Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 21.11.2014 N Ф01-4775/2014 ПО ДЕЛУ N А82-15692/2013

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 ноября 2014 г. по делу N А82-15692/2013


Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чиха А.Н.,
судей Елисеевой Е.В., Жегловой О.Н.
при участии представителей
от открытого акционерного общества
"Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района":
Федотовой О.Ю. по доверенности от 11.07.2013,
от открытого акционерного общества "Ярославльводоканал":
Смирновой Л.Е. по доверенности от 14.11.2014
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
открытого акционерного общества "Ярославльводоканал"
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.04.2014,
принятое судьей Систеровой Н.А., и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014,
принятое судьями Барминым Д.Ю., Поляшовой Т.М., Чернигиной Т.В.,
по делу N А82-15692/2013
по иску открытого акционерного общества
"Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района"

к открытому акционерному обществу "Ярославльводоканал"

о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору
и
установил:

открытое акционерное общество "Управляющая организация многоквартирными домами Ленинского района" (далее - ОАО "Управдом Ленинского района", Компания) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к открытому акционерному обществу "Ярославльводоканал" (далее - ОАО "Ярославльводоканал", Общество; ресурсоснабжающая организация) о понуждении заключить дополнительное соглашение к договору от 12.05.2008 N 4404 об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод, изложив пункт 4.3 договора в следующей редакции: "В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344, определение количества сброшенных сточных вод объектами, управляемыми абонентом, в домах, оборудованных и не оборудованных (коллективными) общедомовыми приборами учета, определяется как сумма объемов, полученных: по показаниям индивидуальных приборов учета; при отсутствии индивидуальных приборов учета по утвержденным в установленном порядке нормативам".
Исковые требования основаны на статьях 421 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" (далее - Постановление N 344), пунктах 40, 42 и 47 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и мотивированы тем, что ранее предусмотренное в нормативно-правовых актах и положенное в договор условие о проведении расчета за оказанные услуги по отведению сточных вод исходя из объема водопотребления из систем холодного и горячего водоснабжения было изменено названными положениями Правил, однако ответчик продолжает настаивать на проведении расчетов на основании предусмотренного в договоре условия без учета изменений законодательства, регулирующего взаимоотношения сторон. Компания полагает правильным применять в расчетах с Обществом названные положения Правил, предусматривающие, что при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета сточных вод, определение объема сточных вод производится на основании совокупных показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - нормативов потребления.
Суд первой инстанции решением от 03.04.2014, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014, удовлетворил иск.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 03.04.2014 и постановление от 06.08.2014 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового требования.
Основные доводы кассационной жалобы сводятся к следующему: суды не приняли во внимание, что внесенные в судебном порядке изменения в договор допускают неоднозначное толкование, поскольку предполагают при определении объема отведенных сточных вод в отношении управляемых истцом многоквартирных жилых домов не руководствоваться показаниями общедомового прибора учета сточных вод (в случае его наличия), отдавая приоритет показаниям индивидуальных приборов учета и при этом не называя, о каких индивидуальных приборах идет речь: осуществляющих учет объема сточных вод, либо объем потребления холодной и горячей воды. Общество полагает ошибочной принятую судами позицию Компании о том, что в связи с внесенными изменениями в законодательство при отсутствии общедомового и индивидуальных приборов учета сточных вод объем водоотведения по жилому многоквартирному дому должен определяться исходя из совокупности показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, а при их отсутствии - нормативов потребления данных ресурсов. Указанная позиция судов противоречит пункту 11 статьи 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении), которому соответствует ранее согласованная редакция договора от 12.05.2008 N 4404.
В заседании окружного суда стороны пояснили, что спор направлен на разрешение разногласий по способу определения объема водоотведения.
По мнению Общества, при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод объем водоотведения должен определяться как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных общедомовыми приборами учета данных ресурсов, а в случае отсутствия последних - на основании нормативов потребления.
Компания пояснила, что в отсутствие общедомового прибора учета сточных вод и индивидуальных приборов учета сточных вод, объем водоотведения по многоквартирному жилому дому определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных индивидуальными приборами учета данных ресурсов, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления.
