Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей М.Е. Верстовой, Н.В. Лаврецкой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.О. Тимошенко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Первая Башня"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2014 года
по делу N А40-120591/13, принятое судьей К.В. Лисицыным
по иску Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
к Товариществу собственников жилья "Первая Башня"
о взыскании долга в размере 498 983 рубля 95 копеек и проценты в размере 84 680 рублей 12 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: Гущина И.С. (по доверенности от 11.07.2013)
от ответчика: Турусинов С.С. (по доверенности от 01.02.2014),
Федоров В.Н. (по доверенности от 15.09.2013),
Микиртычьян Е.С. (по доверенности от 15.09.2013)
установил:
Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Товариществу собственников жилья "Первая башня" (далее - ТСЖ "Первая башня", ответчик) о взыскании 498 983 рубля 59 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию на основании договора N 1МЭ-43 на снабжение тепловой энергией жилищной организации от 27.12.2002, 84 680 рублей 12 копеек суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования заявлены на основании статей 307 - 310, 401, 426, 438, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что ответчик уклоняется от своевременной и полной оплаты полученной ответчиком от истца в рамках рассматриваемого договора тепловой энергии за период март и май 2011, январь и июль 2012, февраль - май 2013 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.02.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 28.02.2014 отменить, в удовлетворении искового заявления отказать.
Заявитель указывает, что суд первой инстанции не проверил, исполняет ли истец надлежащим образом свою обязанность по транспортировке тепловой энергии, поскольку между сетями ОАО "МОЭК" и потребителем наличествуют сети иных организаций, с которыми ни истцом, ни ответчиком не заключены соответствующие договоры.
В заседании суда апелляционной инстанции 20.05.2014 представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ "Первая башня" возражала.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2014 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 27.12.2002 ГУП "Мостеплоэнерго" (поставщик) и ТСЖ "Первая башня" (покупатель) заключен договор N 1МЭ-43 на постоянный отпуск тепловой энергии, в соответствии с которым ГУП "Мостеплоэнерго" приняло на себя обязательство подавать ответчику тепловую энергию, а ответчик - оплачивать ее.
С 01.01.2005 ГУП "Мостеплоэнерго" выбыло из отношений по теплоснабжению, передав эти функции в соответствии договором уступки прав требования от 29.12.2004 N М/4-14д ОАО "МОЭК".
ОАО "МОЭК" с января 2005 года осуществляет отпуск тепловой энергии (отопление, горячее водоснабжение) через присоединенную сеть ТСЖ "Первая башня".
Таким образом, с 01.01.2005 между истцом и ответчиком существуют фактические отношения по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть.
Договор энергоснабжения в соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ является публичным, заключенным коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Факт поставки тепловой энергии в указанных в расчете истца объемах подтверждается представленными в материалы дела двусторонними актами приема-передачи энергоресурсов за спорный период без отметок о наличии претензий со стороны ответчика, а также справкой о задолженности по выставленному счету.
Ответчик предполагает, что истцом присваиваются денежные средства в размере стоимости услуг по транспортировке тепловой энергии по промежуточным сетям, то есть получает неосновательное обогащение за счет владельцев промежуточных тепловых сетей, которые осуществляют транспортировку тепловой энергии вместо истца, что является нарушением пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Ответчик при этом производит оплату истцу за неоказанные услуги по транспортировке тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции полагает доводы ответчика необоснованными и не подтвержденными соответствующими доказательствами.
ОАО "МОЭК" имеет в законном ведении тепловые магистральные сети. При отпуске тепловой энергии потребителям, истец осуществляет не только производство, но и передачу тепловой энергии по сетям ОАО "МОЭК", следовательно, при расчетах с потребителями правомерно применяет тариф на тепловую энергию, установленный Постановлениями Правительства Москвы для потребителей ОАО "МОЭК".
При этом ОАО "МОЭК" не вправе применять тариф, определенный расчетным путем.
Согласно представленными в материалы дела доказательствами, истец осуществляет транспортировку тепловой энергии от коллектора производителя (РТС) до камеры 16, далее по сетям третьих лиц до точки поставки потребителю.
