Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.05.2014 ПО ДЕЛУ N 3-101/2014

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 мая 2014 г. по делу N 3-101/2014


Московский городской суд в составе
судьи Лопаткиной А.С.,
с участием прокурора Ларионовой О.Г.,
при секретаре О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-101/2014 по заявлению С.С. о признании недействующими пунктов 3.2.2, 4.2.2.2 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 25 февраля 2014 г. N 75-ПП,
установил:

Правительством Москвы 10 февраля 2004 г. было принято постановление N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотребления и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы" (далее - постановление), опубликованное в "Вестнике Мэра и Правительства Москвы", N 13, 26 февраля 2004 г., действующее в настоящее время в редакции постановлений Правительства Москвы от 25 мая 2004 г. N 329-ПП, от 28 августа 2007 г. N 750-ПП, от 28 декабря 2010 г. N 1102-ПП, от 13 сентября 2011 г. N 422-ПП, от 26 декабря 2012 г. N 831-ПП, от 25 февраля 2014 г. N 75-ПП.
Пунктом 3.2 данного постановления утверждена Методика распределения между абонентами и потребителями объемов и стоимости холодной и горячей воды и услуг водоотведения на основе показаний приборов учета воды (приложение 2).
Разделом 3 Методики определен порядок расчета объемов холодной и горячей воды и водоотведения, подлежащих оплате потребителями услуг в жилых зданиях при отсутствии квартирных приборов учета холодной и горячей воды.
В пункте 3.2.2 вышеназванной Методики приводится способ перерасчета платы всем жильцам за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения при временном отсутствии потребителя в жилом помещении.
Разделом 4 Методики определен порядок расчета объемов потребления холодной и горячей воды и водоотведения, подлежащих оплате потребителями услуг в жилых зданиях при наличии в части квартир приборов учета холодной и горячей воды.
Согласно пункту 4.2.2.2 Методики при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, всем жильцам, не имеющим индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, осуществляется перерасчет размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения (в редакции постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2012 г. N 831-ПП). Размер дополнительных платежей, подлежащих оплате жильцами каждой квартиры, определяется в соответствии с пунктом 3.2.2.
С.С. обратился в Московский городской суд с заявлением об оспаривании пунктов 3.2.2 и 4.2.2.2 вышеуказанной Методики, ссылаясь на то, что содержащиеся в них положения противоречат Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, пунктам 23, 27 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, и формуле 9, приведенной в приложении 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, которые не предусматривают возможность перерасчета и взимания дополнительных платежей с потребителей коммунальных платежей при временном отсутствии жильцов. По утверждению заявителя, применение на практике оспариваемых им норм привело к перерасчету в сторону увеличения размера платы за коммунальную услугу за период временного отсутствия потребителей в другом жилом помещении.
Заявитель С.С. в судебное заседание явился, заявленные требования (с учетом уточнения) поддержал в полном объеме.
Представители Правительства Москвы (по доверенностям) А., С.Е. требования заявителя не признали, указали, что постановление принято в рамках компетенции субъекта Российской Федерации, оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушают каких-либо прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения заявителя С.С., представителей заинтересованного лица Правительства Москвы (по доверенностям) А., С.Е., изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Ларионовой О.Г., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Между тем по настоящему делу обстоятельств, при наличии которых нормативный правовой акт в оспариваемой части может быть признан недействующим, не имеется.
Оспариваемый акт регулирует отношения по внесению платы за коммунальные услуги, в силу пункта 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации относящиеся к сфере жилищного законодательства.
Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции РФ, положениям статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы или иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Согласно статье 5 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Плата за коммунальные услуги, согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Порядок расчета и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги урегулирован Жилищным кодексом РФ, а также Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В соответствии с положениями частей 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в том числе, водоснабжение, водоотведение закреплены Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", который установление тарифов на услуги организаций коммунального комплекса относит к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4).
Законом города Москвы от 27 января 2010 г. N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" (пункт 16 части 2 статьи 7) и Законом города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" (пункт 11 статьи 11) определено, что размеры платы за пользование жилым помещением, содержание и текущий ремонт жилого помещения, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, тарифы на коммунальные услуги в соответствии с федеральным законодательством, размер стандарта стоимости жилищных и коммунальных услуг утверждаются Правительством Москвы.
В соответствии со статьей 19 Закона г. Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы" правовые акты, имеющие нормативный характер, принимаются в форме постановлений Правительства Москвы.
Таким образом, принятие оспариваемого акта входило в компетенцию Правительства Москвы.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (часть 1).
Частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ установлено, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
Раздел VIII Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. N 354, определяет порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета.
