Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.12.2014 ПО ДЕЛУ N А64-2347/2014

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2014 г. по делу N А64-2347/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 декабря 2014 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Алферовой Е.Е.,
судей Афониной Н.П.,
Колянчиковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Зарубиной Н.Е.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- от открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы":
- представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2014 г. по делу N А64-2347/2014 (судья Подольская О.А.) по иску открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041909) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (ОГРН 1126829000726, ИНН 6829080224) о взыскании задолженности,

установил:

Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее по тексту - ОАО "Тамбовские коммунальные системы", истец) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" (далее по тексту - ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис", ответчик) о взыскании задолженности за установку приборов учета энергетических ресурсов в размере 1 198 513 руб. 14 коп.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2014 по делу N А64-2347/2014 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, ответчик обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" в жалобе указывало на то, что расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах.
Указывает, что решение оплатить расходы по установке общедомовых приборов учета единовременно или с меньшим периодом рассрочки собственники не принимали.
В отзыве ОАО "Тамбовские коммунальные системы" возражало на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в приобщенном к материалам дела отзыве. Считает обжалуемое решение законным и обоснованным. Просит суд оставить решение без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, на то обстоятельство, что в рассматриваемом случае общедомовые приборы учета установлены, приняты и допущены в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что установкой общедомового прибора учета холодной воды в доме обеспечивается исполнение обязанности собственниками жилых помещений обеспечить установку общедомового прибора учета, возложенной на них ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
В судебное заседание представители сторон не явились.
В материалах дела имеются доказательства осведомления сторон о месте и времени рассмотрения дела.
Также от ОАО "Тамбовские коммунальные системы" и ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" поступили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие их представителей.
Руководствуясь ст. ст. 123, 156, 184, 266 АПК РФ суд рассмотрел жалобу в отсутствии представителей сторон.
В суде апелляционной инстанции ОАО "Тамбовские коммунальные системы" во исполнение определения суда от 20.11.2014 в котором было предложено предоставить информацию о включении/не включении расходов по установке общедомовых приборов учета в расходы по содержанию жилого фонда была представлена копия соглашения N 162/С-ЖК от 27.11.2014. Исходя из предмета, указанного в соглашении, стороны договорились и определили порядок и условия оплаты задолженности за установку приборов учета.
Согласно п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 (ред. от 10.11.2011) "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" принятие дополнительных доказательств судом апелляционной инстанции не может служить основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции; в то же время непринятие судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 Кодекса, может в силу части 3 статьи 288 АПК РФ являться основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к вынесению неправильного постановления.
Учитывая, что представленное доказательство имело существенное значение для рассмотрения данного дела по существу, ходатайство стороны было удовлетворено.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Как следует из материалов дела, объяснений представителей сторон и установлено судом, 19.11.2012 между ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (заказчик) и ООО "РКС-Инжиниринг" (генеральный подрядчик) был заключен договор N 116-2012/11-025 генерального подряда на проектирование и выполнение строительно-монтажных работ N ТКС/ГП-ОДПУ, в соответствии, с условиями которого генеральный подрядчик обязался выполнить работы по разработке, согласованию, утверждению проектно-сметной документации, выполнению строительно-монтажных и пуско-наладочных работ по установке приборов учета ресурсов (тепловой и электрической энергии, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения) на объектах, указанных в приложении N 1 к договору, для нужд заказчика, а заказчик обязался принять результаты выполненных работ и оплатить их (п. 1.1. договора).
Приложением N 1 к договору предусмотрена установка коллективных (общедомовых) приборов учета на холодное водоснабжение в многоквартирных домах г. Тамбова по следующим адресам: ул. Андреевская, 96; ул. Астраханская, 1/16; ул. Астраханская, 1/18; ул. Астраханская, 1/2; ул. Астраханская, 14; ул. Астраханская, 16; ул. Астраханская, 175/23; ул. Астраханская, 182; ул. Астраханская, 187; ул. Гастелло, 30; ул. Гастелло, 50; ул. Красноармейская, 13; ул. Набережная, 16; ул. Советская, 24; ул. Тельмана, 5; ул. 60 лет Октября, 6.
