Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от ответчика: не явился - извещен
от 3-го лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10717/2015) ООО "Поларсип Петрозаводск" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.03.2015 по делу N А26-7717/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "Поларсип Петрозаводск"
к Администрации Петрозаводского городского округа
3-е лицо: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
о признании незаконным отказа на ввод объекта в эксплуатацию
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поларсип Петрозаводск" (ОГРН: 1101001000572, место нахождения: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 21, оф. 84, далее - заявитель, Общество, ООО "Поларсип Петрозаводск") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа (место нахождения: 185002, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, далее - ответчик, Администрация) на ввод объекта в эксплуатацию, выраженного в письме от 02.09.2014 N 5.3.2-12/637.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство).
Решением суда от 18.05.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Поларсип Петрозаводск" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, Администрация, в нарушение части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказывая Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не указала ни одно из оснований для такого отказа, предусмотренных названной нормой. Общество также ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014. По мнению подателя жалобы, данным судебным актом установлено, что фактически Министерство проверяло ход строительных работ уже в 2013 году, что подтверждается актом внеплановой выездной проверки от 03.07.2013 N 02/13. Кроме того, по мнению Общества, в компетенцию Администрации не входит оценка законности заключения Министерства от 16.06.2014 N 44/14.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация выдала ООО "Поларсип Петрозаводск" разрешение на строительство 23.08.2010 N RU 10301000 121/10, в соответствии с которым Обществу разрешена реконструкция нежилого здания N 36а по улице Жуковского под многоквартирный жилой дом в городе Петрозаводске" общей площадью после реконструкции - 1180 кв. м, этажность - 3, по адресу: город Петрозаводск, улица Жуковского, 36а.
24.11.2011 Администрацией произведена перерегистрация разрешения в связи с корректировкой, согласно которому разрешена реконструкция нежилого здания N 36а по улице Жуковского под многоквартирный жилой дом в городе Петрозаводске" (1-я и 2-я очереди строительства согласно приложению N 1) общей площадью квартир - 2105.72 кв. м, этажность - 3, по адресу: город Петрозаводск, улица Жуковского, 36а. Данное разрешение на строительство продлевалось 11.12.2012, 15.04.2013, после чего 22.04.2013 было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении 1-й очереди строительства указанного выше многоквартирного дома.
Впоследствии, в связи с принятым решением об изменении параметров строительства (строительство 4-этажного жилого дома, а не 3-этажного дома с техническим этажом), Обществом было получено заключение негосударственной экспертизы проектной документации N 6-1-1-0046-13 от 05.04.2013, составленного НП "Саморегулируемая организация по строительству и защите от природных и техногенных рисков".
20.08.2013 Общество получило разрешение на строительство N RU 10301000-121-6/10 от 20.08.2013, в соответствии с которым было предусмотрено строительство 4-этажного жилого дома.
06.09.2013 ООО "Поларсип Петрозаводск" уведомило Инспекцию регионального государственного строительного надзора Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Инспекция) о выдаче измененного разрешения на строительство и предоставило пакет документов, предусмотренный частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также уведомление о начале реконструкции в соответствии с выданным разрешением на строительство.
Указанные обстоятельства явились основанием для проведения Инспекцией 24.09.2013 проверки данного объекта, по результатам которой был составлен акт N 130/13.
В ходе проверки было установлено, что по состоянию на 24.09.2013 на объекте выполнены работы 2-й очереди реконструкции: построены секции 2 и 3, четвертый этаж секции 1, смонтирована система отопления, ведутся отделочные работы.
Инспекция указала, что извещение о начале реконструкции представлено с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
03.10.2013 Инспекцией принято решение N 54/13 об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации с указанием того, что осуществление государственного строительного надзора невозможно в связи с фактическим окончанием основных работ по строительству.
Полагая данный отказ со стороны Инспекции незаконным, ООО "Поларсип Петрозаводск" оспорило его в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014 заявление Общества удовлетворено частично, признано незаконным, как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, принятое Инспекцией решение от 03.10.2013 N 54/13 об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Кроме того, на Министерство возложена обязанность осуществить государственный строительный надзор объекта "Реконструкция нежилого здания N 36а по улице Жуковского под многоквартирный жилой дом в городе Петрозаводске" 2-я очередь.
