Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента
топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства
Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2013,
принятое судьей Зиновьевым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., Кононовым П.И.,
по делу N А31-6849/2013
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные"
о признании незаконным бездействия Департамента топливно-энергетического
комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области
и
муниципальное унитарное предприятие "Газовые котельные" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент), выразившегося в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, и об обязании Департамента утвердить норматив теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Решением суда от 20.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Департамента, оно не допустило незаконного бездействия, поскольку у него не было оснований для принятия решения об утверждении норматива теплоснабжения на отопление. С 13.09.2012 на территории Костромской области действует правовая норма, устанавливающая использование нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 (постановление Департамента от 13.09.2012 N 1-НП).
Подробно позиция Департамента приведена в кассационной жалобе.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей потребителей жилых домов, расположенных на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, тепловой энергией.
Осуществляя поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду, Предприятие получает с потребителей плату исходя из нормативов, установленных уполномоченным органом.
В связи с отменой ранее установленного норматива Предприятие обратилось в Департамент с заявлением об установлении норматива теплоснабжения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (письмо от 07.03.2013 N 143).
Департамент сообщил, что до перехода на оплату услуг отопления по приборам учета необходимо пользоваться нормативами, которые утверждены решением Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района от 02.02.2010 N 239 (далее - Решение Совета депутатов от 02.02.2010 N 239) (письмо от 04.04.2013 N 1847).
Предприятие посчитало, что бездействие Департамента, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения, не соответствует законодательству, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу о том, что Департамент, не утвердив норматив, допустил незаконное бездействие, которое повлекло нарушение прав и законных интересов Предприятия.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила N 306.
Согласно пункту 2 указанных правил под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях подразумевается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
В силу пункта 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства. Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством относится к полномочиям Департамента (Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 31.07.2012 N 168).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Департамент постановлением от 13.09.2012 N 1-НП установил, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Вместе с тем из материалов дела видно, что пунктом 2 Решения Совета депутатов от 02.02.2010 N 239 был установлен норматив теплоснабжения на отопление в жилых помещениях с централизованной системой отопления в размере 0,029 Гкал/мес. за отопительный период на один квадратный метр отапливаемой площади.
Решением Совета депутатов от 30.03.2010 N 250 в Решение от 02.02.2010 N 239 внесены изменения, в частности, пунктом 1.2 названного решения установлен норматив теплоснабжения в размере 0,02 Гкал/мес. за отопительный период на один квадратный отапливаемой площади.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2013 по делу N А31-11011/2012 Решение Совета депутатов от 30.03.2010 N 250 в части установления норматива теплоснабжения (пункт 1.2) признано несоответствующим пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил N 306 и недействующим.
При этом пункт 2 решения Совета депутатов от 30.03.2010 N 250, исключающий действие Решения от 02.02.2010 N 239 в части установленных нормативов на отношения, возникшие с 01.03.2010, недействующим не признан.
Таким образом, как правильно указали суды, в Шолоховском сельском поселении отсутствует норматив теплоснабжения, применение ранее действовавшего норматива невозможно, что, в свою очередь, исключает возможность расчета платы за коммунальную услугу с использованием нормативов, действовавших по состоянию на 30.06.2012. Постановление Департамента от 13.09.2012 N 1-НП не разрешило эту ситуацию, поскольку на дату его принятия на территории Шолоховского сельского поселения действовал норматив теплоснабжения - 0,02 Гкал/мес. на один квадратный метр отапливаемой площади, который признан не подлежащим применению со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда (после того, как было принято названное постановление).
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что Департамент допустил неправомерное бездействие, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения, чем нарушил права и законные интересы Предприятия.
Направление Департаментом Предприятию письма от 04.04.2013 N 1847 не свидетельствует об исполнении Департаментом возложенной на него обязанности.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Предприятием требования.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А31-6849/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 20.06.2014 ПО ДЕЛУ N А31-6849/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 июня 2014 г. по делу N А31-6849/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 16.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента
топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства
Костромской области
на решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2013,
принятое судьей Зиновьевым А.В., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014,
принятое судьями Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., Кононовым П.И.,
по делу N А31-6849/2013
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Газовые котельные"
о признании незаконным бездействия Департамента топливно-энергетического
комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области
и
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Газовые котельные" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области (далее - Департамент), выразившегося в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, и об обязании Департамента утвердить норматив теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области.
Решением суда от 20.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 решение суда оставлено без изменения.
Департамент не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов сделаны при неправильном применении норм материального права и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению Департамента, оно не допустило незаконного бездействия, поскольку у него не было оснований для принятия решения об утверждении норматива теплоснабжения на отопление. С 13.09.2012 на территории Костромской области действует правовая норма, устанавливающая использование нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012 (постановление Департамента от 13.09.2012 N 1-НП).
