Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нечитайло В.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27711/2014, принятое судьей В.В. Пантелеевой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ", г. Волгоград, (ОГРН 1093459001613, ИНН 3441036246),
к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз", г. Волгоград, (ОГРН 1023403434010, ИНН 3434000560),
о понуждении заключить договор,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз" (далее - ответчик) об обязании заключить договор N 211/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, на следующих условиях:
- пункт 1.4. договора изложить и принять в следующей редакции: "В целях выполнения принятых на себя обязательств и нормативных требований (в соответствии с минимальным объемом работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, предусмотренного "Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ", утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239), исполнитель осуществляет следующие работы:
- 1.4.1. Техническое обслуживание газопроводов сети газопотребления (ВДГО), включающее в себя следующие работы;
- 1.4.1.1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления;
- 1.4.1.2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр);
- 1.4.1.3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газоотвода, наличия целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств;
- 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств;
- 1.4.2. Аварийно-диспетчерское обеспечение - обеспечение постоянной возможности локализации аварий (инцидентов) и их ликвидации путем круглосуточного несения дежурства аварийно-диспетчерской службой Исполнителя;
- 1.4.3. Ремонтные работы, выполняемые по заявкам заказчика, включающие в себя:
- 1.4.3.1. Замену, демонтаж отдельных участков газопроводов сети газопотребления;
- 1.4.3.2. Замену отключающих устройств, соединительных деталей;
- 1.4.3.3. Замену узлов и деталей;
- 1.4.3.4. Устранение утечек газа;
- 1.4.3.5. Ремонт креплений и опор;
- 1.4.3.6. Окраску газопроводов.
1.4.4. Аварийное обслуживание - комплекс работ по локализации и (или) ликвидации аварий и инцидентов для устранения непосредственной угрозы здоровью и жизни людей, выполняемых аварийно-диспетчерской службой Исполнителя на основании заявок Заказчика.
1.4.5. Аварийно-восстановительные работы - комплекс работ по восстановлению работоспособности объектов газораспределительных систем после ликвидации аварий, выполняемых по заявкам заказчика.
1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
1.4.8. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Пункт 2.8 Договора изложить и принять в следующей редакции: "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются Исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Дополнить Договор пунктом 3.1.5 следующего содержания: "В случае расторжения договора Исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся Исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора."
Дополнить Договор пунктом 3.1.6 следующего содержания: "Перед началом работ по настоящему договору Исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования."
Дополнить Договор пунктом 3.1.7 следующего содержания: "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах."
Пункт 4.1. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1)."
Пункт 4.2. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в п. 2.3. настоящего договора)".
Пункт 5.3. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу много-квартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано. С общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 4000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: оснований для отказа истцу в заключении договора со стороны ответчика не имеется, на ответчике лежит обязанность по заключению договора на установленных законом условиях, работы по техническому диагностированию и технической инвентаризации входят в сферу обязанностей ответчика, отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в иске.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "РАЙКОМХОЗ" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов, находящихся на территории Краснооктябрьского района города Волгограда.
Согласно пункту 5.5.6. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
ООО "РАЙКОМХОЗ" обратилось в ОАО "Волгоградгоргаз" с предложением о заключении соответствующего договора с 01.04.2014.
В апреле 2014 года от ОАО "Волгоградгоргаз" в адрес ООО "РАЙКОМХОЗ" поступил проект договора от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества много-квартирных домов.
Данный договор подписан истцом с протоколом разногласий.