Вместе с тем, исполняя указанное решение суда, Министерство выдало Обществу заключение N 44/14 от 16.06.2014, в котором указало, что на объекте капитального строительства "Реконструкция нежилого здания N 36-а по ул. Жуковского под многоквартирный жилой дом в г. Петрозаводске" (начало строительства - февраль 2011 года, в соответствии с общим журналом работ; окончание строительства - декабрь 2013 года, в соответствии с общим журналом работ) отделочные работы и монтаж сантехнического оборудования, отраженные в общем журнале работ и выполненные после 06.09.2013 - даты подачи ООО "Поларсип Петрозаводск" извещения о начале строительства, соответствуют проектной документации, разработанной ООО "НТО Крейт", шифр 10/063, а также строительным нормам и правилам. А также указано, что в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014, заключение распространяется только на работы, выполненные на объекте с 06.09.2013, ранее выполненные работы не освидетельствованы ввиду их выполнения до начала осуществления государственного строительного надзора.
ООО "Поларсип Петрозаводск" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, представив соответствующие документы.
02.09.2014 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта "Реконструкция нежилого здания N 36-а по ул. Жуковского под многоквартирный жилой дом в г. Петрозаводске". В письме N 5.3.2-12/637 указала, что Обществу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине отсутствия документов, поименованных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме того, Администрация в названном письме указала на то, что выданное Министерством заключение N 44/14 от 16.06.2014 не является документом, указанным в пункте 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как подтверждает соответствие установленным требованиям только части строительных работ (отделочные работы и монтаж сантехнического оборудования), выполненных на объекте, а не объекта в целом.
ООО "Поларсип Петрозаводск" полагая, что указанный отказ Администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования Общества, суд первой инстанции исходил из правомерности отказа Администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Частью 3 статьи 55 ГрК РФ предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К таким документам, в числе прочих, отнесено заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (пункт 9).
Орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в отношении построенного объекта в соответствии со статьями 49 и 54 ГрК РФ предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, в связи с чем для получения разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию необходимо предоставление ЗОС.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из частей 1 и 2 статьи 49 ГрК РФ следует, что подлежит государственной экспертизе проектная документация многоквартирного жилого дома с количеством этажей более трех.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение N 54).
Согласно пункту 5 Положения N 54 в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 54 государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
В силу положений пункта 10 Положения N 54 проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Пунктом 13 Положения N 54 предусмотрено, что для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
Пунктом 14 Положения N 54 установлено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
Согласно пункту 16 Положения N 54 после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
При этом пунктом 17 Положения N 54 установлено, что орган государственного строительного надзора выдает соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Вместе с тем, орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 18 Положения N 54).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 утвержден и введен в действие Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006) (далее - Порядок проведения проверок).
Застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В извещении о начале строительства, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства указываются сведения: о застройщике или заказчике; об объекте капитального строительства; о разрешении на строительство; о заключении государственной экспертизы проектной документации; о дате начала и окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства; перечень прилагаемых к извещению документов (пункт 5 Порядка проведения проверок).
Извещение, указанное в пункте 5 настоящего Порядка, с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение 7 рабочих дней с даты получения такого извещения.
В программе проведения проверок указываются следующие сведения:
а) наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства объекта капитального строительства, предусмотренным пунктом 6 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проект организации строительства объекта капитального строительства);
б) предмет каждой проверки;
в) примерная дата проведения каждой проверки, определяемая на основании данных проекта организации строительства объекта капитального строительства;
г) ориентировочные затраты времени должностного лица органа государственного строительного надзора на проведение каждой проверки;
д) иные сведения, необходимые для проведения должностным лицом органа государственного строительного надзора проверок (пункт 6 Порядка проведения проверок).
При проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора осуществляет следующие действия:
а) рассматривает представленные застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов (изделий);
б) проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения) и примененных строительных материалов (изделий) (далее - выполненные работы);
в) оформляет результаты проведенной проверки выполненных работ;
г) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Последовательность действий, предусмотренных подпунктами "а", "б" настоящего пункта, определяется должностным лицом органа государственного строительного надзора самостоятельно (пункт 11 Порядка проведения проверок).
Должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 настоящего Порядка проверяет следующие документы, в том числе:
а) общий и (или) специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
б) исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
в) акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов;
е) документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (пункт 12 Порядка проведения проверок).
Должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 настоящего Порядка посредством визуального осмотра проверяет:
а) соблюдение требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации применительно к выполненным работам;
б) устранение нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
в) соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора (пункт 13 Порядка проведения проверок).
Сведения о результатах проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ (пункт 14 Порядка проведения проверок).
Проверки могут быть сопряжены с проведением органом государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий) (пункт 20 Порядка проведения проверок).
Экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания проводятся в присутствии застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, должностного лица органа государственного строительного надзора.
Застройщик или заказчик обязан обеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, условия для проведения соответствующих экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний (пункт 23 Порядке проведения проверок).
Согласно пунктам 25 и 26 Порядка проведения проверок итоговая проверка назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Указанное извещение направляется застройщиком или заказчиком после фактического окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий).
При проведении итоговый проверки должен соблюдаться порядок проведения проверки, предусмотренный главой III настоящего Порядка, и учитываться следующее:
а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия);
б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что из заключения ЗАО ТАПМ "Петрозаводскархпроект" следует, что проект выполнен в две стадии - Проектная документация, Рабочая документация. Выполнен также проект металлических конструкций надстройки секции N 1 и секций N 2 и N 3 на стадии КМД. Проектные работы выполнялись с марта 2010 года по март 2011 года. Проектом предусматривалось строительство четырехэтажного жилого дома, состоящего из трех секций по этапам. Первым этапом предполагалась реконструкция двухэтажного здания бывшего детского сада с надстройкой двух этажей и вторым этапом строительство двух пристроек (том 2, листы дела 100 - 112). Проектная документация на реконструкцию была выполнена в июле 2010 года. Затем по заданию ООО "Поларсип Петрозаводск" выполнена корректировка проекта - четвертый этаж в трех секциях переоборудован в нежилые чердачные помещения, при этом сохранены все конструктивные элементы четырехэтажного здания для возможности в перспективе восстановления на четвертом уровне жилого этажа. Заказчиком получено разрешение на первый этап реконструкции объекта в трехэтажный жилой дом, строительные работы начаты в августе 2010 года. В ходе строительства объекта выполнялась корректировка проекта по заданию ООО "Поларсип Петрозаводск", корректировка проекта выполнялась с целью изменения местоположения теплового пункта и перепланировки жилой квартиры на первом этаже секции N 1 - расширение за счет присоединения помещения в котором ранее предполагалось разместить тепловой пункт. Тепловой пункт был размещен в подвале секции N 2. В ноябре - декабре 2012 года по заданию ООО "Поларсип Петрозаводск" выполнена корректировка проекта - восстановлено первоначальное проектное решение, помещения четвертого уровня переоборудуются в жилые квартиры, здание становится четырехэтажным. В январе - апреле 2013 года выполнена экспертиза проекта. Экспертиза проектной документации выполнена Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация по строительству и защите от природных и техногенных рисков" (НП "СРО РОСС"). Экспертная организация выдала Положительное заключение за N 6-1-1-0046-13 от 05.04.2013. В апреле 2013 года сдана в эксплуатацию секция N 1 с тремя жилыми этажами. Заказчиком получено разрешение на реконструкцию объекта под четырехэтажный жилой дом в августе 2013 года, начаты работы по оборудованию жилых квартир на четвертом этаже здания. Экспертная оценка выполнялась путем визуального осмотра конструктивных элементов здания, изучения материалов проектно-изыскательской и экспертной документации, исполнительной документации объекта, имеющихся фотоматериалов фиксации строительных работ.
Между тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции, данное заключение экспертизы подготовлено только в отношении построенных строительных конструкций жилого дома.
Более того, общие журналы работ не содержат сведения о государственном строительном надзоре.
Разрешение N RU 10301000-121-6/10 на строительство четырехэтажного жилого дома выдано Обществу Администрацией 20.08.2013. Согласно общим журналам работ в августе 2013 года на объекте производились отделочные работы в секциях 1 - 3, окраска фасадов, завершающие работы на фасаде, работы по благоустройству, окраска лестничных клеток, уборка территории. С 30.08.2013 работы были приостановлены в связи с осуществлением контроля за объектом.
