Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "23" апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "30" апреля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Умный город" (404132, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 57, 4, ОГРН 1063435053527, ИНН 3435079957)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2014 года по делу N А12-31843/2013 (Смагоринская Е.Б.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Умный город" (404132, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 57, 4, ОГРН 1063435053527, ИНН 3435079957)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей: закрытого акционерного общества "Умный город" - представитель Демакин С.В., по доверенности N 3/14 от 02.04.2014
без участия в судебном заседании представителей: инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (почтовое уведомление N 98048 приобщено к материалам дела)
установил:
Закрытое акционерное общество "Умный город" (далее - ЗАО "Умный город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание N 04/1403 от 30.04.2013 инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2014 года по делу N А12-31843/2013 в удовлетворении требований ЗАО "Умный город" отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Умный город" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель ЗАО "Умный город" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области ЗАО "Умный город" выдано предписание N 04/1403, которым управляющая компания в срок до 05.11.2013 обязана устранить нарушения п. 21 Правил N 307 и с октября 2013 года (начало отопительного сезона) начислять плату за отопление равными долями в течение года.
Руководствуясь п. 42 (1) Правил N 354, и ссылаясь на заключенные договоры управления с каждым из собственников или нанимателей жилых помещений, которыми предусмотрен расчет за коммунальные ресурсы по фактическому потреблению, ЗАО "Умный город" оспорило предписание в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Арбитражный суд Волгоградской области счел доказанным административным органом нарушение управляющей компанией в п. 21 Правил N 307.
Податель апелляционной жалобы полагает вывод суда основанным на неправильном применении материального закона и нормативных актов, регулирующих возникший спорные правоотношения.
Заслушав представителя подателя жалобы, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В результате проверки инспекцией установлено, что при выставлении платы за коммунальную услугу отопление собственникам/нанимателям помещений многоквартирных домов: N 35а, N 35б, N 35г, N 35д, N 79, расположенных по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Дружбы, управляющая компания ЗАО "Умный город" нарушало порядок определения размера платы за оказанную коммунальную услугу (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.0.2006 N 307), а именно производило расчет платы за отопление в течение шести месяцев отопительного сезона 2012.
Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела квитанциями на оплату (л.д. 64-74).
Все многоквартирные дома, находящиеся в управлении ЗАО "Умный город" оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, электрической энергии.
ЗАО "Умный город" самостоятельно осуществляет расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам/нанимателям помещений, при формировании платежных документов учитывает показания индивидуальных приборов учета потребленных коммунальных услуг за расчетный месяц.
Действия управляющей компании ЗАО "Умный город" обусловлены договорами на управление многоквартирным домом (л.д. 20-43).
Разделом 4, п. 4.2.3 договоров предусмотрено, что плата за отопление вносится Собственником (Нанимателем) по фактическому потреблению, согласно показаний общедомового прибора учета.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Правила вступили в силу с 01.09.2012 и согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Таким образом, плата за коммунальные услуги с 01.09.2012 подлежит начислению в соответствии с Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.01.2015.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, в спорный период в отношении коммунальной услуги по отоплению предусмотрено три порядка расчета платы, применение которых обусловлено конкретными обстоятельствами.
Ни Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ни Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 не содержат указаний о невступлении в силу какой-либо части Правил N 354, в том числе, положений пунктов 42, 43, 44 Правил N 354 в части расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
При этом пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (редакция, действовавшая в спорный период) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Следовательно, в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 15.09.2012 решения в порядке подпункта "а" пункта 1 или подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению определяется соответственно на основании Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах или на основании Правил N 307.
С 01.09.2012 применение Правил N 307 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению возможно только в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 решения о применении таких Правил.
При этом содержание подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 указывает, что принятие такого решения органами государственной власти субъектов Российской Федерации не обусловлено наличием или отсутствием общедомовых приборов учета.