Ввиду несогласования разногласий по другим пунктам к договору от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО, истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, указал на отсутствие у ОАО "Волгоградгоргаз" лицензии на проведение работ по диагностированию газопроводов, а также прямого указания на проведение данных работ организаций не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункту 4 указанной статьи, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Истец просит обязать ответчика заключить договор от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО, в соответствии с которым пункт 1.4. договора изложить и принять в следующей редакции: "В целях выполнения принятых на себя обязательств и нормативных требований (в соответствии с минимальным объемом работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, предусмотренного "Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ", утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239), исполнитель осуществляет следующие работы:
- 1.4.1. Техническое обслуживание газопроводов сети газопотребления (ВДГО), включающее в себя следующие работы;
- 1.4.1.1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления;
- 1.4.1.2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр);
- 1.4.1.3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газоотвода, наличия целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств;
- 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств;
- 1.4.2. Аварийно-диспетчерское обеспечение - обеспечение постоянной возможности локализации аварий (инцидентов) и их ликвидации путем круглосуточного несения дежурства аварийно-диспетчерской службой исполнителя;
- 1.4.3. Ремонтные работы, выполняемые по заявкам заказчика, включающие в себя:
- 1.4.3.1. Замену, демонтаж отдельных участков газопроводов сети газопотребления;
- 1.4.3.2. Замену отключающих устройств, соединительных деталей;
- 1.4.3.3. Замену узлов и деталей;
- 1.4.3.4. Устранение утечек газа;
- 1.4.3.5. Ремонт креплений и опор;
- 1.4.3.6. Окраску газопроводов.
1.4.4. Аварийное обслуживание - комплекс работ по локализации и (или) ликвидации аварий и инцидентов для устранения непосредственной угрозы здоровью и жизни людей, выполняемых аварийно-диспетчерской службой исполнителя на основании заявок Заказчика.
1.4.5. Аварийно-восстановительные работы - комплекс работ по восстановлению работоспособности объектов газораспределительных систем после ликвидации аварий, выполняемых по заявкам заказчика.
1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
1.4.8. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.1., 1.4.1.3).
Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, предусмотрено, что к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме - относится общее имущество собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Таким образом, понятие внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома не содержит наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления, в связи с чем, редакция предлагаемая Истцом противоречит требованиям действующего законодательства.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1. (1.4.1.4; 1.4.1.5).
Истцом предлагается редакция п. 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств; п. 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, редакция договора ответчика "Приборная проверка герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств" (п. 1.4.1.4) и "Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств газопроводов" соответствует минимальному объему работ, предусмотренного Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта ВДГО), поскольку в данном случае техническому обслуживанию подлежат газопроводы, относящиеся к общедомовому имуществу жильцов многоквартирного дома.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.2), пункты 1.4.2, 1.4.3 (1.4.3.1, 1.4.3.2, 1.4.3.3., 1.4.3.4, 1.4.3.5, 1.4.3.6), пункты 1.4.4, 1.4.5.
Предлагаемая истцом редакция Договора в отношении данных пунктов соответствует редакции договора ответчика.
Таким образом, по данным условиям договора у сторон отсутствуют разногласия, в связи с чем, оснований для их урегулирования в судебном порядке не имеется (ст. 446 ГК РФ).
Пункты 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8.
П. 1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления, в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
В рамках договора на техническое обслуживание ВДГО, ОАО "Волгоградгоргаз" выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя:
- -визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр);
- -визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр);
- -визуальную проверку состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- -приборную проверку герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств;
- -проверку работоспособности и смазку отключающих устройств газопроводов.
Таким образом, минимальный перечень работ не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 г. N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
Таким образом, законодательством четко предусмотрено, что работы по диагностированию газопроводов проводятся на основании соответствующей лицензии, организаций не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей.
В связи с отсутствием у ОАО "Волгоградгоргаз" лицензии на проведение работ по диагностированию газопроводов, а также прямого указания на проведение данных работ организаций, не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей, не включение ОАО "Волгоградгоргаз" в предмет договора работ по диагностированию газопроводов является правомерным.
П.1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
Правила пользования газом (п. 1), устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно п. 4 Правил пользования газом, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Таким образом, проведение работ по технической инвентаризации бытового газоиспользующего оборудования действующим законодательством не предусмотрено.
П. 1.4.8. "Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Данный пункт договора не был принят в редакции истца, поскольку при заключении договора истцом (Заказчиком) не было предоставлено информации об оборудовании многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений. Доказательств обратного в силу положений ст. 65 АПК РФ истец не представил.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований истца о понуждении ответчика заключить в редакции истца п. 1.4, включающего в себя подпункты 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5, а также в части дополненных пунктов 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 договора от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО отказано правомерно.
Оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика заключить договор от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО по дополненным пунктам 2.8., 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7. на условиях истца, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
В соответствии с частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом осуществляется одним из следующих способов: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 1.1 статьи 164 ЖК РФ предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 1.2 статьи 164 ЖК РФ).
