Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представителя Елисеевой Е.С. (доверенность от 09.10.2013),
от общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" - представителей Мандрик О.В. (приказ), Тихоновой Е.Н. (доверенность от 09.01.2014),
от Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2014 года по делу N А72-12915/2013 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (ОГРН 1087310000360, ИНН 7310104250), п.Мирный Чердаклинского района Ульяновской области,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", пос. Мирный Чердаклинского района,
общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль", г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ,
о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ,
о признании незаконными решения от 27 мая 2013 года по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства N 21 от 28 мая 2013 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - ответчик), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" (далее - третьи лица), о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, о признании незаконными решения от 27 мая 2013 года по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства N 21 от 28 мая 2013 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение", общества с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В Управление поступила жалоба по вопросу прекращения с 2011 года оказания услуг горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское, Чердаклинского района, Ульяновской области.
Приказом Управления от 30.01.2013 N 22 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Тепломагистраль" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
22.04.2013 составлен акт на предмет устранения перечня замечаний от 10.12.2012 по системе горячего водоснабжения в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с. Архангельское, которым установлено: пуск системы горячего водоснабжения невозможен до устранения замечаний.
27.05.2013 Управление вынесло решение по делу N 9317/04-2013, которым:
1. Признало бездействие Кудяева А.А., являвшегося до 24.01.2013 индивидуальным предпринимателем, выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в период с 2011 по 2012 год, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Решено выделить в отдельное производство дело в отношении ООО "Тепломагистраль" по факту навязывания невыгодных условий ООО "РемДомСервис".
4. Выдать ООО "РемДомСервис" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель не согласен с пунктами 2, 4, 5 указанного решения.
Предписанием N 21 заявителю предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов в получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", а именно:
в течение 30 календарных дней со дня получения предписания привести в надлежащее состояние системы горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области, позволяющее осуществить подачу горячей воды в указанные дома. О выполнении настоящего Предписания сообщить в течение 3 дней с момента исполнения".
Также Общество привлечено Управлением к административной ответственности:
- -постановлением N 188 от 19.09.2013 - по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 562 500 руб. 00 коп.;
- -постановлением N 189 от 19.09.2013 - по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа в обжалуемой части, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 2.2. статьи 19.5 невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что между ООО "Тепломагистраль" и Администрацией МО "Чердаклинский район" 20.10.2010 заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта по проектированию, строительству модульных газовых котельных, согласно п. 2.1.5 которого на управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами в с. Архангельское и п. Лесная быль Чердаклинского района Ульяновской области, возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Данный пункт не был исполнен ИП Кудяевым А.А., который осуществлял до 01.01.2013 управление вышеуказанными многоквартирными домами.
До 2011 года поставка горячей воды в дома 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы осуществлялась по открытой системе центрального отопления от ТЭЦ-2 ОАО "Волжская ТГК".
10.10.2011 ООО "Тепломагистраль" приобрело у ООО "НПО Саргаз" газовую котельную на основании договора от 02.03.2011 на поставку блочно-модульной котельной мощностью 1550 кВт и акта приема-передачи от 31.03.2011.
Котельная была установлена 26.09.2011 согласно акту приемки законченного строительством объекта.
Именно в связи с переходом на газовое отопление прекращена подача горячей воды.
После реконструкции системы теплоснабжения в с.Архангельское подача горячей воды в вышеуказанные дома не возобновлялась.
30.09.2011 жильцами домов N 25, 29, 35, 37 была избрана форма управления - непосредственное управление, в связи с чем, 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" заключило 99 договоров на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде непосредственно с жильцами вышеуказанных домов, согласно представленному перечню по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с договором от 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" обязуется подавать тепловую энергию и осуществлять горячее водоснабжение.
П.11 договоров на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения предусматривается, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту тепловую энергию на отопление в жилые помещение, расположенные по адресу: с.Архангельское, ул. 50 лет Победы, 25, 29, 35, 37 в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, снабжать Абонента горячей водой.
П.2.1.2 указанных договоров ООО "Тепломагистраль" обязуется осуществлять подачу тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в необходимых Абоненту объемах в пределах технической возможности, технического состояния и готовности внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Договор подписан обеими сторонами.
