Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Куркутова Э.А.
Судья - докладчик: Быкова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" - М.И.В., на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 18 апреля 2013 года по исковому заявлению прокурора г. Ангарска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Ангарска, к региональному строительно-промышленному открытому акционерному обществу "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" о возложении обязанности заключить договоры по первичной диагностике внутренних газопроводов,
установила:
В обоснование заявленных требований, уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец указал, что прокуратурой г. Ангарска проведена проверка исполнения региональным строительно-промышленным открытым акционерным обществом "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" (далее - РСП ОАО "ДОСТ") требований жилищного законодательства при эксплуатации газового оборудования в жилых домах. Основным видом предпринимательской деятельности РСП ОАО "ДОСТ" является управление недвижимым имуществом. Между собственниками помещений в домах <данные изъяты>, и РСП ОАО "ДОСТ" заключены типовые договоры управления многоквартирными домами от <дата изъята>
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС42-1.2000), первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 года N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Правила безопасности в газовом хозяйстве утратили силу в связи с изданием Постановления Госгортехнадзора от 21.07.2000 N 42, вместе с тем, Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых общественных зданий, утвержденное приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС 42-1.2000) и опубликованное в изданиях: "Бюллетень строительной техники", N 8, 2000 и "Нормирование в строительстве и ЖКХ", N 5, 2000, не отменено и является действующим до принятия специального Технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к зданиям, сооружениям в целях защиты жизни и здоровья проживающих, имущества физических лиц, в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 года N 4.
Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденное приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС42-1.2000), (пункты 3.4, 3.5, 3.6) предусматривает необходимость проведения диагностики внутренних газопроводов по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Основной задачей диагностики является определение потребности в ремонте систем газоснабжения и определения остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89), то есть возможности эксплуатации системы без замены до перехода в неработоспособное состояние. Основной функцией управляющей организации является техническое обслуживание и ремонт общего имущества (в том числе внутренних газопроводов), а в соответствии с "ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт РФ. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта, восстановлению ресурса (его составных частей).
Проверкой установлено, что в вышеуказанных многоквартирных жилых домах истек нормативный срок службы внутреннего газопровода - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Однако, в нарушение требований частей 1, 1-1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10а, 106, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 3, 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 N 239, пункта 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС 42-1.2000), пунктов 5.5.6, 5.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, РСП ОАО "ДОСТ" не обеспечило своевременное проведение диагностики внутренних газопроводов вышеуказанных многоквартирных жилых домов, в связи с истечением их нормативного срока службы, для обеспечения сохранности жилищного фонда, безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в газифицированных домах. В ходе проверки РСП ОАО "ДОСТ" не представило в прокуратуру города договоры со специализированными организациями по диагностированию внутридомового газового оборудования. По результатам прокурорской проверки <дата изъята> директору РСП ОАО ДОСТ внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства, направленного на надлежащие условия жизнеобеспечения граждан. Представление прокурора рассмотрено <дата изъята> и отклонено письменными пояснениями генерального директора РСП ОАО ДОСТ К, Непринятие РСП ОАО "ДОСТ" мер к своевременному проведению работ по выявлению возможности дальнейшей эксплуатации газопроводов и, как следствие, невозможность определения остаточного ресурса или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода, не обеспечивает соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, ставит под угрозу безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, не обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, как это требуют части 1, 1-1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункты 10а, 106, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Ангарска на надлежащие условия жизнеобеспечения, что послужило, в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
Истец просил возложить обязанность на ответчика в срок до <дата изъята> заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на диагностику внутренних газопроводов, договоры на выполнение работ по первичной диагностике внутренних газопроводов в домах <данные изъяты>, в порядке, установленном Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 18 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представителем ответчика РСП ОАО "ДОСТ", действующей на основании доверенности - М.И.В., поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, полагает, что судом неправильно применены норма материального права.
В обоснование доводов представитель указал, что судом применен закон, не подлежащий применению, кроме того, неправильно истолкован. Суд не учел, что указанные нормы не подлежат применению, поскольку некоторые из них утратили силу, другие не зарегистрированы надлежащим образом и не опубликованы, иные носят рекомендательный, а не обязательный характер, либо не регламентируют процедуру проведения первичного диагностирования внутридомового газового оборудования. Согласно ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества, соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Собственники помещений в обслуживаемых РСП ОАО "ДОСТ" домах, не поручали ответчику обеспечить выполнение работ по первичному диагностированию газопроводов путем заключения соответствующих договоров с лицензируемой организацией. Соответствующие работы не предусмотрены типовым договором управления многоквартирным домом от <дата изъята>. В отсутствие соответствующего поручения собственников и оплаты, РСП ОАО "ДОСТ" не обязано заключать договоры на проведение работ по первичной диагностике внутренних газопроводов в многоквартирных домах, указанных судом в резолютивной части решения от 18.04.2013.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.
