Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2014 года по делу N А05-7079/2014 (судья Гуляева И.С.),
открытое акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17; ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Каменское" (место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, улица Свободы, дом 1; ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860) (далее - Администрация) о взыскании 50 000 руб. долга за воду, тепловую и электрическую энергию, поставленные в жилые помещения, расположенные по адресам: <...>, в период с августа 2008 года по апрель 2014 года.
Определением суда от 17.06.2014 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 18.07.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 20.08.2014 на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 74, офис 324; ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055) (далее - Общество) и муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, рабочий поселок Каменка, улица Гагарина дом 18; ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126) (далее - Предприятие).
Впоследствии истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований до 317 705 руб. 47 коп., просил взыскать с Администрации 196 713 руб. долга, с Предприятия - 117 940 руб. 51 коп. долга, с Общества - 3062 руб. 45 коп. долга. Уточнение иска судом принято.
Решением суда от 18 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что, несмотря на отсутствие договора, истец оказывал спорные услуги. Договоры с ответчиками на право Компании собирать платежи с населения в спорный период не заключались, следовательно ответчики получали возмещение этих затрат от населения, соответственно они обязаны оплатить оказанные услуги в отсутствие заключенного договора.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как усматривается в материалах дела, муниципальному образованию "Каменское" принадлежат жилые дома в поселке Каменка Мезенского района Архангельской области, в том числе по следующим адресам: улица Молодежная, дом 3; улица Лесная, дом 18а; улица Лукинская, дом 38; улица Норинского, дом 39; улица Лесная, дом 23; улица Октябрьская, дом 2.
Компания осуществляет электро-, тепло-, водоснабжение, указанных жилых домов.
По утверждению Компании Предприятие является управляющей организацией в отношении домов, находящихся по адресам: улица Лукинская, дом 38 и улица Норинского, дом 39; Общество - управляющей компанией в отношении домов, расположенных по адресам: улица Лесная, дом 23 и улица Октябрьская, дом 2. В отношении остальных домов управляющие организации не выбраны.
Поскольку оказанные Компанией в отношении названных домов услуги электро-, тепло-, водоснабжения в полном объеме не оплачены, она обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Из статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На основании статьи 544 указанного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ определено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией и водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Факт поставки тепловой и электрической энергии, а также воды, их объем и размер задолженности ответчиками в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Согласно заявленным Компанией требованиям с Администрации подлежит взысканию задолженность за услуги, оказанные в отношении домов, находящихся по адресам: улица Октябрьская, дом 38; улица Молодежная, дом 3 и улица Лесная, дом 18а.
В силу статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения, муниципального района или городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения данного поселения, муниципального района или городского округа.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
На основании части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Выполнение органом местного самоуправления требований части 4 статьи 161 ЖК РФ вводит в правоотношения по оказанию коммунальных услуг фигуру исполнителя таких услуг в лице управляющей организации, обязанной рассчитываться за поставленные ресурсы. Невыполнение требований названного выше законодательства является основанием возложения бремени последствий потребления населением коммунальных услуг на орган местного самоуправления.
Согласно предъявленному в материалы дела протоколу от 13.01.2012 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 38 по улице Октябрьской Предприятие с 17.02.2012 выбрано управляющей организацией данного дома. До указанного времени управление домом на основании договора от 07.07.2010 осуществляло Общество.
Выбор Предприятия в качестве управляющей организацией в отношении домов, находящихся по адресам: улица Молодежная, дом 3 и улица Лесная, дом 18а, подтвержден протоколами общего собрания собственников помещений данных домов от 27.05.2011 и от 16.07.2010 N 1 соответственно.
Следовательно, так как Общество осуществляло управление домом 38 по улице Октябрьской на основании договора от 07.07.2010, а Предприятие приступило к предоставлению коммунальных услуг потребителям в домах с момента выбора его в качестве управляющей организации (27.05.2011, 16.07.2010), до момента выбора управляющих организаций и при отсутствии решений общих собраний собственников о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации обязанность по уплате долга за оказанные услуги до названных дат возложена на Администрацию.
В подтверждение наличия долга по названным домам представлены карточки расчетов по лицевым счетам Бутаковой Н.В., Ждановой С.Д., Муранец О.А., Илюхина В.П.
