Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 4 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пестеревой О.Ю. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Джас И.А. по доверенности от 24.04.2013 N 720,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2013 года по делу N А44-1792/2013 (судья Киселева М.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" (ОГРН 1097746264219; далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее - управление Роспотребнадзора, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2013 N 543 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2013 года по делу N А44-1792/2013 в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО "Славянка" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие вины во вмененном правонарушении.
Управление в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Министерство обороны Российской Федерации (заказчик), выполняющее функции заказчика жилищного фонда военных городков заключило с ОАО "Славянка" (управляющая компания) договор от 02.08.2010 N 1-УЖФ на управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации, в пункте 2.1 которого (с учетом дополнительного соглашения от 14.06.2012) указано, что целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условия проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в данном фонде.
Из акта от 05.05.2011 N 1/1 о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление, следует, что дом N 1, расположенный по адресу: г. В. Новгород, мкр. Кречевицы, корп. 1, относится к специализированному жилищному фонду военных городков.
Гражданин Никитченко В.В. направил в адрес управления Роспотребнадзора заявление от 16.01.2013, в котором указал, что по адресу: г. В. Новгород, мкр. Кречевицы, корп. 1, д. N 1, ненадлежащим образом оказывается коммунальная услуга по горячему водоснабжению (из крана подается вода коричневого цвета).
По данному факту управление вынесло определение от 26.02.2013 N 35АР о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования произведены отборы проб холодной и горячей водопроводной воды из разводящей сети кв. 90 д. N 1, корп. 1, мкр. Кречевицы г. В. Новгорода, на вводе в указанный дом и на выходе из котельной N 33 мкр. Кречевицы; составлен протокол отбора проб холодной и горячей воды на бактериологический и химический анализ от 11.03.2013 N 35АР.
В рамках проведения административного расследования аккредитованным испытательным лабораторным центром федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (далее - АИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области") проведены лабораторные исследования отобранного материала.
Протоколом лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2825 подтверждается, что отобранная проба горячей питьевой воды (на выходе из котельной N 33) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателю железо (0,36 мг/л при норме 0,3 мг/л).
В протоколе лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2823 указано, что отобранная проба горячей питьевой воды (на вводе в дом N 1) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателю железо (0,39 мг/л при норме 0,3 мг/л).
Из протокола лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2821 следует, что отобранная проба горячей питьевой воды (в разводящей сети квартиры N 90) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателям железо (0,94 мг/л при норме 0,3 мг/л), мутность (1,77 мг/куб. дм при норме 1,5 мг/куб. дм).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2820 отобранная проба холодной питьевой воды (в разводящей сети квартиры N 90) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателю железо (0,60 мг/л при норме 0,3 мг/л).
Таким образом, установлено последовательное ухудшение качества горячей воды, не обеспечение качества холодной воды.
Тем самым общество нарушило положения статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; статей 2, 8 - 11, 19, 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); пунктов 31, 33 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 354); пункта 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.2496-09", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20; раздела 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
По факту выявленных нарушений должностное лицо управления составило протокол об административном правонарушении от 01.04.2013 N 543, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора вынес постановление от 09.04.2013 N 377 которым ОАО "Славянка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
На основании пунктов 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для бытовых нужд и (или) производства пищевой продукции.
Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, определено, что нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Одним из таких актов являются СанПиН 2.1.4.1074-01.
В пункте 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 указано, что санитарные правила предназначены в том числе для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
Из пункта 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 следует, что качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
- Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что качество питьевой воды не соответствует предъявляемым требованиям по содержанию железа и мутности, что подтверждается материалами дела.
Податель жалобы ссылается на отсутствие вины во вмененном правонарушении.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг определены постановлением N 354.
Согласно пункту 1 постановления N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из пункта 13 постановления N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 31 указанного постановления исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель, в свою очередь, исходя из пункта 33 постановления N 354, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 149 данного постановления исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Согласно пункту 3.1 Устава ОАО "Славянка" одной из основных целей деятельности общества является предоставление коммунальных услуг потребителям.
Видами деятельности общества в силу пункта 3.2 Устава являются управление недвижимым имуществом, эксплуатация жилого фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей.
В подпункте 3.1.1 пункта 3.1 договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ на управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации определено, что управляющая компания обязана осуществлять управление общим имуществом в специализированном жилищном фонде в соответствии с условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации, а именно требованиями технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Управляющая компания обязана от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями; осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет (подпункт 3.1.3 пункта 3.1 договора).
ОАО "Славянка" (абонент) заключило с муниципальным унитарным предприятием В. Новгорода "Новгородский водоканал" (организация ВКХ) договор от 01.11.2010 N 2639 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию.
Из пункта 2.1 договора следует, что его предметом является отпуск организацией ВКХ и потребление абонентом и его субабонентами питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам, прием от абонента и его субабонентов сточных вод в городскую канализацию в пределах установленных лимитов.