Уведомление о выдаче измененного разрешения на строительство четырехэтажного дома было представлено Обществом в Министерство 06.09.2013. Согласно общему журналу работ с 16.09.2013 на объекте выполнялись работы по уборке помещений и территории от строительного мусора; шпатлевание потолков четвертого этажа; облицовка стен кафельной плиткой, укладка кафеля на пол в санузлах четвертого этажа; окраска стен, дверей, труб отопления, потолков четвертого этажа; монтаж сантехнического оборудования, электрических розеток, выключателей, плафонов на четвертом этаже; установка обналичников дверей, замков, ручек; устранение замечаний по внутренней отделке помещений; мытье окон, сантехоборудования; финишные отделочные работы по квартирам, уборка помещений.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение правил и порядка, установленных Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, и Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Обществом в числе требуемых документов не были представлены документы, которые бы подтверждали соответствие построенного объекта капитального строительства установленным нормативным требованиям и проектной документации и подписанные представителем организации, осуществляющей государственный строительный надзор (пункт 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следовательно, в силу части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судебная коллегия признает не обоснованной ссылку подателя жалобы на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014, поскольку, как видно из мотивировочной части названного решения, суд отказал Обществу в удовлетворении требования об обязании Инспекции выдать заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации в отношении ООО "Поларсип Петрозаводск" - здания, расположенного по адресу: город Петрозаводск, улица Жуковского, 36а, в связи с тем, что суд не может подменять собой инспекцию госстройнадзора, и без проведения государственного строительного надзора обязать выдать ее положительное заключение.
Доводы ООО "Поларсип Петрозаводск" о том, что фактически государственный строительный надзор осуществлялся еще до подачи Обществом 06.09.2014 уведомления о получении измененного разрешения на строительство, аналогичны доводам, изложенным Обществом в суде первой инстанции, были полно и всесторонне исследованы судом и обоснованно отклонены. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, сделанных по существу рассмотренного дела.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 марта 2015 года по делу N А26-7717/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Поларсип Петрозаводск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 30.06.2015 N 13АП-10717/2015 ПО ДЕЛУ N А26-7717/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 2015 г. по делу N А26-7717/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 30 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Протас Н.И.
судей Есиповой О.И., Толкунова В.М.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: не явился - извещен
от ответчика: не явился - извещен
от 3-го лица: не явился - извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-10717/2015) ООО "Поларсип Петрозаводск" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 13.03.2015 по делу N А26-7717/2014 (судья Цыба И.С.), принятое
по заявлению ООО "Поларсип Петрозаводск"
к Администрации Петрозаводского городского округа
3-е лицо: Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия
о признании незаконным отказа на ввод объекта в эксплуатацию
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Поларсип Петрозаводск" (ОГРН: 1101001000572, место нахождения: 185026, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ровио, д. 21, оф. 84, далее - заявитель, Общество, ООО "Поларсип Петрозаводск") обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Петрозаводского городского округа (место нахождения: 185002, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 2, далее - ответчик, Администрация) на ввод объекта в эксплуатацию, выраженного в письме от 02.09.2014 N 5.3.2-12/637.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Министерство).
Решением суда от 18.05.2015 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Поларсип Петрозаводск" направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить. По мнению подателя жалобы, Администрация, в нарушение части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказывая Обществу в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, не указала ни одно из оснований для такого отказа, предусмотренных названной нормой. Общество также ссылается на вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014. По мнению подателя жалобы, данным судебным актом установлено, что фактически Министерство проверяло ход строительных работ уже в 2013 году, что подтверждается актом внеплановой выездной проверки от 03.07.2013 N 02/13. Кроме того, по мнению Общества, в компетенцию Администрации не входит оценка законности заключения Министерства от 16.06.2014 N 44/14.
Стороны, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Администрация выдала ООО "Поларсип Петрозаводск" разрешение на строительство 23.08.2010 N RU 10301000 121/10, в соответствии с которым Обществу разрешена реконструкция нежилого здания N 36а по улице Жуковского под многоквартирный жилой дом в городе Петрозаводске" общей площадью после реконструкции - 1180 кв. м, этажность - 3, по адресу: город Петрозаводск, улица Жуковского, 36а.
