Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Строка N 34.3
30 сентября 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Глазовой Н.В.
судей: Трофимовой М.В., Федорова В.А.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по иску Х. к ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" о понуждении к предоставлению информации
по апелляционной жалобе Х.
на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года
установила:
Х. обратился в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж", в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика указать в размещенной им информации данные: о предельных сроках устранения аварий и следующих нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных Приложением N 1 к настоящим Правилам, как то о допустимой продолжительности перерыва газоснабжения (суммарно) в течение одного месяца; отклонении свойств подаваемого газа от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонении давления газа более чем на 0,0005 МПа, о настоящих Правилах применительно к газоснабжению; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Заявленные требования Х. мотивировал тем, что ответчик, являющийся по отношению к нему исполнителем коммунальной услуги "газоснабжение", не размещает на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного жилого дома N *** по ул. Л. г. Воронежа или в пределах земельного участка, на котором расположен названный жилой дом, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя, информацию, предусмотренную подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, что нарушает его права как потребителя (л.д. 2, 100, 137).
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года исковые требования Х. оставлены без удовлетворения (л.д. 151, 152 - 156).
В апелляционной жалобе Х. ставит вопрос об отмене данного решения суда, считая его незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что судом ошибочно не применены к спорным правоотношениям положения пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, не приняты во внимание обстоятельства, установленные решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 ноября 2012 года, вынесенному по спору между теми же сторонами (л.д. 170).
В судебном заседании апелляционной инстанции Х. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" У. выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.
Иные неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Вместе с тем, объем такой информации и способы ее доведения, в том числе информации об услуге, регулируется законом (ст. 9, ст. 10, ст. 11 названного Закона).
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пп. "п" п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
- сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
- размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
- показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
- наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
- в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
- сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
- информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
- сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и принятые в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1993 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", регулируют правоотношения между поставщиком газа и:
а) гражданами, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом;
б) гражданами, выбравшими в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, либо управление управляющей организацией, в случае если такой многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа;
в) собственниками и пользователями жилых домов (домовладений), оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая, приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги;
г) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными кооперативами, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Х. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля квартиры N * в доме N *** по ул. Л. г. Воронежа.
Управление названым многоквартирным жилым домом осуществляет управляющая компания - ООО "А".
Ответчик является поставщиком газа для коммунально-бытовых нужд собственникам и нанимателям многоквартирного жилого дома N *** по ул. Л. г. Воронежа.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что ответчик не разместил на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного жилого дома N *** по ул. Л. г. Воронежа или в пределах земельного участка, на котором расположен названный жилой дом, указанную им информацию.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Х. в части возложения обязанности на ответчика указать в размещенной им информации данные: о предельных сроках устранения аварий и следующих нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных Приложением N 1 к настоящим Правилам, как то о допустимой продолжительности перерыва газоснабжения (суммарно) в течение одного месяца; отклонении свойств подаваемого газа от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонении давления газа более чем на 0,0005 МПа, а также информацию о настоящих Правилах применительно к газоснабжению, указав, что обязанность по размещению данных сведений Правилами предоставления коммунальных услуг на исполнителей услуг не возлагается.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и находит законным и обоснованным решение суда в указанной части.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа информации, предусмотренной подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, закрепляющего положение, согласно которому Правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила N 354.
Исходя из установленных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответчик не является специализированной организацией, допущенной к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, т.е. не является исполнителем услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, не имеет в силу этого аварийно-диспетчерской службы, поэтому не может информировать потребителя о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений, связанных с транспортировкой газа.
Таким образом, с учетом положений подпункта "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предоставление потребителю информации, которую запросил истец, и на предоставлении которой он настаивает в своей апелляционной жалобе, законом не предусмотрено.
Все доводы и возражения сторон по заявленным требования в этой части получили должную оценку в обжалуемом решении, выводы суда в этой части являются мотивированными и исчерпывающими.
При этом, судебная коллегия отмечает, что суждение суда о необоснованности доводов истца о применении к спорным правоотношениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, не повлияла на правильность постановленных судов выводов в указанной части в решении суда.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Х. в части возложения обязанности на ответчика указать в размещенной им информации данные наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права
В силу подпункта "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) определенную информацию, в т.ч. наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Правила N 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, и не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Поставщик газа (газоснабжающая организация) является стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, а абонент, которым может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, - стороной договора, обязанной принять поставленный газ и оплатить его (пункты 1 и 3).