Анализ содержания Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 свидетельствует о том, что в случае непринятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежат применению Правила N 354.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", принято постановление Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 N 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах" на территории Волгоградской области регулируется Правилами N 307, согласно которым при оборудовании многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению в первый год после установки прибора учета тепловой энергии выполняется с использованием норматива потребления тепловой энергии, а со следующего года с использованием среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
В связи с этим, при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Волгоградской области с 19.09.2012 подлежат применению Правила N 307 (в соответствии с п. 4 данный документ вступил в силу с даты официального опубликования (источник публикации "Волгоградская правда" N 173,19.09.2012).
Исходя из пункта 4 постановления, действия пункта 1 настоящего постановления распространяется на период с 01.08.2012 по 31.12.2014.
Вместе с тем, как указано выше, в спорный период в отношении коммунальной услуги по отоплению предусмотрено три порядка расчета платы, применение которых обусловлено конкретными обстоятельствами.
Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012 и согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В рассматриваемой спорной правовой ситуации договоры на управление имуществом многоквартирных домов заключены с гражданами в период с февраля 2010 по май 2012, т.е. задолго до принятия постановления Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 N 361-п.
Разделом 4, п. 4.2.3 договоров предусмотрено, что плата за отопление вносится Собственником (Нанимателем) по фактическому потреблению, согласно показаний общедомового прибора учета.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные положения Постановления N 361-П и Правил N 354, установил, что в отличие от Правил N 354 постановление Правительства Волгоградской области N 361-П не содержит указания на возможность применения к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Постановления.
В соответствии с приведенными пунктами Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2, исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения N 2, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Правила N 354 предусматривают разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды, а также оплату за отопление только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета.
Согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Исходя из изложенного, деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
Материалы дела не содержат доказательств заключения дополнительного соглашения к договорам управления, изменяющего порядок расчета платы за отопление, либо решения собрания об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, в данной конкретной правовой ситуации ЗАО "Умный город" обоснованно применяло порядок расчета платы за отопление, предусмотренный пунктами 42 (1) и 43 Правил N 354 на основании Раздела 4, п. 4.2.3 договоров на управление имуществом многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области подлежит отмене. Суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ЗАО "Умный город" требований и признает недействительным предписание N 04/1403 от 30.04.2013 инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ с инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу закрытого акционерного общества "Умный город" подлежат судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2014 года по делу N А12-31843/2013 отменить, принять по делу N А12-31843/2013 новый судебный акт.
Заявление закрытого акционерного общества "Умный город" удовлетворить, признать недействительным предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 04/1403 от 30.04.2013.
Взыскать с инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787) в пользу закрытого акционерного общества "Умный город" (404132, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 57, 4, ОГРН 1063435053527, ИНН 3435079957) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.04.2014 ПО ДЕЛУ N А12-31843/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2014 г. по делу N А12-31843/2013
Резолютивная часть постановления объявлена "23" апреля 2014 года
Полный текст постановления изготовлен "30" апреля 2014 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тюкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Умный город" (404132, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 57, 4, ОГРН 1063435053527, ИНН 3435079957)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2014 года по делу N А12-31843/2013 (Смагоринская Е.Б.)
по заявлению закрытого акционерного общества "Умный город" (404132, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 57, 4, ОГРН 1063435053527, ИНН 3435079957)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787)
о признании недействительным предписания,
при участии в судебном заседании представителей: закрытого акционерного общества "Умный город" - представитель Демакин С.В., по доверенности N 3/14 от 02.04.2014
без участия в судебном заседании представителей: инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (почтовое уведомление N 98048 приобщено к материалам дела)
установил:
Закрытое акционерное общество "Умный город" (далее - ЗАО "Умный город", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить предписание N 04/1403 от 30.04.2013 инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2014 года по делу N А12-31843/2013 в удовлетворении требований ЗАО "Умный город" отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ЗАО "Умный город" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Письменного отзыва в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании представитель ЗАО "Умный город" поддержал позицию по делу.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного заседания (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области ЗАО "Умный город" выдано предписание N 04/1403, которым управляющая компания в срок до 05.11.2013 обязана устранить нарушения п. 21 Правил N 307 и с октября 2013 года (начало отопительного сезона) начислять плату за отопление равными долями в течение года.