По предложенному истцом пункту 2.8., "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Согласно пункту 11.1. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) от 18.03.2003 N 9, для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений должны создаваться единые при газораспределительных организациях аварийно-диспетчерские службы и их филиалы с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни.
Пунктами 11.2, 11.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления установлено, что численность и материально-техническое оснащение аварийно-диспетчерских служб (филиалов) определяются типовыми нормами. Места их дислокации определяются зоной обслуживания и объемом работ с учетом обеспечения прибытия бригады аварийно-диспетчерской службы к месту аварии за 40 минут. При извещении о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада должна выехать в течение 5 минут.
С учетом указанных норм законодательства, регулируется порядок локализации аварийных ситуаций, и включение мероприятий по выполнении исполнителем необходимых меры по устранению аварии в установленный законодательством период времени, при заключении данного вида договора не обязательно.
По предложенному истцом пункту 3.1.5., "В случае расторжения договора исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора" - Судебная коллегия находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что включение данного пункта договора, не предписано законом или иными правовыми актами.
По предложенным истцом пунктам 3.1.6 "Перед началом работ по настоящему договору исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования" и 3.1.7 "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах".
Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В рамках заключаемых договоров на техническое обслуживание ВДГО, ответчик выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя:
- - визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр);
- - визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр);
- - визуальную проверку состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- - приборную проверку герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств;
- - проверку работоспособности и смазку отключающих устройств газопроводов;
- Данный перечень работ не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, являются обязательными.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, специализированная организация - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 года N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о том, что отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, основаны на неверном толковании норм материального права.
В отношении пунктов 4.1, 4.2, 5.3.
П.4.1 изложен истцом (Заказчиком) в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно Смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1").
Поскольку работы по технической инвентаризации, диагностированию не оказываются Исполнителем, информация об оборудование многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений не была предоставлена при заключении договора, данный пункт договора правомерно не был принят Исполнителем в редакции Заказчика.
П.4.2 в редакции Заказчика: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится Заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в п. 2.3. настоящего договора)".
Данный пункт договора не был принят в редакции Заказчика, поскольку п. 4.2. договора предусматривает оплату услуг по техническому обслуживанию, ремонтные работы подлежат оплате согласно п. 4.4. договора.
П.5.3. в редакции Заказчика: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством".
Ответственность Исполнителя за качество оказанных услуг предусмотрена нормами гражданского законодательства РФ, в связи с чем, не указание мер ответственности в договоре за оказанные услуги, не освобождает Исполнителя от ее наступления в случае некачественного проведения работ.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, являются правильными, соответствуют требованиям закона и материалам дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у истца предусмотренных пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для обращения с требованием о понуждении к заключению договора на предлагаемых истцом условиях договора.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы выражают свое несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27711/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.03.2015 N 12АП-13133/2014 ПО ДЕЛУ N А12-27711/2014
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 г. по делу N А12-27711/2014
Резолютивная часть постановления объявлена "05" марта 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен "12" марта 2015 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Камериловой В.А.,
судей Лыткиной О.В., Телегиной Т.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Нечитайло В.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда, уведомления о вручении почтовых отправлений адресатам приобщены к материалам дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27711/2014, принятое судьей В.В. Пантелеевой,
по иску общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ", г. Волгоград, (ОГРН 1093459001613, ИНН 3441036246),
к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз", г. Волгоград, (ОГРН 1023403434010, ИНН 3434000560),
о понуждении заключить договор,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковыми требованиями к открытому акционерному обществу "Волгоградгоргаз" (далее - ответчик) об обязании заключить договор N 211/14-ВДГО от 01.04.2014 на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества многоквартирных домов, на следующих условиях:
- пункт 1.4. договора изложить и принять в следующей редакции: "В целях выполнения принятых на себя обязательств и нормативных требований (в соответствии с минимальным объемом работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, предусмотренного "Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ", утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239), исполнитель осуществляет следующие работы:
- 1.4.1. Техническое обслуживание газопроводов сети газопотребления (ВДГО), включающее в себя следующие работы;
- 1.4.1.1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления;
- 1.4.1.2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр);
- 1.4.1.3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газоотвода, наличия целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств;
- 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств;
- 1.4.2. Аварийно-диспетчерское обеспечение - обеспечение постоянной возможности локализации аварий (инцидентов) и их ликвидации путем круглосуточного несения дежурства аварийно-диспетчерской службой Исполнителя;
- 1.4.3. Ремонтные работы, выполняемые по заявкам заказчика, включающие в себя:
- 1.4.3.1. Замену, демонтаж отдельных участков газопроводов сети газопотребления;
- 1.4.3.2. Замену отключающих устройств, соединительных деталей;
- 1.4.3.3. Замену узлов и деталей;
- 1.4.3.4. Устранение утечек газа;
- 1.4.3.5. Ремонт креплений и опор;
- 1.4.3.6. Окраску газопроводов.