При этом, Правилами N 549 не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа информации, предусмотренной подпунктом "п" пункта 31 Правил N 354.
Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил N 354, закрепляющего положение, согласно которому Правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила.
Верховный Суд РФ в своем Решении от 25 июня 2014 года за N АКПИ14-470 указал, что поскольку Правилами N 549 не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа соответствующей информации, подпункт "б" пункта 2 Постановления и подпункт "п" пункта 31 Правил в их нормативном единстве и взаимной связи не могут рассматриваться как освобождающие газоснабжающую организацию, которая является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению на основании содержащего условия предоставления коммунальных услуг договора газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), предоставлять потребителю информацию, указанную в подпункте "п" пункта 31 Правил, основанном на положениях статей 8, 9, 10 Закона, закрепляющих право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Из смысла п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг соответствующая информация должна быть доведена до потребителя одновременно как путем ее отражения в договоре, так и путем размещения на доске объявлений.
Представленные ответчиком фотографии доски объявлении с размещением ответчиком информации не подтверждают факт доведения до исполнителей услуг сведений о наименовании, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
При этом, заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы Х. о том, что решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 ноября 2012 года, вынесенному между теми же сторонами, исследовался вопрос о соотношении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
На основании части 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решений суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, установив, что ответчик не указывает в размещенной им информации наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, что предусмотрено подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, судебная коллегия на основании п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации полагает необходимым отменить решение суда в указанной части и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования Х. в этой части, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Х. о понуждении ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" указывать в размещенной им информации наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, отменить.
Принять в данной части новое решение.
Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" указать в размещенной им информации наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
В остальной части решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.09.2014 N 33-4868
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 сентября 2014 г. N 33-4868
Строка N 34.3
30 сентября 2014 года судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего: Глазовой Н.В.
судей: Трофимовой М.В., Федорова В.А.
при секретаре К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Трофимовой М.В.
гражданское дело по иску Х. к ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" о понуждении к предоставлению информации
по апелляционной жалобе Х.
на решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года
установила:
Х. обратился в суд с иском к ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж", в котором с учетом уточнений просил обязать ответчика указать в размещенной им информации данные: о предельных сроках устранения аварий и следующих нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных Приложением N 1 к настоящим Правилам, как то о допустимой продолжительности перерыва газоснабжения (суммарно) в течение одного месяца; отклонении свойств подаваемого газа от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонении давления газа более чем на 0,0005 МПа, о настоящих Правилах применительно к газоснабжению; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Заявленные требования Х. мотивировал тем, что ответчик, являющийся по отношению к нему исполнителем коммунальной услуги "газоснабжение", не размещает на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного жилого дома N *** по ул. Л. г. Воронежа или в пределах земельного участка, на котором расположен названный жилой дом, а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя, информацию, предусмотренную подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, что нарушает его права как потребителя (л.д. 2, 100, 137).
Решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года исковые требования Х. оставлены без удовлетворения (л.д. 151, 152 - 156).
В апелляционной жалобе Х. ставит вопрос об отмене данного решения суда, считая его незаконным и необоснованным в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Податель жалобы полагает, что судом ошибочно не применены к спорным правоотношениям положения пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, не приняты во внимание обстоятельства, установленные решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 ноября 2012 года, вынесенному по спору между теми же сторонами (л.д. 170).
В судебном заседании апелляционной инстанции Х. поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" У. выразила несогласие с доводами апелляционной жалобы и просила решение суда оставить без изменения.
Иные неявившиеся лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в связи с чем, на основании статьи 167 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 8 Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Вместе с тем, объем такой информации и способы ее доведения, в том числе информации об услуге, регулируется законом (ст. 9, ст. 10, ст. 11 названного Закона).
