Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2015 N 20АП-1696/2015 ПО ДЕЛУ N А68-13186/2014

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2015 г. по делу N А68-13186/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 13.05.2015
Постановление изготовлено в полном объеме 15.05.2015
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Заикиной Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от заявителя - закрытого акционерного общества "Домоуправ" (г. Тула, ОГРН 1127154013205, ИНН 7104518022) - Волчковой О.О. (доверенность от 12.12.2014), от ответчика - Государственной жилищной инспекции Тульской области (г. Тула, ОГРН 1037101135246, ИНН 7107071920) - Васина С.В. (доверенность от 12.02.2015 N 44-01/17/751), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Домоуправ" на решение Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015 по делу N А68-13186/2014 (судья Андреева Е.В.),

установил:

следующее.
Закрытое акционерное общество "Домоуправ" (далее по тексту - ЗАО "Домоуправ", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Тульской области (далее по тексту - ответчик, инспекция) от 12.12.2014 N 1876.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Государственная жилищная инспекция Тульской области, установив нарушение требований жилищного законодательства, обоснованно выдала ЗАО "Домоуправ" предписание об устранении выявленных нарушений.
В апелляционной жалобе ЗАО "Домоуправ" просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает на то, что контейнерная площадка, указанная в предписании, не входит в состав общего имущества дома по адресу: г. Тула, пер. Кирпичный, д. 34, поскольку она расположена на муниципальном земельном участке.
В отзыве на апелляционную жалобу Государственная жилищная инспекция Тульской области, опровергая доводы жалобы, считает, что судом первой инстанции сделаны правильные выводы, и просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, в адрес Государственной жилищной инспекции Тульской области поступило обращение от гражданки Коровкиной, проживающей в многоквартирном доме по адресу: г. Тула, пер. Кирпичный, д. 34, кв. 11, по вопросу неудовлетворительного санитарного состояния контейнерной площадки, расположенной вблизи д. 34.
На основании распоряжения начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области от 05.11.2014 N 1228 должностными лицами инспекции с участием представителя ЗАО "Домоуправ" 10.11.2014 осуществлена проверка исполнения Правил содержания и ремонта жилищного фонда и Правил представления коммунальных услуг гражданам.
В ходе проверки был выявлен факт нарушения ЗАО "Домоуправ" правил содержания жилого дома N 34 по пер. Кирпичный г. Тулы, а именно: контейнерная площадка, расположенная вблизи д. 34 пер. Кирпичный г. Тулы, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии; ограждение и твердое основание отсутствует. Данная площадка рассчитана на несколько домов, численность населения которых более 200 человек. Установлено 3 контейнера вместимостью до 100 л, объема которых недостаточно для удовлетворительного санитарного содержания контейнерной площадки.
По результатам проверки составлен акт проверки от 10.11.2014 N 1126 и ЗАО "Домоуправ" выдано предписание от 10.11.2014 N 1601, согласно которому обществу в срок до 10.12.2014 предписано оборудовать контейнерную площадку, устранить выявленные нарушения.
На основании распоряжения начальника Государственной жилищной инспекции Тульской области от 09.12.2014 N 1384 инспекцией 12.12.2014 проведена внеплановая выездная проверка исполнения ЗАО "Домоуправ" ранее выданного предписания от 10.11.2014 N 1601, в ходе которой установлено, что предписание от 10.11.2014 N 1601 ЗАО "Домоуправ" не выполнено, о чем составлен акт проверки от 12.12.2014 N 1295 и выдано предписание от 12.12.2014 N 1876, которым ЗАО "Домоуправ" предписано в срок до 22.12.2014 оборудовать контейнерную площадку, устранить выявленные нарушения.
Полагая, что предписание от 12.12.2014 N 1876 не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества, ЗАО "Домоуправ" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Под предписанием следует понимать меру реагирования на нарушение закона. Требования, включенные в предписание государственного органа, должны быть законодательно обоснованы. Предписание об устранении нарушений требований законодательства является документом, содержащим в себе обязательное для исполнения требование юридическому лицу провести мероприятия по устранению выявленных нарушений.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения "О государственном жилищном надзоре", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 1 Положения "О государственной жилищной инспекции Тульской области", утвержденного постановлением администрации Тульской области от 01.04.2003 N 169 (действующего в период спорных отношений), Государственная жилищная инспекция Тульской области является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор.
В силу подпункта 3 пункта 5 указанного выше Положения инспекция имеет право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
Таким образом, оспариваемое предписание от 12.12.2014 N 1876 выдано Государственной жилищной инспекцией в пределах ее полномочий.
В соответствии с пунктом 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 3 статьи 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Обязанность содержать многоквартирные дома в надлежащем состоянии предусматривается в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее по тексту - Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме).
В силу пункта 10 указанных Правил содержание общего имущества в многоквартирном доме должно осуществляться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В пункте 11 названных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающими своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования; сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 42 указанных Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, в которых указано, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также параметры и условия, которые должны соблюдаться в целях безопасности людей и сохранности жилого дома.
