Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Г.В.Борисовой
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
- от заявителя: Потворовой Г.Н. по доверенности от 01.06.2014;
- от заинтересованного лица: Чебыкиной М.А. по доверенности от 10.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20717/2014) Товарищества собственников жилья "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2014 по делу N А56-36607/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
Товарищество собственников жилья "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" (195427, Санкт-Петербург, Светлановский пр. д. 79, ОГРН, далее - ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79", товарищество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр, д. 68, лит. А, далее - административный орган) от 21.05.2014 по делу об административном правонарушении N 2131/14 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции товариществу в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности.
Не согласившись частично с решением суда, товарищество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель товарищества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что часть нарушений в настоящий период устранена, просил допущенное правонарушение признать малозначительным по тем основаниям, что оно не представляет угрозы общественным отношениям.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не согласился и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 25.04.2014 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 23.04.2014 N 09/268-р проведена внеплановая проверка ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" по вопросу соблюдения требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда по адресу: Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79. Основанием для проверки послужило обращение собственника квартиры N 265 Васильевой В.Я. от 20.02.2014 (вх. N 3361/14-1) о ненадлежащем содержании общего имущества указанного дома.
По результатам проверки, в присутствии председателя ТСЖ, составлены акты от 29.04.2014 N 09/268-1 и N 09/268-р (с фотоматериалами) которыми зафиксировано нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
29.04.2014 инспектором ГЖИ Санкт-Петербурга, в присутствии председателя товарищества составлен протокол об административном правонарушении N 09/268-1 о нарушении товариществом статьи 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно,
- - фасад здания не очищен от расклеенных объявлений, графических рисунков, фасад здания не очищен и не промыт, имеются зоны грязных пятен (нарушение п. 4.2.3.9 Правил N 170);
- - фасад здания имеет многочисленные зоны повреждений облицовочного слоя, выпадения облицовочной плитки (нарушение п. 4.2.3.1 Правил N 170);
- - отмостка дворовой части здания имеет просадки, щели, повреждения (нарушение п. 4.1.7 Правил N 170);
- - на продухах технического подполья здания отсутствуют защитные сетки с размером ячейки 0,5 см (нарушение 3.4.1, 3.4.7 Правил N 170);
- - двери лестничной клетки подъезда не имеют плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (нарушение п. 3.2.3 Правил N 170);
- - входные двери подъезда N 8 не имеют ограничителей хода (нарушение п. 4.8.12 Правил N 170);
- - лестничные поручни из поливинилхлоридного покрытия подъезда N 8 имеют поврежденные и не восстановленные участки (нарушение п. 4.8.6 Правил N 170);
- - не обеспечена своевременная уборка территории дома от мусора, имеется мелкий бытовой мусор, смет (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170).
По результатам рассмотрения материалов административного дела, за нарушение товариществом п. 3.2.3, 3.4.1, 3.4.7, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.9 4.8.6, 4.8.12 Правил N 170, Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга вынесено постановление от 21.05.2014 о привлечении ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Товарищество с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что во всех вменяемых правонарушениях отсутствует вина товарищества, при проведении проверки инспекцией нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суд первой инстанции, отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, дал правильную оценку обстоятельствам дела и частично признал доказанными вменяемые ему правонарушения.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
Требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (пункт 1.1), утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Жилищного кодекса РФ в Уставе товарищества собственников жилья должны содержаться, в частности, сведения о предмете и целях деятельности товарищества.
В соответствии с Уставом от 06.05.2006 ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Светлановский проспект, д. 79.
Таким образом, в силу приведенных норм именно товарищество обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда при эксплуатации вышеуказанного дома.
Как следует из оспариваемого постановления, товариществу вменяется нарушение пунктов 3.2.3, 3.4.1, 3.4.7, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.9 4.8.6, 4.8.12 Правил N 170.
В соответствии с п. 4.2.3.9 Правил N 170 - фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
Согласно п. 4.2.3.1 Правил N 170 - местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В силу п. 4.1.7 Правил N 170 - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Как следует из п. 3.4.1 Правил N 170 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- - температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
- - чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; - защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов (п. 3.4.7 Правил N 170).
