Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Грачева Т.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.
судей Гурьяновой О.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 ноября 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования К.Е.С. к Администрации г. Ульяновска, ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" о возложении обязанности произвести капитальный ремонт удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт мягкой кровли многоквартирного жилого дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске, систем водоснабжения (ХВС, ГВС), канализации (водоотведения), системы центрального отопления в техническом подполье.
В иске к ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" отказать.
Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Э***" с Администрации города Ульяновска расходы за производство судебной экспертизы в размере 61300 руб.
Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения К.Е.З., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
К.Е.С. обратилась в суд к администрации г. Ульяновска, ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" о возложении обязанности произвести капитальный ремонт.
Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры N *** дома *** по ул. А*** в г. Ульяновска.
Дом сдан в эксплуатацию в 1972 году, управление и обслуживание домом осуществляет ОАО "ДК Засвияжского района N 1". На протяжении длительного времени в доме не производится капитальный ремонт мягкой кровли, систем центрального отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, канализации в техническом подвале дома, что подтверждается актом весеннего осмотра от марта 2013 года. Она исправно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, однако недостатки в содержании общего имущества никем не устраняются.
Просила суд обязать администрацию г. Ульяновска произвести капитальный ремонт мягкой кровли дома N *** по ул. А*** г. Ульяновска, систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации в подвальном помещении дома.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда в части возложения на администрацию города обязанности по производству капитального ремонта дома
В обоснование доводов указывает на то, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе и работ по проведению капитального ремонта, в полномочия администрации г. Ульяновска не входит. Администрация города в договорных отношениях с истицей не состоит, исполнителем вышеуказанных услуг не является. Жилое помещение, в котором проживает истица, принадлежит ей на праве собственности. В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственники жилых помещений несут бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Считает, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в силу статей 154 и 158 ЖК РФ, распространяется на всех собственников помещений в этом доме. Полагает, что ответственность за содержание общего имущества данного дома муниципальное образование может нести только соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество. Организация и проведение ремонта входит в обязанность управляющей компании ООО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", которая обязана обеспечить качественное обслуживание жилого дома, качественное предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного в управление. Полагает, что разрушения кровли, системы центрального отопления, водоснабжения, канализации, могло не произойти при надлежащем исполнении необходимых работ управляющей организацией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный жилой дом N *** по ул. А*** в г. Ульяновске был построен в 1972 году.
С 01.06.2008 данный жилой дом находится в управлении ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1".
С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 40 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, этот факт сторонами не оспаривался.
Истица К.Е.С. является собственником квартиры N *** в указанном доме. Данная квартира была приобретена истицей в собственность в порядке приватизации, что подтверждается договором о передачи жилой площади в собственность граждан N *** от 18.04.2004, свидетельством о государственной регистрации права от 03.11.2004.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции нашли подтверждения доводы истицы о ненадлежащем состоянии элементов и коммуникаций жилого дома и необходимости проведения в доме ремонтных работ капитального характера.
Верно определив значимые для дела обстоятельства, оценив представленные в суд доказательства, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по выполнению работ по замене кровли крыши, систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления в техническом подвале, на мэрию г. Ульяновска.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что выполнение работ по проведению капитального ремонта в полномочия администрации г. Ульяновска не входит.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонт крыш, фасадов, стыков зданий до 50%, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. На это же указано и в Приложении N 8 к указанным Правилам.
С момента ввода дома в эксплуатацию капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления в техническом подвале, не производился.
Ненадлежащее состояние крыши, системы центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения данного дома объективно подтверждено совокупностью проверенных по делу доказательств, в том числе, и проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизой от 01.11.2013 N ***. По результатам осмотра конструктивных элементов жилого дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске - внутренних инженерных сетей (ХВС, ГВС, канализация, отопление), кровельного покрытия, и определения их технического состояния, эксперт пришел к выводу о необходимости капитального ремонта кровли крыши и указанных коммуникаций.
Выводы эксперта представителем мэрии не оспорены в ходе судебного разбирательства.
Возлагая обязанность по производству капитального ремонта на мэрию города Ульяновска, суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд, исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем.
