Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.10.2014 ПО ДЕЛУ N А79-902/2014

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРВЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 октября 2014 г. по делу N А79-902/2014


Резолютивная часть постановления объявлена 10.10.2014.
Полный текст постановления изготовлен 17.10.2014.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Назаровой Н.А.,
судей Казаковой Н.А., Тарасовой Т.И.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дмитриевым Н.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Михайлова Алексея Львовича на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.06.2014 по делу N А79-902/2014, принятое судьей Трусовым А.В., по иску индивидуального предпринимателя Михайлова Алексея Львовича (ОГРНИП 308213021000095) к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" (ОГРН 1072136000683, ИНН 2119902017) о взыскании 82 269 руб. долга и встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" к индивидуальному предпринимателю Михайлову Алексею Львовичу о признании договора частично недействительным и взыскании 426 616 руб. 01 коп. неосновательного обогащения, при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - общества с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод-Энерго" (ОГРН 1042136000950, ИНН 2119005472),
- в отсутствие представителей участвующих в деле лиц: от индивидуального предпринимателя Михайлова Алексея Львовича - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 37274);
- от общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 37275);
- от общества с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (уведомление N 37273), имеется ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя,
установил:

индивидуальный предприниматель Михайлов Алексей Львович (далее - Предприниматель) обратился в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" (далее - Общество) о взыскании 82 269 руб. долга.
Исковое заявление основано на положениях статей 309, 310, 711 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по оплате работ, выполненных в рамках договора на выполнение работ от 07.09.2012 N 1.
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 14.02.2014 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ядринский машиностроительный завод - Энерго" (далее - ООО "ЯМЗ-Энерго", третье лицо).
Определением Арбитражного суда Чувашской Республики от 31.03.2014 принято встречное исковое заявление Общества к Предпринимателю о признании недействительным договора от 07.09.2012 N 1 и взыскании 426 616 руб. 01 коп. неосновательного обогащения. Заявлением от 26.05.2014 Общество уточнило встречные исковые требования и просило признать недействительными (ничтожными) дополнительное соглашение от 25.10.2013 к договору от 07.09.2012 N 1, пункты 1.2, 2.2.3, 3.1, пункт 3.2 договора от 07.09.2012 N 1 в части получения ООО "ЯМЗ-Энерго" денежных средств от Общества, пункта 3.3 договора от 07.09.2012 в части оплаты Обществом ООО "ЯМЗ-Энерго" ежемесячной платы в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 и 3.2 данного договора, применить последствия недействительности части сделки, взыскать с Предпринимателя в пользу Общества 426 616 руб. 01 коп.
Встречные исковые требования основаны на положениях статей 166, 168, 180 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 5, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункта 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), и мотивированы существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора в связи с представлением прокуратуры Ядринского района Чувашской Республики от 18.12.2013 N 03-03-2013 в адрес Общества, необходимостью взыскания расходов ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов за счет собственников помещений и обязанностью ООО "ЯМЗ-Энерго" по взысканию таких расходов с собственников помещений.
Решением от 11.06.2014 Арбитражный суд Чувашской Республики в удовлетворении первоначального иска отказал, встречный иск удовлетворил в полном объеме, признал недействительными (ничтожными) пункты 1.2, 2.2.3, 3.1, 3.2, 3.3 договора N 1 на выполнение работ от 07.09.2012, в редакции дополнительного соглашения от 25.10.2013 N 1, заключенного между Обществом, ООО "ЯМЗ-Энерго" и Предпринимателем; взыскал с Предпринимателя в пользу Общества 426 616 руб. 01 коп. неосновательного обогащения, 15 532 руб. 32 коп. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, Предприниматель обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, первоначальные исковые требования удовлетворить, в удовлетворении встречного иска - отказать.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, третье лицо как энергоснабжающая организация правомерно установило в жилых домах в г. Ядрин узлы учета тепловой энергии путем привлечения для выполнения указанных работ подрядчика по оспариваемому договору от 07.09.2012 N 1, а Общество, как управляющая компания, обязана данные работы оплатить.
