Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент земельных отношений) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 по делу N А50-9348/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители индивидуального предпринимателя Маркова Алексея Анатольевича (далее - предприниматель Марков А.А.) - Куликова М.Н. (доверенность от 04.02.2014), Козлова Е.А. (доверенность от 04.02.2014).
Предприниматель Марков А.А. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к департаменту земельных отношений о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 737 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47 на кадастровом плане или кадастровой карте территории, изложенного в письме от 01.03.2013 N И-21-01-09-3508 и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Перми по вышеуказанному адресу.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 (судьи Скромова Ю.В., Никольская Е.О., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент земельных отношений просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на применение судами не подлежащей применению ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Закон о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель кассационной жалобы, местоположение границ земельного участка площадью 737 кв. м в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории определено не в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории, что является нарушением Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 (далее - Правила разработки схем расположения земельных участков). Согласно представленной схеме расположения земельного участка площадью 737 кв. м, местоположение границ земельного участка, образуемого для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости, не учитывало границ смежного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12. Образуемый согласно указанной схеме земельный участок полностью накладывается на участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12, на котором располагается многоквартирный жилой дом. Кроме того, постановка названного земельного участка на кадастровый учет в таких границах не оспорена в установленном законом порядке. Как указывает заявитель жалобы, исходя из сведений государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 поставлен на государственный кадастровый учет 18.12.2000 и с 01.03.2000 (момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) не относится к земельным участкам, находящимся в муниципальной или государственной собственности, а принадлежит собственникам помещений жилого дома на праве общей долевой собственности. Наложение границ образуемого спорного земельного участка с участком с кадастровым номером 59:01:4410179:12, свидетельствует о том, что рассматриваемый спор нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома (правообладателей земельного участка), не привлеченных к участию в деле. По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 образован и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома, образование из указанного участка нового земельного участка может быть осуществлено в соответствии с требованиями ст. 11.2, 11.4 - 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Маркову А.А. на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47:
- - одноэтажное здание склада (литера К) общей площадью 86,5 кв. м;
- - одноэтажное здание склада (литера Л) общей площадью 62,6 кв. м;
- - одноэтажное здание склада (литера М) общей площадью 33,3 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
По заявлению предпринимателя Маркова А.А. обществом с ограниченной ответственностью "Пермский край" разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 737 кв. м под указанные выше объекты недвижимости с целью дальнейшего оформления прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащих названному предпринимателю объектов.
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми 05.12.2012 согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 737 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47.
Предприниматель Марков А.А. 31.01.2013 представил указанную схему для утверждения в департамент земельных отношений (вх. N -21-01-07-п-966).
Департамент земельных отношений вынес решение от 01.03.2013 N И-21-01-09-3508, которым отказал заявителю в утверждении схемы в связи с тем, что местоположение образуемого земельного участка определено без учета местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12, что противоречит п. 3.2.1 Правила разработки схем расположения земельных участков.
Предприниматель Марков А.А., полагая отказ департамента земельных отношений в утверждении схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащие заявителю объекты недвижимости, незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя Макарова А.А. о признании незаконным решения департамента земельных отношений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 737 кв. м, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия в материалах дела доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме. При этом судами установлено, что фактически названный земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, его границы носят ориентировочный характер и подлежат уточнению. Суд апелляционной инстанции при отсутствии в материалах дела доказательств того, что между землепользователями имеется спор о границах, а также то, что собственники помещений в жилом доме в любом случае не могут использовать земельный участок, занятый объектом недвижимости предпринимателя Макарова А.А., пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что на стадии утверждения схемы расположения земельного участка могут быть нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, под который сформирован участок. Таким образом, суды, установив, что отказ департамента земельных отношений является незаконным и нарушающим права предпринимателя Макарова А.А., удовлетворили заявленные требования названного предпринимателя.
Выводы судов являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства и подтверждены материалами дела.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса, за исключением указанных в названном пункте случаев.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из содержания ст. 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что для проведения кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной органом муниципального образования схемы расположения земельного участка.
Если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не исключается. При этом то обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что предприниматель Макаров А.А. обратился в департамент земельных отношений с заявлением утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под принадлежащими заявителю объектами недвижимости, расположенными по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47.
Департамент земельных отношений отказал заявителю в утверждении схемы в связи с тем, что местоположение образуемого земельного участка определено без учета местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12.
Из кадастровой выписки о земельном участке (с кадастровым номером 59:01:4410179:12 следует, что межевание данного земельного участка не производилось, его границы на местности не установлены (раздел кв. 6 кадастрового паспорта).
