Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2015 N 13АП-4572/2015 ПО ДЕЛУ N А56-40614/2014

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2015 г. по делу N А56-40614/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2015 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Шестаковой М.А.
судей Слобожаниной В.Б., Сотова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Тутаевым В.В.
при участии:
от истца: Сгибнева А.Д. по дов. от 31.10.14 г., Федорова Е.В. по дов. от 31.10.14 г.,
от ответчика: Невмывака О.К. по дов. от 01.10.14 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-4572/2015) Закрытого акционерного общества "Северо-Западное региональное строительное управление" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 г. по делу N А56-40614/2014 (судья Судас Н.Е.), принятое
по иску Товарищества собственников жилья "Туристская 18, корпус 1"
к Закрытому акционерному обществу "Северо-Западное региональное строительное управление",
3-е лицо: Закрытое акционерное общество "Ойкумена",
Об обязании передать техническую документацию,

установил:

В арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области обратилось Товарищество собственников жилья "Туристская 18, корпус 1" (далее - истец, ТСЖ) с иском к Закрытому акционерному обществу "Северо-Западное региональное строительное управление" (далее - ответчик, Общество) об обязании передать техническую документацию с целью управления домом.
Решением арбитражного суда от 22.12.2014 года требования иска были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик подал апелляционную жалобу, указав следующее.
Податель жалобы полагает, что судом нарушены нормы процессуального права, что выразилось в отклонении ходатайства о приостановлении производства по настоящему делу до рассмотрения в суде общей юрисдикции искового заявления об оспаривании законности создания истца.
Также заявлено о том, что слушание дела необходимо было приостановить до вступления в законную силу решения по делу А56-63142/2014, по требованиям о признании за ответчиком (подателем жалобы в данном деле) права управления многоквартирным домом.
Также незаконность создания ТСЖ подтверждается Актом проверки Государственной жилищной инспекции от 19.09.14 г. N 10/550-р, в котором отражены выводы о неправомерности создания истца.
По существу спора указано, что применительно к положениям ст. 162 ч. 8.2 ЖК РФ право на односторонний отказ от исполнения договора управления многоквартирным домом возникает у собственников в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору управляющей компанией.
Однако, из содержания представленного протокола общего собрания собственников от 05.09.13 г. следует, что вопрос об отказе от договора с ответчиком в повестку дня не выносился.
Ответчиком не допущено нарушение условий договора и материалами дела это не доказано.
Уведомления о расторжении договора ответчику не направлено.
В судебном заседании апелляционного суда податель жалобы ее доводы поддержал и ходатайствовал о приостановлении производства по данному делу до вступления в законную силу решения по делу А56-63142/2014 и решения Приморского районного суда по объединенному в одно производство делу 2-1221/2015, 2-1220/2015, 2-4808/2015, по иску ЗАО "Ойкумена" о признании недействительным решения собрания собственников жилого дома по ул. Туристская 18 к. 1 о создании ТСЖ; искам граждан о признании недействительным решения общего собрания о создании ТСЖ; заявления ГЖИ Санкт-Петербурга о ликвидации ТСЖ.
Апелляционный суд не усматривает оснований для приостановления производства по данному делу, в связи со следующим.
Решением арбитражного суда Санкт-Петербурга от 16.12.2014 года по делу А56-63142/2014 по иску Общества о ТСЖ о признании за ним права управления многоквартирным домом по адресу: ул. Туристская 18 к. 1 СПб - отказано.
На момент рассмотрения дела апелляционным судом данное решение не обжаловано, апелляционная жалоба от 03.06.2015 года не принята к производству апелляционного суда.
Таким образом, оснований для приостановления производства применительно к вышеуказанному спору, у суда не имеется.
Также апелляционный суд не усматривает оснований к приостановлению производства по делу, до вступления в законную силу решения Приморского районного суда по делу 2-1221/2015, 2-1220/2015, 2-4808/2015, по иску ЗАО "Ойкумена" о признании недействительным решения собрания собственников жилого дома по ул. Туристская 18 к. 1 о создании ТСЖ; искам граждан о признании недействительным решения общего собрания о создании ТСЖ; заявления ГЖИ Санкт-Петербурга о ликвидации ТСЖ, поскольку из представленных Обществом документов следует, что в случае удовлетворения исков о признании незаконным создания ТСЖ и (или) о ликвидации ТСЖ, у Общества появиться возможность обратиться с заявлением о пересмотре настоящего спора по вновь открывшимся основаниям.
В настоящее время, в условиях необходимости управления домом, необходимости при этом лицу, которое домом управляет, иметь техническую документацию, решение вопроса по существу спора отвечает принципам соблюдения баланса интересов сторон и проживающих в доме граждан.
Невозможности рассмотрения данного дела до рассмотрения гражданского дела 2-1221/2015, 2-1220/2015, 2-4808/2015 не имеется.
По существу спора, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, установлено судом, общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, ул. Туристская, дом. 18, к. 1 (далее - Многоквартирный дом), выбран способ управления Многоквартирным домом - управление товариществом собственников жилья, и создано Товарищество собственников жилья "Туристская 18 корпус 1", о чем составлен протокол общего собрания собственников помещений в Многоквартирном доме от 05.09.2013 N 1-з (л.д. 9).
Истец обратился к ответчику с просьбой передать Многоквартирный дом в управление истцу, а также техническую документацию на Многоквартирный дом (л.д. 29). Поскольку ответчик отказал истцу в передаче в управление Многоквартирного дома и технической и иной документации, необходимой для управления данным домом, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ на собственников помещений в многоквартирном доме возложена обязанность выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1)непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Согласно части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения.
Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Часть 8.2 статьи 162 ЖК РФ, измененная Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", в новой редакции позволяет собственникам помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом не только в случае, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, но и в случае принятия ими решения о выборе иной управляющей организации или изменении способа управления данным домом.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.11.2011 N 7677/11.