Истец и ответчик пояснили суду округа, что внесенные судами изменения в договор подтверждают позицию Компании, а предыдущая редакция договора - позицию Общества, исходя из которой стороны ранее производили расчеты за услугу водоотведения, и толкуются сторонами с точки зрения устранения имеющихся между ними противоречий в части расчетов за услугу водоотведения.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием видеоконференц-связи с Арбитражным судом Ярославской области (судья Чистякова О.Н., секретарь Князева Н.П.).
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 03.04.2014 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А82-15692/2013 Арбитражного суда Ярославской области проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "Управдом Ленинского района" (абонент) и муниципальное унитарное предприятие "Ярославльводоканал" города Ярославля (правопредшественник ОАО "Ярославльводоканал", ресурсоснабжающая организация) заключили договор об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод от 12.05.2008 N 4404, по условиям которого ресурсоснабжающая организация обязалась поставлять абоненту питьевую воду в соответствии с СанПиН 2.1.4.1074-01 на условиях данного договора, а также принимать от абонента сточные воды и производить их очистку, включая объем сточных вод, образующийся в результате горячего водоснабжения (в том числе гидропневматические промывки систем отопления, в случае установления факта попадания воды в системы канализации города Ярославля и оформления должным образом соответствующего акта), переданного абоненту теплоснабжающей организацией, а абонент - оплачивать принятую питьевую воду и оказанные услуги по водоотведению и очистке сточных вод.
Согласно пункту 4.2.1 договора при наличии общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом, и (или) наличии приборов учета у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся в данных объектах, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с данными указанных приборов.
В случае отсутствия общедомовых приборов учета питьевой воды на объектах, управляемых абонентом, количество потребленной питьевой воды определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке:
- - нормативами потребления холодного водоснабжения (в случае централизованного горячего водоснабжения);
- - нормативами потребления холодного и горячего водоснабжения (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых абонентом с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера и другими способами);
- - индивидуальными приборами учета питьевой воды в случае их наличия (пункт 4.2.2 договора).
Из пункта 4.3 договора следует, что определение количества сброшенных сточных вод объектами, управляемыми абонентом, определяется как суммарный объем водопотребления из систем холодного и горячего водоснабжения. Объем сброса горячей воды определяется по приборам учета подачи горячей воды, а в случае их отсутствия или отсутствия централизованного горячего водоснабжения - по нормативам потребления горячего водоснабжения.
Изменения и дополнения к договору осуществляются путем заключения дополнительного соглашения, являющегося его неотъемлемой частью (пункт 8.4 договора).
В целях приведения в соответствие с действующим законодательством условий договора ОАО "Управдом Ленинского района" направило ОАО "Ярославльводоканал" дополнительное соглашение от 27.08.2013 об изменении пункта 4.3 договора.
Отказ Общества от внесения изменений в договор от 12.05.2008 N 4404 послужил основанием Компании для обращения с иском в Арбитражный суд Ярославской области.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции принял постановление, исходя из следующего.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Из статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что по общему правилу основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, то договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно условий, указанных в части 2 этой статьи.
В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Спор между сторонами сводился к разногласиям по поводу методики расчета объема оказанных услуг по водоотведению. Общество полагало, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод объем водоотведения должен определяться как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных общедомовыми приборами учета данных ресурсов, а в случае отсутствия последних - на основании нормативов потребления, поэтому настаивало на сохранении ранее согласованной сторонами редакции пункта 4.3 договора. Компания считала, что в связи с изменением действующего законодательства, в отсутствие общедомового прибора учета сточных вод и индивидуальных приборов учета сточных вод объем водоотведения по многоквартирному жилому дому определяется как сумма объемов холодной и горячей воды, зафиксированных индивидуальными приборами учета, а в случае их отсутствия - по нормативам потребления, поэтому настаивала на внесении изменений в пункт 4.3 договора.
В пунктах 1 и 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией, водой и другими товарами через присоединенную сеть, применяются правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, если иное не установлено законом или иными правовыми актами и не вытекает в отношении снабжения водой из существа обязательства.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным Гражданским кодексом Российской Федерации, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (пункт 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 и вступили в силу с 01.09.2012.
Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 и вступили в силу за исключением отдельных положений с 07.03.2012.
В пункте 21 Правил N 124 установлена формула расчета за поставленные ресурсоснабжающей организацией объемы коммунального ресурса на дома, не оборудованные коллективными (общедомовыми) приборами учета соответствующего ресурса, которая предусматривает суммирование ряда величин, в том числе объема, определенного исходя из показаний комнатных приборов учета ресурса (при отсутствии общих (квартирных) приборов учета ресурса), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, а также объема, определенного за расчетный период в жилых помещениях исходя из норматива потребления коммунальной услуги в случаях, предусмотренных Правилами предоставления коммунальных услуг. К названным составляющим формулы прибавляется объем ресурса, предоставленного на общедомовые нужды многоквартирного дома, определенный за расчетный период исходя из соответствующего норматива в случаях, предусмотренных Правилами N 354.
В соответствии с пунктом 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу водоотведения, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета сточных бытовых вод, рассчитывается исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в таком жилом помещении и определенных по показаниям индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета холодной и горячей воды за расчетный период, а при отсутствии приборов учета холодной и горячей воды - в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива водоотведения.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативно-правовому акту.
Из названных норм материального права следует, что при отсутствии общедомового прибора учета сточных вод, индивидуального или общего (квартирного) прибора учета сточных бытовых вод и при наличии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды объем предоставленной ресурсоснабжающей организацией услуги по водоотведению определяется путем сложения показаний индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды и норматива водоотведения на общедомовые нужды.
Общество не оспорило, что управляемые Компанией жилые многоквартирные дома и их жилые помещения не оборудованы общедомовыми, индивидуальными или общими (квартирными) приборами учета сточных бытовых вод. Правительство Российской Федерации Постановлением N 344 внесло изменения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), согласно которым из положений Правил N 306 исключено понятие и порядок определения норматива водоотведения на общедомовые нужды, а органам государственной власти субъектов Российской Федерации предписано в срок до 01.06.2013 обеспечить приведение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с изменениями, утвержденными Постановлением N 344 (вступили в силу с 27.04.2013). Таким образом, с указанной даты отсутствует норматив водоотведения на общедомовые нужды, который является одной из составляющих формулы определения объема водоотведения по жилому многоквартирному дому.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что объем услуги по водоотведению, предоставляемой в отношении управляемых ответчиком многоквартирных жилых домов, в которых отсутствуют общедомовые приборы учета сточных вод и индивидуальные приборы сточных вод, не может быть рассчитан по показаниям общедомовых приборов учета холодной и горячей воды, поэтому обоснованно внесли изменения в пункт 4.3 от 12.05.2008 N 4404.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что принятая судами редакция Компании пункта 4.3 противоречит пункту 11 статьи 20 Закона о водоснабжении, отклонены судом округа.
В пункте 5 статьи 1 Закона о водоснабжении указано, что к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами. Таким федеральным законом является Жилищный кодекс Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 статьи 157 которого размер платы за коммунальные услуги, правила предоставления, коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации, которые суды применили при разрешении спора.
Избранный истцом способ защиты права направлен на устранение имеющихся между сторонами разногласий по поводу порядка определения объема предоставленных Обществом услуг по водоотведению в отношении управляемых Компанией многоквартирных жилых домов в связи с изменением действующего законодательства, поэтому ссылка ответчика в кассационной жалобе на отсутствие оснований для внесения изменений в договор и одновременно настаивающего на применении иной методики расчета, не принята судом округа в качестве достаточного основания для отмены состоявшихся судебных актов. Внесенное судами изменение в договор от 12.05.2008 N 4404 направлено исключительно на регулирование взаимоотношений сторон, касающихся определения объема водоотведения при отсутствии общедомовых и индивидуальных приборов учета сточных вод, что следует из позиций сторон, занимаемых ими в судах первой и апелляционной инстанций, и их пояснений в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Ярославской области от 03.04.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.08.2014 по делу N А82-15692/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" - без удовлетворения.
Отменить определение Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 08.10.2014 о приостановлении исполнения судебных актов.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.Н.ЧИХ
Судьи
Е.В.ЕЛИСЕЕВА
О.Н.ЖЕГЛОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)