На апелляционную жалобу, прокурором, участвующим в деле - Обыденновой А.Л., поданы письменные возражения, просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения. Указывает на законность и обоснованность принятого решения, а доводы апелляционной жалобы не содержащими оснований для отмены судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доклад, стороны, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из требований п. 3 ст. 30, ст. 39 Жилищного кодекса РФ Согласно со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, подпункта "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), согласно которым, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Судом установлено, что региональное строительно-промышленное открытое акционерное общество "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" (далее - РСП ОАО "ДОСТ") зарегистрировано в качестве юридического лица <дата изъята> (ОГРН <...>, ИНН <...>), генеральным директором общества является К,, основным видом предпринимательской деятельности РСП ОАО "ДОСТ" является управление недвижимым имуществом.
Между собственниками помещений в домах <данные изъяты> и РСП ОАО "ДОСТ" заключены типовые договоры управления многоквартирными домами от <дата изъята>. Таким образом, РСП ОАО "ДОСТ" является управляющей организацией в отношении указанных домов.
Как установлено частями 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ - управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- - соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома предусмотрены пунктами 10а, 10б, 10д Правил N 491.
Пунктом 5 Правил N 491, установлено, что в состав общего имущества включаются инженерные сети газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых), а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 3 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239 (далее - Порядок N 239), содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и рабочем состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию. В частности, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования включены работы по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления (пункт 4.2 Порядка).
Согласно п. 6 Порядка N 239, минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 к Порядку, в которых предусмотрено техническое диагностирование газопроводов.
В силу п. 7 Порядка N 239 - Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
П. 8 Порядка N 239 предусмотрено, что надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается путем:
- - технического обслуживания наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, бытового газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения, индивидуальных баллонных установок (включая замену баллонов);
- - технического диагностирования стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;
- - технической инвентаризации газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения;
- - технического обслуживания групповых баллонных установок (включая замену баллонов);
- - обслуживания систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.
Таким образом, согласно Порядку N 239, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии обеспечивается комплексом работ по его обслуживанию, в который в том числе входит и техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда.
В соответствии с указанными Правилами N 170, собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий.
Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование, следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Кроме того, на организацию по обслуживанию жилищного фонда возлагается эксплуатация технических подполий и подвалов с целью систематической проверки наличия запаха газа, контроля за работой систем вентиляции и освещения, обеспечения свободного входа персоналу соответствующих специализированных организаций и доступности газопровода, выполнение других работ в соответствии с заключенными договорами по обслуживанию и ремонту (пункты 5.5.6, 5.5.8 Правил N 170).
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС42-1.2000)(далее - Положение о диагностировании), первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 года N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Положение о диагностировании, предусматривает необходимость проведения диагностики внутренних газопроводов по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Основной задачей диагностики является определение потребности в ремонте систем газоснабжения и определения остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89), то есть возможности эксплуатации системы без замены до перехода в неработоспособное состояние. Основной функцией управляющей организации является техническое обслуживание и ремонт общего имущества (в том числе внутренних газопроводов), а в соответствии с "ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт РФ. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта, восстановлению ресурса (его составных частей).
До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" - со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества... Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона. С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 указанного Закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Ст. 5 указанного Закона, предусмотрено, что особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области диагностирования ВДГО сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению. Положение о диагностировании, утвержденное Приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 г., направлено на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, было опубликовано в Бюллетене строительной техники N 8, 2000 г., Нормировании в строительстве и ЖКХ N 5, 2000 г., не отменено и является действующим до принятия специального Технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к зданиям, сооруженным в целях защиты жизни и здоровья проживающих, имущества физических лиц, что не влечет невозможность его применения.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
"ГОСТ Р 51617-2000", утвержден постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 158-ст, т.е. до 1 июля 2003 года. Стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды. Стандарт применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и направлен в т.ч.: на поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения.