Руководствуясь п. 42 (1) Правил N 354, и ссылаясь на заключенные договоры управления с каждым из собственников или нанимателей жилых помещений, которыми предусмотрен расчет за коммунальные ресурсы по фактическому потреблению, ЗАО "Умный город" оспорило предписание в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований Арбитражный суд Волгоградской области счел доказанным административным органом нарушение управляющей компанией в п. 21 Правил N 307.
Податель апелляционной жалобы полагает вывод суда основанным на неправильном применении материального закона и нормативных актов, регулирующих возникший спорные правоотношения.
Заслушав представителя подателя жалобы, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В результате проверки инспекцией установлено, что при выставлении платы за коммунальную услугу отопление собственникам/нанимателям помещений многоквартирных домов: N 35а, N 35б, N 35г, N 35д, N 79, расположенных по адресу: Волгоградская область, г. Волжский, ул. Дружбы, управляющая компания ЗАО "Умный город" нарушало порядок определения размера платы за оказанную коммунальную услугу (п. 21 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.0.2006 N 307), а именно производило расчет платы за отопление в течение шести месяцев отопительного сезона 2012.
Данное обстоятельство подтверждено представленными в материалы дела квитанциями на оплату (л.д. 64-74).
Все многоквартирные дома, находящиеся в управлении ЗАО "Умный город" оборудованы коллективными (общедомовыми) приборами учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, индивидуальными приборами учета холодной и горячей воды, электрической энергии.
ЗАО "Умный город" самостоятельно осуществляет расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги собственникам/нанимателям помещений, при формировании платежных документов учитывает показания индивидуальных приборов учета потребленных коммунальных услуг за расчетный месяц.
Действия управляющей компании ЗАО "Умный город" обусловлены договорами на управление многоквартирным домом (л.д. 20-43).
Разделом 4, п. 4.2.3 договоров предусмотрено, что плата за отопление вносится Собственником (Нанимателем) по фактическому потреблению, согласно показаний общедомового прибора учета.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
Правила вступили в силу с 01.09.2012 и согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
Таким образом, плата за коммунальные услуги с 01.09.2012 подлежит начислению в соответствии с Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (в редакции Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857) признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным Постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 01.01.2015.
Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 утверждены Правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению.
Таким образом, в спорный период в отношении коммунальной услуги по отоплению предусмотрено три порядка расчета платы, применение которых обусловлено конкретными обстоятельствами.
Ни Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, ни Постановление Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 не содержат указаний о невступлении в силу какой-либо части Правил N 354, в том числе, положений пунктов 42, 43, 44 Правил N 354 в части расчета платы за коммунальную услугу по отоплению.
При этом пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 (редакция, действовавшая в спорный период) установлено, что Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", в части определения размера платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению применяются в 2012-2014 годах с учетом одной из следующих особенностей:
а) в целях определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме или в не оборудованном индивидуальным либо общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 могут принять решение об осуществлении потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно за все расчетные месяцы календарного года. В случае принятия указанного решения определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению осуществляется в соответствии с Правилами расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах, утвержденными настоящим Постановлением;
б) разрешить органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Следовательно, в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации в срок до 15.09.2012 решения в порядке подпункта "а" пункта 1 или подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, размер платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению определяется соответственно на основании Правил расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в 2012-2014 годах или на основании Правил N 307.
С 01.09.2012 применение Правил N 307 при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению возможно только в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 решения о применении таких Правил.
При этом содержание подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 указывает, что принятие такого решения органами государственной власти субъектов Российской Федерации не обусловлено наличием или отсутствием общедомовых приборов учета.
Анализ содержания Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857 свидетельствует о том, что в случае непринятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений, предусмотренных подпунктами "а", "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 27.08.2012 N 857, при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению подлежат применению Правила N 354.