Подробно позиция Департамента приведена в кассационной жалобе.
Предприятие отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых Арбитражным судом Костромской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятие является ресурсоснабжающей организацией, обеспечивающей потребителей жилых домов, расположенных на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области, тепловой энергией.
Осуществляя поставку тепловой энергии на отопление и горячую воду, Предприятие получает с потребителей плату исходя из нормативов, установленных уполномоченным органом.
В связи с отменой ранее установленного норматива Предприятие обратилось в Департамент с заявлением об установлении норматива теплоснабжения на территории Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района Костромской области (письмо от 07.03.2013 N 143).
Департамент сообщил, что до перехода на оплату услуг отопления по приборам учета необходимо пользоваться нормативами, которые утверждены решением Совета депутатов Шолоховского сельского поселения Красносельского муниципального района от 02.02.2010 N 239 (далее - Решение Совета депутатов от 02.02.2010 N 239) (письмо от 04.04.2013 N 1847).
Предприятие посчитало, что бездействие Департамента, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения, не соответствует законодательству, нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 "Об особенностях применения Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857), суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования. Суд пришел к выводу о том, что Департамент, не утвердив норматив, допустил незаконное бездействие, которое повлекло нарушение прав и законных интересов Предприятия.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию определяют Правила N 306.
Согласно пункту 2 указанных правил под нормативом потребления коммунальной услуги в жилых помещениях подразумевается норматив потребления, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении.
В силу пункта 3 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Департамент является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики и выработке региональной политики в сфере развития топливно-энергетического комплекса Костромской области и жилищно-коммунального хозяйства. Утверждение нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством относится к полномочиям Департамента (Положение о Департаменте топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области, утвержденного постановлением Губернатора Костромской области от 31.07.2012 N 168).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2012 N 857 органам государственной власти субъектов Российской Федерации до 15.09.2012 разрешено принять решение о применении при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с Правилами N 307, используя при этом нормативы потребления тепловой энергии на отопление, действовавшие по состоянию на 30.06.2012.
Департамент постановлением от 13.09.2012 N 1-НП установил, что на территории Костромской области при расчете размера платы за коммунальную услугу по отоплению применяется порядок расчета в соответствии с Правилами N 307 с использованием при этом нормативов потребления тепловой энергии на отопление, действовавших по состоянию на 30.06.2012.
Вместе с тем из материалов дела видно, что пунктом 2 Решения Совета депутатов от 02.02.2010 N 239 был установлен норматив теплоснабжения на отопление в жилых помещениях с централизованной системой отопления в размере 0,029 Гкал/мес. за отопительный период на один квадратный метр отапливаемой площади.
Решением Совета депутатов от 30.03.2010 N 250 в Решение от 02.02.2010 N 239 внесены изменения, в частности, пунктом 1.2 названного решения установлен норматив теплоснабжения в размере 0,02 Гкал/мес. за отопительный период на один квадратный отапливаемой площади.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Костромской области от 20.02.2013 по делу N А31-11011/2012 Решение Совета депутатов от 30.03.2010 N 250 в части установления норматива теплоснабжения (пункт 1.2) признано несоответствующим пунктам 5, 10, 11, 14, 19, 20 Правил N 306 и недействующим.
При этом пункт 2 решения Совета депутатов от 30.03.2010 N 250, исключающий действие Решения от 02.02.2010 N 239 в части установленных нормативов на отношения, возникшие с 01.03.2010, недействующим не признан.
Таким образом, как правильно указали суды, в Шолоховском сельском поселении отсутствует норматив теплоснабжения, применение ранее действовавшего норматива невозможно, что, в свою очередь, исключает возможность расчета платы за коммунальную услугу с использованием нормативов, действовавших по состоянию на 30.06.2012. Постановление Департамента от 13.09.2012 N 1-НП не разрешило эту ситуацию, поскольку на дату его принятия на территории Шолоховского сельского поселения действовал норматив теплоснабжения - 0,02 Гкал/мес. на один квадратный метр отапливаемой площади, который признан не подлежащим применению со дня вступления в силу указанного решения арбитражного суда (после того, как было принято названное постановление).
При таких обстоятельствах суды обоснованно посчитали, что Департамент допустил неправомерное бездействие, выразившееся в неутверждении норматива теплоснабжения на отопление одного квадратного метра жилого помещения на территории Шолоховского сельского поселения, чем нарушил права и законные интересы Предприятия.
Направление Департаментом Предприятию письма от 04.04.2013 N 1847 не свидетельствует об исполнении Департаментом возложенной на него обязанности.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Предприятием требования.
Арбитражный суд Костромской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 20.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А31-6849/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.Ю.БАШЕВА
Н.Ю.БАШЕВА
Судьи
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
О.В.АЛЕКСАНДРОВА
А.И.ЧИГРАКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)