Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 октября 2014 года по делу N А05-9619/2014 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" (ОГРН 1082901005527; ИНН 2901178522; место нахождения: 163035, город Архангельск, улица Парковая, дом 2, офис 5; далее - общество, ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2014 N 592/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 2 октября 2014 года в удовлетворении заявления отказано, размер штрафа уменьшен до 20 000 руб.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие со стороны общества нарушения порядка ценообразования, поскольку при начислении платы за общедомовое потребление электроэнергии ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" тарифы и нормативы применены правильно; установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила предоставления коммунальных услуг), формулы для расчетов соблюдены и лишь допущены математические неточности, ошибки в расчетах. В связи с этим полагает, что в его действиях отсутствует объективная сторона вмененного ему в вину правонарушения. Причиной произошедшего является то, что управление неверно определило площадь мест общего пользования, исключив площадь чердака, и, соответственно, неправильно рассчитало объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды (далее - ОДН), за расчетный период в многоквартирном доме.
Управление в отзыве отклонило доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как помещения чердака не являются общедоступными.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданки Скляренко Е.Ю., проживающей по адресу: <...>, прокуратура города Архангельска направила в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области (далее - инспекция) требование от 14.04.2014 N 420ж-2012 о проведении внеплановой проверки. В целях рассмотрения обращения указанного лица инспекция издала распоряжение от 01.04.2014 N РИ-05/01-15/955 о проведении внеплановой документарной проверки и запросила у общества копии необходимых для проверки документов, которые общество представило инспекции.
В ходе внеплановой документарной проверки инспекцией установлено, что общество в квитанции за январь 2014 года неправомерно предъявило к оплате гражданке Коптяевой А.В., проживающей по адресу: <...>, стоимость электроэнергии на общедомовые нужды в объеме, превышающем объем общедомового потребления электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления. Так, заявитель предъявил к оплате 22,91 кВт за август 2013 года, 23,19 кВт за сентябрь 2013 года, 127,16 кВт за октябрь 2013 года, 128,68 кВт за ноябрь 2013 года, 127,16 кВт за декабрь 2013 года, рассчитав плату по тарифу 3,87 руб./кВт, тогда как объем электроэнергии на общедомовое потребление по данной квартире, рассчитанный исходя из норматива потребления, должен составлять 19,76 кВт (л.д. 34).
Обнаруженное нарушение инспекция зафиксировала в акте проверки от 21.04.2014 N ОК-03/07-01/168, который получен заявителем 23.04.2014. В целях решения вопроса о привлечении общества к ответственности инспекция передала материалы проведенной проверки административному органу. Управление, изучив материалы проверки, надлежаще известило заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По факту выявленного нарушения административный орган в присутствии представителя общества 11 июня 2014 года составил протокол N 501 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. В объяснениях, данных при составлении протокола, представитель общества не согласился с наличием в его деяниях состава правонарушения, указав, что объем электроэнергии на общедомовое потребление по спорной квартире, приведенный в акте проверки, не совпадает с расчетами, указанными в протоколе. Копия протокола вручена представителю общества лично 11.06.2014 и получена посредством почтового отправления 23.06.2014.
Определением от 26.06.2014 N 592/2014 управление назначило время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия определения получена представителем общества 30.06.2014.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управление 15.07.2014 без участия законного представителя общества вынесло постановление N 592/2014 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Копия названного постановления направлена в адрес общества 24.07.2014 заказным письмом N 486752.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, а также уменьшил размер штрафа до 20 000 руб., поскольку наличие состава правонарушения в действиях общества доказано, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, однако назначенное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 157 этого же Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - правительство).
Правительство постановлением от 6 мая 2011 года N 354, принятым в соответствии с названной статьей, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании (в том числе и энергоснабжение) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг и пунктами 10, 11, 13, 15, 16 приложения 2 этих же Правил урегулирован порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на ОДН при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
Материалами дела подтверждается, что спорный многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении общества, оборудован общедомовым прибором учета объемов потребления электроэнергии.