Таким образом, ГОСТы приняты до 01.07.2003 г., а соответствующий технический регламент до настоящего времени не принят, положения указанных ГОСТов, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, следовательно они являются обязательными для соблюдения.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ - по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Прокурорской проверкой было установлено, что в вышеуказанных многоквартирных жилых домах истек нормативный срок службы внутреннего газопровода - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. По результатам прокурорской проверки <дата изъята> директору РСП ОАО ДОСТ внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства, направленного на надлежащие условия жизнеобеспечения граждан. Представление прокурора рассмотрено <дата изъята> и отклонено, что подтверждается письменными пояснениями генерального директора РСП ОАО ДОСТ К, от <дата изъята> <номер изъят>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований частей 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10а, 10б, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, пунктов 3, 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239, пункта 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС 42-1.2000), пунктов 5.5.6, 5.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, РСП ОАО "ДОСТ" не обеспечило своевременное проведение диагностики внутренних газопроводов вышеуказанных многоквартирных жилых домов, в связи с истечением их нормативного срока службы, для обеспечения сохранности жилищного фонда, безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в газифицированных домах. В ходе рассмотрения дела ответчик договоры со специализированными организациями по диагностированию внутридомового газового оборудования в указанных в уточненном иске домах, суду не представил. Между тем, суд считает, что непринятие РСП ОАО "ДОСТ" мер к своевременному проведению работ по выявлению возможности дальнейшей эксплуатации газопроводов и, как следствие, невозможность определения остаточного ресурса или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода, не обеспечивает соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, ставит под угрозу безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, не обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, как это требуют части 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункты 10а, 10б, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, что нарушает право неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Ангарска на надлежащие условия жизнеобеспечения. В связи с чем, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, т.к. все доводы апелляционной жалобы являлись доводами возражений ответчика на исковые требований прокурора и были рассмотрены судом и им дана надлежащая оценка.
Отсутствие поручения от собственников, а также не включение оплаты работ по первичному диагностированию в перечень услуг, не может явится основанием для отказа в иске, так как в силу закона, управление многоквартирными домами управляющей организацией должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. Техническое диагностирование входит в состав работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Техническое обслуживание, диагностирование, мониторинг состояния ВДГО и техническая инвентаризация осуществляется специализированными организациями, по нормам, содержащимся в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 18 апреля 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.БЫКОВА
Судьи
И.В.СКУБИЕВА
Т.В.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИРКУТСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 06.08.2013 ПО ДЕЛУ N 33-6400/13
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 августа 2013 г. по делу N 33-6400/13
Судья: Куркутова Э.А.
Судья - докладчик: Быкова А.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Быковой А.В.,
судей Скубиевой И.В. и Николаевой Т.В.,
при секретаре А.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Быковой А.В.
гражданское дело по апелляционной жалобе представителя регионального строительно-промышленного открытого акционерного общества "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" - М.И.В., на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 18 апреля 2013 года по исковому заявлению прокурора г. Ангарска, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Ангарска, к региональному строительно-промышленному открытому акционерному обществу "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" о возложении обязанности заключить договоры по первичной диагностике внутренних газопроводов,
установила:
В обоснование заявленных требований, уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ, истец указал, что прокуратурой г. Ангарска проведена проверка исполнения региональным строительно-промышленным открытым акционерным обществом "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" (далее - РСП ОАО "ДОСТ") требований жилищного законодательства при эксплуатации газового оборудования в жилых домах. Основным видом предпринимательской деятельности РСП ОАО "ДОСТ" является управление недвижимым имуществом. Между собственниками помещений в домах <данные изъяты>, и РСП ОАО "ДОСТ" заключены типовые договоры управления многоквартирными домами от <дата изъята>
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС42-1.2000), первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 года N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Правила безопасности в газовом хозяйстве утратили силу в связи с изданием Постановления Госгортехнадзора от 21.07.2000 N 42, вместе с тем, Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых общественных зданий, утвержденное приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС 42-1.2000) и опубликованное в изданиях: "Бюллетень строительной техники", N 8, 2000 и "Нормирование в строительстве и ЖКХ", N 5, 2000, не отменено и является действующим до принятия специального Технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к зданиям, сооружениям в целях защиты жизни и здоровья проживающих, имущества физических лиц, в соответствии со статьей 46 Федерального закона N 184-ФЗ от 27.12.2002 "О техническом регулировании", постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 года N 4.
