Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 15.01.2014 ПО ДЕЛУ N 33-137/2014

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 января 2014 г. по делу N 33-137/2014


Судья Шторхунова М.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего: Параскун Т.И.,
судей: Дмитриевой О.С., Науменко Л.А.
при секретаре А.А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес>, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 сентября 2013 года
по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Л.Ю.Ф. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, ТСЖ "Надежда" о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор <адрес> обратился в суд в интересах Л.Ю.Ф. с иском к Управлению социальной защиты населения по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности по расчету и выплате компенсации расходов по оплате за отопление.
В обоснование требований истец указал, что Л.Ю.Ф. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства, она имеет право на компенсацию в размере 50% расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами, денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Из ответа Управления социальной защиты населения по <адрес> следует, что истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы, в период с 2010 г. - исходя из площади жилья в 36 кв. м. Поскольку общая площадь квартиры составляет 76,1 кв. м, истец является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, уточнив исковые требования, истец просил суд признать незаконными действия ТСЖ "Надежда" по расчету Л.Ю.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения в 36 кв. м, а не из общей площади жилого помещения в 76,1 кв. м. Возложить на ТСЖ "Надежда" обязанность в пределах нормативов потребления услуги произвести перерасчет денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление Л.Ю.Ф., исходя из общей площади жилого помещения - 76,1 кв. м за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012. Признать незаконными действия Управления социальной защиты населения по <адрес> по назначению и выплате Л.Ю.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Надежда" за указанный период. Возложить на Управление социальной защиты населения по <адрес> обязанность по выплате Л.Ю.Ф. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета ТСЖ "Надежда" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.
Признаны незаконными действия ТСЖ "Надежда" по расчету Л.Ю.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% в период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012, исходя из социальной нормы площади жилого помещения.
На ТСЖ "Надежда" возложена обязанность в течение месяца со дня вступления решения в законную силу произвести перерасчет Л.Ю.Ф., проживающей по адресу: <адрес>, денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление в пределах нормативов потребления услуги, исходя из площади жилого помещения - 38,05 кв. м, за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по <адрес> по назначению и выплате Л.Ю.Ф. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из социальной нормы площади жилого помещения, в размере, определенном в соответствии с расчетом ТСЖ "Надежда" за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
На Управление социальной защиты населения по <адрес> возложена обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу произвести Л.Ю.Ф. выплату денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенного как разница результата перерасчета ТСЖ "Надежда" и выплаченного ранее денежного эквивалента за период с ДД.ММ.ГГ по 23.07.2012.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Взыскать с ТСЖ "Надежда" в местный бюджет государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по <адрес> просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурором к иску не был приложен расчет недополученной истицей компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Заявленное Главалтайсоцзащитой в отзыве ходатайство о понуждении прокурора предоставить расчет оставлено судом без внимания. При предъявлении прокурором исковых требований им не была проанализирована правильность произведенных организацией - поставщиком расчетом денежных эквивалентов, не приведены доказательства, свидетельствующие о неправильности таких расчетов, исходя из которых управлением была выплачена компенсация. Полагает, что только при наличии расчета недополученной компенсация могут быть обоснованны требования о том, имеется ли задолженность и в каком размере, что также повлияет на подсудность спора. Считает, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой вероятность арифметической ошибки и, соответственно, нарушение прав государственного органа либо гражданина.
В апелляционной жалобе третье лицо Главалтайсоцзащита просит решение суда отменить, принять новое решение, приводя доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес>.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес> И.Л.П., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Текутьеву Я.В., полагавшую решение суда законным и обоснованным, а жалобы не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
Разрешая спор, суд установил, что Л.Ю.Ф. является реабилитированным лицом и имеет право на льготы в силу Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** "О реабилитации жертв политический репрессий". Она зарегистрирована и проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 76,1 кв. м, совместно с Л.П.Ф., Л.Д.П., что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д. 107).
Управление многоквартирным домом, в котором расположена вышеуказанная квартира, осуществляется ТСЖ "Надежда".
Решением Управления социальной защиты населения по <адрес> от 01.11.2008 г. о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истице назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с 01.01.2009 г. При этом расчет компенсации расходов на оплату услуги по отоплению предоставлялся ей в спорный период в размере 50% от начисленной суммы за отопление, исходя из площади жилья в размере 36 кв. м.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" от ДД.ММ.ГГ *** реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Алтайского края N 156-ЗС от ДД.ММ.ГГ "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в денежной форме в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
В силу ст. 4 данного Закона компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации.
Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными правовыми актами и законами Алтайского края, указанными в ст. 1 настоящего Закона.
Порядок формирования реестра получателей компенсации, порядок исчисления размера компенсации и ее выплаты, порядок взаимодействия с организациями-поставщиками услуг устанавливаются Администрацией Алтайского края.
В соответствии с Правилами определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденными постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 126, решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения в 10-дневный срок после принятия заявления со всеми необходимыми документами.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг, на которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края ему установлены данные меры (п. 14 правил).
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Согласно п. 29 Правил организации - поставщики услуг в срок до 12 числа текущего месяца направляют в орган социальной защиты населения по установленной форме сведения о денежных эквивалентах, рассчитанных для каждого льготополучателя, указанного в переданном органом социальной защиты населения списке.
Финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется из краевого бюджета, в том числе за счет средств, выделяемых на указанные цели из федерального бюджета, через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения на основании заявок и отчетов указанного органа (п. 31 Правил). Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. 37, 38 Правил).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в <адрес>", в соответствии с Приложением 1 к которому по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв. м общей площади.
Судом установлено, что муж истицы - Л.П.Ф. также пользуется льготой по оплате за отопление как ветеран труда с ДД.ММ.ГГ (л.д. 28).
С учетом изложенного вывод суда о том, что в нарушение требований законодательства положенная Л.Ю.Ф. льгота предоставляется не в полном объеме, поскольку компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению должна назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения приходящейся на ее долю, является верным.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 36,0 кв. м, в то время как общая площадь жилого помещения составляет 76,10 кв. м.
Таким образом, установлено нарушение права Л.Ю.Ф. на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, которое должно быть восстановлено, независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки.
Доводы жалоб о нерассмотрении судом ходатайства Главалтайсоцзащиты о понуждении прокурора предоставить расчет, судебной коллегией во внимание не принимаются, так как требований о взыскании каких-либо сумм заявлено не было.
Не является основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность спора, так как по правилам ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принятое судом к своему производству дело с соблюдением правил подсудности должно быть разрешено этим же судом по существу, независимо от того, изменилась ли подсудность дела. Исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге несостоятельна, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо принятого судом решения, в апелляционных жалобах не содержится.
При таких обстоятельствах у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 06 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)