Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никифоровой О.П. и Шартон И.В. о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 г. N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", по апелляционной жалобе Никифоровой О.П. и Шартон И.В. на решение Костромского областного суда от 2 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Шартон И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Никифорова О.П. и Шартон И.В. обратились в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 г. N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".
Решением Костромского областного суда от 2 марта 2015 г. в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит положениям федерального законодательства и нормативным правовым актам Костромской области, имеющим большую юридическую силу.
Не согласившись с решением суда, заявители обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В возражениях губернатор Костромской области, Костромская областная Дума и прокуратура Костромской области не соглашаются с доводами апелляционной жалобы и просят оставить решение суда без изменения, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств дела.
Никифорова О.П., губернатор Костромской области, Администрация Костромской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Шартон И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Никифорова О.П. и Шартон И.В. на основании договоров приватизации жилищного фонда от 2 декабря 2002 г. и 25 октября 2004 г. соответственно являются собственниками квартир, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы Костромской области.
Костромской областной Думой 14 ноября 2013 г. принят Закон Костромской области N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", данный Закон подписан губернатором Костромской области 25 ноября 2013 г. (далее - Закон Костромской области N 449-5-ЗКО).
Текст Закона Костромской области N 449-5-ЗКО официально опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП-нормативные документы" 29 ноября 2013 г., N 48 (463) и вступил в силу согласно статье 27 данного Закона через десять дней после дня его официального опубликования.
Костромской областной Думой 20 февраля 2014 г. в Закон Костромской области N 449-5-ЗКО Законом Костромской области N 495-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", подписанным губернатором Костромской области 28 февраля 2014 г., опубликованным в информационно-правовом бюллетене "СП-нормативные документы" 7 марта 2014 г., N 10 (477) внесены изменения. В соответствии со статьей 2 Закона Костромской области N 495-5-ЗКО данный документ вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования.
Костромской областной Думой 28 января 2015 г. в Закон Костромской области N 449-5-ЗКО Законом Костромской области N 636-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", подписанным губернатором Костромской области 4 февраля 2015 г., опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 февраля 2015 г., внесены изменения. В соответствии со статьей 2 Закона Костромской области N 636-5-ЗКО данный документ вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования.
В связи с изложенным довод заявителей о том, что оспариваемый Закон не опубликован, является несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской *** определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных квартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещенных источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 167 Жилищного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которыми устанавливаются минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусматривается создание регионального оператора и решается вопрос о формировании его имущества и о порядке его деятельности.
Статьей 166 Жилищного кодекса закреплено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации указанный в части 1 данной статьи перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Устава Костромской области Костромская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Костромской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона Костромской области N 449-5-ЗКО к полномочиям Костромской областной Думы относится принятие законов и иных нормативных правовых актов Костромской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и осуществление контроля за их исполнением.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Костромская областная Дума, принимая оспариваемый Закон, действовала в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодателем субъекту Российской Федерации.
Из содержания статьи 1 Закона Костромской области N 449-5-ЗКО (в редакции Законов Костромской области N 495-5-ЗКО, N 636-5-ЗКО) следует, что он регулирует отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. Содержащиеся в указанной статье нормы соответствуют положениям статей 167, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, в силу частей 3 и 4 статьи 4 Закона Костромской области N 449-5-ЗКО собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с частью 1 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с теми, которые указаны в статье 169 Жилищного кодекса, оспариваемый Закон Костромской области на собственников помещений в многоквартирном доме не возлагает.
Таким образом, указанный закон субъекта Российской Федерации основан на нормах жилищного законодательства Российской Федерации, направлен на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области и не может расцениваться как нарушающий интересы граждан.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Костромского областного суда от 2 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никифоровой О.П. и Шартон И.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 08.07.2015 N 87-АПГ15-2
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июля 2015 г. N 87-АПГ15-2
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Борисовой Л.В., Хаменкова В.Б.
при секретаре Гришечкине П.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никифоровой О.П. и Шартон И.В. о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 г. N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", по апелляционной жалобе Никифоровой О.П. и Шартон И.В. на решение Костромского областного суда от 2 марта 2015 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Шартон И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Никифорова О.П. и Шартон И.В. обратились в Костромской областной суд с заявлением о признании недействующим Закона Костромской области от 25 ноября 2013 г. N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области".