В обязанности Абонента входит приведение в техническую готовность внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период (в том числе проводить промывку и опрессовку внутридомовых систем и внутриквартирного оборудования).
Граница эксплуатационной ответственности установлена по цоколю здания домов N 25, 29, 35, 37.
ООО "Тепломагистраль" несет ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей от газовой котельной до границы раздела, жильцы вышеназванных домов - от границы раздела.
С 01.11.2011 между жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы и ИП Кудяевым А.А. начали действовать договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме.
По вопросу прекращения подачи горячей воды в связи с переходом к газовому отоплению жители домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское обращались к главе администрации МО "Мирновское сельское поселение" Артемову Е.А. и к ИП Кудяеву А.А.
30.04.2012 Главой администрации МО "Мирновское сельское поселение" на основании Распоряжения N 5а-р были выделены денежные средства для ремонта систем ГВС домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское в сумме 99992,35 руб. и выдана ИП Кудяеву А.А. доверенность для получения материалов и использования их в ремонтных работах.
Расчеты между ИП Кудяевым А.А. и жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское за услугу "содержание и ремонт жилья" производились опосредованно через ООО "РИЦ-Регион", которое по агентскому договору N 141-09-АП от 01.12.2009 осуществляло начисление, сбор и перечисление платы за коммунальные услуги. По итогам месяца ИП Кудяеву А.А. предоставлялись сведения об оплате - оборотные ведомости. За период 01.11.2011-01.01.2013 плата за содержание и ремонт от жителей указанных домов перечислялась ИП Кудяеву А.А.
10.12.2012 главным инженером ООО "Тепломагистраль" в присутствии ИП Кудяева А.А., являвшегося Управляющей компанией, были составлены акт технического состояния системы ГВС в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с.Архангельское и Перечень замечаний, которые необходимо устранить, а именно: отсутствует акт готовности системы ГВС в указанных домах, не выполнены монтажные работы по восстановлению закрытой системы ГВС, на чердаках не полностью восстановлены воздушники, не выполнена ревизия запорной арматуры, не выполнена тепловая изоляция системы ГВС и др.
С 01.01.2013 на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах оказывает ООО "РемДомСервис" на основании договоров управления многоквартирными домами N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - еще и домом N 37.
23.01.2013 с ООО "РемДомСервис" заключен договор цессии, по которому ООО "РемДомСервис" принимает в полном объеме права и обязанности по договорам управления, заключенным между ИП Кудяевым А.А. и собственниками жилых домов, ранее находившихся под управлением Кудяева А.А., данный договор был заключен в связи с необходимостью прекращения ИП Кудяевым А.А. предпринимательской деятельности.
С 24.01.2013 Кудяев А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство от 24.01.2013 серии 73 N 002358322).
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением от 27.05.2013 Управление признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с разделом V Правил, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
План (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения.
План (график) должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления.
При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования.
В силу статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.
В силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой, в том числе, управляющим организациям, за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Сведения о домах, требующих капитального ремонта, составляются во взаимодействии с управляющими компаниями, подающими соответствующие заявки (списки домов, перечни работ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о признании недействительными решения в оспариваемой части и предписания управления, исходил из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Указанные выводы соответствуют материалам дела.
Из комиссионного решения Управления от 27.05.2013 следует, что на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению многоквартирными домами оказывает ООО "РемДомСервис", имеющее долю на рынке 62,9%, конкуренция на данном рынке не развита в связи с наличием высоких барьеров входа на рынок.
С 01.01.2013 на основании договоров управления Общество оказывает услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - еще и домом N 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское.
06.11.2013 состоялось рабочее совещание с участием Главы администрации МО "Мирновское сельское поселение" и его заместителя, директоров ООО "РемДомСервис" и ООО "Тепломагистраль", консультанта отдела ТЭР ЖКХ и дорожной деятельности в связи с поступившим в Правительство Ульяновской области заявления жительницы с. Архангельское Кружевниковой Л.В. по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
Из протокола совещания следует, что с 2011 года сменилась система теплоснабжения жителей многоквартирных домов с. Архангельское, поскольку в 2011 году ООО "Тепломагистраль" выступило инвестором-заказчиком строительства блочной газовой котельной для многоквартирных домов и здания СОШ села Архангельское. Подать горячее водоснабжение в МКД не представляется возможным, т.к. существующая внутридомовая система горячего водоснабжения не готова принять ресурс.