24.11.2011 Администрацией произведена перерегистрация разрешения в связи с корректировкой, согласно которому разрешена реконструкция нежилого здания N 36а по улице Жуковского под многоквартирный жилой дом в городе Петрозаводске" (1-я и 2-я очереди строительства согласно приложению N 1) общей площадью квартир - 2105.72 кв. м, этажность - 3, по адресу: город Петрозаводск, улица Жуковского, 36а. Данное разрешение на строительство продлевалось 11.12.2012, 15.04.2013, после чего 22.04.2013 было выдано разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении 1-й очереди строительства указанного выше многоквартирного дома.
Впоследствии, в связи с принятым решением об изменении параметров строительства (строительство 4-этажного жилого дома, а не 3-этажного дома с техническим этажом), Обществом было получено заключение негосударственной экспертизы проектной документации N 6-1-1-0046-13 от 05.04.2013, составленного НП "Саморегулируемая организация по строительству и защите от природных и техногенных рисков".
20.08.2013 Общество получило разрешение на строительство N RU 10301000-121-6/10 от 20.08.2013, в соответствии с которым было предусмотрено строительство 4-этажного жилого дома.
06.09.2013 ООО "Поларсип Петрозаводск" уведомило Инспекцию регионального государственного строительного надзора Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Республики Карелия (далее - Инспекция) о выдаче измененного разрешения на строительство и предоставило пакет документов, предусмотренный частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также уведомление о начале реконструкции в соответствии с выданным разрешением на строительство.
Указанные обстоятельства явились основанием для проведения Инспекцией 24.09.2013 проверки данного объекта, по результатам которой был составлен акт N 130/13.
В ходе проверки было установлено, что по состоянию на 24.09.2013 на объекте выполнены работы 2-й очереди реконструкции: построены секции 2 и 3, четвертый этаж секции 1, смонтирована система отопления, ведутся отделочные работы.
Инспекция указала, что извещение о начале реконструкции представлено с нарушением срока, установленного частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно, не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
03.10.2013 Инспекцией принято решение N 54/13 об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации с указанием того, что осуществление государственного строительного надзора невозможно в связи с фактическим окончанием основных работ по строительству.
Полагая данный отказ со стороны Инспекции незаконным, ООО "Поларсип Петрозаводск" оспорило его в арбитражном суде.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014 заявление Общества удовлетворено частично, признано незаконным, как не соответствующее Градостроительному кодексу Российской Федерации, принятое Инспекцией решение от 03.10.2013 N 54/13 об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации. Кроме того, на Министерство возложена обязанность осуществить государственный строительный надзор объекта "Реконструкция нежилого здания N 36а по улице Жуковского под многоквартирный жилой дом в городе Петрозаводске" 2-я очередь.
Вместе с тем, исполняя указанное решение суда, Министерство выдало Обществу заключение N 44/14 от 16.06.2014, в котором указало, что на объекте капитального строительства "Реконструкция нежилого здания N 36-а по ул. Жуковского под многоквартирный жилой дом в г. Петрозаводске" (начало строительства - февраль 2011 года, в соответствии с общим журналом работ; окончание строительства - декабрь 2013 года, в соответствии с общим журналом работ) отделочные работы и монтаж сантехнического оборудования, отраженные в общем журнале работ и выполненные после 06.09.2013 - даты подачи ООО "Поларсип Петрозаводск" извещения о начале строительства, соответствуют проектной документации, разработанной ООО "НТО Крейт", шифр 10/063, а также строительным нормам и правилам. А также указано, что в соответствии с решением Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014, заключение распространяется только на работы, выполненные на объекте с 06.09.2013, ранее выполненные работы не освидетельствованы ввиду их выполнения до начала осуществления государственного строительного надзора.
ООО "Поларсип Петрозаводск" обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, представив соответствующие документы.
