Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис": Попова О.А., представитель по доверенности N УКИ-648-15/2.4 от 19.06.2015;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015 по делу N А64-5104/2014 (судья Копырюлин А.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" (ОГРН 1086829005801, ИНН 6829045950) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ОГРН 1056882299704, ИНН 6829012104) о признании незаконным и отмене предписания от 22.05.2014 N 281-п.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "УК Тамбовинвестсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 22.05.2014 N 281-п Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое предписание признано недействительным и отменено.
Полагая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение отменить.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает на то, что вывод суда области о том, что вопрос оборудования места сбора для бытовых отходов (контейнерной площадки) для дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку затрагивает вопросы строительства сооружения (контейнерной площадки) и пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствует нормам действующего законодательства.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
ООО "УК Тамбовинвестсервис" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило, представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности Общества является управление недвижимым имуществом.
В Управление поступило обращение гражданина Ковалева В.А., содержащее данные о возможных нарушения норм действующего законодательства ООО "УК Тамбовинвестсервис".
По данному факту компетентным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области было возбуждено административное дело.
В рамках проверочных мероприятий сотрудниками Управления были установлены следующие нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей, допущенные Обществом:
- - на площадке, расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, 26 для установки контейнеров не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру - контейнеры установлены на грунте, отсутствует подъездной путь для автотранспорта;
- - прилегающая к контейнерам территория в радиусе 5-10 м замусорена, не убирается, что является нарушением ст. 11, 21 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, п. п. 1.1., 1.2., 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88.
В связи с указанным, административным органом обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" выдано предписание N 281-п от 22.05.2014 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, которым последнему в срок до 25.07.2014 предложено оборудовать место сбора для твердых бытовых отходов (контейнерную площадку) для дома N 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове в соответствии с требованиями п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, п. п. 1.1., 1.2., 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленное требование, суд области пришел к выводу о том, что у Управления отсутствовали соответствующие основания для возложения на Общество обязанности оборудовать место сбора для твердых бытовых отходов (контейнерную площадку) для дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений данной статьи для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том, числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
В силу со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 утвержден СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88).
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения (п. 1.3 СанПиН 42-128-4690-88).
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88).
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Как установлено судом первой инстанции, по состоянию на момент проведения проверки Общества Управлением собственниками многоквартирного жилого дома N 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове выбор способа управления многоквартирным домом, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ и выбор Управляющей организации по результатам открытого конкурса, в соответствии со ст. 163 Жилищного кодекса РФ, не произведен. Управление многоквартирным жилым домом 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове собственниками непосредственно Обществу не поручалось.
Из материалов дела следует, что пунктом 5 постановления Администрации г. Тамбова N 8008 от 30.11.2006 "О мерах по организации поставки жилищных и коммунальных услуг населению, проживающему на территории города Тамбова" установлено до завершения собственниками выбора способа управления многоквартирными домами и проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющих организаций муниципальному учреждению "Управляющая жилищная компания" и муниципальному унитарному предприятию "Тамбовинвестсервис" путем заключения соответствующих договоров обеспечить бесперебойную поставку жилищных и коммунальных услуг для потребителей Советского и Ленинского районов, не выбравших способ управления многоквартирным домом или не реализовавшим решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Между ООО "УК Тамбовинвестсервис" и муниципальным унитарным предприятием "Тамбовинвестсервис" 16.03.2009 заключено соглашение N 29/ПФУ-03/09 о передаче многоквартирных домов, в том числе, многоквартирного жилого дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове Обществу на техническое обслуживание для обеспечения бесперебойной поставки жилищных и коммунальных услуг для потребителей.
В рамках исполнения обязанностей, определенных вышеназванным соглашением, между ООО "УК Тамбовинвестсервис" и ООО "ТЭКО-Сервис" был заключен договор оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов N 12/7900/Лм, в соответствии с которым Общество, в том числе, обязано организовывать свободный подход и подъезд к контейнерным площадкам, местам сбора ТБО (при бестарном способе вывоза ТБО) в любое время года по дороге с твердым покрытием; содержать контейнерные площадки и контейнеры, в надлежащем техническом состоянии. Срок действия договора установлен с 01.07.2012 по 31.12.2012.
Дополнительным соглашением б/н от 29.12.2012 срок действия договора от 01.07.2012 продлен по 28.02.2013.