При определении подлежащей взысканию с Администрации суммы задолженности апелляционная инстанция, не выходя за пределы заявленных Компанией к Администрации требований, руководствуется установленными выше обстоятельствами выбора управляющих организаций, периодом образования взыскиваемой задолженности, отраженным в карточках расчетов по лицевым счетам, а также положениями статьи 522 ГК РФ, предусматривающей порядок отнесения платежей (при отсутствии назначения платежа он подлежит зачету в счет ранее образовавшейся задолженности).
Кроме того, апелляционной коллегией принято во внимание, что в соответствии с судебными приказами мирового судьи судебного участка Мезенского района от 05.07.2013 и от 06.08.2010 с Бутаковой Н.В. в пользу Компании за оказанные услуги взыскано 24 967 руб. 22 коп. и 16 199 руб. долга.
В связи с этим оснований для повторного взыскания указанных сумм с Администрации не имеется.
В силу изложенного, по расчету судебной коллегии задолженность по домам, расположенным по адресам: улица Октябрьская, дом 38 (по состоянию на 07.07.2010) и улица Молодежная, дом 3 (по состоянию на 26.05.2011) у Администрации перед истцом отсутствует. Ее долг по дому, находящемуся по адресу: улица Лесная, дом 18а, по состоянию на 16.07.2010 составил 4100 руб. 72 коп., в том числе 2117 руб. 04 коп. за водоснабжение и 1983 руб. 68 коп. за теплоснабжение.
Требования истца к Предприятию основаны на наличии долга по домам, расположенным по адресам: улица Лукинская, дом 38 и улица Норинская, дом 39; к Обществу - по домам, находящимся по адресам: улица Лесная, дом 23 и улица Октябрьская, дом 2.
В материалы дела представлен договор от 01.07.2011 управления многоквартирным домом 38 по улице Лукинской, заключенный Предприятием с представителем собственников помещений данного дома. Срок действия данного договора с 01.07.2011.
Кроме того, в дело предъявлены протокол от 16.10.2006 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: улица Норинского, дом 39 и договор управления многоквартирным домом от 15.08.2008, свидетельствующие об избрании Предприятия управляющей организацией в отношении названного дома.
Выбор Общества в качестве управляющей организации в отношении домов, находящихся по адресам: улица Лесная, дом 23 и улица Октябрьская, дом 2, подтвержден договорами управления от 12.05.2010 и от 17.09.2010 соответственно.
Согласно пункту 10.1 договора от 17.09.2010 данный договор вступает в силу с момента его подписания. Исходя из пункта 8.2 договора от 12.05.2010 он заключен сроком с 01.05.2010.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции. действовавшей в спорный период) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании, а не у собственников помещений жилого дома.
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Частью 7 этой статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Из приведенных положений статьи 155 ЖК РФ следует, что получателем платы за коммунальные услуги является управляющая организация.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
В подтверждение наличия долга по домам, находящимся в управлении Предприятия, представлены карточки расчетов по лицевым счетам Бутаковой А.В., Кузнецова П.Г.; по домам, находящимся в управлении Общества - карточки расчетов по лицевым счетам Хибовской А.И., Парыгина И.В.
При определении подлежащих взысканию с Предприятия и Общества сумм задолженности апелляционная инстанция, не выходя за пределы заявленных Компанией к Предприятию и Обществу требований, также руководствуется установленными выше обстоятельствами выбора управляющих организаций, периодом образования взыскиваемой задолженности, отраженным в карточках расчетов по лицевым счетам, а также положениями статьи 522 ГК РФ, предусматривающей порядок отнесения платежей (при отсутствии назначения платежа он подлежит зачету в счет ранее образовавшейся задолженности).
В результате произведенных расчетов, судебной коллегией установлено, что задолженность по домам, расположенным по адресам: улица Лукинская, дом 38 (за период с 01.07.2011) и улица Норинская, дом 39 (за период с 15.08.2008 (согласно требованию истца), у Предприятия составила соответственно по домам 69 211 руб. 03 коп. (в том числе 112 руб. 80 коп. за электроэнергию, 8097 руб. 19 коп. за водоснабжение, 61 001 руб. 04 коп. за теплоснабжение) и 39 116 руб. 09 коп. (в том числе 1841 руб. 25 коп. за электроэнергию, 4052 руб. 66 коп. за водоснабжение и 33 222 руб. 18 коп. за теполоснабжение).