Согласно п. 3.2.3 Правил N 179 окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
В соответствии п. 4.8.12 Правил N 170 - входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).
Согласно п. 4.8.6 Правил N 170 - деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня.
В силу п. 3.7.1 Правил N 170 - организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
- - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- - свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
- - проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Фотоматериалами, изготовленными в ходе внеплановой проверки, и составленными актами подтверждается, что в нарушение указанных норм фасад здания не очищен от расклеенных объявлений, графических рисунков, не промыт, имеются зоны грязных пятен, имеет многочисленные зоны повреждений облицовочного слоя, выпадения облицовочной плитки; отмостка дворовой части здания имеет просадки, щели, повреждения; на продухах технического подполья здания отсутствуют защитные сетки с размером ячейки 0,5 см; двери лестничной клетки подъезда не имеют плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок; в подъезде N 8 входные двери не имеют ограничителей хода, а лестничные поручни из поливинилхлоридного покрытия подъезда имеют поврежденные и не восстановленные участки; не обеспечена своевременная уборка территории дома от мусора, имеется мелкий бытовой мусор, смет. Данные факты товарищество в апелляционной жалобе не опровергло.
С учетом изложенного, нарушение товариществом пунктов 3.2.3, 3.4.1, 3.4.7, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.9 4.8.6, 4.8.12 Правил N 170 образует состав вменяемого ему административного правонарушения, доказательств невиновного поведения либо невозможности выполнения необходимых работ по поддержанию надлежащего состояния общего имущества многоквартирного дома (с учетом проведенного в 2013 году капитального ремонта фасада), товарищество не представило.
Между тем, представитель товарищества заявил ходатайство о применении к совершенному правонарушению положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку, по мнению товарищества, все выявленные нарушения в обслуживании дома не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Апелляционному суду не представлены доказательства того, что товариществом действительно проводится работа по надлежащему техническому содержанию жилого дома. Так согласно представленным документам в 2013 году за счет субсидий осуществлен капитальный ремонт фасада здания на сумму 3 407 764,42 рублей, однако через год в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения, то есть товарищество не принимало никаких мер по их недопущению и своевременному устранению. Более того, ни на дату вынесения оспариваемого постановления, ни в арбитражный суд общество не представило доказательств устранения выявленных нарушений.
Апелляционный суд, оценив конкретные обстоятельства совершения правонарушения, наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере соблюдения Правил содержания и ремонта жилых домов, не находит возможным освободить товарищество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения товарищества к административной ответственности апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия нарушений норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 августа 2014 года по делу А56-36607/2014, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.10.2014 ПО ДЕЛУ N А56-36607/2014
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2014 г. по делу N А56-36607/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2014 года
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2014 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Г.В.Борисовой
при ведении протокола судебного заседания: Медведевой В.В.
при участии:
- от заявителя: Потворовой Г.Н. по доверенности от 01.06.2014;
- от заинтересованного лица: Чебыкиной М.А. по доверенности от 10.01.2014;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20717/2014) Товарищества собственников жилья "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.08.2014 по делу N А56-36607/2014 (судья Ресовская Т.М.), принятое в порядке упрощенного производства
установил:
Товарищество собственников жилья "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" (195427, Санкт-Петербург, Светлановский пр. д. 79, ОГРН, далее - ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79", товарищество) обратилось в Арбитражный суд г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга (195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр, д. 68, лит. А, далее - административный орган) от 21.05.2014 по делу об административном правонарушении N 2131/14 о привлечении товарищества к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Решением суда первой инстанции товариществу в удовлетворении заявленных требований отказано в связи с правомерным привлечением его к административной ответственности.
Не согласившись частично с решением суда, товарищество направило апелляционную жалобу, в которой просило решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель товарищества в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что часть нарушений в настоящий период устранена, просил допущенное правонарушение признать малозначительным по тем основаниям, что оно не представляет угрозы общественным отношениям.
