Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Киселева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Пырч Н.В.,
судей Булыгиной Е.В., Кутовской Н.А.,
при секретаре Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по проспекту ... в городе ..., от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по проспекту ... в городе ...,
по апелляционному представлению прокурора Ленинского административного округа город Мурманска Новицкого В.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 января 2014 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по пр. ... в г. ..., от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по пр. ... в г. ... - отказать".
Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., объяснения помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Тарасову А.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по проспекту ... в городе ..., от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по проспекту ... в городе ....
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению собственников помещений многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ... по вопросу принадлежности участка ливневой канализации в районе многоквартирного дома.
В ходе проведенной проверки установлено, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права в отношении участка трубопровода сети ливневой канализации, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада указанного дома. На балансе ГОУП "Мурманскводоканал", в реестре муниципального имущества указанный участок трубопровода сети ливневой канализации не числится.
Таким образом, правовой статус объекта инженерной инфраструктуры и право собственности на указанный объект не определены, в связи с чем спорный объект необходимо поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества для осуществления муниципальным образованием город Мурманск мероприятий по его содержанию.
Просил суд обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска обратится в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка трубопровода сети ливневой канализации, расположенного в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по проспекту ... в городе ..., в срок до _ _ 2013 года.
Впоследствии прокурор, уточнив заявленные исковые требования, просил суд обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка дренажной сети, расположенного в районе подъезда N * со стороны главного фасада N * по проспекту ... в городе ..., от данного дома и до входа в ливневую (магистральную) канализацию, проходящую по проспекту... в городе....
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Мойсей А.И. поддержала заявленные исковые требования.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска, третьих лиц администрации города Мурманска, Государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ООО "УК Наш Дом", Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского административного округа города Мурманска Новицкий В.А. просит решение суд отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора.
В обоснование представления указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приводит доводы о том, что при вынесении решения суд не принял во внимание отсутствие в составе общего имущества дома N * по проспекту ... в городе... земельного участка, на котором находится участок дренажной сети.
Анализируя положения пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, полагает, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения его государственного кадастрового учета. Такой участок входит в состав общего имущества.
Вместе с тем, ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих формирование земельного участка дома N * по проспекту... в городе ..., который мог бы являться объектом права общей долевой собственности.
Таким образом, представленные в материалы дела документы не позволяют сделать вывод о том, что участок дренажной сети до входа в ливневую канализацию является общедолевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома и не является бесхозяйным.
Тот факт, что суд поставил в зависимость обязанность собственников дома содержать прилегающий к данному дому земельный участок с трубопроводом дренажной системы от наличия права собственности в данном дом, независимо от оформления собственниками дома права собственности на этот земельный участок и определения его границ, противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Фактически возлагая бремя содержания участка трубопровода на собственников многоквартирного дома, суд не учел, что земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, а, значит, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими дома.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска, представители третьих лиц администрации города Мурманска, Государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ООО "УК Наш Дом", Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского округа города Мурманска проведена проверка по обращению собственников помещений многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ... по вопросу принадлежности участка трубопровода сети ливневой канализации.
В результате проверки установлено, что в районе подъезда N * со стороны главного фасада многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ... расположена придомовая дренажная сеть - участок трубопровода сети ливневой канализации.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области сведения о регистрации прав на указанный участок трубопровода в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно информации Комитета имущественных отношений города Мурманска указанный объект инженерной инфраструктуры в реестре муниципального имущества города Мурманска не числится.
По информации Государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал" участка ливневой канализации, расположенного в районе подъезда N * со стороны главного фасада многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ..., в хозяйственном ведении предприятия нет.
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска полагал, что указанный объект инженерной инфраструктуры относится к бесхозяйному имуществу, а бездействие Комитета имущественных отношений города Мурманска, выразившееся в непринятии мер, направленных на признание права муниципальной собственности на указанный объект, влечет его ненадлежащее техническое обслуживание, в связи с чем на Комитет следует возложить обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке спорного участка трубопровода сети ливневой канализации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Разрешая настоящий спор, суд, с учетом установленных обстоятельств, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
При этом суд верно исходил из того, что в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются принадлежащим им на праве общей долевой собственности общим имуществом в многоквартирном доме, к которому, в том числе, относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу подпункта "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
На основании подпунктов "е", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из содержания приведенных норм права следует, что критерием отнесения конкретного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома является функциональное назначение данного имущества, предназначенное для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, установлена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда обеспечить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В соответствии с пунктом 6.6.18 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда регулирование водоотвода поверхностных и грунтовых вод должно быть обязательным мероприятием содержания (благоустройства) территории застройки и зданий.
На основании пункта 9.2.47 Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 26 декабря 2013 года N 68-971, физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети.