Положение о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденное приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС42-1.2000), (пункты 3.4, 3.5, 3.6) предусматривает необходимость проведения диагностики внутренних газопроводов по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Основной задачей диагностики является определение потребности в ремонте систем газоснабжения и определения остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89), то есть возможности эксплуатации системы без замены до перехода в неработоспособное состояние. Основной функцией управляющей организации является техническое обслуживание и ремонт общего имущества (в том числе внутренних газопроводов), а в соответствии с "ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт РФ. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта, восстановлению ресурса (его составных частей).
Проверкой установлено, что в вышеуказанных многоквартирных жилых домах истек нормативный срок службы внутреннего газопровода - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Однако, в нарушение требований частей 1, 1-1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10а, 106, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, пунктов 3, 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 N 239, пункта 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС 42-1.2000), пунктов 5.5.6, 5.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, РСП ОАО "ДОСТ" не обеспечило своевременное проведение диагностики внутренних газопроводов вышеуказанных многоквартирных жилых домов, в связи с истечением их нормативного срока службы, для обеспечения сохранности жилищного фонда, безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в газифицированных домах. В ходе проверки РСП ОАО "ДОСТ" не представило в прокуратуру города договоры со специализированными организациями по диагностированию внутридомового газового оборудования. По результатам прокурорской проверки <дата изъята> директору РСП ОАО ДОСТ внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства, направленного на надлежащие условия жизнеобеспечения граждан. Представление прокурора рассмотрено <дата изъята> и отклонено письменными пояснениями генерального директора РСП ОАО ДОСТ К, Непринятие РСП ОАО "ДОСТ" мер к своевременному проведению работ по выявлению возможности дальнейшей эксплуатации газопроводов и, как следствие, невозможность определения остаточного ресурса или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода, не обеспечивает соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, ставит под угрозу безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, не обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, как это требуют части 1, 1-1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункты 10а, 106, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, что нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Ангарска на надлежащие условия жизнеобеспечения, что послужило, в соответствии со статьей 45 ГПК РФ, основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.
Истец просил возложить обязанность на ответчика в срок до <дата изъята> заключить со специализированной организацией, имеющей лицензию на диагностику внутренних газопроводов, договоры на выполнение работ по первичной диагностике внутренних газопроводов в домах <данные изъяты>, в порядке, установленном Положением о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 18 апреля 2013 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представителем ответчика РСП ОАО "ДОСТ", действующей на основании доверенности - М.И.В., поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного, полагает, что судом неправильно применены норма материального права.
В обоснование доводов представитель указал, что судом применен закон, не подлежащий применению, кроме того, неправильно истолкован. Суд не учел, что указанные нормы не подлежат применению, поскольку некоторые из них утратили силу, другие не зарегистрированы надлежащим образом и не опубликованы, иные носят рекомендательный, а не обязательный характер, либо не регламентируют процедуру проведения первичного диагностирования внутридомового газового оборудования. Согласно ЖК РФ, собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества, соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество. Собственники помещений в обслуживаемых РСП ОАО "ДОСТ" домах, не поручали ответчику обеспечить выполнение работ по первичному диагностированию газопроводов путем заключения соответствующих договоров с лицензируемой организацией. Соответствующие работы не предусмотрены типовым договором управления многоквартирным домом от <дата изъята>. В отсутствие соответствующего поручения собственников и оплаты, РСП ОАО "ДОСТ" не обязано заключать договоры на проведение работ по первичной диагностике внутренних газопроводов в многоквартирных домах, указанных судом в резолютивной части решения от 18.04.2013.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в исковых требованиях.
На апелляционную жалобу, прокурором, участвующим в деле - Обыденновой А.Л., поданы письменные возражения, просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения. Указывает на законность и обоснованность принятого решения, а доводы апелляционной жалобы не содержащими оснований для отмены судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав доклад, стороны, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Удовлетворяя исковые требования прокурора, суд обоснованно исходил из требований п. 3 ст. 30, ст. 39 Жилищного кодекса РФ Согласно со ст. 210 Гражданского кодекса РФ, подпункта "а" пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), согласно которым, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Судом установлено, что региональное строительно-промышленное открытое акционерное общество "Дирекция Объединенных Строительных Трестов" (далее - РСП ОАО "ДОСТ") зарегистрировано в качестве юридического лица <дата изъята> (ОГРН <...>, ИНН <...>), генеральным директором общества является К,, основным видом предпринимательской деятельности РСП ОАО "ДОСТ" является управление недвижимым имуществом.