Представитель административного органа в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы о малозначительности совершенного правонарушения не согласился и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются в порядке и по основаниям, установленными статьями 258, 266 - 271 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как видно из материалов дела, 25.04.2014 Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга на основании распоряжения от 23.04.2014 N 09/268-р проведена внеплановая проверка ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" по вопросу соблюдения требований правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда по адресу: Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79. Основанием для проверки послужило обращение собственника квартиры N 265 Васильевой В.Я. от 20.02.2014 (вх. N 3361/14-1) о ненадлежащем содержании общего имущества указанного дома.
По результатам проверки, в присутствии председателя ТСЖ, составлены акты от 29.04.2014 N 09/268-1 и N 09/268-р (с фотоматериалами) которыми зафиксировано нарушение Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного Комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
29.04.2014 инспектором ГЖИ Санкт-Петербурга, в присутствии председателя товарищества составлен протокол об административном правонарушении N 09/268-1 о нарушении товариществом статьи 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно,
- - фасад здания не очищен от расклеенных объявлений, графических рисунков, фасад здания не очищен и не промыт, имеются зоны грязных пятен (нарушение п. 4.2.3.9 Правил N 170);
- - фасад здания имеет многочисленные зоны повреждений облицовочного слоя, выпадения облицовочной плитки (нарушение п. 4.2.3.1 Правил N 170);
- - отмостка дворовой части здания имеет просадки, щели, повреждения (нарушение п. 4.1.7 Правил N 170);
- - на продухах технического подполья здания отсутствуют защитные сетки с размером ячейки 0,5 см (нарушение 3.4.1, 3.4.7 Правил N 170);
- - двери лестничной клетки подъезда не имеют плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (нарушение п. 3.2.3 Правил N 170);
- - входные двери подъезда N 8 не имеют ограничителей хода (нарушение п. 4.8.12 Правил N 170);
- - лестничные поручни из поливинилхлоридного покрытия подъезда N 8 имеют поврежденные и не восстановленные участки (нарушение п. 4.8.6 Правил N 170);
- - не обеспечена своевременная уборка территории дома от мусора, имеется мелкий бытовой мусор, смет (нарушение п. 3.7.1 Правил N 170).
По результатам рассмотрения материалов административного дела, за нарушение товариществом п. 3.2.3, 3.4.1, 3.4.7, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.9 4.8.6, 4.8.12 Правил N 170, Государственной жилищной инспекцией Санкт-Петербурга вынесено постановление от 21.05.2014 о привлечении ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 45 000 рублей.
Товарищество с указанным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным по тем основаниям, что во всех вменяемых правонарушениях отсутствует вина товарищества, при проведении проверки инспекцией нарушены положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Суд первой инстанции, отказывая товариществу в удовлетворении заявленных требований, дал правильную оценку обстоятельствам дела и частично признал доказанными вменяемые ему правонарушения.
Часть 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс РФ) устанавливает, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающих в таком доме.
В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 11 которых предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя его текущий и капитальный ремонт.
Требования к порядку обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда установлены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (пункт 1.1), утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170.
Нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 7.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Субъектом данного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
Одним из предусмотренных частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ способов управления многоквартирным домом является управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 1 статьи 113 Жилищного кодекса РФ в Уставе товарищества собственников жилья должны содержаться, в частности, сведения о предмете и целях деятельности товарищества.
В соответствии с Уставом от 06.05.2006 ТСЖ "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" приняло на себя обязательства по управлению многоквартирным домом, оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества данного многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Санкт-Петербург, Светлановский проспект, д. 79.
Таким образом, в силу приведенных норм именно товарищество обязано соблюдать положения законодательства, определяющего требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда при эксплуатации вышеуказанного дома.
Как следует из оспариваемого постановления, товариществу вменяется нарушение пунктов 3.2.3, 3.4.1, 3.4.7, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.9 4.8.6, 4.8.12 Правил N 170.
