Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 27.08.2015 N Ф07-8324/2013 ПО ДЕЛУ N А56-55046/2012

Требование: О взыскании долга по оплате услуг по содержанию общего имущества жилых домов.

Разделы:
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Оказанные по договорам услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, находящихся в военных городках, не оплачены.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2015 г. по делу N А56-55046/2012


Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Никитушкиной Л.Л., судей Константинова П.Ю., Малышевой Н.Н., при участии от федерального государственного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации Тимофеевой Е.Ю. (доверенность от 24.12.2014), от Министерства обороны Российской Федерации Масловой Д.А. (доверенность от 20.01.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" Баландина С.В. (доверенность от 24.10.2014), рассмотрев 24.08.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2014 (судья Орлова Е.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 (судьи Шестакова М.А., Семиглазов В.А., Савина Е.В.) по делу N А56-55046/2012,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест", место нахождения: 236029, Калининград, ул. Ф.Воейкова, д. 11, ОГРН 1063905089731 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском (с учетом уточнений) к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342 (далее - Учреждение), и Министерству обороны Российской Федерации, место нахождения: 119160, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284 (далее - Министерство), о взыскании с Учреждения 2 243 441 руб. 85 коп. задолженности за период с 01.09.2011 по 30.10.2012 по оплате услуг по содержанию общего имущества ряда жилых домов по ул. Согласия, ул. Гайдара, ул. Генерала Челнокова, ул. Ю.Маточкина, ул. В. Фермора в Калининграде, а при недостаточности средств у Учреждения - в порядке субсидиарной ответственности с казны Российской Федерации в лице Министерства.
Определением Арбитражного суда Калининградской области от 21.06.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 06.08.2012, дело передано для рассмотрения в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.01.2013 произведена замена ненадлежащего ответчика - Министерства - на надлежащего - Российскую Федерацию в лице Министерства.
Решением от 26.02.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.07.2013, иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 15.11.2013 решение от 26.02.2013 и постановление от 24.07.2013 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, по ходатайству ответчика, определением суда от 19.05.2014 к участию в деле в качестве соответчика привлечено федеральное государственное учреждение "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 105175, Москва, Садовническая ул., д. 62 (далее - Управление), как правообладатель недвижимого имущества по ряду спорных квартир.
Определением от 23.06.2014 к рассмотрению приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец просит взыскать 1 866 220 руб. 71 коп. задолженности с Учреждения и 396 441 руб. 18 коп. задолженности с Управления за период с 01.09.2011 по 30.10.2012, а при недостаточности средств у ответчиков - в порядке субсидиарной ответственности с казны Российской Федерации в лице Министерства.
Решением от 24.07.2014, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2015, иск удовлетворен.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебных актов, нарушающих нормы процессуального права, просит отменить решение и постановление и отказать в иске.
Учреждение о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы надлежаще извещено, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Калининградской области от 07.06.2006 N 524-р "О закреплении государственного имущества на праве оперативного управления за федеральным государственным учреждением "Калининградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации" за федеральным государственным учреждением "Калининградская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Калининградская КЭЧ) закреплено на праве оперативного управления находящиеся в военных городках 713 объектов недвижимого имущества, в том числе многоквартирные дома.
Между Обществом (управляющей организацией) и Калининградской КЭЧ, действующей от имени и в интересах собственника - Российской Федерации, заключены договоры на содержание, ремонт и управление многоквартирным домами от 31.08.2009 N 15, от 01.09.2009 N 16, от 30.11.2009 N 20 и 22, от 15.11.2009 N 23, от 01.12.2010 N 31 и от 15.01.2010 N 32, по условиям которых Общество обязалось оказывать услуги по техническому обслуживанию общего имущества многоквартирных домов, в том числе оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику и иным пользователям, на законных основаниях пользующимся помещениями собственника, а также осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность.
Приложениями к договорам стороны определили перечень и стоимость обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирных домов.
На основании приказа Министерства от 17.12.2010 N 1871 произведена реорганизация Калининградской КЭЧ путем ее присоединения 01.09.2011 к федеральному государственному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, впоследствии переименованному в Учреждение.
Поскольку в связи с универсальным правопреемством все права и обязанности Калининградской КЭЧ, вытекающие из договоров, перешли к Учреждению, то Общество направило последнему счета на оплату оказанных в период с сентября по декабрь 2011 года услуг в сумме 1 513 850 руб. 09 коп., расшифровки к счетам, а также акт сверки взаимных расчетов за сентябрь - декабрь 2011 года по услугам содержания общего имущества многоквартирных домов незаселенного жилищного фонда.
Ссылаясь на наличие у Учреждения и Управления задолженности за услуги за период с 01.09.2011-30.10.2012 (в суммах 1 866 220 руб. 71 коп. и 396 441 руб. 18 коп. соответственно), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Согласно статье 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1). До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (часть 3).
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя: плату за наем; плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту; плату за коммунальные услуги (часть 1 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 4 статьи 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 данной статьи.
Таким образом, плату за содержание общего имущества жилого дома и коммунальные услуги вносят управляющей организации не собственники, а наниматели жилых помещений в многоквартирных жилых домах. Собственники же несут соответствующие расходы только до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.
Судами установлено и из материалов дела следует, что управление жилыми домами, включая оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества домов и предоставление коммунальных услуг, в спорный период осуществлял истец. Эти обстоятельства ответчиками не оспаривались.
Объем предоставленных услуг судами установлен, расчет задолженности проверен, ответчиками не опровергнут.
Судами дана оценка доводам Управления, что спорные помещения не находятся в его оперативном управлении и заселены гражданами по договорам социального найма. Ответчики в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) доказательств того, что спорные помещения не находятся в оперативном управлении Управления и заселены гражданами по договорам социального найма, не представили.
Суды в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценили собранные по делу доказательства и правомерно удовлетворили иск, возложив субсидиарную ответственность за неисполнение ответчиками денежного обязательства на Российскую Федерацию в лице Министерства.
Ввиду того что обжалуемые решение и постановление приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.07.2014 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2015 по делу N А56-55046/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Взыскать с федерального государственного учреждения "Специальное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 105175, Москва, Садовническая ул., д. 62, в доход федерального бюджета 3000 руб. госпошлины в связи с подачей кассационной жалобы.

Председательствующий
Л.Л.НИКИТУШКИНА

Судьи
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ
Н.Н.МАЛЫШЕВА




















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)