По результатам совещания вынесено решение, оформленное протоколом, которым на Главу администрации МО "Мирновское сельское поселение" Е.А. Артемова возложена обязанность в течение IV квартала 2013 года изыскать денежные средства в бюджете МО "Мирновское сельское поселение" на приобретение материалов, необходимых для теплоизоляции внутридомовой системы ГВС многоквартирных домов с. Архангельское; в 1 квартале 2014 года обеспечить выполнение необходимых работ по восстановлению системы ГВС. На директора ООО "РемДомСервис" О.В. Мандрик совместно с представителями ООО "Тепломагистраль", администрации МО "Мирновское сельское поселение" возложена обязанность 08.11.2013 провести собрание собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов с. Архангельское по вопросу необходимости установки индивидуальных приборов учета ГВС".
Суд первой инстанции правомерно указал на, что оспариваемое решение УФАС от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 противоречит Правилам N 170, Жилищному кодексу Российской Федерации, согласно которым работы по ремонту систем водоснабжения спорных домов носят капитальный характер, что предусматривает приведенную в Правилах N 170 и Жилищном кодексе РФ процедуру их осуществления с участием органов местного самоуправления, исполнительной власти, собрания собственников помещений.
Таким образом, при вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган ограничился только формальной констатацией нарушения Обществом антимонопольного законодательства.
Незаконность решения управления лишает предписание, выданное на его основе, правового основания, такое предписание не может рассматриваться как законное.
Принимая во внимание вышеизложенное, управление не доказало нарушение заявителем Закона о защите конкуренции, следовательно обоснованно судом первой инстанции признано незаконными постановления N 188 от 19.09.2013 по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ; постановление N 189 от 19.09.2013 по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал отсутствующим в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31, 19.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2014 года по делу N А72-12915/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2014 N 11АП-3957/2014 ПО ДЕЛУ N А72-12915/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2014 г. по делу N А72-12915/2013
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 апреля 2014 года
Постановление в полном объеме изготовлено: 17 апреля 2014 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевым А.Ю.,
с участием:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представителя Елисеевой Е.С. (доверенность от 09.10.2013),
от общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" - представителей Мандрик О.В. (приказ), Тихоновой Е.Н. (доверенность от 09.01.2014),
от Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение" - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 4, дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2014 года по делу N А72-12915/2013 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (ОГРН 1087310000360, ИНН 7310104250), п.Мирный Чердаклинского района Ульяновской области,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", пос. Мирный Чердаклинского района,
общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль", г. Ульяновск,
о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ,
о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ,
о признании незаконными решения от 27 мая 2013 года по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства N 21 от 28 мая 2013 года,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - ответчик), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Муниципальное учреждение Администрация муниципального образования "Мирновское сельское поселение", общество с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" (далее - третьи лица), о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 187 о назначении административного наказания по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ, о признании незаконным и отмене постановления от 19 сентября 2013 года N 189 о назначении административного наказания по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ, о признании незаконными решения от 27 мая 2013 года по делу N 9317/04-2013 и предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства N 21 от 28 мая 2013 года.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2014 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области в судебном заседании просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "РемДомСервис" в судебном заседании с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу. Просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание представители Муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Мирновское сельское поселение", общества с ограниченной ответственностью "Тепломагистраль" не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст. ст. 266 - 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, дополнений к жалобе, отзыва, выступлений сторон, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, при этом исходил из следующего.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
В Управление поступила жалоба по вопросу прекращения с 2011 года оказания услуг горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское, Чердаклинского района, Ульяновской области.
Приказом Управления от 30.01.2013 N 22 возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ООО "Тепломагистраль" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
22.04.2013 составлен акт на предмет устранения перечня замечаний от 10.12.2012 по системе горячего водоснабжения в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с. Архангельское, которым установлено: пуск системы горячего водоснабжения невозможен до устранения замечаний.
27.05.2013 Управление вынесло решение по делу N 9317/04-2013, которым:
1. Признало бездействие Кудяева А.А., являвшегося до 24.01.2013 индивидуальным предпринимателем, выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в период с 2011 по 2012 год, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
3. Решено выделить в отдельное производство дело в отношении ООО "Тепломагистраль" по факту навязывания невыгодных условий ООО "РемДомСервис".