Дополнительным соглашением б/н от 01.03.2013 срок действия договора от 01.07.2012 продлен по 30.06.2013.
Также Обществом был заключен договор N 155-В от 01.04.2014 с ООО "Чистый город" на вывоз твердых отходов и мусора. Дополнительным соглашением указанный договор дополнен списком домов, в том числе домом по ул. Гастелло 26 г. Тамбов.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу о выполнении Обществом обязанностей, возложенных постановлением администрации от 30.11.2006.
Между тем, как следует из письма Администрации г. Тамбова от 12.05.2014 N 2-30-2010/14 контейнерная площадка, расположенная в районе дома N 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове, не является собственностью Администрации г. Тамбова и построена без согласования с последней. Земельный участок под контейнерной площадкой относится к землям не разграниченной государственной собственности.
Общество утверждало, что участок под контейнерной площадкой, расположенной в районе дома N 26 по ул. Гастелло г. Тамбова, принадлежит образовательному учреждению "Московский государственный университет путей сообщения".
При таких обстоятельствах, административный орган не подтвердил возможность в соответствии с действующими нормами организовать контейнерную площадку именно по указанному адресу.
Более того, как указывалось выше, специальные площадки для размещения контейнеров должны быть оборудованы на территории домовладения, а вопросы возведения таковых относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, выдавая Обществу предписание N 281-п от 22.05.2014, административным органом не был исследован вопрос его исполнимости.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее. Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При этом, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Апелляционный суд также считает необходимым отметить, что предписание представляет собой документ, который содержит в себе обязательное для исполнения именно требование, а не предложение осуществить какие-либо действия. В данном случае требование выражается в категоричности, неминуемости совершения для лица, кому адресовано предписание четко определенных действий, ввиду наступления неблагоприятных последствий.
Однако, оспариваемое предписание административного органа содержит в себе именно предложение к совершению действий, а именно - оборудовать место сбора для твердых бытовых отходов (контейнерную площадку) для дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове.
При таких обстоятельствах, вывод суда области о несоответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства признается апелляционным судом правомерным.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Тамбова Кныш Н.Н. по делу N 5-722/14 прекращено производство по делу в отношении ООО "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения (постановление вступило в законную силу 02.12.2014), при этом Обществу административным органом вменялось невыполнение в установленный срок предписания от 22.05.2014 N 281-п, которое обжалуется в рамках настоящего дела. Мировой судья, в судебном акте отметил, что оборудование специальной площадки (контейнерной площадки) с бетонным или асфальтовым покрытием, выходит за рамки соглашения N 29/ПФУ-03/09 от 16.03.2009 Общества с МУП "Тамбовинвестсервис", в связи с чем, сделал вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные заявителем жалобы в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного Тамбовской области от 01.06.2015 по делу N А64-5104/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.09.2015 ПО ДЕЛУ N А64-5104/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 сентября 2015 г. по делу N А64-5104/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2015 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2015 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис": Попова О.А., представитель по доверенности N УКИ-648-15/2.4 от 19.06.2015;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015 по делу N А64-5104/2014 (судья Копырюлин А.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" (ОГРН 1086829005801, ИНН 6829045950) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (ОГРН 1056882299704, ИНН 6829012104) о признании незаконным и отмене предписания от 22.05.2014 N 281-п.,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" (далее - ООО "УК Тамбовинвестсервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания от 22.05.2014 N 281-п Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области (далее - Управление, административный орган).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 01.06.2015, принятым по настоящему делу, заявленное требование удовлетворено. Оспариваемое предписание признано недействительным и отменено.
Полагая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит данное решение отменить.
В обоснование своей правовой позиции заявитель жалобы указывает на то, что вывод суда области о том, что вопрос оборудования места сбора для бытовых отходов (контейнерной площадки) для дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, поскольку затрагивает вопросы строительства сооружения (контейнерной площадки) и пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, не соответствует нормам действующего законодательства.
Считает решение суда области незаконным и необоснованным.
ООО "УК Тамбовинвестсервис" отзыв в суд апелляционной инстанции не представило, доводы жалобы не оспорило, представитель данного лица в судебном заседании просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Управление явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба в порядке статей 123, 156, 266 АПК РФ рассматривалась в отсутствие его представителя.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лица, участвующего в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом области, общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" зарегистрировано в качестве юридического лица в установленном законом порядке. Основным видом деятельности Общества является управление недвижимым имуществом.