Согласно имеющемуся в материалах дела топографическому плану участка в районе дома N * по проспекту ... в городе ... с границами земельных участков, спорный объект недвижимого имущества, за исключением отрезка трубопроводы от конца границы участка до присоединения к магистральной сети, расположен в пределах земельного участка, принадлежащего дому N * проспекту ... в городе ....
С учетом установленных обстоятельств, правильно применив вышеназванные нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что спорный участок трубопровода сети ливневой канализации является общедолевым имуществом собственников помещений многоквартирного дома N * проспекту ... в городе ..., в связи с чем оснований для возложения на Комитет имущественных отношений города Мурманска обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке спорного участка трубопровода сети ливневой канализации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не имеется.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу пунктов 1, 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В данном случае в государственной регистрации прав может быть отказано.
Таким образом, поскольку отсутствие объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости является основанием для отказа в принятии его на учет в качестве бесхозяйного имущества, до обращения с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости имущества такой объект должен быть поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Указание в представлении на то, что право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом, возникает у собственников помещений в силу статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, не свидетельствует о незаконности постановленных судом выводов.
В силу пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Таким образом, земельный участок, не прошедший стадии формирования и постановки на государственный кадастровый учет, находится во владении и пользовании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского административного округа город Мурманска Новицкого В.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МУРМАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2014 N 33-1581-2014
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МУРМАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2014 г. N 33-1581-2014
Судья: Киселева Е.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:
председательствующего Пырч Н.В.,
судей Булыгиной Е.В., Кутовской Н.А.,
при секретаре Т.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по проспекту ... в городе ..., от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по проспекту ... в городе ...,
по апелляционному представлению прокурора Ленинского административного округа город Мурманска Новицкого В.А. на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 января 2014 года, по которому постановлено:
"В удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского административного округа г. Мурманска в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Росреестр Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по пр. ... в г. ..., от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по пр. ... в г. ... - отказать".
Заслушав доклад судьи Пырч Н.В., объяснения помощника прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Тарасову А.А., поддержавшей доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
установила:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска обратился в суд с иском в интересах муниципального образования город Мурманск к Комитету имущественных отношений города Мурманска о понуждении обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка дренажной сети, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по проспекту ... в городе ..., от данного дома и до входа в ливневую канализацию, проходящую по проспекту ... в городе ....
В обоснование заявленных исковых требований указал, что прокуратурой проведена проверка по обращению собственников помещений многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ... по вопросу принадлежности участка ливневой канализации в районе многоквартирного дома.
В ходе проведенной проверки установлено, что в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о регистрации права в отношении участка трубопровода сети ливневой канализации, расположенной в районе подъезда N * со стороны главного фасада указанного дома. На балансе ГОУП "Мурманскводоканал", в реестре муниципального имущества указанный участок трубопровода сети ливневой канализации не числится.
Таким образом, правовой статус объекта инженерной инфраструктуры и право собственности на указанный объект не определены, в связи с чем спорный объект необходимо поставить на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества для осуществления муниципальным образованием город Мурманск мероприятий по его содержанию.
Просил суд обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска обратится в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества участка трубопровода сети ливневой канализации, расположенного в районе подъезда N * со стороны главного фасада дома N * по проспекту ... в городе ..., в срок до _ _ 2013 года.
Впоследствии прокурор, уточнив заявленные исковые требования, просил суд обязать Комитет имущественных отношений города Мурманска в течение четырех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества - участка дренажной сети, расположенного в районе подъезда N * со стороны главного фасада N * по проспекту ... в городе ..., от данного дома и до входа в ливневую (магистральную) канализацию, проходящую по проспекту... в городе....
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского административного округа города Мурманска Мойсей А.И. поддержала заявленные исковые требования.
Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска, третьих лиц администрации города Мурманска, Государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ООО "УК Наш Дом", Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
В апелляционном представлении прокурор Ленинского административного округа города Мурманска Новицкий В.А. просит решение суд отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора.
В обоснование представления указывает, что решение суда вынесено с нарушением норм материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приводит доводы о том, что при вынесении решения суд не принял во внимание отсутствие в составе общего имущества дома N * по проспекту ... в городе... земельного участка, на котором находится участок дренажной сети.
Анализируя положения пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", подпункта "е" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, полагает, что земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные, входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения его государственного кадастрового учета. Такой участок входит в состав общего имущества.
Вместе с тем, ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих формирование земельного участка дома N * по проспекту... в городе ..., который мог бы являться объектом права общей долевой собственности.
Таким образом, представленные в материалы дела документы не позволяют сделать вывод о том, что участок дренажной сети до входа в ливневую канализацию является общедолевой собственностью собственников помещений многоквартирного дома и не является бесхозяйным.