Таким образом, положения Правил являются обязательными для исполнения, в том числе управляющими организациями и лицами, на которых возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В силу пункта 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Согласно пункту 3.7.2 данных Правил сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 чел.; в контейнеры вместимостью до 800 л - для домов с населением 200 чел. и более. В качестве временной меры при отсутствии металлических мусоросборников допускается устройство бункера для крупногабаритных отходов, а также деревянных съемных ящиков без дна с загрузочными люками 0,5 x 0,5 мм.
Пунктом 3.7.4 Правил N 170 мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону.
В соответствии с пунктом 3.7.5 Правил N 170 подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора.
При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Домоуправ" 05.12.2007 заключен договор управления многоквартирным домом N 206-Зар по адресу: г. Тула, пер. Кирпичный, д. 34, предметом которого является оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг собственнику помещений и иным гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Проверкой установлено, что заявителем нарушены правила содержания и ремонта жилого дома N 34 по пер. Кирпичный в г. Туле, а именно: в нарушение пунктов 3.7.1, 3.7.2, 3.7.4, 3.7.5 Правил N 170 контейнерная площадка, расположенная вблизи д. 34 пер. Кирпичный г. Тулы, находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, ограждение и твердое основание отсутствует. Данная площадка рассчитана на несколько домов, численность населения которых более 200 человек. Установлено 3 контейнера, вместимостью до 100 л, объема которых недостаточно для удовлетворительного санитарного содержания контейнерной площадки.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции обоснованно посчитал, что у инспекции имелись законные основания для выдачи обществу указанного предписания.
Отклоняя довод общества о том, что земельный участок, на котором расположена контейнерная площадка, не является придомовой территорией и не относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома N 34 по пер. Кирпичный г. Тулы, в связи с чем ООО "Домоуправ" не несет обязанности по ее содержанию, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В пункте 25 раздела 3 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения" указано, что в теплый период года работы по содержанию придомовой территории включают в себя очистку от мусора и промывка урн, установленных возле подъездов, и уборку контейнерных площадок, расположенных на территории общего имущества многоквартирного дома.
Согласно пункту 8.5.15 Правил благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденных решением Тульской городской Думы от 30.05.2012 N 46/938, проектирование, ремонт (текущий, капитальный) контейнерных площадок для сбора твердых бытовых отходов, регулирование количества контейнеров, их ремонт и окраску, а также уборку указанных площадок и территорий, прилегающих к ним, осуществляют: на территории многоквартирных жилых домов - уполномоченные собственниками помещений в многоквартирных домах лица, в случае если это предусмотрено договором управления многоквартирным домом; в зоне застройки индивидуальными жилыми домами - собственники и (или) пользователи индивидуальных жилых домов; на иных территориях - собственники контейнерных площадок, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу пункта 8.5.15.1 вышеуказанных Правил контейнерные площадки должны постоянно содержаться в чистоте и техническом исправном состоянии организацией, в ведении которой они находится, а также должны быть покрашены и иметь маркировку с указанием владельца.
Пунктом 8.5.20 Правил определено, что ответственность за сбор ТБО в контейнеры и КГО в бункеры-накопители, зачистку (уборку) территории контейнерных площадок, в том числе и по периметру контейнерной площадки на расстоянии 10 м, возлагается: на территории многоквартирных жилых домов - на уполномоченные собственниками помещений в многоквартирном доме организации; в зоне застройки индивидуальными жилыми домами - на собственников и (или) пользователей индивидуальных жилых домов; на иных территориях, на которых установлены мусоросборники, находящиеся в аренде, собственности, пользовании физических или юридических лиц, - на данных физических или юридических лиц.
Поскольку пользователем спорной контейнерной площадки является ЗАО "Домоуправ", то в силу вышеприведенных нормативных положений на нем лежит обязанность по обустройству и содержанию данной контейнерной площадки, независимо от того, что она расположена не на придомовой территории вследствие особенностей застройки в районе д. 3 по пер. Кирпичный г. Тулы, так как цель организации указанной площадки не изменилась.
Кроме того, обязанность по ее организации и текущему ремонту возложена на ЗАО "Домоуправ" также соглашением N 2 от 09.06.2014 о временном предоставлении места для складирования твердых бытовых и крупногабаритных отходов, которое заключено обществом с Управлением жизнеобеспечения и благоустройства администрации г. Тулы.
С учетом этого суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Тульской области от 12.12.2014 N 1876. Доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции общества по делу и не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Тульской области от 04.03.2015 по делу N А68-13186/2014 оставить без изменения, а апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Домоуправ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА

Судьи
Н.В.ЗАИКИНА
В.Н.СТАХАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)