ТСЖ "Первая башня" получает тепловую энергию не на коллекторах производителя, а в точке поставки после ее транспортировки по тепловым сетям, которые находятся на балансе истца.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктами 47 и 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Пунктом 4 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Названные Указания утверждены Приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47).
Абзацем девятым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Правилами N 307.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Из приведенного следует, что тариф на горячую воду, предусмотренный пунктами 47 и 48 Основ ценообразования N 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе - с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом.
В настоящем деле ответчик не приобретает у истца горячую воду, а производит ее самостоятельно с использованием ЦТП, следовательно, применение истцом в расчетах с ответчиком тарифа, установленного регулирующим органом для теплоснабжающей организации, соответствует пункту 18 Правил N 307.
Указанный подход отражен в пункте 54 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии со ст. Пунктом. 2. Постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг гражданам" от 06.05.2011 N 354-ПП установлено, что "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункта 13 вышеуказанного Постановления предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение).
В силу пункта 54. в случае самостоятельного производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тариф - (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета.
Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Из смысла приведенных выше норм следует, что в случае, если энергоснабжающая организация поставляет не готовую коммунальную услугу в виде "отопления" и "горячего водоснабжения", а преобразование коммунального ресурса в коммунальную услугу происходит безучастия энергоснабжающей организацией, т.е. с помощью тепловых пунктов находящихся на балансе исполнителя, либо иного лица, то оплата за энергоресурс осуществляется исходя из объема коммунального ресурса, который зафиксирован прибором учета, установленном в тепловом пункте и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Кроме того, из представленной в материалы дела схемы усматривается, что ответчик получает тепловую энергию не на коллекторах производителя, а после ее транспортировки ЦТП по тепловым сетям, находящимся на балансе истца, следовательно, оснований для освобождения ответчика от уплаты стоимости транспортировки тепловой энергии от коллектора до ЦТП не имеются.
Доказательства отсутствия передачи теплоносителя по протяженным общегородским сетям ОАО "МОЭК" ответчик не представил.
Наличие локальной сети третьих лиц между городскими сетями истца и зданием ТСЖ "Первая башня" не исключает факта физического перемещения теплоносителя по городским сетям, подлежащего оплате конечным потребителем по тарифу РЭК.
Отношения по эксплуатации локальной сети и иного теплового оборудования регулируются договором между правообладателем сети и ответчиком с учетом правил гражданского законодательства о свободе договора.
Доводы ответчика о наличии на стороне истца неосновательного обогащения - стоимости транспортировке по сетям третьих лиц, за счет потребителей тепла не подтверждены материалами дела. При этом суд учитывает пояснения сторон, что от протяженности сети стоимость транспортировки не зависит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик принимает тепловую энергию и должен ежемесячно оплачивать ее.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачена им при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2014 года по делу N А40-120591/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.И.ЛЕВЧЕНКО
Судьи
М.Е.ВЕРСТОВА
Н.В.ЛАВРЕЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.05.2014 N 09АП-13909/2014-ГК ПО ДЕЛУ N А40-120591/13
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 мая 2014 г. N 09АП-13909/2014-ГК
Дело N А40-120591/13
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 23 мая 2014 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей М.Е. Верстовой, Н.В. Лаврецкой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи В.О. Тимошенко
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Первая Башня"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2014 года
по делу N А40-120591/13, принятое судьей К.В. Лисицыным
по иску Открытого акционерного общества "Московская объединенная энергетическая компания"
к Товариществу собственников жилья "Первая Башня"
о взыскании долга в размере 498 983 рубля 95 копеек и проценты в размере 84 680 рублей 12 копеек
при участии в судебном заседании:
от истца: Гущина И.С. (по доверенности от 11.07.2013)
от ответчика: Турусинов С.С. (по доверенности от 01.02.2014),
Федоров В.Н. (по доверенности от 15.09.2013),
Микиртычьян Е.С. (по доверенности от 15.09.2013)
установил:
Открытое акционерное общество "Московская объединенная энергетическая компания" (далее - ОАО "МОЭК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Товариществу собственников жилья "Первая башня" (далее - ТСЖ "Первая башня", ответчик) о взыскании 498 983 рубля 59 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию на основании договора N 1МЭ-43 на снабжение тепловой энергией жилищной организации от 27.12.2002, 84 680 рублей 12 копеек суммы процентов за пользование чужими денежными средствами.