4. Выдать ООО "РемДомСервис" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
5. Передать материалы дела должностному лицу Ульяновского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявитель не согласен с пунктами 2, 4, 5 указанного решения.
Предписанием N 21 заявителю предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания прекратить нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов в получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", а именно:
в течение 30 календарных дней со дня получения предписания привести в надлежащее состояние системы горячего водоснабжения в домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области, позволяющее осуществить подачу горячей воды в указанные дома. О выполнении настоящего Предписания сообщить в течение 3 дней с момента исполнения".
Также Общество привлечено Управлением к административной ответственности:
- -постановлением N 188 от 19.09.2013 - по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 562 500 руб. 00 коп.;
- -постановлением N 189 от 19.09.2013 - по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 300 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с указанными актами антимонопольного органа в обжалуемой части, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности, судебная коллегия апелляционного суда приходит к следующему.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 настоящего Кодекса, предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
В силу части 2.2. статьи 19.5 невыполнение в установленный срок законного решения, предписания федерального антимонопольного органа, его территориального органа о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на товарном рынке и совершении предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации действий, направленных на обеспечение конкуренции, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что между ООО "Тепломагистраль" и Администрацией МО "Чердаклинский район" 20.10.2010 заключено соглашение о реализации инвестиционного проекта по проектированию, строительству модульных газовых котельных, согласно п. 2.1.5 которого на управляющие компании, осуществляющие управление многоквартирными домами в с. Архангельское и п. Лесная быль Чердаклинского района Ульяновской области, возложена обязанность по предоставлению коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме.
Данный пункт не был исполнен ИП Кудяевым А.А., который осуществлял до 01.01.2013 управление вышеуказанными многоквартирными домами.
До 2011 года поставка горячей воды в дома 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы осуществлялась по открытой системе центрального отопления от ТЭЦ-2 ОАО "Волжская ТГК".
10.10.2011 ООО "Тепломагистраль" приобрело у ООО "НПО Саргаз" газовую котельную на основании договора от 02.03.2011 на поставку блочно-модульной котельной мощностью 1550 кВт и акта приема-передачи от 31.03.2011.
Котельная была установлена 26.09.2011 согласно акту приемки законченного строительством объекта.
Именно в связи с переходом на газовое отопление прекращена подача горячей воды.
После реконструкции системы теплоснабжения в с.Архангельское подача горячей воды в вышеуказанные дома не возобновлялась.
30.09.2011 жильцами домов N 25, 29, 35, 37 была избрана форма управления - непосредственное управление, в связи с чем, 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" заключило 99 договоров на поставку и потребление тепловой энергии в горячей воде непосредственно с жильцами вышеуказанных домов, согласно представленному перечню по состоянию на 01.01.2013.
В соответствии с договором от 01.10.2011 ООО "Тепломагистраль" обязуется подавать тепловую энергию и осуществлять горячее водоснабжение.
П.11 договоров на поставку тепловой энергии и горячего водоснабжения предусматривается, что ресурсоснабжающая организация обязуется подавать Абоненту тепловую энергию на отопление в жилые помещение, расположенные по адресу: с.Архангельское, ул. 50 лет Победы, 25, 29, 35, 37 в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, снабжать Абонента горячей водой.
П.2.1.2 указанных договоров ООО "Тепломагистраль" обязуется осуществлять подачу тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в необходимых Абоненту объемах в пределах технической возможности, технического состояния и готовности внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования для предоставления услуг по отоплению и горячему водоснабжению. Договор подписан обеими сторонами.
В обязанности Абонента входит приведение в техническую готовность внутридомовых инженерных сетей и внутриквартирного оборудования к эксплуатации в осенне-зимний период (в том числе проводить промывку и опрессовку внутридомовых систем и внутриквартирного оборудования).
Граница эксплуатационной ответственности установлена по цоколю здания домов N 25, 29, 35, 37.
ООО "Тепломагистраль" несет ответственность за техническое состояние и безопасную эксплуатацию тепловых сетей от газовой котельной до границы раздела, жильцы вышеназванных домов - от границы раздела.