Задолженность Общества перед истцом по домам, находящимся по адресам: улица Лесная, дом 23 (за период с 01.05.2010) и улица Октябрьская, дом 2 (за период с 17.09.2010), составила соответственно 2057 руб. 10 коп. (в том числе 1548 руб. 52 коп. за электроснабжение, 508 руб. 58 коп. за водоснабжение) и 917 руб. 44 коп. (в том числе 347 руб. 42 коп. за электроснабжение и 570 руб. 02 коп. за водоснабжение).
При таких обстоятельствах, требования Компании подлежат частичному удовлетворению: за счет Администрации - в размере 4100 руб. 72 коп., за счет Предприятия - 108 327 руб. 12 коп., за счет Общества - 2974 руб. 54 коп.
В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Доказательств того, что подлежащие взысканию с ответчиков суммы долга ими оплачены либо взысканы с непосредственных потребителей коммунальных ресурсов, в материалы дела не представлено. Также отсутствуют в деле надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что помещения, в которые поставлены ресурсы на указанные суммы, были в спорный период пустующими, о чем истец своевременно уведомлен.
Администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования.
В то же время в силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В силу изложенного, при разрешении настоящего спора следует указать на взыскание денежных средств в сумме 4100 руб. 72 коп. за счет казны публично - правового образования, что соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 N 17).
Таким образом, жалоба истца подлежит частичному удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2014 года по делу N А05-7079/2014 отменить.
Взыскать с администрации муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860) за счет казны муниципального образования "Каменское" в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 4100 руб. 72 коп. долга.
Взыскать с муниципального унитарного предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 108 327 руб. 12 коп. долга.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 2974 руб. 54 коп. долга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860; место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, улица Свободы, дом 1) за счет казны муниципального образования "Каменское" в доход федерального бюджета 120 руб. 85 коп. государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126; место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, рабочий поселок Каменка, улица Гагарина дом 18) в доход федерального бюджета 3189 руб. 33 коп. государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055; место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 74, офис 324) в доход федерального бюджета 87 руб. 55 коп. государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251; место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17) в доход федерального бюджета 3956 руб. 59 коп. государственной пошлины.
Взыскать с администрации муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860) за счет казны муниципального образования "Каменское" в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 25 руб. 85 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с муниципального унитарного предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 682 руб. 03 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 18 руб. 72 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.04.2015 ПО ДЕЛУ N А05-7079/2014
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 апреля 2015 г. по делу N А05-7079/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2015 года.
В полном объеме постановление изготовлено 23 апреля 2015 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Рогатенко Л.Н., судей Тарасовой О.А. и Холминова А.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Саакян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2014 года по делу N А05-7079/2014 (судья Гуляева И.С.),
установил:
открытое акционерное общество "Архангельская областная энергетическая компания" (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17; ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) (далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к администрации муниципального образования "Каменское" (место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, улица Свободы, дом 1; ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860) (далее - Администрация) о взыскании 50 000 руб. долга за воду, тепловую и электрическую энергию, поставленные в жилые помещения, расположенные по адресам: <...>, в период с августа 2008 года по апрель 2014 года.
Определением суда от 17.06.2014 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением от 18.07.2014 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Определением суда от 20.08.2014 на основании статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве соответчиков привлечены общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 74, офис 324; ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055) (далее - Общество) и муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, рабочий поселок Каменка, улица Гагарина дом 18; ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126) (далее - Предприятие).
Впоследствии истец в порядке статьи 49 АПК РФ увеличил размер исковых требований до 317 705 руб. 47 коп., просил взыскать с Администрации 196 713 руб. долга, с Предприятия - 117 940 руб. 51 коп. долга, с Общества - 3062 руб. 45 коп. долга. Уточнение иска судом принято.
