФ).
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).
Пунктом 10 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Таким образом, обязанность ответчика передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранному собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве управляющей организации истцу возникает в силу части 10 статьи 162 ЖК РФ и вызвана необходимостью осуществления истцом деятельности по обслуживанию многоквартирного дома.
Техническая документация принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме. Перечень документов, включаемых в состав технической документации на многоквартирный дом, установлен пунктом 24 и пунктом 26 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
Согласно пункту 24 Правил сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя:
а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
б) документы (акты) о приемке результатов работ;
в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям;
г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
В соответствии с пунктом 26 Правил в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются:
а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка);
г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута);
д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Изложенные нормы права в совокупности свидетельствуют о том, что истребуемые истцом документы являются принадлежностью многоквартирного жилого дома и необходимы для его эксплуатации.
Перечень технической документации долговременного хранения на жилищный фонд установлен в пункте 1.5 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда".
В состав технической документации длительного хранения входит: план участка в масштабе 1:1000-1:2000 с жилыми зданиями и сооружениями, расположенными на нем; проектно-сметная документация и исполнительные чертежи на каждый дом; акты приемки жилых домов от строительных организаций; акты технического состояния жилого дома на передачу жилищного фонда другому собственнику; схемы внутридомовых сетей водоснабжения, канализации, центрального отопления, тепло-, газо-, электроснабжения и др. (схема внутридомовых сетей прилагается для сведения); паспорта котельного хозяйства, котловые книги; паспорта лифтового хозяйства; паспорта на каждый жилой дом, квартиру и земельный участок; исполнительные чертежи контуров заземления (для зданий, имеющих заземление) (пункт 1.5.1).
В соответствии с пунктом 1.5.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в состав документации, заменяемой в связи с истечением срока ее действия, входят: сметы, описи работ на текущий и капитальный ремонт; акты технических осмотров; журналы заявок жителей; протоколы измерения сопротивления электросетей; протоколы измерения вентиляции.
Техническая документация длительного хранения должна корректироваться по мере изменения технического состояния, переоценки основных фондов, проведения капитального ремонта или реконструкции и т.п. (пункт 1.5.2).
Согласно пункту 2.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда здания подлежат плановым осмотрам, как общим, в ходе которых проводится осмотр здания в целом, включая конструкции, инженерное оборудование и внешнее благоустройство, так и частичным, которые предусматривают осмотр отдельных элементов здания или помещений. Результаты общих обследований состояния жилищного фонда, выполняемых периодически, оформляются актами (пункт 2.1.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).
По правилам части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из актов от 10.04.2014 и от 11.04.2014 не усматривается, что ответчик передал истцу в числе прочих документов, документацию, являющуюся предметом требований истца.
В пункте 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию и иные связанные с управлением таким домом документы согласно указанному выше перечню новой управляющей организации.
При указанных обстоятельствах требование ООО "УК "Уютный быт" о передаче ответчиком технической документации и иных документов, связанных с управлением многоквартирными домами, по основаниям, предусмотренным частью 10 статьи 162 ЖК РФ, является правомерным и обоснованно удовлетворено судом первой инстанции.
Судом первой инстанции обоснованно отмечено, что отсутствие документов у ответчика не может служить основанием для отказа в указанных требованиях истца, поскольку отсутствие или утрата истребуемой от ответчика документации, само по себе, не может являться основанием для прекращения обязанности, установленной частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В этом случае документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица. Такое толкование норм жилищного и гражданского законодательства приведено Президиумом ВАС РФ в постановлении от 30.03.2010 N 17074/09.
Поэтому ссылка апеллянта на то, что МУП "Райжилкомхоз" не передавало техническую документацию, не имеет правового значения, факт управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Александровск - Сахалинский, ул. Комсомольская, дом N 19, с 01.01.2011 подтверждается договором управления муниципальными квартирами в многоквартирном доме на территории городского округа "Александровск-Сахалинский район" от 01.10.2011 и не оспаривается ответчиком, соответственно обязанность по передаче технической и иной необходимой для управления многоквартирным домом вновь избранной управляющей организации возложена именно на ответчика.
Утверждение заявителя о том, что требуемые документы не отнесены Правилами к технической документации и иным документам, связанным с управлением многоквартирным домом, основана на неправильном толковании норм права. Согласно части 10 статьи 162 ЖК РФ передаче подлежат не только техническая документация на многоквартирный дом, но и иные связанные с управлением таким домом документы.
Вместе с тем, судом первой инстанции правомерно отказано в части обязания ответчика предоставить - акты технических осмотров (пункт 1.8. уточненных требований) и документов, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящихся к части земельного участка (при наличии сервитута) (пункт 1.12. уточненных требований).
Обязания предоставить "Акты технических осмотров" без их конкретизации повлечет неисполнимость решения в данной части, что недопустимо исходя из общих принципов арбитражного процесса. Кроме того, судом первой инстанции учтено, что на дату судебного заседания ответчиком представлены доказательства направления 5 актов обследования спорного жилого дома в адрес истца письмом с описью вложения от 10.04.2014.
В отношении требования об обязании предоставить документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящихся к части земельного участка (при наличии сервитута) (пункт 1.12. уточненных требований) суд первой инстанции обоснованно отказал в силу следующего.
Согласно части 9 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец, осуществляя функции по управлению многоквартирным домом, не лишен возможности получить указанные сведения непосредственно, путем получения соответствующей выписки из ЕГРП, что приведет к более эффективному восстановлению прав истца, нежели возложение указанной обязанности на ответчика. При этом судом учтено, что ответчик не осуществляет функции управления многоквартирным домом с 09.06.2013 года и не может располагать сведениям о сервитутах, которые могли быть установлены с указанной даты, до дня вынесения судом решения.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции необоснованно отклонил ходатайство ответчика об отложении судебного разбирательства, заявленное в связи с уточнением истцом исковых требований, подлежит отклонению в силу следующего.
В соответствии со статьей 158 АПК РФ арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Исходя из смысла статьи 158 АПК РФ, отложение судебного разбирательства по ходатайству стороны является правом, а не обязанностью суда, которое реализуется им с учетом степени возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя стороны и мнения иных лиц, участвующих в деле.
Кроме того, ссылаясь на необоснованное отклонение судом ходатайства об отложении судебного заседания, ответчик не обосновал, в чем именно выразилось нарушение его прав, о намерении представить дополнительные доказательства не заявлено. Доказательств, свидетельствующих о том, что отказ в удовлетворении ходатайства об отложении дела привел к принятию неправильного по существу судебного акта не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 269 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы вправе оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 25.04.2014 по делу N А59-5434/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Сахалинской области в течение двух месяцев.

Председательствующий
С.В.ШЕВЧЕНКО

Судьи
Л.А.МОКРОУСОВА
И.С.ЧИЖИКОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)