Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2014 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-21017/2014
по исковому заявлению администрации Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053455072252, ИНН 3403020608) к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) о взыскании 2 855 864 руб. 67 коп., с участием третьих лиц: Министерства финансов Волгоградской области, областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор",
установил:
администрация Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс, ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 3 168 460 руб. 89 коп. в качестве убытков, возникших в связи с неисполнением Миндортрансом обязательств по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный номер - N 244-13) "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Определением от 23.06.2014 суд привлек в качестве надлежащего ответчика по делу Волгоградскую область в лице Миндортранса как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области (определением от 23.06.2014) и Областное государственное унитарное предприятие (ОГУП) "Волгоградавтодор" (определением от 11.07.2014).
В судебном заседании 20.08.2014 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил предмет иска и уменьшил взыскиваемую сумму; просит взыскать с ответчика 2 855 864 руб. 67 коп. как основной долг по Соглашению от 13.05.2013 N 244-13.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014, исковые требования удовлетворены частично: с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу администрации Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области взыскана невыплаченная целевая субсидия в размере 879 635 руб. 26 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 244-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Миндортранс обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Миндортрансом, администрацией Городищенского муниципального района, администрацией Новонадеждинского сельского поселения (и администрациями иных поселений Городищенского муниципального района) заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер N 244-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Соглашение N 244-13).
В пункте 1.2 Соглашения предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Новонадеждинского сельского поселения субсидию в размере 3 617 700 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. В свою очередь Новонадеждинское сельское поселение обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 904 800 руб. на долевое финансирование работ.
Доли софинансирования по Соглашению N 244-14 составляют соответственно 80% (областной бюджет) и 20% (местный бюджет).
Из содержания Соглашения рег. N 342-13 также следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения N 244-13 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
После подписания Соглашения от 13.05.2013 N 244-13 между администрацией Новонадеждинского сельского поселения (заказчиком) и ОГУП "Волгоградавтодор" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт от 21.08.2013 N 102-ПДО/2013 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги местного значения, место выполнения работ - пос. Новая Надежда, улицы Центральная и Школьная.
Цена муниципального контракта 4 319 520 руб. В контракте сказано (пункт 4.3), что источник финансирования: областной бюджет 80% - 3 455 616 руб. и местный бюджет поселения 20% - 863 904 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2014 по делу N А12-10563/2014 с администрации Новонадеждинского сельского поселения в пользу ОГУП "Волгоградавтодор" взыскана задолженность по муниципальному контракту от 21.08.2013 N 102-ПДО/2013 в сумме 2 855 864 руб. 67 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами - 312 596 руб. 22 коп.
Ссылаясь на то, что взысканная решением по делу N А12-10563/2014 сумма 2 855 864 руб. 67 коп. - это кредиторская задолженность Миндортранса по Соглашению N 244-13, администрация поселения обратилась с требованием о ее взыскании с ответчика.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Согласно определениям в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим Законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным Законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Как предусмотрено в статье 135 БК РФ, из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 9-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч. за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 08.07.2013 N 70-ОД) размер субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, составляет 47 179,5 руб., в т.ч. на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений из них.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Согласно пункту 3.5. "Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п (в редакции от 09.12.2013), Главные распорядители средств областного бюджета вправе приостановить или прекратить перечисление субсидий в случаях:
а) нецелевого использования субсидии;
б) несоблюдения условий софинансирования или непредставления документов, подтверждающих объемы фактического финансирования из бюджета муниципального образования;
в) непредставления органами местного самоуправления форм отчетности в порядке, установленном соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Условием получения Новонадеждинским сельским поселением из бюджета области субсидии по Соглашению N 244-13 в размере 3 617 700 руб. являлось софинансирование из местного бюджета в 2013 году в размере 904 800 руб.
Фактически к концу 2013 финансового года администрация поселения представила в Миндортранс документы о софинансировании из местного бюджета в 2013 году на сумму 370 000 руб.
При таком размере финансирования из местного бюджета доля областного бюджета по софинансированию составляет 1 479,1 руб. (исходя из процентного соотношения, установленного Соглашением N 244-13).