В Управление поступило обращение гражданина Ковалева В.А., содержащее данные о возможных нарушения норм действующего законодательства ООО "УК Тамбовинвестсервис".
По данному факту компетентным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тамбовской области было возбуждено административное дело.
В рамках проверочных мероприятий сотрудниками Управления были установлены следующие нарушения санитарного законодательства, а также условия, создающие угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых инфекционных заболеваний (отравлений) людей, допущенные Обществом:
- - на площадке, расположенной по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, 26 для установки контейнеров не оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру - контейнеры установлены на грунте, отсутствует подъездной путь для автотранспорта;
- - прилегающая к контейнерам территория в радиусе 5-10 м замусорена, не убирается, что является нарушением ст. 11, 21 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, п. п. 1.1., 1.2., 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88.
В связи с указанным, административным органом обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" выдано предписание N 281-п от 22.05.2014 об устранении выявленных нарушений санитарного законодательства, которым последнему в срок до 25.07.2014 предложено оборудовать место сбора для твердых бытовых отходов (контейнерную площадку) для дома N 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове в соответствии с требованиями п. 8.2.5. СанПиН 2.1.2.2645-10, п. п. 1.1., 1.2., 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд за защитой прав и законных интересов.
Удовлетворяя заявленное требование, суд области пришел к выводу о том, что у Управления отсутствовали соответствующие основания для возложения на Общество обязанности оборудовать место сбора для твердых бытовых отходов (контейнерную площадку) для дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений данной статьи для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом.
В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, которым может являться управление управляющей организацией на основании заключенного с нею в соответствии со ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договора управления многоквартирным домом.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся, в том, числе, принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта.
В силу со ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 2 ст. 21 Закона N 52-ФЗ содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 N 64 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 утвержден СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест.
Организация рациональной системы сбора, временного хранения, регулярного вывоза твердых и жидких бытовых отходов и уборки территорий должна удовлетворять требованиям настоящих "Санитарных правил содержания территорий населенных мест" (п. 1.1 СанПиН 42-128-4690-88).
Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов (п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Для обеспечения должного санитарного уровня населенных мест и более эффективного использования парка специальных машин бытовые отходы в городах следует удалять по единой централизованной системе специализированными транспортными коммунальными предприятиями исполкомов местных Советов народных депутатов.
Отходы, образующиеся при строительстве, ремонте, реконструкции жилых и общественных зданий, а также объектов культурно-бытового назначения, вывозят транспортом строительных организаций на специально выделенные участки. Неутилизируемые отходы промышленных предприятий вывозят транспортом этих предприятий на специальные полигоны или сооружения для их обезвреживания и захоронения (п. 1.3 СанПиН 42-128-4690-88).
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88).
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (п. 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88).
Для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м (п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10).
Как установлено судом первой инстанции, по состоянию на момент проведения проверки Общества Управлением собственниками многоквартирного жилого дома N 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове выбор способа управления многоквартирным домом, в соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса РФ и выбор Управляющей организации по результатам открытого конкурса, в соответствии со ст. 163 Жилищного кодекса РФ, не произведен. Управление многоквартирным жилым домом 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове собственниками непосредственно Обществу не поручалось.
Из материалов дела следует, что пунктом 5 постановления Администрации г. Тамбова N 8008 от 30.11.2006 "О мерах по организации поставки жилищных и коммунальных услуг населению, проживающему на территории города Тамбова" установлено до завершения собственниками выбора способа управления многоквартирными домами и проведения органами местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющих организаций муниципальному учреждению "Управляющая жилищная компания" и муниципальному унитарному предприятию "Тамбовинвестсервис" путем заключения соответствующих договоров обеспечить бесперебойную поставку жилищных и коммунальных услуг для потребителей Советского и Ленинского районов, не выбравших способ управления многоквартирным домом или не реализовавшим решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
Между ООО "УК Тамбовинвестсервис" и муниципальным унитарным предприятием "Тамбовинвестсервис" 16.03.2009 заключено соглашение N 29/ПФУ-03/09 о передаче многоквартирных домов, в том числе, многоквартирного жилого дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове Обществу на техническое обслуживание для обеспечения бесперебойной поставки жилищных и коммунальных услуг для потребителей.