Работы по оснащению указанных выше домов приборами учета на общую сумму 1 406 038 руб. 44 коп. были выполнены ООО "РКС-Инжиниринг" и приняты ОАО "Тамбовские коммунальные системы", что подтверждается актами приемки выполненных работ N 1 от 15.04.2013 на сумму 75 122 руб. 34 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Андреевская, 96); N 1 от 15.04.2013 на сумму 77 229 руб. 82 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Астраханская, 1/16); N 1 от 15.04.2013 на сумму 64 149 руб. 52 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Астраханская, 1/18); N 1 от 15.04.2013 на сумму 74 938 руб. 26 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Астраханская, 1/2); N 1 от 15.04.2013 на сумму 73 006 руб. 60 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Астраханская, 14); N 1 от 15.04.2013 на сумму 68 883 руб. 68 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Астраханская, 16); N 1 от 15.04.2013 на сумму 79 583 руб. 92 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177,84 руб. (ул. Астраханская, 175/23); N 1 от 15.04.2013 на сумму 60 831 руб. 36 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Астраханская, 182); N 1 от 15.04.2013 на сумму 91 401 руб. 62 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 91 973 руб. 92 коп., N 3 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп., N 4 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Астраханская, 187); N 1 от 15.04.2013 на сумму 77 056 руб. 36 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Гастелло, 30); N 1 от 15.04.2013 на сумму 77 374 руб. 96 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Гастелло, 50); N 1 от 15.04.2013 на сумму 88 364 руб. 30 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Красноармейская, 13); N 1 от 15.04.2013 на сумму 69 968 руб. 10 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Набережная, 16); N 1 от 15.04.2013 на сумму 84 185 руб. 92 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Советская, 24); N 1 от 15.04.2013 на сумму 90 055 руб. 24 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. Тельмана, 5); N 1 от 15.04.2013 на сумму 73 889 руб. 24 коп., N 2 от 15.04.2013 на сумму 5 177 руб. 84 коп. (ул. 60 лет Октября, 6), а также справками о стоимости выполненных работ и затрат от 15.04.2013: N 1 на сумму 80 300 руб. 18 коп. (ул. Андреевская, 96); N 1 на сумму 82 407 руб. 66 коп. (ул. Астраханская, 1/16); N 1 на сумму 69 327 руб. 36 коп. (ул. Астраханская, 1/18); N 1 на сумму 80 116 руб. 10 коп. (ул. Астраханская, 1/2); N 1 на сумму 78 184 руб. 44 коп. (ул. Астраханская, 14); N 1 на сумму 74 061 руб. 52 коп. (ул. Астраханская, 16); N 1 на сумму 84 761 руб. 76 коп. (ул. Астраханская, 175/23); N 1 на сумму 66 009 руб. 20 коп. (ул. Астраханская, 182); N 1 на сумму 193 731 руб. 22 коп. (ул. Астраханская, 187); N 1 на сумму 82 234 руб. 20 коп. (ул. Гастелло, 30); N 1 на сумму 82 552 руб. 80 коп. (ул. Гастелло, 50); N 1 на сумму 93 542 руб. 14 коп. (ул. Красноармейская, 13); N 1 на сумму 75 145 руб. 94 коп. (ул. Набережная, 16); N 1 на сумму 89 363 руб. 76 коп. (ул. Советская, 24); N 1 на сумму 95 233 руб. 08 коп. (ул. Тельмана, 5); N 1 на сумму 79 067 руб. 08 коп. (ул. 60 лет Октября, 6).
Истцом проведена оплата за выполненные работы.
Поскольку общая площадь домов составляет 107 038,08 кв. м, из которых на долю собственников помещений приходится 97 996,04 кв. м, стоимость работ составила 1 286 209 руб. 12 коп.
15.05.2013 между ОАО "Тамбовские коммунальные системы" (заказчик) и МУП "Единый расчетный центр" (исполнитель) был заключен договор N 215/05-13 на оказание информационно-вычислительных услуг и осуществление деятельности по приему платежей физических лиц за установку коллективных (общедомовых) приборов учета, предметом которого являлось оказание исполнителем от имени и за счет средств заказчика услуг по начислению собственникам помещений в многоквартирных домах, находящихся в управлении управляющих компаний, платы за установку коллективного (общедомового) прибора учета путем включения в платежно-расчетный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельной строки "установка общедомового прибора учета на ХВС, а также по приему и учету платежей за установку коллективного (общедомового) прибора учета (раздел 1 договора).
В рамках указанного договора за период май - сентябрь 2013 МУП "ЕРЦ" были включены в платежно-расчетный документ на оплату жилищно-коммунальных услуг собственникам жилых помещений денежные средства в возмещение стоимости установки приборов учета в размере 87 689 руб. 52 коп.
17.10.2013 истцом в адрес МУП "ЕРЦ" направлено письмо о прекращении начисления платы за установку коллективных (общедомовых) приборов учета собственникам многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "ЖК "Тамбовинвестсервис".
Истцом в адрес ответчика направлены акты допуска в эксплуатацию коммерческих узлов учета (письма от 10.04.2013 N 699-В, от 24.04.2013 N 852-В, от 30.04.2013 N 922-В).
Сумма задолженности за установку коллективных (общедомовых) приборов учета на ХВС составляет 1 198 513 руб. 14 коп., на оплату истцом выставлен счет N 48 от 21.10.2013 и предоставлена счет-фактура N 40 от 22.10.2013, которые не были оплачены ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис".
Направленная в адрес ответчика претензия исх. N 01-05-1245 от 10.04.2014 с требованием оплатить имеющуюся задолженность в добровольном порядке, оставлена без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "Тамбовские коммунальные системы" в Арбитражный суд Тамбовской области с настоящим иском.
По мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовав доказательства, представленные сторонами и, правильно применив нормы материального и процессуального права, принял обоснованный судебный акт по существу спора. Данный вывод судебная коллегия Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда основывает на следующем.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 11 ГК РФ арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены определенные способы защиты гражданских прав.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
В соответствии со ст. 307, 309 ГК РФ, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частью 2 ст. 161 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
