Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению саморегулируемой организации "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" о признании недействующим пункта 10 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 N 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и приложений N 3, N 5, N 7 к распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по апелляционной жалобе Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2015, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя саморегулируемой организации "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" Казалиева Р.М., представителя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
саморегулируемая организация "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" (далее - Ассоциация) обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 10 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 N 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и приложений N 3, N 5, N 7 к распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по расчетному методу.
В обоснование требования Ассоциация сослалась на то, что применение расчетного метода вместо метода аналогов при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учета, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, приводит к занижению нормативов потребления и, как следствие, убыткам управляющих компаний.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2015 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) просит отменить указанный судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
На территории города Санкт-Петербурга обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 возложена на Комитет.
Таким образом, оспариваемый приказ издан Комитетом в пределах его компетенции. Текст оспариваемого документа опубликован в издании Вестник Комитета по тарифам от 27.08.2012 N 8/2012, от 29.05.2013 N 5/2013, от 29.12.2014 N 9.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В обоснование применения расчетного метода Комитет ссылается на невозможность применения метода аналогов ввиду отсутствия возможности снятия показаний приборов учета, поскольку отопительный сезон на 09.04.2012 (дата официального опубликования Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 258) закончился, а крайний срок введения в действие новых нормативов определен 31.08.2012. При этом заинтересованные в изменении тарифа субъекты по вопросу пересмотра тарифов в Комитет не обращались.
Суд первой инстанции отклонил данный довод по причине того, что окончание отопительного сезона само по себе не является препятствием к принятию мер для получения показаний приборов учета.
Каких-либо доказательств того, что регулирующим органом предпринимались действия по формированию объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию соответствующих показаний приборов учета от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, не представлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 09.09.2015 N 78-АПГ15-13
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2015 г. N 78-АПГ15-13
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Горчаковой Е.В., Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению саморегулируемой организации "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" о признании недействующим пункта 10 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 N 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и приложений N 3, N 5, N 7 к распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по апелляционной жалобе Комитета по тарифам Санкт-Петербурга на решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2015, которым заявленное требование удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя саморегулируемой организации "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" Казалиева Р.М., представителя Комитета по тарифам Санкт-Петербурга Власова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
саморегулируемая организация "Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере" (далее - Ассоциация) обратилась в Санкт-Петербургский городской суд с заявлением о признании недействующим пункта 10 распоряжения Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 22.08.2012 N 250-р "Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг на территории Санкт-Петербурга" и приложений N 3, N 5, N 7 к распоряжению в части установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и электроснабжению на общедомовые нужды в многоквартирных домах на территории Санкт-Петербурга по расчетному методу.
В обоснование требования Ассоциация сослалась на то, что применение расчетного метода вместо метода аналогов при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в многоквартирных домах, не оборудованных приборами учета, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, приводит к занижению нормативов потребления и, как следствие, убыткам управляющих компаний.
Решением Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2015 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Комитет по тарифам Санкт-Петербурга (далее - Комитет) просит отменить указанный судебный акт в связи с неправильным применением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг (далее - Правила N 306), которые определяют порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) и требования к их формированию.
На территории города Санкт-Петербурга обязанность по утверждению нормативов потребления коммунальных услуг на основании постановления Правительства Санкт-Петербурга от 13.09.2005 N 1346 возложена на Комитет.
Таким образом, оспариваемый приказ издан Комитетом в пределах его компетенции. Текст оспариваемого документа опубликован в издании Вестник Комитета по тарифам от 27.08.2012 N 8/2012, от 29.05.2013 N 5/2013, от 29.12.2014 N 9.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Правил N 306 при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома в отношении отопления - материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Согласно пунктам 13, 19 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются с применением метода аналогов или расчетного метода с использованием формул согласно приложению к Правилам N 306.
Метод аналогов применяется при наличии сведений, полученных в результате измерений объема (количества) потребления коммунальных услуг приборами учета, установленными в многоквартирных домах или жилых домах с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями. Количество измерений должно отвечать условиям представительности выборки. Представительность выборки определяется необходимым количеством многоквартирных домов или жилых домов, на основании данных о расходах коммунальных ресурсов по приборам учета в которых можно определять нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды в отношении всех многоквартирных домов или жилых домов с аналогичными конструктивными и техническими параметрами, степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома и климатическими условиями (пункт 21 Правил N 306).
Порядок определения нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и на общедомовые нужды с применением метода аналогов предусматривает последовательность действий на основе выборочного наблюдения потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, изложенных в пунктах 32 - 42 Правил.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 306 расчетный метод применяется в случае невозможности применения метода аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
Таким образом, субъект Российской Федерации при определении нормативов потребления коммунальных услуг вправе выбрать расчетный метод только в том случае, если невозможно применить метод аналогов по причине отсутствия или недостаточности данных приборного учета потребления коммунальных услуг в многоквартирных домах или жилых домах, отвечающих условиям представительности выборки для проведения необходимых измерений.
В обоснование применения расчетного метода Комитет ссылается на невозможность применения метода аналогов ввиду отсутствия возможности снятия показаний приборов учета, поскольку отопительный сезон на 09.04.2012 (дата официального опубликования Постановления Правительства РФ от 28.03.2012 N 258) закончился, а крайний срок введения в действие новых нормативов определен 31.08.2012. При этом заинтересованные в изменении тарифа субъекты по вопросу пересмотра тарифов в Комитет не обращались.
Суд первой инстанции отклонил данный довод по причине того, что окончание отопительного сезона само по себе не является препятствием к принятию мер для получения показаний приборов учета.
Каких-либо доказательств того, что регулирующим органом предпринимались действия по формированию объема выборки многоквартирных домов или жилых домов, по снятию показаний приборов учета и по истребованию соответствующих показаний приборов учета от потребителей, управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций, не представлено.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Санкт-Петербургского городского суда от 13.04.2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по тарифам - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)