1.4.4. Аварийное обслуживание - комплекс работ по локализации и (или) ликвидации аварий и инцидентов для устранения непосредственной угрозы здоровью и жизни людей, выполняемых аварийно-диспетчерской службой Исполнителя на основании заявок Заказчика.
1.4.5. Аварийно-восстановительные работы - комплекс работ по восстановлению работоспособности объектов газораспределительных систем после ликвидации аварий, выполняемых по заявкам заказчика.
1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
1.4.8. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Пункт 2.8 Договора изложить и принять в следующей редакции: "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются Исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Дополнить Договор пунктом 3.1.5 следующего содержания: "В случае расторжения договора Исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся Исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора."
Дополнить Договор пунктом 3.1.6 следующего содержания: "Перед началом работ по настоящему договору Исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования."
Дополнить Договор пунктом 3.1.7 следующего содержания: "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах."
Пункт 4.1. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1)."
Пункт 4.2. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в п. 2.3. настоящего договора)".
Пункт 5.3. Договора изложить и принять в следующей редакции: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу много-квартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано. С общества с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в сумме 4000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "РАЙКОМХОЗ" обратилось в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: оснований для отказа истцу в заключении договора со стороны ответчика не имеется, на ответчике лежит обязанность по заключению договора на установленных законом условиях, работы по техническому диагностированию и технической инвентаризации входят в сферу обязанностей ответчика, отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в иске.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о судебном заседании на сайте арбитражного суда, не обеспечили явку представителей в заседание суда апелляционной инстанции и суд, в соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "РАЙКОМХОЗ" является управляющей организацией ряда многоквартирных жилых домов, находящихся на территории Краснооктябрьского района города Волгограда.
Согласно пункту 5.5.6. Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.
ООО "РАЙКОМХОЗ" обратилось в ОАО "Волгоградгоргаз" с предложением о заключении соответствующего договора с 01.04.2014.
В апреле 2014 года от ОАО "Волгоградгоргаз" в адрес ООО "РАЙКОМХОЗ" поступил проект договора от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО на оказание услуг по техническому обслуживанию, аварийно-диспетчерскому обеспечению и ремонту внутридомового газового оборудования, входящего в состав общего имущества много-квартирных домов.
Данный договор подписан истцом с протоколом разногласий.
Ввиду несогласования разногласий по другим пунктам к договору от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО, истец обратился в арбитражный суд с указанными выше требованиями.
Суд первой инстанции, отказывая в иске, указал на отсутствие у ОАО "Волгоградгоргаз" лицензии на проведение работ по диагностированию газопроводов, а также прямого указания на проведение данных работ организаций не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Исходя из положений статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе договора, понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункту 4 указанной статьи, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Истец просит обязать ответчика заключить договор от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО, в соответствии с которым пункт 1.4. договора изложить и принять в следующей редакции: "В целях выполнения принятых на себя обязательств и нормативных требований (в соответствии с минимальным объемом работ по обслуживанию ВДГО для обеспечения его исправного и работоспособного состояния, предусмотренного "Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ", утвержденного Приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239), исполнитель осуществляет следующие работы:
- 1.4.1. Техническое обслуживание газопроводов сети газопотребления (ВДГО), включающее в себя следующие работы;
- 1.4.1.1. Визуальная проверка целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр) наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления;
- 1.4.1.2. Визуальная проверка наличия свободного доступа (осмотр);
- 1.4.1.3. Визуальная проверка состояния окраски и креплений газоотвода, наличия целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств;
- 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств;
- 1.4.2. Аварийно-диспетчерское обеспечение - обеспечение постоянной возможности локализации аварий (инцидентов) и их ликвидации путем круглосуточного несения дежурства аварийно-диспетчерской службой исполнителя;
- 1.4.3. Ремонтные работы, выполняемые по заявкам заказчика, включающие в себя:
- 1.4.3.1. Замену, демонтаж отдельных участков газопроводов сети газопотребления;
- 1.4.3.2. Замену отключающих устройств, соединительных деталей;
- 1.4.3.3. Замену узлов и деталей;
- 1.4.3.4. Устранение утечек газа;
- 1.4.3.5. Ремонт креплений и опор;
- 1.4.3.6. Окраску газопроводов.