Из буквального толкования указанной нормы следует, что собственники помещений в многоквартирных домах могут выбрать только один способ управления многоквартирным домом.
В соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. 5
Многоквартирные дома, расположенные в г. Тамбове по адресам: ул. Андреевская, 96; ул. Астраханская, 1/16; ул. Астраханская, 1/18; ул. Астраханская, 1/2; ул. Астраханская, 14; ул. Астраханская, 16; ул. Астраханская, 175/23; ул. Астраханская, 182; ул. Астраханская, 187; ул. Гастелло, 30; ул. Гастелло, 50; ул. Красноармейская, 13; ул. Набережная, 16; ул. Советская, 24; ул. Тельмана, 5; ул. 60 лет Октября, 6; находятся в управлении ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис", что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
Заключив договоры управления многоквартирными домами, ООО "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" в силу ст. 161 ЖК РФ приняло на себя обязательство обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан и надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией, она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2012 собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
Согласно ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору.
Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных ч. 5 и ч. 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки.
В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в ч. 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в ч. 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в ч. 9 настоящей статьи организация, не позднее 01.07.2010 она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в ч. 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в ч. 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В силу ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных ч. 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 8 настоящей статьи) организации, указанные в ч. 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в ч. 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в ч. 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Министерством энергетики Российской Федерации изданы Приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 29.06.2010 N 17646), и Приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов" (зарегистрированный в Минюсте РФ 13.05.2010 N 17188).
Таким образом, нормами Федерального закона N 261-ФЗ от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность", которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, в числе прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
В соответствии с подп. "и", "к" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Исходя из совокупного анализа указанных норм суд первой инстанции приходит к выводу о том, что содержание ч. 12 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
В рассматриваемом случае общедомовые приборы учета установлены, приняты и допущены в эксплуатацию, что свидетельствует о том, что установкой общедомового прибора учета холодной воды в доме обеспечивается исполнение обязанности собственниками жилых помещений обеспечить установку общедомового прибора учета, возложенной на них ч. 5 ст. 13 Федерального закона N 261-ФЗ.
Доказательств, опровергающих факт надлежащего допуска приборов учета в эксплуатацию в нарушение ст. 65 АПК РФ, ответчик не представил.
Учитывая факт наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по оплате проведения работ по установке узла учета, а также отсутствия доказательств оплаты по акту приемки и допуска в эксплуатацию узла учета холодной воды суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
Ссылка ответчика на отсутствие отдельного договора на оказание услуг по установке приборов учета, с учетом существующего между сторонами договора по управлению многоквартирными домами, а также возложенной на управляющую организацию законодателем обязанности по содержанию имущества, не состоятельна.
Таким образом, суд считает, что требования истца о взыскании с ответчика 1 198 513 руб. 14 коп. заявлены правомерно.
На основании изложенного, заявленные исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области.
Кроме того, как следует из заключенного между сторонами соглашения от 27 ноября 2014 ответчик принял на себя обязательство принимать оплату от граждан по строке "Установка ОДПУ по ФЗ-261" и засчитывать в счет погашения обязательств по настоящему делу.
Исходя из условий соглашения, оно вступает в действие с момента подписания и действует до полного исполнения обязательства сторонами.
Порядок расчетов определен списком многоквартирных домов согласно Приложения N 1 являющегося неотъемлемой частью договора.
Доводы заявителя апелляционной жалобы по существу не опровергают выводов суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 9 названного Кодекса, а также положений ст. 65 Кодекса, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права, в том числе и на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Иных доводов апелляционная жалоба не содержит, доводы заявителя апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что при вынесении решения судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, не допущено, в связи с чем, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в виде государственной пошлины в общей сумме 2 000 руб., относятся на заявителя и возврату из федерального бюджета не подлежат.
Руководствуясь ст. 16, ст. ст. 102 - 112, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

постановил:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 22.09.2014 г. по делу N А64-2347/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная компания Тамбовинвестсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий судья
Е.Е.АЛФЕРОВА

Судьи
Н.П.АФОНИНА
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)