Решением суда от 18 ноября 2014 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Компания с решением суда не согласилась, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к тому, что, несмотря на отсутствие договора, истец оказывал спорные услуги. Договоры с ответчиками на право Компании собирать платежи с населения в спорный период не заключались, следовательно ответчики получали возмещение этих затрат от населения, соответственно они обязаны оплатить оказанные услуги в отсутствие заключенного договора.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Предприятие в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как усматривается в материалах дела, муниципальному образованию "Каменское" принадлежат жилые дома в поселке Каменка Мезенского района Архангельской области, в том числе по следующим адресам: улица Молодежная, дом 3; улица Лесная, дом 18а; улица Лукинская, дом 38; улица Норинского, дом 39; улица Лесная, дом 23; улица Октябрьская, дом 2.
Компания осуществляет электро-, тепло-, водоснабжение, указанных жилых домов.
По утверждению Компании Предприятие является управляющей организацией в отношении домов, находящихся по адресам: улица Лукинская, дом 38 и улица Норинского, дом 39; Общество - управляющей компанией в отношении домов, расположенных по адресам: улица Лесная, дом 23 и улица Октябрьская, дом 2. В отношении остальных домов управляющие организации не выбраны.
Поскольку оказанные Компанией в отношении названных домов услуги электро-, тепло-, водоснабжения в полном объеме не оплачены, она обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Из статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) следует, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
На основании статьи 544 указанного Кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 1 статьи 548 ГК РФ определено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией и водой через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Факт поставки тепловой и электрической энергии, а также воды, их объем и размер задолженности ответчиками в порядке статьи 65 АПК РФ не опровергнуты.
Согласно заявленным Компанией требованиям с Администрации подлежит взысканию задолженность за услуги, оказанные в отношении домов, находящихся по адресам: улица Октябрьская, дом 38; улица Молодежная, дом 3 и улица Лесная, дом 18а.
В силу статей 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация в границах поселения, муниципального района или городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения данного поселения, муниципального района или городского округа.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией (часть 2).
На основании части 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Выполнение органом местного самоуправления требований части 4 статьи 161 ЖК РФ вводит в правоотношения по оказанию коммунальных услуг фигуру исполнителя таких услуг в лице управляющей организации, обязанной рассчитываться за поставленные ресурсы. Невыполнение требований названного выше законодательства является основанием возложения бремени последствий потребления населением коммунальных услуг на орган местного самоуправления.
Согласно предъявленному в материалы дела протоколу от 13.01.2012 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома 38 по улице Октябрьской Предприятие с 17.02.2012 выбрано управляющей организацией данного дома. До указанного времени управление домом на основании договора от 07.07.2010 осуществляло Общество.
Выбор Предприятия в качестве управляющей организацией в отношении домов, находящихся по адресам: улица Молодежная, дом 3 и улица Лесная, дом 18а, подтвержден протоколами общего собрания собственников помещений данных домов от 27.05.2011 и от 16.07.2010 N 1 соответственно.
Следовательно, так как Общество осуществляло управление домом 38 по улице Октябрьской на основании договора от 07.07.2010, а Предприятие приступило к предоставлению коммунальных услуг потребителям в домах с момента выбора его в качестве управляющей организации (27.05.2011, 16.07.2010), до момента выбора управляющих организаций и при отсутствии решений общих собраний собственников о внесении платы за коммунальные ресурсы непосредственно ресурсоснабжающей организации обязанность по уплате долга за оказанные услуги до названных дат возложена на Администрацию.
В подтверждение наличия долга по названным домам представлены карточки расчетов по лицевым счетам Бутаковой Н.В., Ждановой С.Д., Муранец О.А., Илюхина В.П.
При определении подлежащей взысканию с Администрации суммы задолженности апелляционная инстанция, не выходя за пределы заявленных Компанией к Администрации требований, руководствуется установленными выше обстоятельствами выбора управляющих организаций, периодом образования взыскиваемой задолженности, отраженным в карточках расчетов по лицевым счетам, а также положениями статьи 522 ГК РФ, предусматривающей порядок отнесения платежей (при отсутствии назначения платежа он подлежит зачету в счет ранее образовавшейся задолженности).
Кроме того, апелляционной коллегией принято во внимание, что в соответствии с судебными приказами мирового судьи судебного участка Мезенского района от 05.07.2013 и от 06.08.2010 с Бутаковой Н.В. в пользу Компании за оказанные услуги взыскано 24 967 руб. 22 коп. и 16 199 руб. долга.