1.4.4. Аварийное обслуживание - комплекс работ по локализации и (или) ликвидации аварий и инцидентов для устранения непосредственной угрозы здоровью и жизни людей, выполняемых аварийно-диспетчерской службой исполнителя на основании заявок Заказчика.
1.4.5. Аварийно-восстановительные работы - комплекс работ по восстановлению работоспособности объектов газораспределительных систем после ликвидации аварий, выполняемых по заявкам заказчика.
1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
1.4.8. Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.1., 1.4.1.3).
Согласно пункту 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, предусмотрено, что к внутридомовому газовому оборудованию в многоквартирном доме - относится общее имущество собственников помещений газопроводы, проложенные от источника газа или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующее оборудование (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений, коллективные (общедомовые) приборы учета газа, а также приборы учета газа, фиксирующие объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Таким образом, понятие внутридомового газового оборудования многоквартирного жилого дома не содержит наружных и внутренних домовых газоотводов сети газопотребления, в связи с чем, редакция предлагаемая Истцом противоречит требованиям действующего законодательства.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1. (1.4.1.4; 1.4.1.5).
Истцом предлагается редакция п. 1.4.1.4. Приборная проверка герметичности соединений и отключающих устройств; п. 1.4.1.5. Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, редакция договора ответчика "Приборная проверка герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств" (п. 1.4.1.4) и "Проверка работоспособности и смазка отключающих устройств газопроводов" соответствует минимальному объему работ, предусмотренного Порядком содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 (далее - Порядок содержания и ремонта ВДГО), поскольку в данном случае техническому обслуживанию подлежат газопроводы, относящиеся к общедомовому имуществу жильцов многоквартирного дома.
Пункт 1.4 в части подпункта 1.4.1 (1.4.1.2), пункты 1.4.2, 1.4.3 (1.4.3.1, 1.4.3.2, 1.4.3.3., 1.4.3.4, 1.4.3.5, 1.4.3.6), пункты 1.4.4, 1.4.5.
Предлагаемая истцом редакция Договора в отношении данных пунктов соответствует редакции договора ответчика.
Таким образом, по данным условиям договора у сторон отсутствуют разногласия, в связи с чем, оснований для их урегулирования в судебном порядке не имеется (ст. 446 ГК РФ).
Пункты 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8.
П. 1.4.6. Техническое диагностирование стальных газопроводов сети систем газопотребления, в том числе в местах пересечения ими строительных конструкций дома.
В рамках договора на техническое обслуживание ВДГО, ОАО "Волгоградгоргаз" выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя:
- -визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр);
- -визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр);
- -визуальную проверку состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- -приборную проверку герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств;
- -проверку работоспособности и смазку отключающих устройств газопроводов.
Таким образом, минимальный перечень работ не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 г. N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
Таким образом, законодательством четко предусмотрено, что работы по диагностированию газопроводов проводятся на основании соответствующей лицензии, организаций не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей.
В связи с отсутствием у ОАО "Волгоградгоргаз" лицензии на проведение работ по диагностированию газопроводов, а также прямого указания на проведение данных работ организаций, не осуществляющей обслуживание газораспределительных сетей, не включение ОАО "Волгоградгоргаз" в предмет договора работ по диагностированию газопроводов является правомерным.
П.1.4.7. Техническая инвентаризация бытового газоиспользующего оборудования.
Правила пользования газом (п. 1), устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, в том числе порядок заключения и исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Согласно п. 4 Правил пользования газом, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг):
а) техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
б) аварийно-диспетчерское обеспечение;
в) техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования;
г) замена оборудования.