В 2013 году поселению из средств дорожного фонда Волгоградской области фактически перечислена субсидия по Соглашению N 244-13 в размере 599 751 руб. 33 коп. Данный факт подтвержден документально и истцом не отрицается.
Согласно акту сверки взаиморасчетов по состоянию на 01.01.2014, задолженность по предоставлению субсидии по Соглашению N 244-13 в 2013 году составляет 879 635 руб. 26 коп. Акт сверки подписан сторонами - Миндортрансом и администрацией поселения без замечаний.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что обязательства по перечислению истцу субсидии на сумму 879 635 руб. 26 коп. должны были быть исполнены до 31.12.2013.
Между тем субсидия в размере 879 635 руб. 26 коп. в бюджет сельского поселения по сих пор не перечислена.
В отсутствии доказательств перечисления денежных средств в бюджет поселения требования истца в указанной части правомерно удовлетворены судами.
При этом, отклоняя возражения Миндортранса и Минфина в отношении данной суммы, суды правомерно исходили из следующего.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Довод жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, также не находит своего подтверждения по следующим основаниям.
Оспариваемым решением взыскана задолженность с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения от 13.05.2013 рег. N 244-13, заключенного и подписанного сторонами.
При изложенных конкретных обстоятельствах спора, суды правомерно взыскали задолженность с Волгоградской области в лице главного распорядителя денежных средств - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Довод кассационной жалобы о том, что спорные правоотношения не подлежат рассмотрению, также не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
На основании частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
В силу статьи 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Правила рассмотрения указанных в пункте 2 статьи 29 дел регулируются, в том числе главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм арбитражного процессуального законодательства следует, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требований.
В рассматриваемом случае за защитой своих прав и законных интересов обратилась администрации Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 6 БК РФ содержит понятия бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).
Статья 136 БК РФ определяет основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 139 БК РФ регламентирует порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности, в рассматриваемом случае от продолжения или прекращения субсидирования района зависит исполнение заявителем своих обязательств, предусмотренных контрактом по ремонту автомобильной дороги местного значения.
Таким образом, характер настоящего спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - о подведомственности арбитражному суду.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу N А12-21017/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.03.2015 N Ф06-20882/2013 ПО ДЕЛУ N А12-21017/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2015 г. N Ф06-20882/2013
Дело N А12-21017/2014
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Мельниковой Н.Ю., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2014 (судья Лаврик Н.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Волкова Т.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-21017/2014
по исковому заявлению администрации Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1053455072252, ИНН 3403020608) к Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (ОГРН 1023403453072, ИНН 3444080684) о взыскании 2 855 864 руб. 67 коп., с участием третьих лиц: Министерства финансов Волгоградской области, областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор",
установил:
администрация Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - администрация поселения, истец) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Миндортранс, ответчик) о взыскании денежных средств в сумме 3 168 460 руб. 89 коп. в качестве убытков, возникших в связи с неисполнением Миндортрансом обязательств по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный номер - N 244-13) "о предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области".
Определением от 23.06.2014 суд привлек в качестве надлежащего ответчика по делу Волгоградскую область в лице Миндортранса как главного распорядителя бюджетных средств по ведомственной принадлежности.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Волгоградской области (определением от 23.06.2014) и Областное государственное унитарное предприятие (ОГУП) "Волгоградавтодор" (определением от 11.07.2014).
В судебном заседании 20.08.2014 истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изменил предмет иска и уменьшил взыскиваемую сумму; просит взыскать с ответчика 2 855 864 руб. 67 коп. как основной долг по Соглашению от 13.05.2013 N 244-13.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2014, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014, исковые требования удовлетворены частично: с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета (средств дорожного фонда Волгоградской области) в пользу администрации Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области взыскана невыплаченная целевая субсидия в размере 879 635 руб. 26 коп. по Соглашению от 13.05.2013 (регистрационный N 244-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области". В остальной части в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Миндортранс обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемые судебные акты по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, между Миндортрансом, администрацией Городищенского муниципального района, администрацией Новонадеждинского сельского поселения (и администрациями иных поселений Городищенского муниципального района) заключено Соглашение от 13.05.2013 (регистрационный номер N 244-13) "О предоставлении в 2013 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского муниципального района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее по тексту - Соглашение N 244-13).