Между собственниками помещений в домах <данные изъяты> и РСП ОАО "ДОСТ" заключены типовые договоры управления многоквартирными домами от <дата изъята>. Таким образом, РСП ОАО "ДОСТ" является управляющей организацией в отношении указанных домов.
Как установлено частями 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ - управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- - соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- - безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- - постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Аналогичные требования к содержанию общего имущества многоквартирного дома предусмотрены пунктами 10а, 10б, 10д Правил N 491.
Пунктом 5 Правил N 491, установлено, что в состав общего имущества включаются инженерные сети газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых), а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с п. 3 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239 (далее - Порядок N 239), содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и рабочем состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию. В частности, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования включены работы по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления (пункт 4.2 Порядка).
Согласно п. 6 Порядка N 239, минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 к Порядку, в которых предусмотрено техническое диагностирование газопроводов.
В силу п. 7 Порядка N 239 - Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
П. 8 Порядка N 239 предусмотрено, что надлежащее техническое состояние внутридомового газового оборудования обеспечивается путем:
- - технического обслуживания наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления, бытового газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения, индивидуальных баллонных установок (включая замену баллонов);
- - технического диагностирования стальных наружных и внутренних домовых газопроводов сети газопотребления;
- - технической инвентаризации газоиспользующего оборудования в жилых помещениях и помещениях общественного назначения;
- - технического обслуживания групповых баллонных установок (включая замену баллонов);
- - обслуживания систем контроля загазованности помещений, коллективных и индивидуальных приборов учета газа.
Таким образом, согласно Порядку N 239, содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и работоспособном техническом состоянии обеспечивается комплексом работ по его обслуживанию, в который в том числе входит и техническое диагностирование стальных газопроводов сети системы газопотребления.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170 (далее - Правила N 170), определяющими требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, ответственность за техническое состояние внутренних устройств газоснабжения, являющихся частью инженерного оборудования жилищного фонда, и контроль за соблюдением правил пользования газом возложены на пользователя и организацию по обслуживанию жилого фонда.
В соответствии с указанными Правилами N 170, собственник жилищного фонда или уполномоченная им обслуживающая организация осуществляет организацию эксплуатации жилищного фонда, включающую в себя техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий.
Техническое обслуживание и ремонт инженерных систем зданий включает в себя диспетчерское и аварийное обслуживание, осмотры, подготовку к сезонной эксплуатации, текущий и капитальный ремонт. При этом организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения, обеспечить соблюдение требований технического и санитарного состояния помещений, где установлено газоиспользующее оборудование, следить за соблюдением правил пользования газом проживающими. Кроме того, на организацию по обслуживанию жилищного фонда возлагается эксплуатация технических подполий и подвалов с целью систематической проверки наличия запаха газа, контроля за работой систем вентиляции и освещения, обеспечения свободного входа персоналу соответствующих специализированных организаций и доступности газопровода, выполнение других работ в соответствии с заключенными договорами по обслуживанию и ремонту (пункты 5.5.6, 5.5.8 Правил N 170).
Согласно пункту 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС42-1.2000)(далее - Положение о диагностировании), первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 "Правил безопасности в газовом хозяйстве", утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 года N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Положение о диагностировании, предусматривает необходимость проведения диагностики внутренних газопроводов по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Основной задачей диагностики является определение потребности в ремонте систем газоснабжения и определения остаточного ресурса (в соответствии с ГОСТ 27.002-89), то есть возможности эксплуатации системы без замены до перехода в неработоспособное состояние. Основной функцией управляющей организации является техническое обслуживание и ремонт общего имущества (в том числе внутренних газопроводов), а в соответствии с "ГОСТ Р 51617-2000. Государственный стандарт РФ. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" ремонт - это комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности объекта, восстановлению ресурса (его составных частей).