Как было указано выше, К.Е.С. является собственницей квартиры N *** дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске с 2004 года. Указанный дом находился в муниципальной собственности и эксплуатировался с 1972 года. Обязанность по капитальному ремонту дома возникла у мэрии до приватизации истицей квартиры.
По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась мэрия, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст. 141 ЖК РСФСР).
Поскольку необходимость капитального ремонта (замена отдельных элементов и коммуникаций указанного дома) возникла до перехода к истице прав на жилые помещения в порядке приватизации, а установленные сроки эксплуатации обозначенных истицей элементов дома истекли, учитывая, что администрация г. Ульяновска в лице своих структур ЖКХ капитальный ремонт дома не производила, тогда как плата за данный вид работ взималась с жильцов, суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на мэрию города Ульяновска обязанностей по производству капитального ремонта дома.
Ссылка в жалобе на то, что организация и проведение капитального ремонта входит в обязанность управляющей компании ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", не может быть принята во внимание.
Согласно части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчиком ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" бюджетных средств на капитальный ремонт элементов дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске, не представлено.
Другие доводы жалобы существенными не являются, на правильность постановленного по делу решения они не влияют.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.
В силу изложенного, решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.02.2014 ПО ДЕЛУ N 33-385/2014
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 февраля 2014 г. по делу N 33-385/2014
Судья: Грачева Т.Л.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.
судей Гурьяновой О.В. и Нефедова О.Н.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 ноября 2013 года, по которому постановлено:
Исковые требования К.Е.С. к Администрации г. Ульяновска, ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" о возложении обязанности произвести капитальный ремонт удовлетворить частично.
Обязать Администрацию города Ульяновска произвести капитальный ремонт мягкой кровли многоквартирного жилого дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске, систем водоснабжения (ХВС, ГВС), канализации (водоотведения), системы центрального отопления в техническом подполье.
В иске к ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" отказать.
Взыскать в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Э***" с Администрации города Ульяновска расходы за производство судебной экспертизы в размере 61300 руб.
Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения К.Е.З., просившей в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, судебная коллегия
установила:
К.Е.С. обратилась в суд к администрации г. Ульяновска, ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" о возложении обязанности произвести капитальный ремонт.
Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры N *** дома *** по ул. А*** в г. Ульяновска.
Дом сдан в эксплуатацию в 1972 году, управление и обслуживание домом осуществляет ОАО "ДК Засвияжского района N 1". На протяжении длительного времени в доме не производится капитальный ремонт мягкой кровли, систем центрального отопления, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, канализации в техническом подвале дома, что подтверждается актом весеннего осмотра от марта 2013 года. Она исправно вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги, однако недостатки в содержании общего имущества никем не устраняются.
Просила суд обязать администрацию г. Ульяновска произвести капитальный ремонт мягкой кровли дома N *** по ул. А*** г. Ульяновска, систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, канализации в подвальном помещении дома.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Главная государственная инспекция регионального надзора Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска просит отменить решение суда в части возложения на администрацию города обязанности по производству капитального ремонта дома
В обоснование доводов указывает на то, что осуществление работ по оказанию жилищно-коммунальных услуг, в том числе и работ по проведению капитального ремонта, в полномочия администрации г. Ульяновска не входит. Администрация города в договорных отношениях с истицей не состоит, исполнителем вышеуказанных услуг не является. Жилое помещение, в котором проживает истица, принадлежит ей на праве собственности. В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственники жилых помещений несут бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Считает, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома, в силу статей 154 и 158 ЖК РФ, распространяется на всех собственников помещений в этом доме. Полагает, что ответственность за содержание общего имущества данного дома муниципальное образование может нести только соразмерно долям в праве общей собственности на общее имущество. Организация и проведение ремонта входит в обязанность управляющей компании ООО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", которая обязана обеспечить качественное обслуживание жилого дома, качественное предоставление услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, переданного в управление. Полагает, что разрушения кровли, системы центрального отопления, водоснабжения, канализации, могло не произойти при надлежащем исполнении необходимых работ управляющей организацией.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Согласно ст. ст. 12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.
Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный жилой дом N *** по ул. А*** в г. Ульяновске был построен в 1972 году.
С 01.06.2008 данный жилой дом находится в управлении ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1".
