Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,
при участии:
от заявителя Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга (ОГРН 1026605412998, ИНН 6662024364) - Лукьянов С.Н., паспорт, доверенность от 17.07.2014 г.
от заинтересованного лица Счетной палаты Свердловской области (ОГРН 1126658003922, ИНН 6658403948) - Тимофеева Е.Н., удостоверение, доверенность от 20.05.2015 г.
от третьего лица Администрации города Екатеринбурга - Кожевников С.А., удостоверение, доверенность от 19.01.2015 г., Кожевников О.А., удостоверение, доверенность от 29.12.2014 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Счетной палаты Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2015 года
по делу N А60-18691/2015, принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга
к Счетной палате Свердловской области
- третье лицо: Администрация города Екатеринбурга;
- о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Счетной палаты Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Счетная палата) от 27.01.2015 N 06-07/97.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены, предписание Счетной палаты Свердловской области от 27.01.2015 N 06-07/97 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Счетная палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Счетная палата указывает на то, что Администрация предоставленную субсидию израсходовала без законных оснований на восстановление участков дворовых территорий, между тем, перечнем проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городе Екатеринбурге, подлежащих ремонту в 2013 году, утвержденном Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 29.05.2013 года N 1949 предусмотрен только ремонт проездов без дворовой территории.
Администрацией Октябрьского района города Екатеринбурга и Администрацией г. Екатеринбурга представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заявитель и третье лицо возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Счетной палаты поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга и Администрации г. Екатеринбурга возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя счетной палаты от 30.04.2014 N 01-10/23 счетной палатой проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году в форме субсидий на реализацию мероприятий Областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011-2016 года".
По результатам проверки Счетной палатой составлен акт от 18.07.2014, которым установлен факт использования денежных средств областного бюджета на цели, не соответствующие Постановлению Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП (с изменениями), Соглашению от 20.06.2013 N 89 (с изменениями), Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949 (с изменением), 27.01.2015 счетная палата вынесла и.о. главы администрации Старикову Е.С. предписание N 06-07/97 с требованием о возврате администрацией в областной бюджет средств субсидии 1315,8 тыс. рублей в срок до 15.05.2015.
Основанием для вынесения указанного предписания послужили выводы Счетной платы о том, что часть денежных средств, выделенных из областного бюджета администрации на выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, использована не по целевому назначению.
Считая предписание счетной палаты незаконным и нарушающим ее права, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на то, что нецелевого использования бюджетных средств не допущено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу том, что Постановление от 29.05.2013 N 1949 Администрации города Екатеринбурга принятое во исполнение Областной программы и Подпрограммой "Столица", подразумевало, в том числе, ремонт дворовых территорий, следовательно, основания для возврата денежных средств отсутствуют.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья 38 БК РФ определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011-2016 года" утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП.
Реализация Областной программы предусмотрена в форме выделения муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета на цели, предусмотренные данной Областной программой.
Целями Областной программы являются, в частности, развитие магистральной улично-дорожной сети в городе Екатеринбурге; улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения муниципального образования "город Екатеринбург"; улучшение эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
В качестве задач Областной программы указаны, в частности, выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения населенных пунктов в муниципальном образовании "город Екатеринбург"; выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
В качестве важнейших целевых показателей Областной программы названы, в том числе, площадь дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов муниципального образования "город Екатеринбург", в отношении которых выполнен капитальный ремонт.
Арбитражный апелляционный суд на основе анализа положений Областной программы приходит к выводу о том, что Областной программой предполагалось обеспечение возможности проезда транспортных средств по дороге с твердым, качественным покрытием до конечного потребителя, до каждого многоквартирного дома, до каждого подъезда, а также обеспечение возможности безопасного прохода людей по тротуарам вдоль таких дорог (проездов).
Основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств послужили аргументы о том, что администрацией предусмотренные областной и муниципальной программой бюджетные средства использованы не на благоустройство дворовых территорий, а на благоустройство территории, имеющей иное целевое назначение, чем придомовая территория жилых домов, тем самым допущено нецелевое расходование бюджетных средств.
Между тем, в данном случае, под нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных из бюджета Свердловской области на реализацию названной Областной программы, может считаться их расходование на выполнение работ по ремонту (капитальному ремонту) лишь таких объектов, которые не являются ни проездами к дворовым территориям многоквартирных домов, ни дорогами внутри дворовых территорий.
