Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ УЛЬЯНОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 14.10.2014 ПО ДЕЛУ N 33-3702/2014Г.

Требование: О признании незаконным бездействия администрации, обязании согласовать переустройство и перепланировку квартир.

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Для реконструкции собственник должен получить разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства в Комитете архитектуры и градостроительства администрации города.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 октября 2014 г. по делу N 33-3702/2014г.


Судья: Петрова И.И.

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Королевой А.В.,
судей Логинова Д.А. и Федоровой Л.Г.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя И.А. - П. на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июля 2014 года, которым постановлено:
Заявление И.А. о признании незаконным бездействия администрации города Ульяновска, обязании согласовать переустройство и перепланировку квартир - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Логинова Д.А. по делу, объяснения представителя И.А. - Т., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Ульяновска И.С., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

И.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Ульяновска, обязании согласовать переустройство и перепланировку квартир.
В обоснование заявления указал, что он является собственником квартир N *** и N ***, расположенных по адресу: г. Ульяновск, 2 пер. М***, д. ***.
25.03.2014 он обратился в администрацию Ленинского района г. Ульяновска с заявлениями о переустройстве и перепланировке указанных квартир (объединении квартир), приложив необходимый пакет документов.
Письмом от 03.04.2014 N *** администрация Ленинского района г. Ульяновска отказала ему в переустройстве и перепланировке квартир, ссылаясь на то, что согласно представленной проектной документации общая площадь объединяемых квартир увеличивается за счет общего имущества дома, а собственник помещения в многоквартирном жилом доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли и отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
При этом указано на то, что для реконструкции собственник должен получить разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства в Комитете архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.
До настоящего времени он не получил от администрации г. Ульяновска ни решения о согласовании переустройства и перепланировки, ни решения об отказе в согласовании.
Считает незаконным бездействие администрации г. Ульяновска, выразившееся в нерассмотрении его заявления и представленных документов.
Указывает, что в соответствии с требованиями законодательства он предоставил в надлежащий орган соответствующее заявление о переустройстве и перепланировке жилых помещений и пакет необходимых документов. В соответствии с ч. 3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представления других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 26 ЖК РФ.
В соответствии с Градостроительным кодексом РФ реконструирован может быть только объект капитального строительства. Жилое помещение объектом капитального строительства не является. Исходя из смысла понятия "реконструкция", приведенного в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, жилое помещение не может быть реконструировано.
Согласно проектной документации УОГУП БТИ на объединение квартир N *** и N *** в доме N *** по 2-му переулку М***, в Л*** районе г. Ульяновска, несущие стены при объединении данных квартир не переносятся, конструктивная схема здания после объединения не изменится, объединение квартир не повлияет на несущую способность основных конструкций. Следовательно, при объединении указанных квартир изменится только их устройство и планировка без изменения параметров многоквартирного дома, в котором они находятся.
Таким образом, объединение квартир N *** и N *** в доме N *** по 2-му переулку М***, в Л*** районе г. Ульяновска не является реконструкцией.
При обращении в администрацию Ленинского района г. Ульяновска с заявлением о переустройстве и перепланировке жилых помещений (объединение квартир) им предоставлялось соответствующее согласие собственников помещений в многоквартирном доме (выписка из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме).
Фактически уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме представляет собой присоединение к квартирам N *** и N *** части межквартирной лестничной площадки на 14 этаже, площадью 1 кв. м.
Потребность в пользовании присоединяемой части межквартирной лестничной площадки на 14 этаже имеется только у собственников указанных квартир, там отсутствуют какие-либо инженерные коммуникации или иное обслуживающее более одного помещения в доме оборудование.
Просил суд признать незаконным бездействие администрации г. Ульяновска, выразившееся в нерассмотрении его заявления от 25.03.2014 о переустройстве и перепланировке (объединении) принадлежащих заявителю квартир N *** и N ***, расположенных в д. *** по 2 пер. М*** в г. Ульяновске, обязать администрацию г. Ульяновска согласовать переустройство и перепланировку (объединение) квартир в установленном законом порядке и на основании представленных заявителем документов, взыскать с администрации г. Ульяновска понесенные им судебные расходы.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Ленинского района г. Ульяновска.
Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель И.А. - П. не соглашается с решением суда, просит его отменить.
В обоснование жалобы указывает, что согласно п. 11 ч. 1 ст. 40 Устава г. Ульяновска органом местного самоуправления, уполномоченным на согласование переустройства и перепланировки жилых помещений в г. Ульяновске, является администрация г. Ульяновска.
С учетом ч. 3 ст. 38.1 Устава г. Ульяновска администрация Ленинского района г. Ульяновска не является органом местного самоуправления, а представляет собой территориальный (структурный) орган администрации г. Ульяновска, поэтому не уполномочена на согласование переустройства и перепланировки жилых помещений.