Исковые требования заявлены на основании статей 307 - 310, 401, 426, 438, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что ответчик уклоняется от своевременной и полной оплаты полученной ответчиком от истца в рамках рассматриваемого договора тепловой энергии за период март и май 2011, январь и июль 2012, февраль - май 2013 года.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.02.2014 иск удовлетворен.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 28.02.2014 отменить, в удовлетворении искового заявления отказать.
Заявитель указывает, что суд первой инстанции не проверил, исполняет ли истец надлежащим образом свою обязанность по транспортировке тепловой энергии, поскольку между сетями ОАО "МОЭК" и потребителем наличествуют сети иных организаций, с которыми ни истцом, ни ответчиком не заключены соответствующие договоры.
В заседании суда апелляционной инстанции 20.05.2014 представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы ТСЖ "Первая башня" возражала.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), изучив доводы жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2014 на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, 27.12.2002 ГУП "Мостеплоэнерго" (поставщик) и ТСЖ "Первая башня" (покупатель) заключен договор N 1МЭ-43 на постоянный отпуск тепловой энергии, в соответствии с которым ГУП "Мостеплоэнерго" приняло на себя обязательство подавать ответчику тепловую энергию, а ответчик - оплачивать ее.
С 01.01.2005 ГУП "Мостеплоэнерго" выбыло из отношений по теплоснабжению, передав эти функции в соответствии договором уступки прав требования от 29.12.2004 N М/4-14д ОАО "МОЭК".
ОАО "МОЭК" с января 2005 года осуществляет отпуск тепловой энергии (отопление, горячее водоснабжение) через присоединенную сеть ТСЖ "Первая башня".
Таким образом, с 01.01.2005 между истцом и ответчиком существуют фактические отношения по снабжению тепловой энергией через присоединенную сеть.
Договор энергоснабжения в соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ является публичным, заключенным коммерческой организацией и устанавливающим ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Факт поставки тепловой энергии в указанных в расчете истца объемах подтверждается представленными в материалы дела двусторонними актами приема-передачи энергоресурсов за спорный период без отметок о наличии претензий со стороны ответчика, а также справкой о задолженности по выставленному счету.
Ответчик предполагает, что истцом присваиваются денежные средства в размере стоимости услуг по транспортировке тепловой энергии по промежуточным сетям, то есть получает неосновательное обогащение за счет владельцев промежуточных тепловых сетей, которые осуществляют транспортировку тепловой энергии вместо истца, что является нарушением пункта 6 статьи 13 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении". Ответчик при этом производит оплату истцу за неоказанные услуги по транспортировке тепловой энергии.
Суд апелляционной инстанции полагает доводы ответчика необоснованными и не подтвержденными соответствующими доказательствами.
ОАО "МОЭК" имеет в законном ведении тепловые магистральные сети. При отпуске тепловой энергии потребителям, истец осуществляет не только производство, но и передачу тепловой энергии по сетям ОАО "МОЭК", следовательно, при расчетах с потребителями правомерно применяет тариф на тепловую энергию, установленный Постановлениями Правительства Москвы для потребителей ОАО "МОЭК".
При этом ОАО "МОЭК" не вправе применять тариф, определенный расчетным путем.
Согласно представленными в материалы дела доказательствами, истец осуществляет транспортировку тепловой энергии от коллектора производителя (РТС) до камеры 16, далее по сетям третьих лиц до точки поставки потребителю.
ТСЖ "Первая башня" получает тепловую энергию не на коллекторах производителя, а в точке поставки после ее транспортировки по тепловым сетям, которые находятся на балансе истца.
Согласно пункту 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Пунктами 47 и 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Пунктом 4 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы и надбавки рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утверждаемыми Минрегионом России. Названные Указания утверждены Приказом Минрегиона России от 15.02.2011 N 47 (далее - Методические указания N 47).