В составе Областной программы утверждена подпрограмма "Содействие развитию муниципального образования "город Екатеринбург" как центра Свердловской области" - "Столица" (далее - Подпрограмма).
Приложением N 26 к Подпрограмме утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения, строительство улично-дорожной сети, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения населенных пунктов, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (далее - Порядок)
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что в рамках реализации Подпрограммы предоставляются следующие субсидии из областного бюджета местным бюджетам: 1) на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения; 2) на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения населенных пунктов; 3) на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов; 4) на строительство улично-дорожной сети.
Из подпункта 3 пункта 2 Порядка видно, что на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов предусмотрена единая субсидия из областного бюджета.
Этот же вывод следует из пункта 15 Порядка, согласно которому министерство должно заключить с муниципальным образованием "город Екатеринбург" четыре соглашения, соответствующие четырем целям (видам субсидий), перечисленным в пункте 2 Порядка, в том числе соглашение (N 3) о предоставлении в текущем финансовом году из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Таким образом, на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов предусмотрена единая субсидия в рамках одного соглашения.
В соответствии с пунктом 17 Порядка для заключения соглашений, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, муниципальное образование "город Екатеринбург" представляет в министерство заявление на получение субсидий (далее - заявление) по каждому виду субсидий с приложением следующих документов по каждому объекту.
В частности, подпунктом 3 пункта 17 Порядка для объектов капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов предусмотрено предоставление следующих документов, в частности:
- заверенной в установленном Порядке копии правового акта муниципального образования "город Екатеринбург" об утверждении перечня дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, подлежащих капитальному ремонту и ремонту в текущем финансовом году, по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку;
- заверенных в установленном Порядке копий документов об утверждении проектной документации или сметных расчетов стоимости работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов;
- заверенных в установленном Порядке копий положительных заключений государственной экспертизы по проектной документации на объекты капитального ремонта и заключений экспертизы о проверке сметной стоимости (достоверности) проектной документации или сметных расчетов стоимости работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Предусмотренная приложением N 7 к Порядку форма перечня дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, подлежащих капитальному ремонту и ремонту в 201_ году, содержит следующие сведения: номер объекта, наименование населенного пункта, адрес многоквартирного дома (улица, номер дома), количество квартир в многоквартирном доме, наименование объекта (дворовая территория/проезд), вид работ (капитальный ремонт/ремонт), мощность (площадь) в кв. м, стоимость работ всего, в том числе: областной бюджет, местный бюджет.
Включение в перечень иных сведений не предусмотрено.
Кроме того, из анализа представленных документов следует, что дворовая территория и проезд рассматриваются как единый объект.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949 утвержден Перечень проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городе Екатеринбурге, подлежащих ремонту в 2013 году (далее - Перечень).
В упомянутый Перечень объектов в Октябрьском районе города Екатеринбурга включены 19 объектов, в частности, проезд от улицы Малышева к дворовой территории многоквартирных домов N 85, 87 по улице Малышева, вид работ - ремонт, площадь 770,00 кв. м, стоимость 863153,75 тыс. руб., из них областной бюджет 819996,00 тыс. руб. (п. 49); проезд от Переходного переулка к дворовой территории многоквартирного дома N 7 по Переходному переулку, вид работ - ремонт, площадь 487,00 кв. м, стоимость 516944,61 тыс. руб., в том числе областной бюджет 491097,00 тыс. руб. (п. 53); проезд от улицы Луначарского к дворовым территориям многоквартирных домов N 103, 107 по улице Куйбышева, вид работ - ремонт, площадь 1007,00 кв. м, стоимость 985386,52 тыс. руб., в том числе областной бюджет 936117,00 тыс. руб. (п. 54).
Из представленного перечня следует, что форма и содержание Перечня соответствуют приложению N 7 к Порядку.
Приложению N 5 к Закону Свердловской области от 07.12.2012 N 104-ОЗ (ред. от 29.10.2013) "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрена субсидия бюджету города Екатеринбурга на реализацию Подпрограммы в размере 131498 тыс. руб. по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)", целевой статье бюджетных расходов 803_04_02 "Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов".
Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2012 N 59/68 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрена обязанность администрации, в частности, по проведению капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно Приложению N 6 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2012 N 59/68 "Ведомственная структура расходов бюджета города на 2013 год" денежные средства в размере 15129 тыс. руб., предоставленные в качестве субсидии из бюджета Свердловской области на реализацию Подпрограммы, доведены до администрации Октябрьского района города Екатеринбурга как главного распорядителя средств местного бюджета по подразделу 0409 "Дорожная деятельность" в рамках целевой статьи бюджетных расходов 803_04_02 "Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов".
Таким образом, из анализа ведомственной структуры расходов как областного бюджета, так и бюджета города Екатеринбурга также следует, что расходы на ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и расходы на ремонт дорог внутри дворовых территорий многоквартирных домов имеют общее целевое назначение.
Между Министерством транспорта и связи Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга заключено соглашение от 20.06.2013 N 89 "О предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предусмотренных Подпрограммой "Содействие развитию муниципального образования "город Екатеринбург" как центра Свердловской области - "Столица" Областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011-2016 годы" (далее - Соглашение).
Администрацией в рамках реализации указанной Подпрограммы заключены муниципальные контракты от 21.06.2013 N 90 с ООО "Платинастрой", от 21.06.2013 N 91 с ООО "Дорожник" и от 26.08.2013 N 183 с ООО "Промстройинжениринг".
Предметом указанных муниципальных контрактов являлось выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории Октябрьского района города Екатеринбурга по адресам в соответствии с техническим заданием.
Согласно техническим заданиям, являющимся неотъемлемой частью муниципальных контрактов, подрядчикам в числе прочего, надлежало выполнить работы по осуществлению ремонта проездов на следующих участках: 1) от улицы Малышева к дворовым территориям многоквартирных домов N 85, 87 по улице Малышева (п. 1 технического задания к муниципальному контракту N 90 от 21.06.2013); 2) проезд от Переходного переулка к дворовой территории многоквартирного дома N 7 по Переходному переулку (п. 4 технического задания к муниципальному контракту N 91 от 21.06.2013); 3) проезд от улицы Луначарского к дворовым территориям многоквартирных домов N 103, 107 по улице Куйбышева (техническое задание к муниципальному контракту N 183 от 26.08.2013).
Факты выполнения предусмотренных муниципальным контрактом работ и соответствия оплаты фактически выполненным объемам работ счетной палатой не оспариваются.
Между тем, из акта осмотра от 03.07.2014, составленного рабочей группой счетной платы следует, что 1) ремонт участка проезда от улицы Малышева до торца дома N 87, ремонт участка проезда от улицы Малышева до торца дома N 83 не выполнен. При этом отремонтирован участок территории (подъезд), примыкающий к домам N 85, 87 по улице Малышева со стороны выходов из подъездов; 2) кроме проезда от Переходного переулка до фасада дома N 7 по Переходному переулку отремонтирована территория, прилегающая к многоквартирному дому N 7 по переулку Переходному; 3) ремонт участка от улицы Луначарского до дома N 107 по улице Куйбышева не выполнен. Проезд от улицы Луначарского до дома N 107 по улице Куйбышева технически невозможен (между домами N 103 и 107 по улице Куйбышева построено заграждение из камня, имеется перепад высот). Отремонтирован участок дороги, расположенный вдоль дома N 103 по улице Куйбышева, на территории, прилегающей к данному дому.
В ходе осмотра счетная палата пришла к выводу о нецелевом расходовании средств областного бюджета в сумме 1315,8 тыс. руб.
Между тем, из материалов дела следует, что границы объектов, подлежащих ремонту, Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949 не определялись, а устанавливались в соответствии с исполнительной схемой проведения работ.
Кроме того, спорные отремонтированные территории являются одновременно по своему функциональному назначению также являются проездами к дворовой территории указанных многоквартирных домов.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано на то, что проектно-сметная документация на спорные объекты была представлена в министерство еще на стадии заключения Соглашения. Несоответствия заявленных объектов целям Областной программы и Подпрограммы "Столица" министерство не выявило. Данный вывод министерство подтвердило и в своем отзыве по настоящему делу.
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что основная цель программы достигнута.