До настоящего времени технические регламенты, касающиеся спорных отношений, не приняты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" - со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества... Нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие на период до вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательные требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, размещаются соответствующими федеральными органами исполнительной власти в информационной системе общего пользования в электронной форме с указанием подлежащих обязательному исполнению структурных единиц (разделов, пунктов) этих актов и документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона. С 1 сентября 2011 года нормативные правовые акты Российской Федерации и нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, содержащие требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и не опубликованные в установленном порядке, могут применяться только на добровольной основе, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 46 указанного Закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
Ст. 5 указанного Закона, предусмотрено, что особенности технического регулирования в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, продукции, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации, захоронения указанной продукции.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области диагностирования ВДГО сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению. Положение о диагностировании, утвержденное Приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 г., направлено на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, было опубликовано в Бюллетене строительной техники N 8, 2000 г., Нормировании в строительстве и ЖКХ N 5, 2000 г., не отменено и является действующим до принятия специального Технического регламента, устанавливающего обязательные для применения и исполнения требования к зданиям, сооруженным в целях защиты жизни и здоровья проживающих, имущества физических лиц, что не влечет невозможность его применения.
Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 30.01.2004 г. N 4 "О национальных стандартах Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации от 13.02.2004 N 5546) предусмотрено, что со дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" следует признать национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 1 июля 2003 года. Впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан.
"ГОСТ Р 51617-2000", утвержден постановлением Госстандарта России от 19 июня 2000 г. N 158-ст, т.е. до 1 июля 2003 года. Стандарт устанавливает общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя и охраны окружающей среды. Стандарт применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги и направлен в т.ч.: на поддержание и восстановление надлежащего технического и санитарно-гигиенического состояния зданий, сооружений, оборудования, коммуникаций и объектов жилищно-коммунального назначения.
Таким образом, ГОСТы приняты до 01.07.2003 г., а соответствующий технический регламент до настоящего времени не принят, положения указанных ГОСТов, направлены на защиту жизни и здоровья граждан, следовательно они являются обязательными для соблюдения.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ - по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Прокурорской проверкой было установлено, что в вышеуказанных многоквартирных жилых домах истек нормативный срок службы внутреннего газопровода - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. По результатам прокурорской проверки <дата изъята> директору РСП ОАО ДОСТ внесено представление прокурора об устранении нарушений законодательства, направленного на надлежащие условия жизнеобеспечения граждан. Представление прокурора рассмотрено <дата изъята> и отклонено, что подтверждается письменными пояснениями генерального директора РСП ОАО ДОСТ К, от <дата изъята> <номер изъят>.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в нарушение требований частей 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пунктов 10а, 10б, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, пунктов 3, 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ, утвержденного приказом Минрегионразвития РФ от 26.06.2009 г. N 239, пункта 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03.05.2000 года (МДС 42-1.2000), пунктов 5.5.6, 5.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, РСП ОАО "ДОСТ" не обеспечило своевременное проведение диагностики внутренних газопроводов вышеуказанных многоквартирных жилых домов, в связи с истечением их нормативного срока службы, для обеспечения сохранности жилищного фонда, безопасности жизни и здоровья граждан, проживающих в газифицированных домах. В ходе рассмотрения дела ответчик договоры со специализированными организациями по диагностированию внутридомового газового оборудования в указанных в уточненном иске домах, суду не представил. Между тем, суд считает, что непринятие РСП ОАО "ДОСТ" мер к своевременному проведению работ по выявлению возможности дальнейшей эксплуатации газопроводов и, как следствие, невозможность определения остаточного ресурса или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода, не обеспечивает соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, ставит под угрозу безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, не обеспечивает постоянную готовность инженерных коммуникаций, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, как это требуют части 1, 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, пункты 10а, 10б, 10д Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, что нарушает право неопределенного круга лиц, проживающих на территории г. Ангарска на надлежащие условия жизнеобеспечения. В связи с чем, суд считает, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы судебная коллегия находит несостоятельными и не подлежащими удовлетворению, т.к. все доводы апелляционной жалобы являлись доводами возражений ответчика на исковые требований прокурора и были рассмотрены судом и им дана надлежащая оценка.
Отсутствие поручения от собственников, а также не включение оплаты работ по первичному диагностированию в перечень услуг, не может явится основанием для отказа в иске, так как в силу закона, управление многоквартирными домами управляющей организацией должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирных домах. Техническое диагностирование входит в состав работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования.
Техническое обслуживание, диагностирование, мониторинг состояния ВДГО и техническая инвентаризация осуществляется специализированными организациями, по нормам, содержащимся в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы неподлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам
определила:
Решение Ангарского городского суда Иркутской области от 18 апреля 2013 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
А.В.БЫКОВА
Судьи
И.В.СКУБИЕВА
Т.В.НИКОЛАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)