Анализ п. 2, 3, 4, 7 Порядка рассмотрения документов, представленных для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденного Постановлением Главы г. Ульяновска от 16.02.2007 N 645, и п. п. 3.3.3, п. п. 3.3.1 п. 3.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, утвержденного Постановлением мэрии г. Ульяновска N *** от 18.07.2011, позволяет сделать вывод о том, что администрация Ленинского района г. Ульяновска обязана лишь направить Главе администрации г. Ульяновска проект решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Она не вправе приостановить рассмотрение заявления о переустройстве и (или) перепланировки жилого помещения, не вправе направлять заявителю какие-либо письма в связи с рассмотрением поданного заявления о переустройстве и (или) перепланировки жилого помещения.
Администрация Ленинского района г. Ульяновска, получив заявление о переустройстве и перепланировке квартир, не вправе была требовать от него представления разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что при переустройстве и перепланировке квартир необходимо получение разрешения на реконструкцию. Полагает, что соответствующего разрешения не требуется.
Также ссылается на доводы, аналогичные изложенным И.А. в заявлении, поданном в суд первой инстанции.
Указывает, что со стороны администрации г. Ульяновска имеет место бездействие, выразившееся в оставлении без рассмотрения его заявления о переустройстве и перепланировке квартир.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации г. Ульяновска И.С. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация праве оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
Согласно ст. 25 ЖК РФ под переустройством жилого помещения понимается установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частью 1 ст. 26 ЖК РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Как установлено ч. 2 ст. 26 ЖК РФ, для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет установленный данной статьей пакет документов.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 ЖК РФ указанной статьи решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя.
Постановлением Главы г. Ульяновска N 645 16.02.2007 утвержден Порядок рассмотрения документов, представленных для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (Приложение N 2), согласно пунктов 2, 3, 4 которого для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного жилого помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) обращается с заявлением на имя Главы администрации города в администрацию района г. Ульяновска (по месту нахождения помещения) по утвержденной форме и представляет документы, указанные в статье 26 Жилищного кодекса Российской Федерации.
После формирования пакета документов, указанных в ст. 26 ЖК РФ, администрация района регистрирует поступившее заявление и выдает расписку в получении документов с указанием их перечня и даты их получения.
Представленные документы рассматривает администрация района и готовит проект постановления администрации г. Ульяновска о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.04.2005 N 266, на бланке администрации города Ульяновска или мотивированный письменный отказ в согласовании за подписью Главы администрации г. Ульяновска.
Решение о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки принимается администрацией г. Ульяновска по результатам рассмотрения представленных документов не позднее, чем через 45 дней со дня представления заявителем документов в администрацию района.
Из материалов дела следует, что И.А. на праве собственности принадлежат квартиры N *** и N ***, расположенные по адресу: г. Ульяновск, 2 пер. М***, д. ***.
25.03.2014 он обратился в администрацию Ленинского района г. Ульяновска с заявлениями о переустройстве и перепланировке указанных квартир (объединение квартир).
03.04.2014 администрация Ленинского района г. Ульяновска направила заявителю письмо N ***, в котором со ссылкой на положения ст. 290 ГК РФ, ч. 4 ст. 37, ч. 4 ст. 36 ЖК РФ указала заявителю, что согласно представленной проектной документации общая площадь объединяемых квартир увеличивается за счет общего имущества дома, а уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
При этом указано на то, что для реконструкции собственник должен получить в установленном ст. 51 Градостроительного кодекса РФ порядке разрешение на реконструкцию объекта капитального строительства в Комитете архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска.
В связи с тем, что И.А. не обратился в Комитет архитектуры и градостроительства администрации г. Ульяновска и не получил разрешения на реконструкцию, заявление и документы И.А. из администрации Ленинского района г. Ульяновска в администрацию г. Ульяновска не передавались.
При таких обстоятельствах судья районного суда пришел к обоснованному выводу об отсутствии незаконного бездействия со стороны администрации г. Ульяновска.
Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 26.06.2014 оставлено без удовлетворения заявление И.А. о признании незаконным отказа администрации Ленинского района г. Ульяновска в согласовании переустройства и перепланировке квартир, обязании согласовать переустройство и перепланировку квартир.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно оставил заявление И.А. без удовлетворения.
Выводы суда первой инстанции подробно мотивированы, основаны на объективной оценке собранных по делу доказательств в их совокупности. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии необходимости получения разрешения на реконструкцию судебной коллегией отклоняются.
Как следует из материалов дела, при объединении принадлежащих заявителю квартир в состав нового жилого помещения войдет часть общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (части межквартирной лестничной площадки на 14 этаже).
В соответствии с ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Поскольку И.А. не были представлены все необходимые документы, основания для возложения на администрацию г. Ульяновска обязанности по согласованию переустройства и перепланировки квартир, принадлежащих заявителю, отсутствовали.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции и не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного решения, не усматривается.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 09 июля 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя И.А. - П. - без удовлетворения.





















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)