02.09.2014 Администрация отказала Обществу в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта "Реконструкция нежилого здания N 36-а по ул. Жуковского под многоквартирный жилой дом в г. Петрозаводске". В письме N 5.3.2-12/637 указала, что Обществу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию по причине отсутствия документов, поименованных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а именно:
- отсутствует заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Кроме того, Администрация в названном письме указала на то, что выданное Министерством заключение N 44/14 от 16.06.2014 не является документом, указанным в пункте 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как подтверждает соответствие установленным требованиям только части строительных работ (отделочные работы и монтаж сантехнического оборудования), выполненных на объекте, а не объекта в целом.
ООО "Поларсип Петрозаводск" полагая, что указанный отказ Администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требования Общества, суд первой инстанции исходил из правомерности отказа Администрации в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с отсутствием заключения органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.
Из положений статей 197, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Частью 3 статьи 55 ГрК РФ предусмотрен перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. К таким документам, в числе прочих, отнесено заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации (пункт 9).
Орган, выдавший разрешение на строительство, обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, либо отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, в течение десяти дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязан обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Частью 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию являются отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство, несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что в отношении построенного объекта в соответствии со статьями 49 и 54 ГрК РФ предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, в связи с чем для получения разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию необходимо предоставление ЗОС.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора.
Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Из частей 1 и 2 статьи 49 ГрК РФ следует, что подлежит государственной экспертизе проектная документация многоквартирного жилого дома с количеством этажей более трех.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (далее - Положение N 54).
Согласно пункту 5 Положения N 54 в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, то органом государственного строительного надзора в рамках государственного строительного надзора осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, государственный экологический надзор.
В соответствии с пунктом 8 Положения N 54 государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
В силу положений пункта 10 Положения N 54 проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение:
а) при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования;
б) при реконструкции - требований к выполнению работ по подготовке объекта капитального строительства для реконструкции в случае изменения параметров объекта капитального строительства, его частей, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства (за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов), а также требований к выполнению работ по изменению параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Пунктом 13 Положения N 54 предусмотрено, что для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ (далее - общие и (или) специальные журналы), исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (далее - нарушения), а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением (назначением) органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
Пунктом 14 Положения N 54 установлено, что при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
Согласно пункту 16 Положения N 54 после завершения строительства, реконструкции объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка, по результатам которой оцениваются выполненные работы и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
При этом пунктом 17 Положения N 54 установлено, что орган государственного строительного надзора выдает соответствующее заключение, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства не были допущены нарушения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, либо такие нарушения были устранены до даты выдачи заключения о соответствии.
Вместе с тем, орган государственного строительного надзора отказывает в выдаче заключения о соответствии, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства были допущены нарушения соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и такие нарушения не были устранены до даты выдачи заключения о соответствии (пункт 18 Положения N 54).
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129 утвержден и введен в действие Порядок проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006) (далее - Порядок проведения проверок).
Застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В извещении о начале строительства, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства указываются сведения: о застройщике или заказчике; об объекте капитального строительства; о разрешении на строительство; о заключении государственной экспертизы проектной документации; о дате начала и окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства; перечень прилагаемых к извещению документов (пункт 5 Порядка проведения проверок).
Извещение, указанное в пункте 5 настоящего Порядка, с прилагаемыми к нему документами является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок в течение 7 рабочих дней с даты получения такого извещения.
В программе проведения проверок указываются следующие сведения:
а) наименование работ, подлежащих проверке, определяемых в соответствии с проектом организации строительства объекта капитального строительства, предусмотренным пунктом 6 части 12 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - проект организации строительства объекта капитального строительства);
б) предмет каждой проверки;
в) примерная дата проведения каждой проверки, определяемая на основании данных проекта организации строительства объекта капитального строительства;
г) ориентировочные затраты времени должностного лица органа государственного строительного надзора на проведение каждой проверки;
д) иные сведения, необходимые для проведения должностным лицом органа государственного строительного надзора проверок (пункт 6 Порядка проведения проверок).
При проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора осуществляет следующие действия:
а) рассматривает представленные застройщиком, заказчиком, лицом, осуществляющим строительство, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения), а также применением строительных материалов (изделий);
б) проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения) и примененных строительных материалов (изделий) (далее - выполненные работы);
в) оформляет результаты проведенной проверки выполненных работ;
г) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
Последовательность действий, предусмотренных подпунктами "а", "б" настоящего пункта, определяется должностным лицом органа государственного строительного надзора самостоятельно (пункт 11 Порядка проведения проверок).
Должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 настоящего Порядка проверяет следующие документы, в том числе:
а) общий и (или) специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ;
б) исполнительную документацию, в том числе акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, оказывающих влияние на безопасность, контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также без разборки или повреждения строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
в) акты об устранении нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
г) результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля;
д) документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов;
е) документы, подтверждающие исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (пункт 12 Порядка проведения проверок).
Должностное лицо органа государственного строительного надзора в соответствии с подпунктом "а" пункта 11 настоящего Порядка посредством визуального осмотра проверяет:
а) соблюдение требований технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации применительно к выполненным работам;
б) устранение нарушений (недостатков) применительно к выполненным работам, выявленных ранее при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора;
в) соблюдение запрета приступать к выполнению работ до составления акта об устранении нарушений (недостатков), выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора (пункт 13 Порядка проведения проверок).
Сведения о результатах проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы, в которых ведется учет выполнения работ (пункт 14 Порядка проведения проверок).
Проверки могут быть сопряжены с проведением органом государственного строительного надзора экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов (изделий) (пункт 20 Порядка проведения проверок).
Экспертизы, обследования, лабораторные и иные испытания проводятся в присутствии застройщика или заказчика, лица, осуществляющего строительство, должностного лица органа государственного строительного надзора.
Застройщик или заказчик обязан обеспечить, в том числе через лиц, осуществляющих строительство, условия для проведения соответствующих экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний (пункт 23 Порядке проведения проверок).
Согласно пунктам 25 и 26 Порядка проведения проверок итоговая проверка назначается должностным лицом органа государственного строительного надзора в течение 7 рабочих дней после получения извещения застройщика или заказчика об окончании строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Указанное извещение направляется застройщиком или заказчиком после фактического окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, устранения всех нарушений, допущенных при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, оформления исполнительной документации, связанной с выполнением всех работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, а также применением строительных материалов (изделий).
При проведении итоговый проверки должен соблюдаться порядок проведения проверки, предусмотренный главой III настоящего Порядка, и учитываться следующее:
а) визуальному осмотру подлежит построенный, реконструированный, отремонтированный объект капитального строительства в полном объеме (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения и примененные строительные материалы (изделия);
б) проверке подлежат все акты (предписания, извещения) об устранении нарушений (недостатков), выявленных при осуществлении государственного строительного надзора и проведении строительного контроля.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что из заключения ЗАО ТАПМ "Петрозаводскархпроект" следует, что проект выполнен в две стадии - Проектная документация, Рабочая документация. Выполнен также проект металлических конструкций надстройки секции N 1 и секций N 2 и N 3 на стадии КМД. Проектные работы выполнялись с марта 2010 года по март 2011 года. Проектом предусматривалось строительство четырехэтажного жилого дома, состоящего из трех секций по этапам. Первым этапом предполагалась реконструкция двухэтажного здания бывшего детского сада с надстройкой двух этажей и вторым этапом строительство двух пристроек (том 2, листы дела 100 - 112). Проектная документация на реконструкцию была выполнена в июле 2010 года. Затем по заданию ООО "Поларсип Петрозаводск" выполнена корректировка проекта - четвертый этаж в трех секциях переоборудован в нежилые чердачные помещения, при этом сохранены все конструктивные элементы четырехэтажного здания для возможности в перспективе восстановления на четвертом уровне жилого этажа. Заказчиком получено разрешение на первый этап реконструкции объекта в трехэтажный жилой дом, строительные работы начаты в августе 2010 года. В ходе строительства объекта выполнялась корректировка проекта по заданию ООО "Поларсип Петрозаводск", корректировка проекта выполнялась с целью изменения местоположения теплового пункта и перепланировки жилой квартиры на первом этаже секции N 1 - расширение за счет присоединения помещения в котором ранее предполагалось разместить тепловой пункт. Тепловой пункт был размещен в подвале секции N 2. В ноябре - декабре 2012 года по заданию ООО "Поларсип Петрозаводск" выполнена корректировка проекта - восстановлено первоначальное проектное решение, помещения четвертого уровня переоборудуются в жилые квартиры, здание становится четырехэтажным. В январе - апреле 2013 года выполнена экспертиза проекта. Экспертиза проектной документации выполнена Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация по строительству и защите от природных и техногенных рисков" (НП "СРО РОСС"). Экспертная организация выдала Положительное заключение за N 6-1-1-0046-13 от 05.04.2013. В апреле 2013 года сдана в эксплуатацию секция N 1 с тремя жилыми этажами. Заказчиком получено разрешение на реконструкцию объекта под четырехэтажный жилой дом в августе 2013 года, начаты работы по оборудованию жилых квартир на четвертом этаже здания. Экспертная оценка выполнялась путем визуального осмотра конструктивных элементов здания, изучения материалов проектно-изыскательской и экспертной документации, исполнительной документации объекта, имеющихся фотоматериалов фиксации строительных работ.