С 01.11.2011 между жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы и ИП Кудяевым А.А. начали действовать договоры на оказание услуг по техническому обслуживанию общего имущества в многоквартирном доме.
По вопросу прекращения подачи горячей воды в связи с переходом к газовому отоплению жители домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское обращались к главе администрации МО "Мирновское сельское поселение" Артемову Е.А. и к ИП Кудяеву А.А.
30.04.2012 Главой администрации МО "Мирновское сельское поселение" на основании Распоряжения N 5а-р были выделены денежные средства для ремонта систем ГВС домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское в сумме 99992,35 руб. и выдана ИП Кудяеву А.А. доверенность для получения материалов и использования их в ремонтных работах.
Расчеты между ИП Кудяевым А.А. и жильцами домов N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское за услугу "содержание и ремонт жилья" производились опосредованно через ООО "РИЦ-Регион", которое по агентскому договору N 141-09-АП от 01.12.2009 осуществляло начисление, сбор и перечисление платы за коммунальные услуги. По итогам месяца ИП Кудяеву А.А. предоставлялись сведения об оплате - оборотные ведомости. За период 01.11.2011-01.01.2013 плата за содержание и ремонт от жителей указанных домов перечислялась ИП Кудяеву А.А.
10.12.2012 главным инженером ООО "Тепломагистраль" в присутствии ИП Кудяева А.А., являвшегося Управляющей компанией, были составлены акт технического состояния системы ГВС в жилых домах N 25, 29, 35, 37 по ул. 50 лет Победы с.Архангельское и Перечень замечаний, которые необходимо устранить, а именно: отсутствует акт готовности системы ГВС в указанных домах, не выполнены монтажные работы по восстановлению закрытой системы ГВС, на чердаках не полностью восстановлены воздушники, не выполнена ревизия запорной арматуры, не выполнена тепловая изоляция системы ГВС и др.
С 01.01.2013 на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах оказывает ООО "РемДомСервис" на основании договоров управления многоквартирными домами N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - еще и домом N 37.
23.01.2013 с ООО "РемДомСервис" заключен договор цессии, по которому ООО "РемДомСервис" принимает в полном объеме права и обязанности по договорам управления, заключенным между ИП Кудяевым А.А. и собственниками жилых домов, ранее находившихся под управлением Кудяева А.А., данный договор был заключен в связи с необходимостью прекращения ИП Кудяевым А.А. предпринимательской деятельности.
С 24.01.2013 Кудяев А.А. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (свидетельство от 24.01.2013 серии 73 N 002358322).
Как следует из материалов дела, оспариваемым решением от 27.05.2013 Управление признало бездействие ООО "РемДомСервис", выразившееся в неисполнении обязательств по содержанию внутридомовых систем горячего водоснабжения домов N 25, 29, 35 по ул. 50 лет Победы в с.Архангельское Чердаклинского района Ульяновской области в надлежащем состоянии в 2013 году, повлекшее ущемление прав жильцов вышеуказанных домов при получении коммунальной услуги "горячее водоснабжение", нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
В соответствии с разделом V Правил, системы теплоснабжения (котельные, тепловые сети, тепловые пункты, системы отопления и горячего водоснабжения) жилых зданий должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами по теплоснабжению (вентиляции), утвержденными в установленном порядке.
Реконструкция, капитальный ремонт и наладка систем должна производиться, как правило, специализированными монтажными и наладочными организациями.
План (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения.
План (график) должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления.
При ремонте пришедшие в негодность нагревательные приборы, трубопроводы, запорно-регулирующая арматура, воздуховыпускные устройства и другое оборудование должно быть заменено в соответствии с проектом или рекомендациями специализированной организации с учетом современного уровня выпускаемого оборудования.
В силу статьи 166 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, которые могут финансироваться за счет средств государственной поддержки, предоставляемой субъектом Российской Федерации, определяется нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии со статьей 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
Не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи.
Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены:
1) перечень работ по капитальному ремонту;
2) смета расходов на капитальный ремонт;
3) сроки проведения капитального ремонта;
4) источники финансирования капитального ремонта;
5) лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
В случае, если в срок, указанный в части 4 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирном доме, формирующие фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, не приняли решение о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме, орган местного самоуправления принимает решение о проведении такого капитального ремонта в соответствии с региональной программой капитального ремонта и предложениями регионального оператора.