Заявитель утверждает, что Общество, являясь коммерческой организацией, добровольно заключило оспариваемый договор от 07.09.2012 N 1 на установку в управляемых им жилых домах общедомовых приборов учета тепла, а также добровольно приняло на себя обязательства по оплате за выполненные работы в соответствии с дополнительными соглашениями от 25.10.2013 N 1.
Стороны участие полномочных представителей в судебном заседании не обеспечили.
В порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, по имеющимся материалам дела.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело, проверив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, Общество является управляющей организацией, обслуживающей следующие многоквартирные дома в г. Ядрине Чувашской Республики: дом 2 по ул. 30 лет Победы, дома 66, 68, 86, 93 94, 95 по ул. 50 лет Победы, дома 95, 97, 101, 111, 111а, 113 по ул. К. Маркса, дом 8 по ул. Крестьянская, дом 16 по ул. Некрасова, дома 12, 19 по ул. Плеханова.
Между ООО "ЯМЗ-Энерго" (заказчик), Предпринимателем (исполнитель) и Обществом (управляющая организация) 07.09.2012 заключен договор N 1 на выполнение работ, согласно которому исполнитель по заданию заказчика обязуется совершить действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии многоквартирных домов, обслуживаемых управляющей организацией, а заказчик обязуется оплатить расходы исполнителя на выполнение работ, управляющая организация обязана оплатить расходы заказчика на выполнение работ в порядке и на условиях, предусмотренных договором, осуществляя сбор платы с собственников помещений в многоквартирных домах, в которых совершены действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергии, которые оплачивают управляющей организации равными долями в течение одного года с даты их установки расходы заказчика на выполнение работ (пункт 1.2 договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 25.10.2013).
Указанным дополнительным соглашением исключен пункт 2.2.3 договора от 07.09.2013 N 1, пункты 3.1, 3.2 договора изложены в следующей редакции:
3.1 После подписания акта приемки-сдачи каждого этапа работ или конечного результат работ управляющая организация равными долями в течение одного года, но не позднее 31.12.2004, ежемесячно до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, перечисляет на расчетный счет исполнителя собранные с собственников помещений в многоквартирных домах, в которых совершены действия по оснащению приборами учета горячей воды и тепловой энергию, денежные средства в размере не менее, чем установлено пунктом 3.3 договора.
3.2 Стороны установили, что перечисление управляющей организацией денежных средств на расчетный счет исполнителя в порядке, предусмотренном пунктом 3.1 договора, является исполнением заказчиком и управляющей организации принятых по договору обязательств.
В соответствии с пунктом 3.3 договора размер ежемесячной платы, оплачиваемой управляющей организацией заказчику, и оплачиваемой заказчиком исполнителю в порядке, предусмотренном пунктами 3.1 и 3.2 договора, с учетом увеличения на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, а также общая сумма договора установлены в приложении N 1 к договору (т. 1, л. д. 10 - 14).
Общая сумма работ и оборудования по приложению N 1 к договору от 07.09.2012 N 1 между ООО "ЯМЗ-Энерго", Обществом и Предпринимателем, составляет 4 140 036 руб. 90 коп. В данном приложении стороны также указали конечную дату оплаты исполнителю всей суммы договора 31.12.2014 (т. 1, л. д. 15 - 31).
Предпринимателем в рамках договора от 07.09.2012 N 1 выполнены и приняты ООО "ЯМЗ-Энерго" и Обществом по актам допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и ГВС и актам выполненных работ работы по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды на общую сумму 4 140 036 р. 90 коп. в следующих домах:
1) ул. 30 лет Победы, д. 2, стоимостью 276 011 руб. 41 коп.;
2) ул. 50 лет Октября, д. 66, стоимостью 264 935 руб. 74 коп.;
3) ул. 50 лет Октября, д. 68, стоимостью 293 870 руб. 98 коп.;
4) ул. 50 лет Октября, д. 86, стоимостью 283 483 руб. 78 коп.;
5) ул. 50 лет Октября, д. 93, стоимостью 227 990 руб. 16 коп.;
6) ул. 50 лет Октября, д. 94, стоимостью 115 223 руб. 43 коп.;
7) ул. 50 лет Октября, д. 95, стоимостью 268 972 руб. 97 коп.;
8) ул. К. Маркса, д. 95, стоимостью 408 988 руб. 82 коп.;
9) ул. К. Маркса, д. 97, стоимостью 255 129 руб. 24 коп.;
10) ул. К. Маркса, д. 101, стоимостью 114 729 руб. 06 коп.;
11) ул. К. Маркса, д. 111, стоимостью 255 686 руб. 60 коп.;
12) ул. К. Маркса, д. 111а, стоимостью 120 175 руб. 40 коп.;
13) ул. К. Маркса, д. 113, стоимостью 258 115 руб. 83 коп.;
14) ул. Крестьянская, д. 8, стоимостью 8 194 руб. 31 коп.;
15) ул. Некрасова, д. 16, стоимостью 299 333 руб. 51 коп.;
16) ул. Плеханова, д. 12, стоимостью 270 899 руб. 12 коп.;
17) ул. Плеханова, д. 19, стоимостью 268 296 руб. 54 коп. (т. 1, л. д. 49 - 82).