Таким образом, проведение работ по технической инвентаризации бытового газоиспользующего оборудования действующим законодательством не предусмотрено.
П. 1.4.8. "Обслуживание систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа".
Данный пункт договора не был принят в редакции истца, поскольку при заключении договора истцом (Заказчиком) не было предоставлено информации об оборудовании многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений. Доказательств обратного в силу положений ст. 65 АПК РФ истец не представил.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении требований истца о понуждении ответчика заключить в редакции истца п. 1.4, включающего в себя подпункты 1.4.1, 1.4.2, 1.4.3, 1.4.4, 1.4.5, а также в части дополненных пунктов 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 договора от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО отказано правомерно.
Оснований для удовлетворения требований истца о понуждении ответчика заключить договор от 01.04.2014 N 211/14-ВДГО по дополненным пунктам 2.8., 3.1.5, 3.1.6, 3.1.7. на условиях истца, суд первой инстанции обоснованно не усмотрел.
Согласно статье 8 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе утверждает правила поставок газа, правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению, федеральную программу газификации в Российской Федерации, правила охраны магистральных трубопроводов, газораспределительных сетей и других объектов систем газоснабжения, порядок доступа независимых организаций к газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок использования газа в качестве топлива, перечень потребителей, в том числе организаций, которые имеют преимущественное право пользования газом в качестве топлива и поставки газа которым не подлежат ограничению или прекращению.
В соответствии с частью 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.).
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом осуществляется одним из следующих способов: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Частью 1.1 статьи 164 ЖК РФ предусмотрено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом, количество квартир в котором составляет более чем двенадцать, собственниками помещений в данном доме договор оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме с управляющей организацией собственники помещений в данном доме заключают на основании решения общего собрания указанных собственников.
По договору оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и (или) выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в данном доме (часть 1.2 статьи 164 ЖК РФ).
По предложенному истцом пункту 2.8., "При обнаружении утечки газа и иные неисправности, которые могут повлечь за собой аварию либо создают угрозу безопасности граждан, устраняются исполнителем незамедлительно, в аварийном порядке, о чем делается соответствующая отметка в акте выполненных работ".
Согласно пункту 11.1. Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления, утвержденных Постановлением Государственной инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (Гостехнадзор) от 18.03.2003 N 9, для локализации и ликвидации аварийных ситуаций в газовых хозяйствах городских и сельских поселений должны создаваться единые при газораспределительных организациях аварийно-диспетчерские службы и их филиалы с круглосуточной работой, включая выходные и праздничные дни.
Пунктами 11.2, 11.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления установлено, что численность и материально-техническое оснащение аварийно-диспетчерских служб (филиалов) определяются типовыми нормами. Места их дислокации определяются зоной обслуживания и объемом работ с учетом обеспечения прибытия бригады аварийно-диспетчерской службы к месту аварии за 40 минут. При извещении о взрыве, пожаре, загазованности помещений аварийная бригада должна выехать в течение 5 минут.
С учетом указанных норм законодательства, регулируется порядок локализации аварийных ситуаций, и включение мероприятий по выполнении исполнителем необходимых меры по устранению аварии в установленный законодательством период времени, при заключении данного вида договора не обязательно.
По предложенному истцом пункту 3.1.5., "В случае расторжения договора исполнитель в течение 30 календарных дней, следующих за днем расторжения договора, обязан безвозмездно передать заказчику всю техническую документацию на ВДГО дома, использовавшуюся исполнителем при выполнении условий договора, со всеми корректировками, произошедшими на ВДГО дома на день расторжения договора" - Судебная коллегия находит правомерным и обоснованным вывод суда первой инстанции, что включение данного пункта договора, не предписано законом или иными правовыми актами.
По предложенным истцом пунктам 3.1.6 "Перед началом работ по настоящему договору исполнитель обязуется провести техническое диагностирование газопроводов в местах пересечения ими строительных конструкций дома и техническую инвентаризацию газоиспользующего оборудования" и 3.1.7 "По завершении работ, выполненных в соответствии с пунктом 3.1.6. настоящего договора, исполнитель обязан передать заказчику акт, содержащий сведения о полученных результатах".
Согласно пункту 5.5.6 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключить договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения; обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование; следить за соблюдением правил пользования газом проживающими.