В соответствии с п. 4.2.3.9 Правил N 170 - фасады зданий следует очищать и промывать в сроки, установленные в зависимости от материала, состояния поверхностей зданий (степень загрязнения, наличие выколов, разрушение покрытия) и условий эксплуатации.
Согласно п. 4.2.3.1 Правил N 170 - местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
В силу п. 4.1.7 Правил N 170 - просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком.
Как следует из п. 3.4.1 Правил N 170 - организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- - температурно-влажностный режим помещений подвалов и технических подполий, препятствующий выпадению конденсата на поверхностях ограждающих конструкций;
- - чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья; - защиту помещений от проникновения животных: грызунов, кошек, собак.
На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов (п. 3.4.7 Правил N 170).
Согласно п. 3.2.3 Правил N 179 окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
В соответствии п. 4.8.12 Правил N 170 - входные двери должны иметь плотные притворы, уплотняющие прокладки, самозакрывающие устройства (доводчики, пружины), ограничители хода дверей (остановы).
Согласно п. 4.8.6 Правил N 170 - деревянные поручни, имеющие трещины и искривления, следует заменять новыми. Мелкие повреждения (заусенцы, неровная поверхность) следует устранять путем зачистки поверхности или замены отдельных негодных частей вставками с последующей отделкой поручня.
В силу п. 3.7.1 Правил N 170 - организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать:
- - установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов;
- - своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием;
- - организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов;
- - свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников;
- - содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории;
- - проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Фотоматериалами, изготовленными в ходе внеплановой проверки, и составленными актами подтверждается, что в нарушение указанных норм фасад здания не очищен от расклеенных объявлений, графических рисунков, не промыт, имеются зоны грязных пятен, имеет многочисленные зоны повреждений облицовочного слоя, выпадения облицовочной плитки; отмостка дворовой части здания имеет просадки, щели, повреждения; на продухах технического подполья здания отсутствуют защитные сетки с размером ячейки 0,5 см; двери лестничной клетки подъезда не имеют плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок; в подъезде N 8 входные двери не имеют ограничителей хода, а лестничные поручни из поливинилхлоридного покрытия подъезда имеют поврежденные и не восстановленные участки; не обеспечена своевременная уборка территории дома от мусора, имеется мелкий бытовой мусор, смет. Данные факты товарищество в апелляционной жалобе не опровергло.
С учетом изложенного, нарушение товариществом пунктов 3.2.3, 3.4.1, 3.4.7, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.2.3.9 4.8.6, 4.8.12 Правил N 170 образует состав вменяемого ему административного правонарушения, доказательств невиновного поведения либо невозможности выполнения необходимых работ по поддержанию надлежащего состояния общего имущества многоквартирного дома (с учетом проведенного в 2013 году капитального ремонта фасада), товарищество не представило.
Между тем, представитель товарищества заявил ходатайство о применении к совершенному правонарушению положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку, по мнению товарищества, все выявленные нарушения в обслуживании дома не несут существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
По смыслу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Апелляционному суду не представлены доказательства того, что товариществом действительно проводится работа по надлежащему техническому содержанию жилого дома. Так согласно представленным документам в 2013 году за счет субсидий осуществлен капитальный ремонт фасада здания на сумму 3 407 764,42 рублей, однако через год в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения, то есть товарищество не принимало никаких мер по их недопущению и своевременному устранению. Более того, ни на дату вынесения оспариваемого постановления, ни в арбитражный суд общество не представило доказательств устранения выявленных нарушений.
Апелляционный суд, оценив конкретные обстоятельства совершения правонарушения, наличие существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в сфере соблюдения Правил содержания и ремонта жилых домов, не находит возможным освободить товарищество от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Нарушений процедуры привлечения товарищества к административной ответственности апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия нарушений норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11 августа 2014 года по делу А56-36607/2014, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Санкт-Петербург, Светлановский проспект, дом 79" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья
Г.В.БОРИСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)