В пункте 1.2 Соглашения предусмотрено, что Миндортранс направляет в бюджет Новонадеждинского сельского поселения субсидию в размере 3 617 700 руб. на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения. В свою очередь Новонадеждинское сельское поселение обязалось обеспечить направление средств бюджета поселения в размере 904 800 руб. на долевое финансирование работ.
Доли софинансирования по Соглашению N 244-14 составляют соответственно 80% (областной бюджет) и 20% (местный бюджет).
Из содержания Соглашения рег. N 342-13 также следует, что сельское поселение должно заключить по результатам аукциона или конкурса муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту и ремонту дорог местного значения; направить средства бюджета поселения на долевое участие в финансировании и представить в Миндортранс всю предусмотренную Соглашением отчетную документацию.
Согласно абзацу 1 пункта 6.2 Соглашения N 244-13 оно вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до 31 декабря текущего финансового года, а в части принятых Миндортрансом обязательств до их полного исполнения.
После подписания Соглашения от 13.05.2013 N 244-13 между администрацией Новонадеждинского сельского поселения (заказчиком) и ОГУП "Волгоградавтодор" (подрядчиком) заключен муниципальный контракт от 21.08.2013 N 102-ПДО/2013 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги местного значения, место выполнения работ - пос. Новая Надежда, улицы Центральная и Школьная.
Цена муниципального контракта 4 319 520 руб. В контракте сказано (пункт 4.3), что источник финансирования: областной бюджет 80% - 3 455 616 руб. и местный бюджет поселения 20% - 863 904 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 21.05.2014 по делу N А12-10563/2014 с администрации Новонадеждинского сельского поселения в пользу ОГУП "Волгоградавтодор" взыскана задолженность по муниципальному контракту от 21.08.2013 N 102-ПДО/2013 в сумме 2 855 864 руб. 67 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами - 312 596 руб. 22 коп.
Ссылаясь на то, что взысканная решением по делу N А12-10563/2014 сумма 2 855 864 руб. 67 коп. - это кредиторская задолженность Миндортранса по Соглашению N 244-13, администрация поселения обратилась с требованием о ее взыскании с ответчика.
Частично удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области (далее - дорожный фонд) - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
Согласно определениям в статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ, Кодекс) бюджетные обязательства, это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; публичные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим Законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным Законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).
Как предусмотрено в статье 135 БК РФ, из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам могут быть предоставлены субсидии.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
В рассматриваемом случае условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2013 году были определены постановлением Правительства Волгоградской области от 26.02.2013 N 91-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 9-п).
В Порядке N 91-п установлено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в т.ч. за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета (пункт 1.4). Распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области (пункт 1.5).
Согласно пункту 1.7 Порядка N 91-п погашение кредиторской задолженности за отчетный финансовый год производится в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетам муниципальных образований за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в текущем финансовом году.
В соответствии с пунктом 1.9 Порядка N 91-п контроль за целевым использованием субсидий осуществляют Миндортранс и иные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии с возложенными на них полномочиями.
В соответствии с приложением 21 к Закону Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" (в редакции Закона от 08.07.2013 N 70-ОД) размер субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения, составляет 47 179,5 руб., в т.ч. на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования местного значения и искусственных сооружений из них.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 05.03.2013 N 105-п, в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" и Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения, дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на 2013 год.
Согласно пункту 3.5. "Порядка предоставления бюджетам муниципальных образований Волгоградской области из областного бюджета субсидий, предусмотренных на развитие общественной инфраструктуры муниципального значения", утвержденного постановлением администрации Волгоградской области от 28.05.2008 N 1-п (в редакции от 09.12.2013), Главные распорядители средств областного бюджета вправе приостановить или прекратить перечисление субсидий в случаях:
а) нецелевого использования субсидии;
б) несоблюдения условий софинансирования или непредставления документов, подтверждающих объемы фактического финансирования из бюджета муниципального образования;
в) непредставления органами местного самоуправления форм отчетности в порядке, установленном соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий.
Условием получения Новонадеждинским сельским поселением из бюджета области субсидии по Соглашению N 244-13 в размере 3 617 700 руб. являлось софинансирование из местного бюджета в 2013 году в размере 904 800 руб.