В силу абзаца первого пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно формуле 10 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Названный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
В силу абзаца второго пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления. Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является ресурсоснабжающая организация либо принято соответствующее решение на общем собрании собственников) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.
Доказательств того, что общим собранием собственников спорного многоквартирного дома принималось такое решение, материалы дела не содержат.
Таким образом, в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг на ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2", как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящегося на ОДН, за свой счет.
Для определения объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на ОДН за расчетный период в многоквартирном доме, с использованием норматива применяется формула N 15 приложения 2 к Правилам N 354.
Формула 15 устанавливает приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Для дома данного типа в спорный период в соответствии с постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" установлен норматив 4 кВт/ч на 1 кв. м площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Правомерность применения указанного показателя ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" не оспаривается.
Разногласия между сторонами возникли в отношении того, что понимать под общей площадью помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, так как по данным общества площадь освещаемых мест общего пользования составляет 404,3 кв. м, включая 69,7 кв. м лестничных клеток (уборочная площадь) и 334,6 кв. м чердака.
Таким образом, общество при определении объема электроэнергии на ОДН в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, использовало показатель "Площадь освещаемых мест общего пользования", на котором настаивает и в апелляционной жалобе.
Вместе с тем чердачные и подвальные помещения в силу пунктов 3.3.5, 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Россия от 27.09.2003 N 170, не являются местами общего пользования в многоквартирном доме, так как не являются общедоступными, в связи с чем площадь данных помещений не может быть принята в состав мест общего пользования, освещение которых осуществляется за счет объема потребления электроэнергии на ОДН.
В свою очередь, управление Роспотребнадзора применило в расчете объема электроэнергии, поставленной на ОДН, такой показатель, как "уборочная площадь лестничных клеток".
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Согласно статье 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
В соответствии с приложением 12 к названной Инструкции технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
С учетом изложенного при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению показатель "уборочная площадь".
В представленном в материалы дела техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Адмирала Макарова, д. 4, такой показатель равен 69,7 кв. м.
Следовательно, при расчете платы за общедомовое потребление электроэнергии управление Роспотребнадзора правомерно использовало показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 69,7 кв. м, и обоснованно установило, что объем электроэнергии на ОДН по спорному дому в заявленный период превысил объем, определенный по нормативу потребления 19,76 кВт согласно формуле расчета: 4 кВт/ч x 69,7 кв. м x 41,2 кв. м / 581,2 кв. м.
Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления, является нарушением установленного Правилами N 354 порядка ценообразования, следовательно действия ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" отсутствуют.
Таким образом, наличие события и всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, доказано.
Нарушений порядка привлечения подателя жалобы к административной ответственности не усматривается.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 октября 2014 года по делу N А05-9619/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.12.2014 ПО ДЕЛУ N А05-9619/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 декабря 2014 г. по делу N А05-9619/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 2 декабря 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 9 декабря 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 октября 2014 года по делу N А05-9619/2014 (судья Звездина Л.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" (ОГРН 1082901005527; ИНН 2901178522; место нахождения: 163035, город Архангельск, улица Парковая, дом 2, офис 5; далее - общество, ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области (ОГРН 1052901021689; ИНН 2901133673; место нахождения: 163000, город Архангельск, улица Гайдара, дом 24; далее - управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2014 N 592/2014 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 100 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление общества рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 2 октября 2014 года в удовлетворении заявления отказано, размер штрафа уменьшен до 20 000 руб.
Общество с судебным решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие со стороны общества нарушения порядка ценообразования, поскольку при начислении платы за общедомовое потребление электроэнергии ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" тарифы и нормативы применены правильно; установленные Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354, Правила предоставления коммунальных услуг), формулы для расчетов соблюдены и лишь допущены математические неточности, ошибки в расчетах. В связи с этим полагает, что в его действиях отсутствует объективная сторона вмененного ему в вину правонарушения. Причиной произошедшего является то, что управление неверно определило площадь мест общего пользования, исключив площадь чердака, и, соответственно, неправильно рассчитало объем коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды (далее - ОДН), за расчетный период в многоквартирном доме.