В связи с этим оснований для повторного взыскания указанных сумм с Администрации не имеется.
В силу изложенного, по расчету судебной коллегии задолженность по домам, расположенным по адресам: улица Октябрьская, дом 38 (по состоянию на 07.07.2010) и улица Молодежная, дом 3 (по состоянию на 26.05.2011) у Администрации перед истцом отсутствует. Ее долг по дому, находящемуся по адресу: улица Лесная, дом 18а, по состоянию на 16.07.2010 составил 4100 руб. 72 коп., в том числе 2117 руб. 04 коп. за водоснабжение и 1983 руб. 68 коп. за теплоснабжение.
Требования истца к Предприятию основаны на наличии долга по домам, расположенным по адресам: улица Лукинская, дом 38 и улица Норинская, дом 39; к Обществу - по домам, находящимся по адресам: улица Лесная, дом 23 и улица Октябрьская, дом 2.
В материалы дела представлен договор от 01.07.2011 управления многоквартирным домом 38 по улице Лукинской, заключенный Предприятием с представителем собственников помещений данного дома. Срок действия данного договора с 01.07.2011.
Кроме того, в дело предъявлены протокол от 16.10.2006 N 1 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: улица Норинского, дом 39 и договор управления многоквартирным домом от 15.08.2008, свидетельствующие об избрании Предприятия управляющей организацией в отношении названного дома.
Выбор Общества в качестве управляющей организации в отношении домов, находящихся по адресам: улица Лесная, дом 23 и улица Октябрьская, дом 2, подтвержден договорами управления от 12.05.2010 и от 17.09.2010 соответственно.
Согласно пункту 10.1 договора от 17.09.2010 данный договор вступает в силу с момента его подписания. Исходя из пункта 8.2 договора от 12.05.2010 он заключен сроком с 01.05.2010.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 названного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции. действовавшей в спорный период) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Согласно абзацу седьмому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Таким образом, управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ, в силу закона является исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме, а следовательно, признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией. При этом права и обязанности по такому договору возникают у управляющей компании, а не у собственников помещений жилого дома.
В соответствии с частью 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.
Частью 7 этой статьи предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
Из приведенных положений статьи 155 ЖК РФ следует, что получателем платы за коммунальные услуги является управляющая организация.
Законодательством допускается внесение платежей за все или некоторые коммунальные услуги собственниками помещений (нанимателями жилых помещений) в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям. Однако, внесение платы таким способом признается выполнением собственниками (нанимателями) помещений в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (часть 7.1 статьи 155 ЖК РФ).
Таким образом, получение хозяйствующим субъектом в установленном законом порядке статуса управляющей организации влечет за собой возникновение у нее статуса исполнителя коммунальных услуг с неотъемлемой обязанностью по предоставлению коммунальных услуг конечным потребителям и расчетом за коммунальные ресурсы с ресурсоснабжающими организациями. При изменении порядка оплаты коммунальных услуг (перечислении конечными потребителями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям) схема договорных отношений не меняется и управляющая организация остается лицом, обязанным перед ресурсоснабжающими организациями по оплате поставленных коммунальных ресурсов. В случае управления многоквартирным жилым домом управляющей организацией граждане, перечисляющие соответствующие платежи непосредственно ресурсоснабжающей организации, считаются одновременно исполнившими как свои обязательства перед такой организацией по оплате коммунальных услуг, так и обязательства этой организации перед ресурсоснабжающей организацией по оплате коммунального ресурса.
В подтверждение наличия долга по домам, находящимся в управлении Предприятия, представлены карточки расчетов по лицевым счетам Бутаковой А.В., Кузнецова П.Г.; по домам, находящимся в управлении Общества - карточки расчетов по лицевым счетам Хибовской А.И., Парыгина И.В.
При определении подлежащих взысканию с Предприятия и Общества сумм задолженности апелляционная инстанция, не выходя за пределы заявленных Компанией к Предприятию и Обществу требований, также руководствуется установленными выше обстоятельствами выбора управляющих организаций, периодом образования взыскиваемой задолженности, отраженным в карточках расчетов по лицевым счетам, а также положениями статьи 522 ГК РФ, предусматривающей порядок отнесения платежей (при отсутствии назначения платежа он подлежит зачету в счет ранее образовавшейся задолженности).