С момента сдачи дома в эксплуатацию прошло более 40 лет, при этом капитальный ремонт жилого дома не производился, этот факт сторонами не оспаривался.
Истица К.Е.С. является собственником квартиры N *** в указанном доме. Данная квартира была приобретена истицей в собственность в порядке приватизации, что подтверждается договором о передачи жилой площади в собственность граждан N *** от 18.04.2004, свидетельством о государственной регистрации права от 03.11.2004.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции нашли подтверждения доводы истицы о ненадлежащем состоянии элементов и коммуникаций жилого дома и необходимости проведения в доме ремонтных работ капитального характера.
Верно определив значимые для дела обстоятельства, оценив представленные в суд доказательства, суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по выполнению работ по замене кровли крыши, систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления в техническом подвале, на мэрию г. Ульяновска.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы ответчика в апелляционной жалобе о том, что выполнение работ по проведению капитального ремонта в полномочия администрации г. Ульяновска не входит.
Согласно Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденным Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003, к перечню работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда, относятся ремонт крыш, фасадов, стыков зданий до 50%, полная замена существующих систем центрального отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. На это же указано и в Приложении N 8 к указанным Правилам.
С момента ввода дома в эксплуатацию капитальный ремонт кровли многоквартирного жилого дома, систем холодного и горячего водоснабжения, канализации, центрального отопления в техническом подвале, не производился.
Ненадлежащее состояние крыши, системы центрального отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения данного дома объективно подтверждено совокупностью проверенных по делу доказательств, в том числе, и проведенной по делу судебной строительно-технической экспертизой от 01.11.2013 N ***. По результатам осмотра конструктивных элементов жилого дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске - внутренних инженерных сетей (ХВС, ГВС, канализация, отопление), кровельного покрытия, и определения их технического состояния, эксперт пришел к выводу о необходимости капитального ремонта кровли крыши и указанных коммуникаций.
Выводы эксперта представителем мэрии не оспорены в ходе судебного разбирательства.
Возлагая обязанность по производству капитального ремонта на мэрию города Ульяновска, суд первой инстанции правомерно руководствовался требованиями статьи 16 Закона РФ от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которой приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
С 1 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд, исходя из системного толкования статьи 16 вышеназванного Закона, статьи 158 ЖК РФ и статьи 210 ГК РФ обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений после исполнения этой обязанности бывшим наймодателем.
Как было указано выше, К.Е.С. является собственницей квартиры N *** дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске с 2004 года. Указанный дом находился в муниципальной собственности и эксплуатировался с 1972 года. Обязанность по капитальному ремонту дома возникла у мэрии до приватизации истицей квартиры.
По ранее действовавшим нормам Жилищного кодекса РСФСР с жильцов дома удерживалась плата за капитальный ремонт дома, а на наймодателе (собственнике жилья), которым являлась мэрия, лежала обязанность своевременно производить ремонт жилых домов, обеспечивать бесперебойную работу инженерного оборудования домов и жилых помещений, надлежащее содержание подъездов, других мест общего пользования (ст. 141 ЖК РСФСР).
Поскольку необходимость капитального ремонта (замена отдельных элементов и коммуникаций указанного дома) возникла до перехода к истице прав на жилые помещения в порядке приватизации, а установленные сроки эксплуатации обозначенных истицей элементов дома истекли, учитывая, что администрация г. Ульяновска в лице своих структур ЖКХ капитальный ремонт дома не производила, тогда как плата за данный вид работ взималась с жильцов, суд обоснованно не принял во внимание доводы ответчика об отсутствии оснований для возложения на мэрию города Ульяновска обязанностей по производству капитального ремонта дома.
Ссылка в жалобе на то, что организация и проведение капитального ремонта входит в обязанность управляющей компании ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1", не может быть принята во внимание.
Согласно части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления в целях создания условий для управления многоквартирными домами могут предоставлять управляющим организациям бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов.
Доказательств, подтверждающих факт предоставления ответчиком ОАО "Домоуправляющая компания Засвияжского района N 1" бюджетных средств на капитальный ремонт элементов дома N *** по ул. А*** в г. Ульяновске, не представлено.
Другие доводы жалобы существенными не являются, на правильность постановленного по делу решения они не влияют.
Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.
В силу изложенного, решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 05 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ульяновска - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)