Управление в отзыве отклонило доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просит оставить решение арбитражного суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, так как помещения чердака не являются общедоступными.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании заявления гражданки Скляренко Е.Ю., проживающей по адресу: <...>, прокуратура города Архангельска направила в Государственную жилищную инспекцию Архангельской области (далее - инспекция) требование от 14.04.2014 N 420ж-2012 о проведении внеплановой проверки. В целях рассмотрения обращения указанного лица инспекция издала распоряжение от 01.04.2014 N РИ-05/01-15/955 о проведении внеплановой документарной проверки и запросила у общества копии необходимых для проверки документов, которые общество представило инспекции.
В ходе внеплановой документарной проверки инспекцией установлено, что общество в квитанции за январь 2014 года неправомерно предъявило к оплате гражданке Коптяевой А.В., проживающей по адресу: <...>, стоимость электроэнергии на общедомовые нужды в объеме, превышающем объем общедомового потребления электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления. Так, заявитель предъявил к оплате 22,91 кВт за август 2013 года, 23,19 кВт за сентябрь 2013 года, 127,16 кВт за октябрь 2013 года, 128,68 кВт за ноябрь 2013 года, 127,16 кВт за декабрь 2013 года, рассчитав плату по тарифу 3,87 руб./кВт, тогда как объем электроэнергии на общедомовое потребление по данной квартире, рассчитанный исходя из норматива потребления, должен составлять 19,76 кВт (л.д. 34).
Обнаруженное нарушение инспекция зафиксировала в акте проверки от 21.04.2014 N ОК-03/07-01/168, который получен заявителем 23.04.2014. В целях решения вопроса о привлечении общества к ответственности инспекция передала материалы проведенной проверки административному органу. Управление, изучив материалы проверки, надлежаще известило заявителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
По факту выявленного нарушения административный орган в присутствии представителя общества 11 июня 2014 года составил протокол N 501 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. В объяснениях, данных при составлении протокола, представитель общества не согласился с наличием в его деяниях состава правонарушения, указав, что объем электроэнергии на общедомовое потребление по спорной квартире, приведенный в акте проверки, не совпадает с расчетами, указанными в протоколе. Копия протокола вручена представителю общества лично 11.06.2014 и получена посредством почтового отправления 23.06.2014.
Определением от 26.06.2014 N 592/2014 управление назначило время и место рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия определения получена представителем общества 30.06.2014.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении управление 15.07.2014 без участия законного представителя общества вынесло постановление N 592/2014 о назначении административного наказания, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ. Копия названного постановления направлена в адрес общества 24.07.2014 заказным письмом N 486752.
Не согласившись с постановлением о назначении административного наказания, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, а также уменьшил размер штрафа до 20 000 руб., поскольку наличие состава правонарушения в действиях общества доказано, срок давности привлечения к административной ответственности не истек, процедура привлечения к административной ответственности не нарушена, однако назначенное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб. не соответствует тяжести совершенного правонарушения.
Апелляционный суд считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно статье 157 этого же Кодекса размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - правительство).
Правительство постановлением от 6 мая 2011 года N 354, принятым в соответствии с названной статьей, утвердило Правила предоставления коммунальных услуг.
В силу пункта 2 Правил N 354 исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании (в том числе и энергоснабжение) с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг одним из видов коммунальных услуг является электроснабжение, то есть снабжение электрической энергией, подаваемой по централизованным сетям электроснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
На основании пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг и пунктами 10, 11, 13, 15, 16 приложения 2 этих же Правил урегулирован порядок начисления платы за коммунальные услуги, потребленные на ОДН при оборудовании дома общедомовым прибором учета.
Материалами дела подтверждается, что спорный многоквартирный жилой дом, находящийся в управлении общества, оборудован общедомовым прибором учета объемов потребления электроэнергии.