На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения в 2012-2014 годах Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", принято постановление Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 N 361-п "О порядке расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению для потребителей, проживающих в многоквартирных домах и жилых домах" на территории Волгоградской области регулируется Правилами N 307, согласно которым при оборудовании многоквартирного дома прибором учета тепловой энергии, плата за коммунальную услугу по отоплению в первый год после установки прибора учета тепловой энергии выполняется с использованием норматива потребления тепловой энергии, а со следующего года с использованием среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год. При этом исполнитель производит один раз в год корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307.
В связи с этим, при исчислении платы за коммунальную услугу по отоплению на территории Волгоградской области с 19.09.2012 подлежат применению Правила N 307 (в соответствии с п. 4 данный документ вступил в силу с даты официального опубликования (источник публикации "Волгоградская правда" N 173,19.09.2012).
Исходя из пункта 4 постановления, действия пункта 1 настоящего постановления распространяется на период с 01.08.2012 по 31.12.2014.
Вместе с тем, как указано выше, в спорный период в отношении коммунальной услуги по отоплению предусмотрено три порядка расчета платы, применение которых обусловлено конкретными обстоятельствами.
Правила N 354 вступили в силу с 01.09.2012 и согласно подпункту "а" пункта 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 применяются к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих Правил.
В рассматриваемой спорной правовой ситуации договоры на управление имуществом многоквартирных домов заключены с гражданами в период с февраля 2010 по май 2012, т.е. задолго до принятия постановления Правительства Волгоградской области от 11.09.2012 N 361-п.
Разделом 4, п. 4.2.3 договоров предусмотрено, что плата за отопление вносится Собственником (Нанимателем) по фактическому потреблению, согласно показаний общедомового прибора учета.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции, проанализировав вышеприведенные положения Постановления N 361-П и Правил N 354, установил, что в отличие от Правил N 354 постановление Правительства Волгоградской области N 361-П не содержит указания на возможность применения к отношениям, вытекающим из ранее заключенных договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу Постановления.
В соответствии с приведенными пунктами Правил размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2, исходя из норматива потребления коммунальной услуги или в соответствии с формулой 3 приложения N 2, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Правила N 354 предусматривают разделение платы за коммунальные услуги на индивидуальное (квартирное) потребление и потребление на общедомовые нужды, а также оплату за отопление только в отопительный период независимо от того, есть ли в многоквартирном доме общедомовой прибор учета.
Согласно пункту 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ).
Исходя из изложенного, деятельность любой управляющей организации зависит от волеизъявления собственников жилья, которые в зависимости от качества предоставляемых управляющей компанией услуг имеют право и возможность заключить договор на управление своим домом с иной управляющей организацией или изменить способ управления домом.
Материалы дела не содержат доказательств заключения дополнительного соглашения к договорам управления, изменяющего порядок расчета платы за отопление, либо решения собрания об отказе от исполнения договора управления многоквартирным домом.
Таким образом, в данной конкретной правовой ситуации ЗАО "Умный город" обоснованно применяло порядок расчета платы за отопление, предусмотренный пунктами 42 (1) и 43 Правил N 354 на основании Раздела 4, п. 4.2.3 договоров на управление имуществом многоквартирными домами.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенных выше обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области подлежит отмене. Суд апелляционной инстанции принимает по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ЗАО "Умный город" требований и признает недействительным предписание N 04/1403 от 30.04.2013 инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы в порядке ст. 110 АПК РФ с инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области в пользу закрытого акционерного общества "Умный город" подлежат судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 февраля 2014 года по делу N А12-31843/2013 отменить, принять по делу N А12-31843/2013 новый судебный акт.
Заявление закрытого акционерного общества "Умный город" удовлетворить, признать недействительным предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области N 04/1403 от 30.04.2013.
Взыскать с инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400066, г. Волгоград, ул. Новороссийская, 5, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787) в пользу закрытого акционерного общества "Умный город" (404132, Волгоградская область, г. Волжский, ул. 40 лет Победы, 57, 4, ОГРН 1063435053527, ИНН 3435079957) судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение дела судами первой и апелляционной инстанций в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Волгоградской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА
Судьи
Ю.А.КОМНАТНАЯ
А.В.СМИРНИКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)