Обществом по условиям спорного договора на расчетный счет исполнителя были перечислены денежные средства на общую сумму 426 616 руб. 01 коп. по платежным поручениям от 20.11.2013 N 939 в размере 167 283 руб. 28 коп.; от 02.12.2013 N 971 в размере 75 374 руб. 72 коп.; от 13.12.2013 N 1032 в размере 135 783 руб. 47 коп.; от 18.12.2013 N 1046 в размере 48 174 руб. 54 коп.
По результатам проведенной проверки прокуратура Ядринского района Чувашской Республики в представлении от 18.12.2013 N 03-03-2013 указала на необоснованность выставления собственникам жилых помещений расходов на установку такого прибора учета управляющей организацией и потребовала прекратить выставление собственникам жилых помещений расходов на установку такого прибора учета в квитанциях на оплату ЖКУ, решить вопрос о возврате сумм собственникам жилых помещений, уже внесшим данную плату (т. 1, л. д. 140 - 142).
Общество в обращениях от 23.12.2013 N 1190 и от 09.01.2014 N 08, направленных в адрес Предпринимателя, и в обращениях от 23.12.2013 N 1191 и от 09.01.2014 N 07, направленных в адрес третьего лица, уведомило указанных лиц о недействительности договора от 07.09.2013 N 1, просило в целях возвращения собственникам помещений, уже внесшим плату за установку ОДПУ, вернуть Обществу в течение пяти дней с момента получения обращения полученные денежные средства.
Предприниматель, ссылаясь на выполнение работ по установке приборов учета и неисполнение Обществом договорных обязанностей по оплате данных работ, обратился в суд с иском о взыскании задолженности.
Отказ Предпринимателя и ООО "ЯМЗ-Энерго" в возврате перечисленных исполнителю денежных средств послужил Обществу основанием для предъявления встречного иска.
Отказывая в удовлетворении первоначального иска и удовлетворяя встречные требования, суд первой инстанции пришел к выводам об отсутствии правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по оплате расходов исполнителя в связи с установкой в порядке части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ коллективного (общедомового) приборов учета воды в многоквартирном доме, иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, поскольку расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию за счет собственников помещений в многоквартирных домах напрямую такой ресурсоснабжающей организацией.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с данными выводами суда.
В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно статье 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Заключив договор от 07.09.2012 N 1 на выполнение работ, стороны приняли на себя определенные данным договором обязательства.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (в редакции, действующей до 01.09.2013).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и пункту 16 Правил N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений (в том числе путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией) или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в данном случае - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Как следует из статьи 158 ЖК РФ, пунктов 28 и 31 Правил N 491, в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией бремя расходов на содержание общего имущества обязаны нести собственники помещений в этом многоквартирном доме, причем размер причитающейся с них платы определяется решением общего собрания собственников с учетом предложений управляющей организации.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома.
Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлено, что собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 данной статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, дачного дома или садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
В соответствии с частью 10 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.07.2010 организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 12 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ до 01.01.2012 (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 01.01.2013 (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. После 01.01.2012 (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и 01.01.2013 (в отношении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
Во исполнение Федерального закона N 261-ФЗ Министерством энергетики Российской Федерации изданы приказ от 07.04.2010 N 149 "Об утверждении порядка заключения и существенных условий договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов", и Приказ от 16.04.2010 N 178 "Об утверждении примерной формы предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов".