Согласно пунктам 86, 87, 90, 97 указанных Правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.
Размер платы за коммунальную услугу по водоотведению подлежит перерасчету в том случае, если осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и (или) горячему водоснабжению.
Перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится пропорционально количеству дней периода временного отсутствия потребителя, которое определяется исходя из количества полных календарных дней его отсутствия, не включая день выбытия из жилого помещения и день прибытия в жилое помещение.
Результаты перерасчета размера платы за коммунальные услуги отражаются:
а) в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия - в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении;
б) в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия - в очередном платежном документе.
Указанные положения направлены прежде всего на защиту прав тех потребителей, которые в расчетный период не пользовались определенными коммунальными услугами. Освобождая потребителей от оплаты коммунальных услуг, которыми они не пользовались в связи с отсутствием в жилом помещении, и предоставляя им право на перерасчет размера платежей, федеральный законодатель не освобождает иных потребителей, пользовавшихся соответствующими коммунальными услугами, от обязанности оплаты коммунальных услуг в полном объеме.
Из преамбулы оспариваемой в части Методики следует, что данная Методика предназначена для определения порядка распределения объемов и стоимости услуг холодного и горячего водоснабжения и водоотведения между потребителями воды, находящимися (проживающими) в многоквартирных домах, только при наличии установленных общедомовых приборов учета воды.
Пункт 4.2.2.2 Методики не устанавливает иной порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги, отличный от порядка, установленного федеральными нормативными актами.
Порядок перерасчета размера платы за коммунальные услуги, согласно которому при временном отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, всем жильцам, не имеющим индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, осуществляется перерасчет размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения, не предполагает оплату тех услуг, которые потребителю не предоставлены, позволяет определить размер платы за коммунальные услуги каждого собственника и пользователя помещений в многоквартирном доме, как это и предусмотрено частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, исходя из объема потребленного коммунального ресурса.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. N 354, в том числе и абз. 2 пункт 42, формула 4 приложения 2 к указанным Правилам, не содержат запрета на перерасчет размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения жильцам, не имеющим индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета, при временном отсутствии граждан в жилом помещении.
Из содержания пункта 3.2.2 Методики, в соответствии с которым определяется размер дополнительных платежей, подлежащих оплате жильцами каждой квартиры, следует, что при перерасчете размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения изменяется лишь количество лиц, которые проживали в расчетном периоде в жилом помещении и пользовались коммунальными услугами холодного и горячего водоснабжения и водоотведения. При этом за основу принимаются те же объемы потребления холодной и горячей воды за период, который подлежит перерасчету, что и объемы, которые применялись при первоначальном расчете размера оплаты коммунальных услуг с учетом временно отсутствующих лиц.
Такой порядок определения размера дополнительных платежей, подлежащих оплате жильцами каждой квартиры, основан на законе и согласуется с положениями части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, предписывающими определять размер платы исходя из нормативов потребления коммунальных услуг лишь при отсутствии приборов учета.
Применение иного порядка влечет оплату потребленных услуг всеми потребителями, не учитывая показания приборов учета, чем нарушаются права граждан, а также правила, предусмотренные частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, имеющие большую юридическую силу.
Пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства от 06 мая 2011 г. N 354, установлено, что потребитель обязан: в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку (подпункт "г"); своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "и").
Доводы заявителя о противоречии оспариваемых норм Методики положениям пунктов 23, 27 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, и формуле 9, приведенной в приложении 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанные нормы не регулируют вопросы, связанные с перерасчетом размера платы за услуги холодного и горячего водоснабжения и водоотведения.
Пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. N 354 признано утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, за исключением пунктов 15 - 28 Правил (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), которые утрачивают силу с 1 января 2015 г.
Таким образом, Постановление от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП и приложение 2 к нему приняты Правительством Москвы по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъекта в соответствии с полномочиями, предусмотренными федеральным законодательством, и в оспариваемой части федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречат.
Кроме того, заявителем не представлено доказательств, подтверждающих нарушение его прав и свобод оспариваемыми пунктами приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:

В удовлетворении заявления С.С. о признании недействующими пунктов 3.2.2, 4.2.2.2 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 10 февраля 2004 г. N 77-ПП "О мерах по улучшению системы учета водопотреблению и совершенствованию расчетов за холодную, горячую воду и тепловую энергию в жилых зданиях и объектах социальной сферы города Москвы", в редакции постановления Правительства Москвы от 25 февраля 2014 г. N 75-ПП, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья
Московского городского суда
А.С.ЛОПАТКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)