Имеющиеся в деле доказательства, оценены судом первой инстанции в совокупности и во взаимосвязи с установленными по делу фактическим обстоятельствам, факты нецелевого использования бюджетных средств и основания для их возврата правомерно признаны судом не доказанными.
Денежные средства запрашивались и были выделены для выполнения конкретного объема работ в конкретном месте и фактически использованы на эти цели, признаки нецелевого использования средств областного бюджета в действиях администрации отсутствуют.
Доводы о том, что согласно Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949, подлежали ремонту только проезды к дворовым территориям многоквартирных домов в городе Екатеринбурге изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, рассмотренным и отклоненным судом первой инстанции. Оснований для иных суждений апелляционный суд не установил.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя. В силу п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Счетная палата Свердловской области освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2015 года по делу N А60-18691/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.10.2015 N 17АП-12272/2015-АК ПО ДЕЛУ N А60-18691/2015
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 октября 2015 г. N 17АП-12272/2015-АК
Дело N А60-18691/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2015 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2015 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.
судей Васильевой Е.В., Савельевой Н.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шабалиной А.В.,
при участии:
от заявителя Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга (ОГРН 1026605412998, ИНН 6662024364) - Лукьянов С.Н., паспорт, доверенность от 17.07.2014 г.
от заинтересованного лица Счетной палаты Свердловской области (ОГРН 1126658003922, ИНН 6658403948) - Тимофеева Е.Н., удостоверение, доверенность от 20.05.2015 г.
от третьего лица Администрации города Екатеринбурга - Кожевников С.А., удостоверение, доверенность от 19.01.2015 г., Кожевников О.А., удостоверение, доверенность от 29.12.2014 г.
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Счетной палаты Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2015 года
по делу N А60-18691/2015, принятое судьей Киселевым Ю.К.
по заявлению Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга
к Счетной палате Свердловской области
- третье лицо: Администрация города Екатеринбурга;
- о признании недействительным ненормативного акта,
установил:
Администрация Октябрьского района города Екатеринбурга (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным предписания Счетной палаты Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, Счетная палата) от 27.01.2015 N 06-07/97.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 июля 2015 года заявленные требования удовлетворены, предписание Счетной палаты Свердловской области от 27.01.2015 N 06-07/97 признано недействительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, Счетная палата обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Счетная палата указывает на то, что Администрация предоставленную субсидию израсходовала без законных оснований на восстановление участков дворовых территорий, между тем, перечнем проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городе Екатеринбурге, подлежащих ремонту в 2013 году, утвержденном Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 29.05.2013 года N 1949 предусмотрен только ремонт проездов без дворовой территории.
Администрацией Октябрьского района города Екатеринбурга и Администрацией г. Екатеринбурга представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заявитель и третье лицо возражают против доводов апелляционной жалобы, просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Счетной палаты поддержал доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Администрации Октябрьского района города Екатеринбурга и Администрации г. Екатеринбурга возражали против доводов апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзывах, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения председателя счетной палаты от 30.04.2014 N 01-10/23 счетной палатой проведена проверка использования средств областного бюджета, выделенных в 2013 году в форме субсидий на реализацию мероприятий Областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011-2016 года".
По результатам проверки Счетной палатой составлен акт от 18.07.2014, которым установлен факт использования денежных средств областного бюджета на цели, не соответствующие Постановлению Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП (с изменениями), Соглашению от 20.06.2013 N 89 (с изменениями), Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949 (с изменением), 27.01.2015 счетная палата вынесла и.о. главы администрации Старикову Е.С. предписание N 06-07/97 с требованием о возврате администрацией в областной бюджет средств субсидии 1315,8 тыс. рублей в срок до 15.05.2015.
Основанием для вынесения указанного предписания послужили выводы Счетной платы о том, что часть денежных средств, выделенных из областного бюджета администрации на выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов, использована не по целевому назначению.
Считая предписание счетной палаты незаконным и нарушающим ее права, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указывая на то, что нецелевого использования бюджетных средств не допущено.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу том, что Постановление от 29.05.2013 N 1949 Администрации города Екатеринбурга принятое во исполнение Областной программы и Подпрограммой "Столица", подразумевало, в том числе, ремонт дворовых территорий, следовательно, основания для возврата денежных средств отсутствуют.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии со ст. 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
В соответствии со ст. 306.2 БК РФ бюджетная мера принуждения за совершение бюджетного нарушения применяется финансовыми органами и органами Федерального казначейства (их должностными лицами) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля.