Проанализировав указанные нормы права, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на собственников помещений многоквартирного жилого дома, при этом установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе.
Вместе с тем суд не учел следующее.
Согласно подпунктам "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Действующим жилищным законодательством и Законом N 261-ФЗ мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Содержание части 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ не может толковаться как освобождающее управляющую организацию от оплаты расходов по установке приборов учета, произведенных истцом, в том числе и в случае, если собственники не приняли решения об установке прибора учета.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера оплаты за предвидимое при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском. Если же выполнение неотложных работ и услуг (и текущего, и капитального характера) будет вызвано обстоятельствами, которые управляющая компания не могла разумно предвидеть и предотвратить при обычной степени заботливости и осмотрительности и за возникновение которых она не отвечает, то такие расходы должны быть ей дополнительно компенсированы собственниками помещений в доме.
В спорном случае между исполнителем, непосредственно производившим работы по установке приборов учета, ресурсоснабжающей организацией, и организацией, ответственной за содержание многоквартирных домов, заключен договор, по которому управляющая организация приняла на себя обязательства по оплате выполненных работ по установке приборов учета. Как отмечено выше, возможность заключения такого договора прямо предусмотрено пунктом 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Общедомовые приборы учета установлены в жилых домах и с участием должностного лица ответчика приняты и допущены в эксплуатацию (акты - т. 1, л. д. 49 - 82), что свидетельствует о том, что установкой общедомовых приборов учета в доме обеспечивается исполнение обязанности собственниками жилых помещений обеспечить установку общедомового прибора учета, возложенной на них частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ.
Поскольку действия истца по установке общедомовых приборов учета не противоречат воле собственников, следовательно, возникает встречное обязательство по ее оплате истцу, которое в данном случае должно быть возложено на управляющую организацию, так как собственниками жилого дома избран способ управления домом - управляющей организацией, а не непосредственное управление домом.
Учитывая факт наличия у ответчика, как управляющей организации, обязанности по оплате проведения работ по установке узла учета тепловой энергии и ГВС, а также отсутствия доказательств оплаты по актам приемки и допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии и ГВС и актам выполненных работ, исковые требования Предпринимателя о взыскании задолженности подлежат удовлетворению.
Удовлетворяя встречные исковые требования Общества, суд первой инстанции исходил из того, что на момент заключения оспариваемого договора работы по установке общедомовых приборов учета не были выполнены, ресурсоснабжающая организация не понесла расходов на их установку, собственники помещений не уполномочивали управляющую организацию производить соответствующие начисления в составе коммунальных платежей и оплате данных работ перед исполнителем.
При этом суд не указал, каким законам не соответствует договор от 07.09.2012 N 1 на выполнение работ.
С учетом изложенного выше суд апелляционной инстанции считает, что спорный договор не противоречит действующему законодательству, заключен в соответствии с требованиями части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ и оснований для признания его недействительным в оспариваемой части не имеется. Работы по установке приборов учета истцом выполнены и сданы ответчику, отсутствие решения собственников об установке приборов учета не освобождает управляющую организацию от оплаты по их установке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для возложения на управляющую компанию обязанности по оплате расходов истцу в связи с установкой в порядке части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ коллективных (общедомовых) приборов учета в многоквартирном доме, а также о несоответствии действующему законодательству пунктов 1.2, 2.2.3, 3.1, 3.2, 3.3 договора от 07.09.2012 N 1, не соответствующими обстоятельствам дела, в связи с чем решение суда подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по искам и по апелляционной жалобе на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагаются на Общество.
Руководствуясь статьями 167, 176, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.06.2014 по делу N А79-902/2014 отменить, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Михайлова Алексея Львовича удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" (ОГРН 1072136000683, ИНН 2119902017) в пользу индивидуального предпринимателя Михайлова Алексея Львовича (ОГРНИП 308213021000095, ИНН 210500590906) 82 269 руб. долга, 5290 руб. 76 коп. государственной пошлины.
Обществу с ограниченной ответственностью "Ядринжилремсервис" в удовлетворении встречного иска отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья
Н.А.НАЗАРОВА
Судьи
Н.А.КАЗАКОВА
Т.И.ТАРАСОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)