В силу абзаца первого пункта 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно формуле 10 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения определяется как произведение объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Названный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
В силу абзаца второго пункта 44 Правил N 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на ОДН за расчетный период, не может превышать объема, определяемого исходя из норматива потребления. Если имеет место превышение расчетного объема над нормативным, исполнитель коммунальных услуг (кроме тех случаев, когда таковым является ресурсоснабжающая организация либо принято соответствующее решение на общем собрании собственников) оплачивает образовавшуюся разницу за счет собственных средств.
Доказательств того, что общим собранием собственников спорного многоквартирного дома принималось такое решение, материалы дела не содержат.
Таким образом, в соответствии с пунктом 44 Правил предоставления коммунальных услуг на ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2", как на исполнителя коммунальных услуг, возлагается бремя оплаты сверхнормативного объема потребления электроэнергии, приходящегося на ОДН, за свой счет.
Для определения объема (количества) коммунального ресурса, предоставленного на ОДН за расчетный период в многоквартирном доме, с использованием норматива применяется формула N 15 приложения 2 к Правилам N 354.
Формула 15 устанавливает приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса исходя из установленного норматива потребления соответствующего вида коммунальной услуги, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Норматив потребления коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на ОДН в многоквартирном доме, определяется в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306.
Для дома данного типа в спорный период в соответствии с постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 17.08.2012 N 9-пн "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению в Архангельской области" установлен норматив 4 кВт/ч на 1 кв. м площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме. Правомерность применения указанного показателя ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" не оспаривается.
Разногласия между сторонами возникли в отношении того, что понимать под общей площадью помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, так как по данным общества площадь освещаемых мест общего пользования составляет 404,3 кв. м, включая 69,7 кв. м лестничных клеток (уборочная площадь) и 334,6 кв. м чердака.
Таким образом, общество при определении объема электроэнергии на ОДН в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, использовало показатель "Площадь освещаемых мест общего пользования", на котором настаивает и в апелляционной жалобе.
Вместе с тем чердачные и подвальные помещения в силу пунктов 3.3.5, 3.4.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Россия от 27.09.2003 N 170, не являются местами общего пользования в многоквартирном доме, так как не являются общедоступными, в связи с чем площадь данных помещений не может быть принята в состав мест общего пользования, освещение которых осуществляется за счет объема потребления электроэнергии на ОДН.
В свою очередь, управление Роспотребнадзора применило в расчете объема электроэнергии, поставленной на ОДН, такой показатель, как "уборочная площадь лестничных клеток".
В соответствии с частью 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Согласно статье 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте, составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
В соответствии с приложением 12 к названной Инструкции технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
С учетом изложенного при расчете размера платы за общедомовое потребление электроэнергии в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, подлежит применению показатель "уборочная площадь".
В представленном в материалы дела техническом паспорте на жилой дом, расположенный по адресу: г. Архангельск, ул. Адмирала Макарова, д. 4, такой показатель равен 69,7 кв. м.
Следовательно, при расчете платы за общедомовое потребление электроэнергии управление Роспотребнадзора правомерно использовало показатель общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, равный 69,7 кв. м, и обоснованно установило, что объем электроэнергии на ОДН по спорному дому в заявленный период превысил объем, определенный по нормативу потребления 19,76 кВт согласно формуле расчета: 4 кВт/ч x 69,7 кв. м x 41,2 кв. м / 581,2 кв. м.
Предъявление к оплате собственникам или пользователям жилых помещений в многоквартирном доме сумм по статье "Электроэнергия на общедомовые нужды", превышающих размер платы за общедомовое потребление электроэнергии, рассчитанный исходя из норматива потребления, является нарушением установленного Правилами N 354 порядка ценообразования, следовательно действия ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных законодательством норм.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности ООО "Жилкомсервис-Левобережье-2" отсутствуют.
Таким образом, наличие события и всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 Кодекса, доказано.
Нарушений порядка привлечения подателя жалобы к административной ответственности не усматривается.
В связи с этим суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не взыскивается.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 2 октября 2014 года по делу N А05-9619/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилкомсервис-Левобережье-2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)