Статья 38 БК РФ определяет в основе использования денежных средств принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Областная целевая программа "Развитие транспортного комплекса Свердловской области" на 2011-2016 года" утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 11.10.2010 N 1479-ПП.
Реализация Областной программы предусмотрена в форме выделения муниципальным образованиям субсидий из областного бюджета на цели, предусмотренные данной Областной программой.
Целями Областной программы являются, в частности, развитие магистральной улично-дорожной сети в городе Екатеринбурге; улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог местного значения муниципального образования "город Екатеринбург"; улучшение эксплуатационного состояния дворовых территорий многоквартирных домов населенных пунктов в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
В качестве задач Областной программы указаны, в частности, выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог местного значения населенных пунктов в муниципальном образовании "город Екатеринбург"; выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в муниципальном образовании "город Екатеринбург".
В качестве важнейших целевых показателей Областной программы названы, в том числе, площадь дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов муниципального образования "город Екатеринбург", в отношении которых выполнен капитальный ремонт.
Арбитражный апелляционный суд на основе анализа положений Областной программы приходит к выводу о том, что Областной программой предполагалось обеспечение возможности проезда транспортных средств по дороге с твердым, качественным покрытием до конечного потребителя, до каждого многоквартирного дома, до каждого подъезда, а также обеспечение возможности безопасного прохода людей по тротуарам вдоль таких дорог (проездов).
Основанием для вывода о нецелевом использовании денежных средств послужили аргументы о том, что администрацией предусмотренные областной и муниципальной программой бюджетные средства использованы не на благоустройство дворовых территорий, а на благоустройство территории, имеющей иное целевое назначение, чем придомовая территория жилых домов, тем самым допущено нецелевое расходование бюджетных средств.
Между тем, в данном случае, под нецелевым использованием бюджетных средств, выделенных из бюджета Свердловской области на реализацию названной Областной программы, может считаться их расходование на выполнение работ по ремонту (капитальному ремонту) лишь таких объектов, которые не являются ни проездами к дворовым территориям многоквартирных домов, ни дорогами внутри дворовых территорий.
В составе Областной программы утверждена подпрограмма "Содействие развитию муниципального образования "город Екатеринбург" как центра Свердловской области" - "Столица" (далее - Подпрограмма).
Приложением N 26 к Подпрограмме утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения, строительство улично-дорожной сети, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения населенных пунктов, капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов (далее - Порядок)
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что в рамках реализации Подпрограммы предоставляются следующие субсидии из областного бюджета местным бюджетам: 1) на проектирование, строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения; 2) на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения населенных пунктов; 3) на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов; 4) на строительство улично-дорожной сети.
Из подпункта 3 пункта 2 Порядка видно, что на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов предусмотрена единая субсидия из областного бюджета.
Этот же вывод следует из пункта 15 Порядка, согласно которому министерство должно заключить с муниципальным образованием "город Екатеринбург" четыре соглашения, соответствующие четырем целям (видам субсидий), перечисленным в пункте 2 Порядка, в том числе соглашение (N 3) о предоставлении в текущем финансовом году из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" субсидии на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Таким образом, на ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов предусмотрена единая субсидия в рамках одного соглашения.
В соответствии с пунктом 17 Порядка для заключения соглашений, указанных в пункте 15 настоящего Порядка, муниципальное образование "город Екатеринбург" представляет в министерство заявление на получение субсидий (далее - заявление) по каждому виду субсидий с приложением следующих документов по каждому объекту.
В частности, подпунктом 3 пункта 17 Порядка для объектов капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов предусмотрено предоставление следующих документов, в частности:
- заверенной в установленном Порядке копии правового акта муниципального образования "город Екатеринбург" об утверждении перечня дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, подлежащих капитальному ремонту и ремонту в текущем финансовом году, по форме согласно приложению N 7 к настоящему Порядку;
- заверенных в установленном Порядке копий документов об утверждении проектной документации или сметных расчетов стоимости работ по капитальному ремонту и ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов;
- заверенных в установленном Порядке копий положительных заключений государственной экспертизы по проектной документации на объекты капитального ремонта и заключений экспертизы о проверке сметной стоимости (достоверности) проектной документации или сметных расчетов стоимости работ по ремонту дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов.