В силу норм Жилищного кодекса Российской Федерации финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе в многоквартирных домах, не подлежащих включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, указанным в пункте 1 части 2 статьи 168 настоящего Кодекса, может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой, в том числе, управляющим организациям, за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Сведения о домах, требующих капитального ремонта, составляются во взаимодействии с управляющими компаниями, подающими соответствующие заявки (списки домов, перечни работ).
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования о признании недействительными решения в оспариваемой части и предписания управления, исходил из недоказанности антимонопольным органом наличия в действиях общества нарушения п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции. Указанные выводы соответствуют материалам дела.
Из комиссионного решения Управления от 27.05.2013 следует, что на территории МО "Мирновское сельское поселение" услуги по управлению многоквартирными домами оказывает ООО "РемДомСервис", имеющее долю на рынке 62,9%, конкуренция на данном рынке не развита в связи с наличием высоких барьеров входа на рынок.
С 01.01.2013 на основании договоров управления Общество оказывает услуги по управлению общим имуществом в многоквартирных домах N 25, 29, 35, а с 23.01.2013 - еще и домом N 37 по ул. 50 лет Победы в с. Архангельское.
06.11.2013 состоялось рабочее совещание с участием Главы администрации МО "Мирновское сельское поселение" и его заместителя, директоров ООО "РемДомСервис" и ООО "Тепломагистраль", консультанта отдела ТЭР ЖКХ и дорожной деятельности в связи с поступившим в Правительство Ульяновской области заявления жительницы с. Архангельское Кружевниковой Л.В. по вопросу отсутствия горячего водоснабжения.
Из протокола совещания следует, что с 2011 года сменилась система теплоснабжения жителей многоквартирных домов с. Архангельское, поскольку в 2011 году ООО "Тепломагистраль" выступило инвестором-заказчиком строительства блочной газовой котельной для многоквартирных домов и здания СОШ села Архангельское. Подать горячее водоснабжение в МКД не представляется возможным, т.к. существующая внутридомовая система горячего водоснабжения не готова принять ресурс.
По результатам совещания вынесено решение, оформленное протоколом, которым на Главу администрации МО "Мирновское сельское поселение" Е.А. Артемова возложена обязанность в течение IV квартала 2013 года изыскать денежные средства в бюджете МО "Мирновское сельское поселение" на приобретение материалов, необходимых для теплоизоляции внутридомовой системы ГВС многоквартирных домов с. Архангельское; в 1 квартале 2014 года обеспечить выполнение необходимых работ по восстановлению системы ГВС. На директора ООО "РемДомСервис" О.В. Мандрик совместно с представителями ООО "Тепломагистраль", администрации МО "Мирновское сельское поселение" возложена обязанность 08.11.2013 провести собрание собственников жилых помещений многоквартирных жилых домов с. Архангельское по вопросу необходимости установки индивидуальных приборов учета ГВС".
Суд первой инстанции правомерно указал на, что оспариваемое решение УФАС от 27.05.2013 по делу N 9317/04-2013 противоречит Правилам N 170, Жилищному кодексу Российской Федерации, согласно которым работы по ремонту систем водоснабжения спорных домов носят капитальный характер, что предусматривает приведенную в Правилах N 170 и Жилищном кодексе РФ процедуру их осуществления с участием органов местного самоуправления, исполнительной власти, собрания собственников помещений.
Таким образом, при вынесении оспариваемого решения антимонопольный орган ограничился только формальной констатацией нарушения Обществом антимонопольного законодательства.
Незаконность решения управления лишает предписание, выданное на его основе, правового основания, такое предписание не может рассматриваться как законное.
Принимая во внимание вышеизложенное, управление не доказало нарушение заявителем Закона о защите конкуренции, следовательно обоснованно судом первой инстанции признано незаконными постановления N 188 от 19.09.2013 по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ; постановление N 189 от 19.09.2013 по части 2.2 статьи 19.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал отсутствующим в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.31, 19.5 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 03 февраля 2014 года по делу N А72-12915/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
И.С.ДРАГОЦЕННОВА
Судьи
В.Е.КУВШИНОВ
Е.Г.ФИЛИППОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)