Решением Костромского областного суда от 2 марта 2015 г. в удовлетворении заявления отказано. Суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит положениям федерального законодательства и нормативным правовым актам Костромской области, имеющим большую юридическую силу.
Не согласившись с решением суда, заявители обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.
В возражениях губернатор Костромской области, Костромская областная Дума и прокуратура Костромской области не соглашаются с доводами апелляционной жалобы и просят оставить решение суда без изменения, как законное, обоснованное, вынесенное при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств дела.
Никифорова О.П., губернатор Костромской области, Администрация Костромской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения Шартон И.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Никифорова О.П. и Шартон И.В. на основании договоров приватизации жилищного фонда от 2 декабря 2002 г. и 25 октября 2004 г. соответственно являются собственниками квартир, находящихся в многоквартирных домах, расположенных на территории города Костромы Костромской области.
Костромской областной Думой 14 ноября 2013 г. принят Закон Костромской области N 449-5-ЗКО "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", данный Закон подписан губернатором Костромской области 25 ноября 2013 г. (далее - Закон Костромской области N 449-5-ЗКО).
Текст Закона Костромской области N 449-5-ЗКО официально опубликован в специализированном информационно-правовом бюллетене "СП-нормативные документы" 29 ноября 2013 г., N 48 (463) и вступил в силу согласно статье 27 данного Закона через десять дней после дня его официального опубликования.
Костромской областной Думой 20 февраля 2014 г. в Закон Костромской области N 449-5-ЗКО Законом Костромской области N 495-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", подписанным губернатором Костромской области 28 февраля 2014 г., опубликованным в информационно-правовом бюллетене "СП-нормативные документы" 7 марта 2014 г., N 10 (477) внесены изменения. В соответствии со статьей 2 Закона Костромской области N 495-5-ЗКО данный документ вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования.
Костромской областной Думой 28 января 2015 г. в Закон Костромской области N 449-5-ЗКО Законом Костромской области N 636-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области", подписанным губернатором Костромской области 4 февраля 2015 г., опубликованным на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 6 февраля 2015 г., внесены изменения. В соответствии со статьей 2 Закона Костромской области N 636-5-ЗКО данный документ вступил в силу через десять дней после дня официального опубликования.
В связи с изложенным довод заявителей о том, что оспариваемый Закон не опубликован, является несостоятельным.
Согласно части 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 6.1 части 1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской *** определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами прав на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных квартирных домах, бюджетных средств и иных незапрещенных источников финансирования.
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются специальными нормами жилищного законодательства (статьи 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 167 Жилищного кодекса органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, которыми устанавливаются минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, порядок проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, а также предусматривается создание регионального оператора и решается вопрос о формировании его имущества и о порядке его деятельности.
Статьей 166 Жилищного кодекса закреплено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации указанный в части 1 данной статьи перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен другими видами услуг и (или) работ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 16 Устава Костромской области Костромская областная Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Костромской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 3 Закона Костромской области N 449-5-ЗКО к полномочиям Костромской областной Думы относится принятие законов и иных нормативных правовых актов Костромской области в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и осуществление контроля за их исполнением.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал вывод о том, что Костромская областная Дума, принимая оспариваемый Закон, действовала в пределах компетенции, предоставленной федеральным законодателем субъекту Российской Федерации.
Из содержания статьи 1 Закона Костромской области N 449-5-ЗКО (в редакции Законов Костромской области N 495-5-ЗКО, N 636-5-ЗКО) следует, что он регулирует отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области. Содержащиеся в указанной статье нормы соответствуют положениям статей 167, 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В частности, в силу частей 3 и 4 статьи 4 Закона Костромской области N 449-5-ЗКО собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, в размере, установленном в соответствии с частью 1 настоящей статьи, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом.
Каких-либо дополнительных обязанностей в сравнении с теми, которые указаны в статье 169 Жилищного кодекса, оспариваемый Закон Костромской области на собственников помещений в многоквартирном доме не возлагает.
Таким образом, указанный закон субъекта Российской Федерации основан на нормах жилищного законодательства Российской Федерации, направлен на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Костромской области и не может расцениваться как нарушающий интересы граждан.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Костромского областного суда от 2 марта 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Никифоровой О.П. и Шартон И.В. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)