Предусмотренная приложением N 7 к Порядку форма перечня дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, подлежащих капитальному ремонту и ремонту в 201_ году, содержит следующие сведения: номер объекта, наименование населенного пункта, адрес многоквартирного дома (улица, номер дома), количество квартир в многоквартирном доме, наименование объекта (дворовая территория/проезд), вид работ (капитальный ремонт/ремонт), мощность (площадь) в кв. м, стоимость работ всего, в том числе: областной бюджет, местный бюджет.
Включение в перечень иных сведений не предусмотрено.
Кроме того, из анализа представленных документов следует, что дворовая территория и проезд рассматриваются как единый объект.
Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949 утвержден Перечень проездов к дворовым территориям многоквартирных домов в городе Екатеринбурге, подлежащих ремонту в 2013 году (далее - Перечень).
В упомянутый Перечень объектов в Октябрьском районе города Екатеринбурга включены 19 объектов, в частности, проезд от улицы Малышева к дворовой территории многоквартирных домов N 85, 87 по улице Малышева, вид работ - ремонт, площадь 770,00 кв. м, стоимость 863153,75 тыс. руб., из них областной бюджет 819996,00 тыс. руб. (п. 49); проезд от Переходного переулка к дворовой территории многоквартирного дома N 7 по Переходному переулку, вид работ - ремонт, площадь 487,00 кв. м, стоимость 516944,61 тыс. руб., в том числе областной бюджет 491097,00 тыс. руб. (п. 53); проезд от улицы Луначарского к дворовым территориям многоквартирных домов N 103, 107 по улице Куйбышева, вид работ - ремонт, площадь 1007,00 кв. м, стоимость 985386,52 тыс. руб., в том числе областной бюджет 936117,00 тыс. руб. (п. 54).
Из представленного перечня следует, что форма и содержание Перечня соответствуют приложению N 7 к Порядку.
Приложению N 5 к Закону Свердловской области от 07.12.2012 N 104-ОЗ (ред. от 29.10.2013) "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрена субсидия бюджету города Екатеринбурга на реализацию Подпрограммы в размере 131498 тыс. руб. по разделу 0400 "Национальная экономика", подразделу 0409 "Дорожное хозяйство (дорожные фонды)", целевой статье бюджетных расходов 803_04_02 "Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов".
Решением Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2012 N 59/68 "О бюджете муниципального образования "город Екатеринбург" на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрена обязанность администрации, в частности, по проведению капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Согласно Приложению N 6 к Решению Екатеринбургской городской Думы от 25.12.2012 N 59/68 "Ведомственная структура расходов бюджета города на 2013 год" денежные средства в размере 15129 тыс. руб., предоставленные в качестве субсидии из бюджета Свердловской области на реализацию Подпрограммы, доведены до администрации Октябрьского района города Екатеринбурга как главного распорядителя средств местного бюджета по подразделу 0409 "Дорожная деятельность" в рамках целевой статьи бюджетных расходов 803_04_02 "Капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов".
Таким образом, из анализа ведомственной структуры расходов как областного бюджета, так и бюджета города Екатеринбурга также следует, что расходы на ремонт проездов к дворовым территориям многоквартирных домов и расходы на ремонт дорог внутри дворовых территорий многоквартирных домов имеют общее целевое назначение.
Между Министерством транспорта и связи Свердловской области и Администрацией города Екатеринбурга заключено соглашение от 20.06.2013 N 89 "О предоставлении в 2013 году субсидий из областного бюджета бюджету муниципального образования "город Екатеринбург" на капитальный ремонт дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов, предусмотренных Подпрограммой "Содействие развитию муниципального образования "город Екатеринбург" как центра Свердловской области - "Столица" Областной целевой программы "Развитие транспортного комплекса Свердловской области на 2011-2016 годы" (далее - Соглашение).
Администрацией в рамках реализации указанной Подпрограммы заключены муниципальные контракты от 21.06.2013 N 90 с ООО "Платинастрой", от 21.06.2013 N 91 с ООО "Дорожник" и от 26.08.2013 N 183 с ООО "Промстройинжениринг".