Фактически к концу 2013 финансового года администрация поселения представила в Миндортранс документы о софинансировании из местного бюджета в 2013 году на сумму 370 000 руб.
При таком размере финансирования из местного бюджета доля областного бюджета по софинансированию составляет 1 479,1 руб. (исходя из процентного соотношения, установленного Соглашением N 244-13).
В 2013 году поселению из средств дорожного фонда Волгоградской области фактически перечислена субсидия по Соглашению N 244-13 в размере 599 751 руб. 33 коп. Данный факт подтвержден документально и истцом не отрицается.
Согласно акту сверки взаиморасчетов по состоянию на 01.01.2014, задолженность по предоставлению субсидии по Соглашению N 244-13 в 2013 году составляет 879 635 руб. 26 коп. Акт сверки подписан сторонами - Миндортрансом и администрацией поселения без замечаний.
По общему правилу статьи 5 Бюджетного кодекса, Закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и, или законом/решением о бюджете).
В соответствии с пунктом 1 статьи 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, что обязательства по перечислению истцу субсидии на сумму 879 635 руб. 26 коп. должны были быть исполнены до 31.12.2013.
Между тем субсидия в размере 879 635 руб. 26 коп. в бюджет сельского поселения по сих пор не перечислена.
В отсутствии доказательств перечисления денежных средств в бюджет поселения требования истца в указанной части правомерно удовлетворены судами.
При этом, отклоняя возражения Миндортранса и Минфина в отношении данной суммы, суды правомерно исходили из следующего.
В силу статей 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
Каких-либо изъятий в отношении требований, вытекающих из договоров, предметом которых являются бюджетные средства, Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено. Нормы бюджетного законодательства не исключают, а, напротив, предполагают регулирование отношений, предусматривающих бюджетное финансирование, нормами гражданского законодательства, если эти отношения основаны на договорах (соглашениях) и вытекающих из них расходных обязательствах.
В силу части 2 статьи 425 ГК РФ договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока его действия влечет прекращение обязательств сторон по договору, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство.
Довод жалобы о том, что Миндортранс Волгоградской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, также не находит своего подтверждения по следующим основаниям.
Оспариваемым решением взыскана задолженность с Волгоградской области в лице Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Законом Волгоградской области от 27.12.2012 N 181-ОД "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" по подразделу 04 раздела 09, целевой статье расходов 5210103, по коду ведомства 830 главным распорядителем средств является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области. Указанное положение также отражено в пункте 1.1. Соглашения от 13.05.2013 рег. N 244-13, заключенного и подписанного сторонами.
При изложенных конкретных обстоятельствах спора, суды правомерно взыскали задолженность с Волгоградской области в лице главного распорядителя денежных средств - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области.
Довод кассационной жалобы о том, что спорные правоотношения не подлежат рассмотрению, также не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
На основании частей 1 и 2 статьи 27 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке.
В силу статьи 28 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Правила рассмотрения указанных в пункте 2 статьи 29 дел регулируются, в том числе главой 24 АПК РФ.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ заинтересованные лица имеют право обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из смысла названных норм арбитражного процессуального законодательства следует, что определяющим моментом отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов является субъектный состав, предмет спора, экономический характер требований.
В рассматриваемом случае за защитой своих прав и законных интересов обратилась администрации Новонадеждинского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
Статья 6 БК РФ содержит понятия бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
К межбюджетным отношениям отнесены взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).
Статья 136 БК РФ определяет основные условия предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 136 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 139 БК РФ регламентирует порядок предоставления субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
Поскольку использование бюджетных средств органами местного самоуправления относится к экономической сфере их деятельности, в рассматриваемом случае от продолжения или прекращения субсидирования района зависит исполнение заявителем своих обязательств, предусмотренных контрактом по ремонту автомобильной дороги местного значения.
Таким образом, характер настоящего спора, основанного на бюджетно-финансовых отношениях, свидетельствует о его экономическом характере и вследствие этого - о подведомственности арбитражному суду.
При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они были исследованы судами первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
В силу статьи 286 АПК РФ переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами предыдущих инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12.09.2014 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2014 по делу N А12-21017/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Н.Ю.МЕЛЬНИКОВА
Р.А.ВИЛЬДАНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)