В рамках исполнения обязанностей, определенных вышеназванным соглашением, между ООО "УК Тамбовинвестсервис" и ООО "ТЭКО-Сервис" был заключен договор оказания услуг по вывозу твердых бытовых отходов N 12/7900/Лм, в соответствии с которым Общество, в том числе, обязано организовывать свободный подход и подъезд к контейнерным площадкам, местам сбора ТБО (при бестарном способе вывоза ТБО) в любое время года по дороге с твердым покрытием; содержать контейнерные площадки и контейнеры, в надлежащем техническом состоянии. Срок действия договора установлен с 01.07.2012 по 31.12.2012.
Дополнительным соглашением б/н от 29.12.2012 срок действия договора от 01.07.2012 продлен по 28.02.2013.
Дополнительным соглашением б/н от 01.03.2013 срок действия договора от 01.07.2012 продлен по 30.06.2013.
Также Обществом был заключен договор N 155-В от 01.04.2014 с ООО "Чистый город" на вывоз твердых отходов и мусора. Дополнительным соглашением указанный договор дополнен списком домов, в том числе домом по ул. Гастелло 26 г. Тамбов.
В связи с изложенным, суд пришел к выводу о выполнении Обществом обязанностей, возложенных постановлением администрации от 30.11.2006.
Между тем, как следует из письма Администрации г. Тамбова от 12.05.2014 N 2-30-2010/14 контейнерная площадка, расположенная в районе дома N 26 по ул. Гастелло в городе Тамбове, не является собственностью Администрации г. Тамбова и построена без согласования с последней. Земельный участок под контейнерной площадкой относится к землям не разграниченной государственной собственности.
Общество утверждало, что участок под контейнерной площадкой, расположенной в районе дома N 26 по ул. Гастелло г. Тамбова, принадлежит образовательному учреждению "Московский государственный университет путей сообщения".
При таких обстоятельствах, административный орган не подтвердил возможность в соответствии с действующими нормами организовать контейнерную площадку именно по указанному адресу.
Более того, как указывалось выше, специальные площадки для размещения контейнеров должны быть оборудованы на территории домовладения, а вопросы возведения таковых относятся к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, выдавая Обществу предписание N 281-п от 22.05.2014, административным органом не был исследован вопрос его исполнимости.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующее. Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. В предписании должно быть указано, какое положение закона нарушено, в чем заключается нарушение. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При этом, предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Апелляционный суд также считает необходимым отметить, что предписание представляет собой документ, который содержит в себе обязательное для исполнения именно требование, а не предложение осуществить какие-либо действия. В данном случае требование выражается в категоричности, неминуемости совершения для лица, кому адресовано предписание четко определенных действий, ввиду наступления неблагоприятных последствий.
Однако, оспариваемое предписание административного органа содержит в себе именно предложение к совершению действий, а именно - оборудовать место сбора для твердых бытовых отходов (контейнерную площадку) для дома N 26 по ул. Гастелло в г. Тамбове.
При таких обстоятельствах, вывод суда области о несоответствии оспариваемого предписания нормам действующего законодательства признается апелляционным судом правомерным.
Кроме того, суд первой инстанции правомерно принял во внимание, что постановлением мирового судьи судебного участка N 5 Октябрьского района г. Тамбова Кныш Н.Н. по делу N 5-722/14 прекращено производство по делу в отношении ООО "Управляющая компания Тамбовинвестсервис" по ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения (постановление вступило в законную силу 02.12.2014), при этом Обществу административным органом вменялось невыполнение в установленный срок предписания от 22.05.2014 N 281-п, которое обжалуется в рамках настоящего дела. Мировой судья, в судебном акте отметил, что оборудование специальной площадки (контейнерной площадки) с бетонным или асфальтовым покрытием, выходит за рамки соглашения N 29/ПФУ-03/09 от 16.03.2009 Общества с МУП "Тамбовинвестсервис", в связи с чем, сделал вывод об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, исследованные судом апелляционной инстанции, фактически повторяют доводы, изложенные заявителем жалобы в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, и нашли свое отражение в судебном акте. Они были предметом исследования и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная правовая оценка. Оснований для их переоценки у апелляционного суда не имеется.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что судебный акт арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного Тамбовской области от 01.06.2015 по делу N А64-5104/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в установленном законом порядке в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)