Предметом указанных муниципальных контрактов являлось выполнение работ по ремонту проездов к дворовым территориям многоквартирных домов на территории Октябрьского района города Екатеринбурга по адресам в соответствии с техническим заданием.
Согласно техническим заданиям, являющимся неотъемлемой частью муниципальных контрактов, подрядчикам в числе прочего, надлежало выполнить работы по осуществлению ремонта проездов на следующих участках: 1) от улицы Малышева к дворовым территориям многоквартирных домов N 85, 87 по улице Малышева (п. 1 технического задания к муниципальному контракту N 90 от 21.06.2013); 2) проезд от Переходного переулка к дворовой территории многоквартирного дома N 7 по Переходному переулку (п. 4 технического задания к муниципальному контракту N 91 от 21.06.2013); 3) проезд от улицы Луначарского к дворовым территориям многоквартирных домов N 103, 107 по улице Куйбышева (техническое задание к муниципальному контракту N 183 от 26.08.2013).
Факты выполнения предусмотренных муниципальным контрактом работ и соответствия оплаты фактически выполненным объемам работ счетной палатой не оспариваются.
Между тем, из акта осмотра от 03.07.2014, составленного рабочей группой счетной платы следует, что 1) ремонт участка проезда от улицы Малышева до торца дома N 87, ремонт участка проезда от улицы Малышева до торца дома N 83 не выполнен. При этом отремонтирован участок территории (подъезд), примыкающий к домам N 85, 87 по улице Малышева со стороны выходов из подъездов; 2) кроме проезда от Переходного переулка до фасада дома N 7 по Переходному переулку отремонтирована территория, прилегающая к многоквартирному дому N 7 по переулку Переходному; 3) ремонт участка от улицы Луначарского до дома N 107 по улице Куйбышева не выполнен. Проезд от улицы Луначарского до дома N 107 по улице Куйбышева технически невозможен (между домами N 103 и 107 по улице Куйбышева построено заграждение из камня, имеется перепад высот). Отремонтирован участок дороги, расположенный вдоль дома N 103 по улице Куйбышева, на территории, прилегающей к данному дому.
В ходе осмотра счетная палата пришла к выводу о нецелевом расходовании средств областного бюджета в сумме 1315,8 тыс. руб.
Между тем, из материалов дела следует, что границы объектов, подлежащих ремонту, Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949 не определялись, а устанавливались в соответствии с исполнительной схемой проведения работ.
Кроме того, спорные отремонтированные территории являются одновременно по своему функциональному назначению также являются проездами к дворовой территории указанных многоквартирных домов.
Кроме того, судом первой инстанции верно указано на то, что проектно-сметная документация на спорные объекты была представлена в министерство еще на стадии заключения Соглашения. Несоответствия заявленных объектов целям Областной программы и Подпрограммы "Столица" министерство не выявило. Данный вывод министерство подтвердило и в своем отзыве по настоящему делу.
Анализ представленных в материалы дела документов свидетельствует о том, что основная цель программы достигнута.
Имеющиеся в деле доказательства, оценены судом первой инстанции в совокупности и во взаимосвязи с установленными по делу фактическим обстоятельствам, факты нецелевого использования бюджетных средств и основания для их возврата правомерно признаны судом не доказанными.
Денежные средства запрашивались и были выделены для выполнения конкретного объема работ в конкретном месте и фактически использованы на эти цели, признаки нецелевого использования средств областного бюджета в действиях администрации отсутствуют.
Доводы о том, что согласно Постановлению Администрации города Екатеринбурга от 29.05.2013 N 1949, подлежали ремонту только проезды к дворовым территориям многоквартирных домов в городе Екатеринбурге изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны доводам, рассмотренным и отклоненным судом первой инстанции. Оснований для иных суждений апелляционный суд не установил.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы на уплату государственной пошлины по апелляционной инстанции относятся на заявителя. В силу п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ Счетная палата Свердловской области освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 июля 2015 года по делу N А60-18691/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
И.В.БОРЗЕНКОВА
Судьи
Е.В.ВАСИЛЬЕВА
Н.М.САВЕЛЬЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)