В рамках заключаемых договоров на техническое обслуживание ВДГО, ответчик выполняет минимальный перечень работ, предусмотренный Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410) (далее по тексту - Правила пользования газом), который включает в себя:
- - визуальную проверку целостности и соответствия нормативным требованиям (осмотр);
- - визуальную проверку наличия свободного доступа (осмотр);
- - визуальную проверку состояния окраски и креплений газопровода, наличия и целостности футляров в местах прокладки через наружные и внутренние конструкции зданий (осмотр);
- - приборную проверку герметичности соединений газопроводов и отключающих устройств;
- - проверку работоспособности и смазку отключающих устройств газопроводов;
- Данный перечень работ не содержит вида работ по техническому диагностированию стальных газопроводов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, являются обязательными.
Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549, специализированная организация - это газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством Российской Федерации порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу.
Пунктом 9 Правил пользования газом предусмотрено, что требования к организациям, осуществляющим работы по техническому диагностированию внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, а также случаи и периодичность выполнения работ по такому диагностированию определяются утверждаемыми Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору правилами, которые размещаются на официальном сайте этой Службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно п. 3.5 МДС 42-1.2000 "Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий", утвержденного приказом Госстроя России от 3 мая 2000 N 101, согласованного письмом Госгортехнадзора России от 2 марта 2000 года N 03-35/77 работы по диагностике внутренних газопроводов проводятся специализированными организациями, имеющими лицензии Госгортехнадзора России или Госстроя России на диагностику внутренних газопроводов. Указанные специализированные организации не могут создаваться на базе или при участии обслуживающих газопроводы предприятий и должны быть полностью независимы от них.
С учетом изложенного, доводы апеллянта о том, что отсутствие лицензии не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, основаны на неверном толковании норм материального права.
В отношении пунктов 4.1, 4.2, 5.3.
П.4.1 изложен истцом (Заказчиком) в следующей редакции: "Стоимость работ по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 1.4.6, 1.4.7, 1.4.8 настоящего договора, определяется согласно Смете Исполнителя, являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, действующей на момент заключения настоящего договора (Приложение N 1").
Поскольку работы по технической инвентаризации, диагностированию не оказываются Исполнителем, информация об оборудование многоквартирных домов системами контроля загазованности помещений не была предоставлена при заключении договора, данный пункт договора правомерно не был принят Исполнителем в редакции Заказчика.
П.4.2 в редакции Заказчика: "Оплата услуг по техническому обслуживанию и работ, указанных в п. 2.5, настоящего договора, производится Заказчиком за фактически выполненные работы, согласно акту выполненных работ, в течение 10-ти дней с момента получения счет-фактуры и акта выполненных работ (при отсутствии претензий, указанных в п. 2.3. настоящего договора)".
Данный пункт договора не был принят в редакции Заказчика, поскольку п. 4.2. договора предусматривает оплату услуг по техническому обслуживанию, ремонтные работы подлежат оплате согласно п. 4.4. договора.
П.5.3. в редакции Заказчика: "Ответственность за качество технического обслуживания, аварийно-диспетчерского обслуживания, ремонтных работ ВДГО, относящегося к общему имуществу многоквартирного дома, в соответствии с актом выполненных работ, несет Исполнитель в соответствии с действующим законодательством".
Ответственность Исполнителя за качество оказанных услуг предусмотрена нормами гражданского законодательства РФ, в связи с чем, не указание мер ответственности в договоре за оказанные услуги, не освобождает Исполнителя от ее наступления в случае некачественного проведения работ.
Выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств, являются правильными, соответствуют требованиям закона и материалам дела.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии у истца предусмотренных пунктом 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации оснований для обращения с требованием о понуждении к заключению договора на предлагаемых истцом условиях договора.
Указанные в апелляционной жалобе доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Иное толкование заявителем положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы выражают свое несогласие с выводами суда первой инстанции, что не может служить основанием к отмене судебного акта. Вынесенное судом первой инстанции решение, является законным и обоснованным, принято с правильным применением норм материального и процессуального права, изложенные в нем выводы соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. В силу изложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 10 ноября 2014 года по делу N А12-27711/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
В.А.КАМЕРИЛОВА
Судьи
О.В.ЛЫТКИНА
Т.Н.ТЕЛЕГИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)