Также ОАО "Славянка" (абонент) заключило с муниципальным унитарным предприятием В. Новгорода "Тепложнерго" (энергоснабжающая организация) договор от 01.11.2010 N 3468 на пользование тепловой энергией в горячей воде.
По условиям указанного договора (пункт 1.1) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязуется оплачивать ее и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При таких обстоятельствах именно ОАО "Славянка" является исполнителем, взявшим на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества потребителям названного многоквартирного дома и несет ответственность за соответствие качества питьевой воды требованиям санитарных норм и правил, а также обязано принимать все зависящие от него меры для соблюдения санитарных норм и правил в отношении питьевой воды.
Общество в жалобе указывает на возможность ухудшения качества воды по причине проблем с внутриквартирными инженерными системами, за которые оно ответственность не несет.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя (пункт 150 постановления N 354).
ОАО "Славянка" контроль качества поставляемого ею ресурса не осуществляло, исследований не проводило.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности ОАО "Славянка" отсутствуют.
Таким образом, наличие события и всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении доказаны.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2013 года по делу N А44-1792/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Судья
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.09.2013 ПО ДЕЛУ N А44-1792/2013
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 сентября 2013 г. по делу N А44-1792/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2013 года.
В полном объеме постановление изготовлено 4 сентября 2013 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Пестеревой О.Ю. при ведении протокола с применением аудиозаписи секретарем судебного заседания Якуненковой Е.Г.,
при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Джас И.А. по доверенности от 24.04.2013 N 720,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2013 года по делу N А44-1792/2013 (судья Киселева М.С.), рассмотренному в порядке упрощенного производства,
установил:
открытое акционерное общество "Славянка" (ОГРН 1097746264219; далее - ОАО "Славянка", общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новгородской области (далее - управление Роспотребнадзора, управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 09.04.2013 N 543 о привлечении к административной ответственности по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2013 года по делу N А44-1792/2013 в удовлетворении требований общества отказано.
ОАО "Славянка" с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование своей позиции ссылается на отсутствие вины во вмененном правонарушении.
Управление в отзыве с доводами жалобы не согласилось, считает решение суда законным и обоснованным, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, Министерство обороны Российской Федерации (заказчик), выполняющее функции заказчика жилищного фонда военных городков заключило с ОАО "Славянка" (управляющая компания) договор от 02.08.2010 N 1-УЖФ на управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации, в пункте 2.1 которого (с учетом дополнительного соглашения от 14.06.2012) указано, что целью договора является обеспечение благоприятных и безопасных условия проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества в специализированном жилищном фонде, предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в данном фонде.
Из акта от 05.05.2011 N 1/1 о приеме-передаче объекта специализированного жилищного фонда, передаваемого в управление, следует, что дом N 1, расположенный по адресу: г. В. Новгород, мкр. Кречевицы, корп. 1, относится к специализированному жилищному фонду военных городков.
Гражданин Никитченко В.В. направил в адрес управления Роспотребнадзора заявление от 16.01.2013, в котором указал, что по адресу: г. В. Новгород, мкр. Кречевицы, корп. 1, д. N 1, ненадлежащим образом оказывается коммунальная услуга по горячему водоснабжению (из крана подается вода коричневого цвета).
По данному факту управление вынесло определение от 26.02.2013 N 35АР о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования произведены отборы проб холодной и горячей водопроводной воды из разводящей сети кв. 90 д. N 1, корп. 1, мкр. Кречевицы г. В. Новгорода, на вводе в указанный дом и на выходе из котельной N 33 мкр. Кречевицы; составлен протокол отбора проб холодной и горячей воды на бактериологический и химический анализ от 11.03.2013 N 35АР.
В рамках проведения административного расследования аккредитованным испытательным лабораторным центром федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" (далее - АИЛЦ ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области") проведены лабораторные исследования отобранного материала.
Протоколом лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2825 подтверждается, что отобранная проба горячей питьевой воды (на выходе из котельной N 33) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателю железо (0,36 мг/л при норме 0,3 мг/л).
В протоколе лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2823 указано, что отобранная проба горячей питьевой воды (на вводе в дом N 1) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателю железо (0,39 мг/л при норме 0,3 мг/л).
Из протокола лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2821 следует, что отобранная проба горячей питьевой воды (в разводящей сети квартиры N 90) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателям железо (0,94 мг/л при норме 0,3 мг/л), мутность (1,77 мг/куб. дм при норме 1,5 мг/куб. дм).
Согласно протоколу лабораторных испытаний от 25.03.2013 N 2820 отобранная проба холодной питьевой воды (в разводящей сети квартиры N 90) не соответствует требованиям гигиенических нормативов по санитарно-химическому показателю железо (0,60 мг/л при норме 0,3 мг/л).
Таким образом, установлено последовательное ухудшение качества горячей воды, не обеспечение качества холодной воды.
Тем самым общество нарушило положения статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"; статей 2, 8 - 11, 19, 23 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); пунктов 31, 33 постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - постановление N 354); пункта 2.2 Санитарно-эпидемиологических правил и норм "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.2496-09", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20; раздела 3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24 (далее - СанПиН 2.1.4.1074-01).