Абзацем девятым пункта 7 Методических указаний N 47 установлено, что если горячее водоснабжение обеспечивается с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом, в том числе, если с их использованием осуществляется поставка горячей воды в иные жилые дома и нежилые здания, стоимость коммунальной услуги горячего водоснабжения определяется в порядке, предусмотренном Правилами N 307.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18 Правил N 307 при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды.
Из приведенного следует, что тариф на горячую воду, предусмотренный пунктами 47 и 48 Основ ценообразования N 520, не подлежит установлению при иных способах приготовления горячей воды, в том числе - с использованием индивидуальных тепловых пунктов, являющихся общедомовым имуществом.
В настоящем деле ответчик не приобретает у истца горячую воду, а производит ее самостоятельно с использованием ЦТП, следовательно, применение истцом в расчетах с ответчиком тарифа, установленного регулирующим органом для теплоснабжающей организации, соответствует пункту 18 Правил N 307.
Указанный подход отражен в пункте 54 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В соответствии со ст. Пунктом. 2. Постановления Правительства РФ "О предоставлении коммунальных услуг гражданам" от 06.05.2011 N 354-ПП установлено, что "коммунальные ресурсы" - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, природный газ, тепловая энергия, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункта 13 вышеуказанного Постановления предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение).
В силу пункта 54. в случае самостоятельного производства коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тариф - (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения. При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии на цели отопления или горячей воды на цели горячего водоснабжения рассчитывается по показаниям фиксирующих такие объемы приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению или горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма показаний индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии или горячей воды, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, и объемов потребления тепловой энергии или горячей воды, определенных по нормативам потребления коммунальной услуги по отоплению или горячему водоснабжению теми потребителями, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета.
Указанный расчетный способ применяется при определении объема использованного при производстве коммунального ресурса как в случае, когда такой коммунальный ресурс используется исполнителем только при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, так и в случае, когда коммунальный ресурс того вида, который используется исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, также используется исполнителем для предоставления потребителям коммунальной услуги соответствующего вида.
Из смысла приведенных выше норм следует, что в случае, если энергоснабжающая организация поставляет не готовую коммунальную услугу в виде "отопления" и "горячего водоснабжения", а преобразование коммунального ресурса в коммунальную услугу происходит безучастия энергоснабжающей организацией, т.е. с помощью тепловых пунктов находящихся на балансе исполнителя, либо иного лица, то оплата за энергоресурс осуществляется исходя из объема коммунального ресурса, который зафиксирован прибором учета, установленном в тепловом пункте и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Кроме того, из представленной в материалы дела схемы усматривается, что ответчик получает тепловую энергию не на коллекторах производителя, а после ее транспортировки ЦТП по тепловым сетям, находящимся на балансе истца, следовательно, оснований для освобождения ответчика от уплаты стоимости транспортировки тепловой энергии от коллектора до ЦТП не имеются.
Доказательства отсутствия передачи теплоносителя по протяженным общегородским сетям ОАО "МОЭК" ответчик не представил.
Наличие локальной сети третьих лиц между городскими сетями истца и зданием ТСЖ "Первая башня" не исключает факта физического перемещения теплоносителя по городским сетям, подлежащего оплате конечным потребителем по тарифу РЭК.
Отношения по эксплуатации локальной сети и иного теплового оборудования регулируются договором между правообладателем сети и ответчиком с учетом правил гражданского законодательства о свободе договора.
Доводы ответчика о наличии на стороне истца неосновательного обогащения - стоимости транспортировке по сетям третьих лиц, за счет потребителей тепла не подтверждены материалами дела. При этом суд учитывает пояснения сторон, что от протяженности сети стоимость транспортировки не зависит.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчик принимает тепловую энергию и должен ежемесячно оплачивать ее.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, уплачена им при подаче апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 февраля 2014 года по делу N А40-120591/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Н.И.ЛЕВЧЕНКО
Судьи
М.Е.ВЕРСТОВА
Н.В.ЛАВРЕЦКАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)