Из письма федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю" от 09.09.2013 N 01-24/0451 следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12 не установлены в соответствии с действующим законодательством, координаты характерных точек границ определены с недостаточной точностью, площадь участка - "декларированная" и составляет 3438,70 кв. м, в связи с чем сведения о границах данного земельного участка не уточнены.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано на отсутствие оснований полагать, что на стадии утверждения схемы расположения земельного участка могут быть нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, под который сформирован участок. Из материалов дела не усматривается наличие спора о границах между землепользователями. Кроме того, апелляционный суд правильно указал, что собственники помещений в жилом доме в любом случае не могут использовать земельный участок, занятый объектом недвижимости предпринимателя,
Таким образом, из изложенного следует, что суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным и нарушает права предпринимателя Макарова А.А. на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости.
С учетом указанного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 образован и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома, образование из указанного участка нового земельного участка может быть осуществлено в соответствии с требованиями ст. 11.2, 11.4 - 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о применение судами не подлежащей применению ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 по делу N А50-9348/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2014 N Ф09-300/14 ПО ДЕЛУ N А50-9348/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2014 г. N Ф09-300/14
Дело N А50-9348/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2014 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Лазарева С.В.,
судей Сулейменовой Т.В., Семеновой З.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента земельных отношений администрации города Перми (далее - департамент земельных отношений) на решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 по делу N А50-9348/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители индивидуального предпринимателя Маркова Алексея Анатольевича (далее - предприниматель Марков А.А.) - Куликова М.Н. (доверенность от 04.02.2014), Козлова Е.А. (доверенность от 04.02.2014).
Предприниматель Марков А.А. обратился в Арбитражный суд Пермского края с заявлением к департаменту земельных отношений о признании незаконным решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 737 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47 на кадастровом плане или кадастровой карте территории, изложенного в письме от 01.03.2013 N И-21-01-09-3508 и обязании утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории города Перми по вышеуказанному адресу.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 (судья Гусельникова Н.В.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 (судьи Скромова Ю.В., Никольская Е.О., Усцов Л.А.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе департамент земельных отношений просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на применение судами не подлежащей применению ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее Закон о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как указывает заявитель кассационной жалобы, местоположение границ земельного участка площадью 737 кв. м в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории определено не в соответствии с утвержденной в установленном порядке документацией по планировке территории, что является нарушением Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвержденных постановлением администрации города Перми от 06.03.2009 N 108 (далее - Правила разработки схем расположения земельных участков). Согласно представленной схеме расположения земельного участка площадью 737 кв. м, местоположение границ земельного участка, образуемого для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости, не учитывало границ смежного земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12. Образуемый согласно указанной схеме земельный участок полностью накладывается на участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12, на котором располагается многоквартирный жилой дом. Кроме того, постановка названного земельного участка на кадастровый учет в таких границах не оспорена в установленном законом порядке. Как указывает заявитель жалобы, исходя из сведений государственного кадастра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 поставлен на государственный кадастровый учет 18.12.2000 и с 01.03.2000 (момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) не относится к земельным участкам, находящимся в муниципальной или государственной собственности, а принадлежит собственникам помещений жилого дома на праве общей долевой собственности. Наложение границ образуемого спорного земельного участка с участком с кадастровым номером 59:01:4410179:12, свидетельствует о том, что рассматриваемый спор нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома (правообладателей земельного участка), не привлеченных к участию в деле. По мнению заявителя кассационной жалобы, поскольку земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 образован и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома, образование из указанного участка нового земельного участка может быть осуществлено в соответствии с требованиями ст. 11.2, 11.4 - 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, предпринимателю Маркову А.А. на праве собственности принадлежит следующее недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47:
- - одноэтажное здание склада (литера К) общей площадью 86,5 кв. м;
- - одноэтажное здание склада (литера Л) общей площадью 62,6 кв. м;
- - одноэтажное здание склада (литера М) общей площадью 33,3 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
По заявлению предпринимателя Маркова А.А. обществом с ограниченной ответственностью "Пермский край" разработана схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 737 кв. м под указанные выше объекты недвижимости с целью дальнейшего оформления прав на земельный участок, необходимый для эксплуатации принадлежащих названному предпринимателю объектов.
Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Перми 05.12.2012 согласована схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 737 кв. м, расположенного по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47.
Предприниматель Марков А.А. 31.01.2013 представил указанную схему для утверждения в департамент земельных отношений (вх. N -21-01-07-п-966).
Департамент земельных отношений вынес решение от 01.03.2013 N И-21-01-09-3508, которым отказал заявителю в утверждении схемы в связи с тем, что местоположение образуемого земельного участка определено без учета местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12, что противоречит п. 3.2.1 Правила разработки схем расположения земельных участков.