Тот факт, что суд поставил в зависимость обязанность собственников дома содержать прилегающий к данному дому земельный участок с трубопроводом дренажной системы от наличия права собственности в данном дом, независимо от оформления собственниками дома права собственности на этот земельный участок и определения его границ, противоречит статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Фактически возлагая бремя содержания участка трубопровода на собственников многоквартирного дома, суд не учел, что земельный участок не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, а, значит, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими дома.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Комитета имущественных отношений города Мурманска, представители третьих лиц администрации города Мурманска, Государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области, ООО "УК Наш Дом", Комитета по развитию городского хозяйства администрации города Мурманска, извещенные о времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка, в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием к разбирательству дела.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия по гражданским делам находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Ленинского округа города Мурманска проведена проверка по обращению собственников помещений многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ... по вопросу принадлежности участка трубопровода сети ливневой канализации.
В результате проверки установлено, что в районе подъезда N * со стороны главного фасада многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ... расположена придомовая дренажная сеть - участок трубопровода сети ливневой канализации.
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области сведения о регистрации прав на указанный участок трубопровода в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют.
Согласно информации Комитета имущественных отношений города Мурманска указанный объект инженерной инфраструктуры в реестре муниципального имущества города Мурманска не числится.
По информации Государственного областного унитарного предприятия "Мурманскводоканал" участка ливневой канализации, расположенного в районе подъезда N * со стороны главного фасада многоквартирного дома N * по проспекту ... в городе ..., в хозяйственном ведении предприятия нет.
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска полагал, что указанный объект инженерной инфраструктуры относится к бесхозяйному имуществу, а бездействие Комитета имущественных отношений города Мурманска, выразившееся в непринятии мер, направленных на признание права муниципальной собственности на указанный объект, влечет его ненадлежащее техническое обслуживание, в связи с чем на Комитет следует возложить обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке спорного участка трубопровода сети ливневой канализации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.
Разрешая настоящий спор, суд, с учетом установленных обстоятельств, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.
При этом суд верно исходил из того, что в соответствии с пунктом 4 части 1, частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются принадлежащим им на праве общей долевой собственности общим имуществом в многоквартирном доме, к которому, в том числе, относится земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
В силу подпункта "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, (далее - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме) в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме.
На основании подпунктов "е", "ж" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Из содержания приведенных норм права следует, что критерием отнесения конкретного имущества к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома является функциональное назначение данного имущества, предназначенное для обслуживания более одного помещения в многоквартирном доме.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
Пунктом 4.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, установлена обязанность организаций по обслуживанию жилищного фонда обеспечить работоспособное состояние внутридомовых и наружных дренажей.
В соответствии с пунктом 6.6.18 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда регулирование водоотвода поверхностных и грунтовых вод должно быть обязательным мероприятием содержания (благоустройства) территории застройки и зданий.
На основании пункта 9.2.47 Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных Решением Совета депутатов города Мурманска от 26 декабря 2013 года N 68-971, физические и юридические лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять очистку водоотводных устройств, содержание выпусков водоотводных устройств от многоквартирных домов до присоединения к магистральной сети.
Согласно имеющемуся в материалах дела топографическому плану участка в районе дома N * по проспекту ... в городе ... с границами земельных участков, спорный объект недвижимого имущества, за исключением отрезка трубопроводы от конца границы участка до присоединения к магистральной сети, расположен в пределах земельного участка, принадлежащего дому N * проспекту ... в городе ....
С учетом установленных обстоятельств, правильно применив вышеназванные нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что спорный участок трубопровода сети ливневой канализации является общедолевым имуществом собственников помещений многоквартирного дома N * проспекту ... в городе ..., в связи с чем оснований для возложения на Комитет имущественных отношений города Мурманска обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Мурманской области с заявлением о постановке спорного участка трубопровода сети ливневой канализации на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества, не имеется.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу пунктов 1, 1.2 статьи 20 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В данном случае в государственной регистрации прав может быть отказано.
Таким образом, поскольку отсутствие объекта недвижимости в государственном кадастре недвижимости является основанием для отказа в принятии его на учет в качестве бесхозяйного имущества, до обращения с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости имущества такой объект должен быть поставлен на кадастровый учет в государственном кадастре недвижимости.
Указание в представлении на то, что право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен дом, возникает у собственников помещений в силу статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, не свидетельствует о незаконности постановленных судом выводов.
В силу пункта 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
Таким образом, земельный участок, не прошедший стадии формирования и постановки на государственный кадастровый учет, находится во владении и пользовании собственников жилых помещений в многоквартирном доме.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Ленинского административного округа город Мурманска Новицкого В.А. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)