В результате произведенных расчетов, судебной коллегией установлено, что задолженность по домам, расположенным по адресам: улица Лукинская, дом 38 (за период с 01.07.2011) и улица Норинская, дом 39 (за период с 15.08.2008 (согласно требованию истца), у Предприятия составила соответственно по домам 69 211 руб. 03 коп. (в том числе 112 руб. 80 коп. за электроэнергию, 8097 руб. 19 коп. за водоснабжение, 61 001 руб. 04 коп. за теплоснабжение) и 39 116 руб. 09 коп. (в том числе 1841 руб. 25 коп. за электроэнергию, 4052 руб. 66 коп. за водоснабжение и 33 222 руб. 18 коп. за теполоснабжение).
Задолженность Общества перед истцом по домам, находящимся по адресам: улица Лесная, дом 23 (за период с 01.05.2010) и улица Октябрьская, дом 2 (за период с 17.09.2010), составила соответственно 2057 руб. 10 коп. (в том числе 1548 руб. 52 коп. за электроснабжение, 508 руб. 58 коп. за водоснабжение) и 917 руб. 44 коп. (в том числе 347 руб. 42 коп. за электроснабжение и 570 руб. 02 коп. за водоснабжение).
При таких обстоятельствах, требования Компании подлежат частичному удовлетворению: за счет Администрации - в размере 4100 руб. 72 коп., за счет Предприятия - 108 327 руб. 12 коп., за счет Общества - 2974 руб. 54 коп.
В удовлетворении остальной части иска следует отказать.
Доказательств того, что подлежащие взысканию с ответчиков суммы долга ими оплачены либо взысканы с непосредственных потребителей коммунальных ресурсов, в материалы дела не представлено. Также отсутствуют в деле надлежащие доказательства, свидетельствующие о том, что помещения, в которые поставлены ресурсы на указанные суммы, были в спорный период пустующими, о чем истец своевременно уведомлен.
Администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования.
В то же время в силу статьи 102 Бюджетного кодекса Российской Федерации долговые обязательства муниципального образования полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности муниципального образования имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета.
В силу изложенного, при разрешении настоящего спора следует указать на взыскание денежных средств в сумме 4100 руб. 72 коп. за счет казны публично - правового образования, что соответствует разъяснениям, данным в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2009 N 17).
Таким образом, жалоба истца подлежит частичному удовлетворению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям в порядке статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18 ноября 2014 года по делу N А05-7079/2014 отменить.
Взыскать с администрации муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860) за счет казны муниципального образования "Каменское" в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 4100 руб. 72 коп. долга.
Взыскать с муниципального унитарного предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 108 327 руб. 12 коп. долга.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 2974 руб. 54 коп. долга.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с администрации муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860; место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, поселок Каменка, улица Свободы, дом 1) за счет казны муниципального образования "Каменское" в доход федерального бюджета 120 руб. 85 коп. государственной пошлины.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126; место нахождения: 164762, Архангельская область, Мезенский район, рабочий поселок Каменка, улица Гагарина дом 18) в доход федерального бюджета 3189 руб. 33 коп. государственной пошлины.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055; место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Новгородский, дом 74, офис 324) в доход федерального бюджета 87 руб. 55 коп. государственной пошлины.
Взыскать с открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251; место нахождения: 163000, Архангельская область, город Архангельск, улица Попова, дом 17) в доход федерального бюджета 3956 руб. 59 коп. государственной пошлины.
Взыскать с администрации муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1052930020934, ИНН 2917002860) за счет казны муниципального образования "Каменское" в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 25 руб. 85 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с муниципального унитарного предприятие "Жилищно-эксплуатационное управление муниципального образования "Каменское" (ОГРН 1062930012474, ИНН 2917003126) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 682 руб. 03 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Уют" (ОГРН 1102901001279, ИНН 2901200055) в пользу открытого акционерного общества "Архангельская областная энергетическая компания" (ОГРН 1082901006165, ИНН 2901179251) 18 руб. 72 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Н.РОГАТЕНКО
Л.Н.РОГАТЕНКО
Судьи
О.А.ТАРАСОВА
А.А.ХОЛМИНОВ
О.А.ТАРАСОВА
А.А.ХОЛМИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)