По факту выявленных нарушений должностное лицо управления составило протокол об административном правонарушении от 01.04.2013 N 543, заместитель руководителя управления Роспотребнадзора вынес постановление от 09.04.2013 N 377 которым ОАО "Славянка" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Общество с названным постановлением не согласилось и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
В соответствии со статьей 6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Закона N 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; обеспечивать безопасность для здоровья человека оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
На основании пунктов 1, 2 статьи 19 Закона N 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно Правилам пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, под питьевой водой понимается вода после подготовки или в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям и предназначенная для бытовых нужд и (или) производства пищевой продукции.
Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, определено, что нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), которые, в частности, устанавливают единые санитарно-эпидемиологические требования к питьевой воде и питьевому водоснабжению населения.
Одним из таких актов являются СанПиН 2.1.4.1074-01.
В пункте 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 указано, что санитарные правила предназначены в том числе для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, и должны выполняться при разработке государственных стандартов, строительных норм и правил в области питьевого водоснабжения населения, проектной и технической документации систем водоснабжения, а также при строительстве и эксплуатации систем водоснабжения.
Из пункта 3.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 следует, что качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети.
- Пунктом 3.4 СанПиН 2.1.4.1074-01 предусмотрено, что безвредность питьевой воды по химическому составу определяется ее соответствием нормативам по: обобщенным показателям и содержанию вредных химических веществ, наиболее часто встречающихся в природных водах на территории Российской Федерации, а также веществ антропогенного происхождения, получивших глобальное распространение;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих и образующихся в воде в процессе ее обработки в системе водоснабжения;
- содержанию вредных химических веществ, поступающих в источники водоснабжения в результате хозяйственной деятельности человека.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что качество питьевой воды не соответствует предъявляемым требованиям по содержанию железа и мутности, что подтверждается материалами дела.
Податель жалобы ссылается на отсутствие вины во вмененном правонарушении.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (статья 71 АПК РФ).
На основании части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг определены постановлением N 354.
Согласно пункту 1 постановления N 354 коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исходя из пункта 13 постановления N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В силу подпункта "а" пункта 31 указанного постановления исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Потребитель, в свою очередь, исходя из пункта 33 постановления N 354, имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 149 данного постановления исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг.
Согласно пункту 3.1 Устава ОАО "Славянка" одной из основных целей деятельности общества является предоставление коммунальных услуг потребителям.
Видами деятельности общества в силу пункта 3.2 Устава являются управление недвижимым имуществом, эксплуатация жилого фонда, коммунальных сооружений и инженерных сетей.
В подпункте 3.1.1 пункта 3.1 договора от 02.08.2010 N 1-УЖФ на управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации определено, что управляющая компания обязана осуществлять управление общим имуществом в специализированном жилищном фонде в соответствии с условиями договора и действующим законодательством Российской Федерации, а именно требованиями технических регламентов, стандартов, правил и норм, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, гигиенических нормативов, иных правовых актов.
Управляющая компания обязана от своего имени и за свой счет заключать договоры на снабжение коммунальными ресурсами и прием бытовых стоков с ресурсоснабжающими организациями; осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, их исполнением, а также вести их учет (подпункт 3.1.3 пункта 3.1 договора).
ОАО "Славянка" (абонент) заключило с муниципальным унитарным предприятием В. Новгорода "Новгородский водоканал" (организация ВКХ) договор от 01.11.2010 N 2639 на отпуск питьевой воды и прием сточных вод в городскую канализацию.
Из пункта 2.1 договора следует, что его предметом является отпуск организацией ВКХ и потребление абонентом и его субабонентами питьевой воды из системы городского водопровода по водопроводным вводам, прием от абонента и его субабонентов сточных вод в городскую канализацию в пределах установленных лимитов.
Также ОАО "Славянка" (абонент) заключило с муниципальным унитарным предприятием В. Новгорода "Тепложнерго" (энергоснабжающая организация) договор от 01.11.2010 N 3468 на пользование тепловой энергией в горячей воде.
По условиям указанного договора (пункт 1.1) энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде, а абонент обязуется оплачивать ее и соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
При таких обстоятельствах именно ОАО "Славянка" является исполнителем, взявшим на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества потребителям названного многоквартирного дома и несет ответственность за соответствие качества питьевой воды требованиям санитарных норм и правил, а также обязано принимать все зависящие от него меры для соблюдения санитарных норм и правил в отношении питьевой воды.
Общество в жалобе указывает на возможность ухудшения качества воды по причине проблем с внутриквартирными инженерными системами, за которые оно ответственность не несет.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя (пункт 150 постановления N 354).
ОАО "Славянка" контроль качества поставляемого ею ресурса не осуществляло, исследований не проводило.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности ОАО "Славянка" отсутствуют.
Таким образом, наличие события и всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 КоАП РФ, а также вина общества в его совершении доказаны.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, госпошлина в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18 июня 2013 года по делу N А44-1792/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.
Судья
О.Ю.ПЕСТЕРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)