Между тем, как обоснованно установлено судом первой инстанции, данное заключение экспертизы подготовлено только в отношении построенных строительных конструкций жилого дома.
Более того, общие журналы работ не содержат сведения о государственном строительном надзоре.
Разрешение N RU 10301000-121-6/10 на строительство четырехэтажного жилого дома выдано Обществу Администрацией 20.08.2013. Согласно общим журналам работ в августе 2013 года на объекте производились отделочные работы в секциях 1 - 3, окраска фасадов, завершающие работы на фасаде, работы по благоустройству, окраска лестничных клеток, уборка территории. С 30.08.2013 работы были приостановлены в связи с осуществлением контроля за объектом.
Уведомление о выдаче измененного разрешения на строительство четырехэтажного дома было представлено Обществом в Министерство 06.09.2013. Согласно общему журналу работ с 16.09.2013 на объекте выполнялись работы по уборке помещений и территории от строительного мусора; шпатлевание потолков четвертого этажа; облицовка стен кафельной плиткой, укладка кафеля на пол в санузлах четвертого этажа; окраска стен, дверей, труб отопления, потолков четвертого этажа; монтаж сантехнического оборудования, электрических розеток, выключателей, плафонов на четвертом этаже; установка обналичников дверей, замков, ручек; устранение замечаний по внутренней отделке помещений; мытье окон, сантехоборудования; финишные отделочные работы по квартирам, уборка помещений.
Таким образом, является обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие соблюдение правил и порядка, установленных Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, и Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006), утвержденного Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 N 1129.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку Обществом в числе требуемых документов не были представлены документы, которые бы подтверждали соответствие построенного объекта капитального строительства установленным нормативным требованиям и проектной документации и подписанные представителем организации, осуществляющей государственный строительный надзор (пункт 9 части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации), следовательно, в силу части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации указанное обстоятельство является основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Судебная коллегия признает не обоснованной ссылку подателя жалобы на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.04.2014 по делу N А26-664/2014, поскольку, как видно из мотивировочной части названного решения, суд отказал Обществу в удовлетворении требования об обязании Инспекции выдать заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации в отношении ООО "Поларсип Петрозаводск" - здания, расположенного по адресу: город Петрозаводск, улица Жуковского, 36а, в связи с тем, что суд не может подменять собой инспекцию госстройнадзора, и без проведения государственного строительного надзора обязать выдать ее положительное заключение.
Доводы ООО "Поларсип Петрозаводск" о том, что фактически государственный строительный надзор осуществлялся еще до подачи Обществом 06.09.2014 уведомления о получении измененного разрешения на строительство, аналогичны доводам, изложенным Обществом в суде первой инстанции, были полно и всесторонне исследованы судом и обоснованно отклонены. Апелляционный суд не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отклоняются апелляционным судом как не опровергающие правильность выводов суда первой инстанции, сделанных по существу рассмотренного дела.
Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не является процессуальным основанием отмены судебного акта, принятого с соблюдением норм материального и процессуального права.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, апелляционный суд не усматривает оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18 марта 2015 года по делу N А26-7717/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Поларсип Петрозаводск" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
Н.И.ПРОТАС
Судьи
О.И.ЕСИПОВА
В.М.ТОЛКУНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)