Предприниматель Марков А.А., полагая отказ департамента земельных отношений в утверждении схемы расположения земельного участка, на котором находится принадлежащие заявителю объекты недвижимости, незаконным и нарушающим его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Пермского края с рассматриваемыми требованиями.
Удовлетворяя требования предпринимателя Макарова А.А. о признании незаконным решения департамента земельных отношений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка площадью 737 кв. м, суды первой и апелляционной инстанции исходили из отсутствия в материалах дела доказательств того, что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном жилом доме. При этом судами установлено, что фактически названный земельный участок не сформирован в установленном законом порядке, его границы носят ориентировочный характер и подлежат уточнению. Суд апелляционной инстанции при отсутствии в материалах дела доказательств того, что между землепользователями имеется спор о границах, а также то, что собственники помещений в жилом доме в любом случае не могут использовать земельный участок, занятый объектом недвижимости предпринимателя Макарова А.А., пришел к выводу об отсутствии оснований полагать, что на стадии утверждения схемы расположения земельного участка могут быть нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, под который сформирован участок. Таким образом, суды, установив, что отказ департамента земельных отношений является незаконным и нарушающим права предпринимателя Макарова А.А., удовлетворили заявленные требования названного предпринимателя.
Выводы судов являются правильными, основаны на нормах действующего законодательства и подтверждены материалами дела.
В силу положений ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходима совокупность двух условий: несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), в силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
В силу п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 указанного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного ст. 29 названного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Согласно п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 указанного Кодекса, за исключением указанных в названном пункте случаев.
В силу п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Из содержания ст. 22, 39 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что для проведения кадастрового учета образуемого земельного участка необходимо предоставление межевого плана, который изготавливается на основании утвержденной органом муниципального образования схемы расположения земельного участка.
Если на земельном участке находится несколько объектов недвижимости, собственниками которых являются разные лица, то при реализации одним из собственников объекта недвижимости преимущественного права на выкуп земельного участка и при разделе (выделе) исходного земельного участка обращение его за схемой расположения земельного участка в порядке, предусмотренном п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, не исключается. При этом то обстоятельство, поставлен ли исходный земельный участок на кадастровый учет и определены ли его границы, не имеет правового значения и не влияет на необходимость формирования выкупаемого земельного участка в установленном законом порядке.
Из материалов дела следует, что предприниматель Макаров А.А. обратился в департамент земельных отношений с заявлением утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории под принадлежащими заявителю объектами недвижимости, расположенными по адресу: г. Пермь, Свердловский р-н, Комсомольский проспект, 47.
Департамент земельных отношений отказал заявителю в утверждении схемы в связи с тем, что местоположение образуемого земельного участка определено без учета местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12.
Из кадастровой выписки о земельном участке (с кадастровым номером 59:01:4410179:12 следует, что межевание данного земельного участка не производилось, его границы на местности не установлены (раздел кв. 6 кадастрового паспорта).
Из письма федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю" от 09.09.2013 N 01-24/0451 следует, что границы земельного участка с кадастровым номером 59:01:4410179:12 не установлены в соответствии с действующим законодательством, координаты характерных точек границ определены с недостаточной точностью, площадь участка - "декларированная" и составляет 3438,70 кв. м, в связи с чем сведения о границах данного земельного участка не уточнены.
При этом судом апелляционной инстанции обоснованно указано на отсутствие оснований полагать, что на стадии утверждения схемы расположения земельного участка могут быть нарушены права собственников помещений многоквартирного дома, под который сформирован участок. Из материалов дела не усматривается наличие спора о границах между землепользователями. Кроме того, апелляционный суд правильно указал, что собственники помещений в жилом доме в любом случае не могут использовать земельный участок, занятый объектом недвижимости предпринимателя,
Таким образом, из изложенного следует, что суды пришли к правомерному выводу о том, что отказ департамента в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным и нарушает права предпринимателя Макарова А.А. на приобретение в собственность земельного участка под принадлежащими ему объектами недвижимости.
С учетом указанного отклоняется довод заявителя кассационной жалобы о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 59:01:4410179:12 образован и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам многоквартирного дома, образование из указанного участка нового земельного участка может быть осуществлено в соответствии с требованиями ст. 11.2, 11.4 - 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя о применение судами не подлежащей применению ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушение ст. 16 Закона о введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, отклоняется судом кассационной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемых судебных актах выводов. В силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка доказательств не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену постановления суда апелляционной инстанции (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 23.08.2013 по делу N А50-9348/2013 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2013 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу департамента земельных отношений администрации города Перми - без удовлетворения.
Председательствующий
С.В.ЛАЗАРЕВ
Судьи
Т.В.СУЛЕЙМЕНОВА
З.Г.СЕМЕНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)