Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Ваулин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Иванова А.В.,
судей: Путиловой О.Н. и Кольцовой Е.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебномзаседаниигражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ф.Е.Т. Ф.М. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2014 года, которым Ф.Е.Т. отказано в удовлетворении иска к сельской администрации муниципального образования "Чирковское сельское поселение" Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным отказа и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Путиловой О.Н., судебная коллегия
установила:
Ф.Е.Т. обратился в суд с иском к сельской администрации муниципального образования "Чирковское сельское поселение" Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на администрацию поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований истец указал, что является инвалидом и участником Великой Отечественной войны, состоит в браке с Ф.Е.Г., вместе с ней проживает по адресу:.... Жилой дом - деревянный, одноэтажный, отопление - печное, водоснабжение - нецентрализованное, отсутствуют канализация и инженерные системы, в связи с чем нуждается в улучшении жилищных условий. Для постановки на учет обратился в администрацию, однако ему незаконно отказано в этом.
Судом принято указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Ф.Е.Т. Ф.М. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителей истца Ф.М., З., просивших решение суда отменить, представителя ответчика Я., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Нормы, устанавливающие нуждаемость в жилом помещении, закреплены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Согласно пункту 44 Положения решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и осуществляется по правилам, установленным данным Положением.
Судом со ссылкой на акт обследования жилого помещения от 16 февраля 2011 года и заключение межведомственной комиссии от 16 февраля 2011 года, обследовавшей спорный жилой дом, в котором проживает Ф.Е.Т., установлено, что принадлежащее истцу жилое помещение. соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодно для проживания (л.д. 18-19).
Указанное заключение составлено комиссией, созданной в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных Положением полномочий, поэтому суд первой инстанции обоснованно принял данное заключение в качестве доказательства по делу. Выводы комиссии о пригодности жилого дома для проживания являются определенными. Данное заключение в судебном порядке не обжаловано, хотя такая возможность прямо предусмотрена пунктом 52 Положения.
Таким образом, дом истца отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Иных оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях, по смыслу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, также не имеется. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска Ф.Е.Т.
Ходатайства о назначении судебной экспертизы для определения пригодности жилого дома к проживанию стороной истца не заявлялось.
Ссылка ответчика на отсутствие в жилом доме истца инженерных систем водопровода и канализации является несостоятельной.
Согласно пункту 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме (пункт 41 Положения).
Доказательств наличия централизованных инженерных сетей (водопровода) в поселении в материалах дела не имеется.
Факт наличия у ответчика благоустроенных жилых помещений исходя из действующего правового регулирования не имеет юридического значения и не может служить основанием для удовлетворения иска.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ф.Е.Т. Ф.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.ИВАНОВ
Судьи
О.Н.ПУТИЛОВА
Е.В.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ ОТ 03.06.2014 ПО ДЕЛУ N 33-975/2014
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом; Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 июня 2014 г. по делу N 33-975/2014
Судья: Ваулин А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:
председательствующего Иванова А.В.,
судей: Путиловой О.Н. и Кольцовой Е.В.,
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебномзаседаниигражданское дело по апелляционной жалобе представителя Ф.Е.Т. Ф.М. на решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2014 года, которым Ф.Е.Т. отказано в удовлетворении иска к сельской администрации муниципального образования "Чирковское сельское поселение" Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным отказа и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Путиловой О.Н., судебная коллегия
установила:
Ф.Е.Т. обратился в суд с иском к сельской администрации муниципального образования "Чирковское сельское поселение" Оршанского муниципального района Республики Марий Эл о признании незаконным отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, возложении обязанности на администрацию поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований истец указал, что является инвалидом и участником Великой Отечественной войны, состоит в браке с Ф.Е.Г., вместе с ней проживает по адресу:.... Жилой дом - деревянный, одноэтажный, отопление - печное, водоснабжение - нецентрализованное, отсутствуют канализация и инженерные системы, в связи с чем нуждается в улучшении жилищных условий. Для постановки на учет обратился в администрацию, однако ему незаконно отказано в этом.
Судом принято указанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Ф.Е.Т. Ф.М. просит отменить решение суда, принять новое об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Выслушав представителей истца Ф.М., З., просивших решение суда отменить, представителя ответчика Я., просившую решение суда оставить без изменения, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Нормы, устанавливающие нуждаемость в жилом помещении, закреплены в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 (далее - Положение).
Согласно пункту 44 Положения решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии и осуществляется по правилам, установленным данным Положением.
Судом со ссылкой на акт обследования жилого помещения от 16 февраля 2011 года и заключение межведомственной комиссии от 16 февраля 2011 года, обследовавшей спорный жилой дом, в котором проживает Ф.Е.Т., установлено, что принадлежащее истцу жилое помещение. соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, пригодно для проживания (л.д. 18-19).
Указанное заключение составлено комиссией, созданной в соответствии с действующим законодательством, в пределах предоставленных Положением полномочий, поэтому суд первой инстанции обоснованно принял данное заключение в качестве доказательства по делу. Выводы комиссии о пригодности жилого дома для проживания являются определенными. Данное заключение в судебном порядке не обжаловано, хотя такая возможность прямо предусмотрена пунктом 52 Положения.
Таким образом, дом истца отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Иных оснований для признания истца нуждающимся в жилых помещениях, по смыслу статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, также не имеется. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска Ф.Е.Т.
Ходатайства о назначении судебной экспертизы для определения пригодности жилого дома к проживанию стороной истца не заявлялось.
Ссылка ответчика на отсутствие в жилом доме истца инженерных систем водопровода и канализации является несостоятельной.
Согласно пункту 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. Не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме (пункт 41 Положения).
Доказательств наличия централизованных инженерных сетей (водопровода) в поселении в материалах дела не имеется.
Факт наличия у ответчика благоустроенных жилых помещений исходя из действующего правового регулирования не имеет юридического значения и не может служить основанием для удовлетворения иска.
С учетом изложенного решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Медведевского районного суда Республики Марий Эл от 8 апреля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ф.Е.Т. Ф.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.ИВАНОВ
Судьи
О.Н.ПУТИЛОВА
Е.В.КОЛЬЦОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)