По смыслу приведенных положений жилищного законодательства изменение способа управления многоквартирным домом является основанием для прекращения ранее заключенного договора управления таким домом со специализированной управляющей организацией.
Данный вывод согласуется и со сформированной Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 15.07.2010 N 1093/10 правовой позицией, согласно которой недопустимо одновременное существование двух способов управления одним и тем же многоквартирным жилым домом.
На основании изложенного, ссылка подателя жалобы на то, что собственниками помещений Многоквартирного дома не расторгнут договор управления с ответчиком, нарушений обязательств по договору не допущено, является несостоятельной.
В силу части 10 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации, товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме одному из данных собственников, указанному в решении общего собрания данных собственников о выборе способа управления таким домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме.
Пунктом 4 Распоряжения Жилищного комитета от 01.03.2005 N 21-р "Об утверждении положения о порядке передачи многоквартирных домов" установлено, что в 30-дневный срок после приема заявления организация, осуществлявшая управление многоквартирным домом передает техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы, перечень которых установлен действующим законодательством Российской Федерации, Управляющей организации, ТСЖ, ЖК, ЖСК либо в случае непосредственного управления таким домом собственниками помещений в таком доме Уполномоченному лицу (указанному в решении общего собрания данных собственников, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в таком доме) по акту приемки-передачи в соответствии с типовой межведомственной формой N ОС-1а (далее - акт N ОС-1а).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), регулирующие отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 24 данного документа, техническая документация на многоквартирный дом включает в себя: а) документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества; б) документы (акты) о приемке результатов работ; в) акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме, конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества) на соответствие их эксплуатационных качеств установленным требованиям; г) инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства. Указанная инструкция включает в себя рекомендации застройщика (подрядчика) по содержанию и ремонту общего имущества, рекомендуемые сроки службы отдельных частей общего имущества, а также может включать в себя рекомендации проектировщиков, поставщиков строительных материалов и оборудования, субподрядчиков.
Пунктом 26 установлено, что в состав иных документов, связанных с управлением многоквартирным домом, включаются: а) копия кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенная органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра; б) выписка из Реестра, содержащая сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом; в) заверенная уполномоченным органом местного самоуправления копия градостроительного плана земельного участка по установленной форме (для многоквартирных домов, строительство, реконструкция или капитальный ремонт которых осуществлялись на основании разрешения на строительство, полученного после установления Правительством Российской Федерации формы градостроительного плана земельного участка); г) документы, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута или иных обременений, с приложением заверенного соответствующей организацией (органом) по государственному учету объектов недвижимого имущества плана, на котором отмечены сфера действия и граница сервитута или иных обременений, относящегося к части земельного участка (при наличии сервитута); д) проектная документация (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии); е) иные связанные с управлением многоквартирным домом документы, перечень которых установлен решением общего собрания собственников помещений.
Пунктом 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416) предусмотрено, что управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе приемом, хранением и передачей технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким домом документов, предусмотренных Правилами N 491, в порядке, установленном Правилами N 416, а также их актуализацией и восстановлением (при необходимости).
Согласно пункту 19 Правил N 416, организация, ранее управлявшая многоквартирным домом и получившая уведомление о принятом на собрании собственников решении с приложением копии этого решения., передает в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил N 416, техническую документацию на многоквартирный дом, иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, а также сведения, указанные в подпункте "б" пункта 4 названных Правил, организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, органу управления товарищества или кооператива либо в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме одному из собственников, указанному в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом, или, если такой собственник не указан, любому собственнику помещения в этом доме по акту приема-передачи не позднее срока, установленного частью 10 статьи 162 ЖК РФ.
В силу пункта 20 Правил N 416 техническая документация на многоквартирный дом и иные документы, связанные с управлением многоквартирным домом, подлежат передаче в составе, предусмотренном Правилами N 491.
В силу пункта 27 Правил N 491 ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
Таким образом, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 N 17074/09.
На основании изложенного, ссылка ответчика на отсутствие у него истребуемой истцом документации в полном объеме, не является основанием для отказа истцу в удовлетворении исковых требований.
Довод ответчика о том, что истец создан с нарушением требований законодательства отклоняется, ввиду отсутствия решения суда по данному вопросу.
На момент рассмотрения судом настоящего дела, решение общего собрания собственников помещений Многоквартирного дома об изменении способа управления и создании Товарищества в установленном законом порядке не признано недействительным.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобы относятся на ответчика.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.12.2014 года по делу N А56-40614/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий
М.А.ШЕСТАКОВА

Судьи
В.Б.СЛОБОЖАНИНА
И.В.СОТОВ




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)