Согласно ст. 10 Закона РФ "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Согласно пп. "п" п. 31 названных Правил исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) следующую информацию:
- сведения об исполнителе - наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов в сети Интернет, на которых исполнитель в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия, имя и отчество руководителя;
- адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя;
- размеры тарифов на коммунальные ресурсы, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, которыми они установлены;
- информация о праве потребителей обратиться за установкой приборов учета в организацию, которая в соответствии с Федеральным законом "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не вправе отказать потребителю в установке прибора учета и обязана предоставить рассрочку в оплате услуг по установке прибора учета;
- порядок и форма оплаты коммунальных услуг;
- показатели качества коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами, а также информация о настоящих Правилах;
- сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд;
- наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил;
- в случае принятия в субъекте Российской Федерации решения об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности):
- сведения о величине установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) по инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному или ветхому жилому фонду, а также об условиях применения такой социальной нормы указанными потребителями и о случаях неприменения такой социальной нормы;
- информация об обязанности потребителя сообщать исполнителю коммунальных услуг об изменении количества зарегистрированных граждан в жилом помещении;
- сведения о тарифах на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
Пунктом 2 указанного Постановления установлено, что Правила, утвержденные настоящим Постановлением, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549.
Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, и принятые в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1993 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", регулируют правоотношения между поставщиком газа и:
а) гражданами, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом;
б) гражданами, выбравшими в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, либо управление управляющей организацией, в случае если такой многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа;
в) собственниками и пользователями жилых домов (домовладений), оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая, приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги;
г) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными кооперативами, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Х. на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доля квартиры N * в доме N *** по ул. Л. г. Воронежа.
Управление названым многоквартирным жилым домом осуществляет управляющая компания - ООО "А".
Ответчик является поставщиком газа для коммунально-бытовых нужд собственникам и нанимателям многоквартирного жилого дома N *** по ул. Л. г. Воронежа.
Обращаясь с настоящим иском, истец указал, что ответчик не разместил на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного жилого дома N *** по ул. Л. г. Воронежа или в пределах земельного участка, на котором расположен названный жилой дом, указанную им информацию.
Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Х. в части возложения обязанности на ответчика указать в размещенной им информации данные: о предельных сроках устранения аварий и следующих нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленных Приложением N 1 к настоящим Правилам, как то о допустимой продолжительности перерыва газоснабжения (суммарно) в течение одного месяца; отклонении свойств подаваемого газа от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, отклонении давления газа более чем на 0,0005 МПа, а также информацию о настоящих Правилах применительно к газоснабжению, указав, что обязанность по размещению данных сведений Правилами предоставления коммунальных услуг на исполнителей услуг не возлагается.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции и находит законным и обоснованным решение суда в указанной части.
Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549, не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа информации, предусмотренной подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, закрепляющего положение, согласно которому Правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила N 354.
Исходя из установленных обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что ответчик не является специализированной организацией, допущенной к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, т.е. не является исполнителем услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, не имеет в силу этого аварийно-диспетчерской службы, поэтому не может информировать потребителя о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений, связанных с транспортировкой газа.
Таким образом, с учетом положений подпункта "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предоставление потребителю информации, которую запросил истец, и на предоставлении которой он настаивает в своей апелляционной жалобе, законом не предусмотрено.
Все доводы и возражения сторон по заявленным требования в этой части получили должную оценку в обжалуемом решении, выводы суда в этой части являются мотивированными и исчерпывающими.
При этом, судебная коллегия отмечает, что суждение суда о необоснованности доводов истца о применении к спорным правоотношениям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, не повлияла на правильность постановленных судов выводов в указанной части в решении суда.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Х. в части возложения обязанности на ответчика указать в размещенной им информации данные наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушением и неправильным применением норм материального права
В силу подпункта "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, исполнитель обязан предоставить потребителю (путем указания в договоре, содержащем положения о предоставлении коммунальных услуг, а также размещения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (жилой дом или комплекс жилых домов), а также на досках объявлений, расположенных в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей) определенную информацию, в т.ч. наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих Правил.
Правила N 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, и не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Поставщик газа (газоснабжающая организация) является стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, а абонент, которым может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, - стороной договора, обязанной принять поставленный газ и оплатить его (пункты 1 и 3).
При этом, Правилами N 549 не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа информации, предусмотренной подпунктом "п" пункта 31 Правил N 354.
Из содержания подпункта "б" пункта 2 Правил N 354, закрепляющего положение, согласно которому Правила не применяются к отношениям, возникающим при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами N 549, следует, что в неурегулированной этим нормативным правовым актом части подлежат применению Правила.
Верховный Суд РФ в своем Решении от 25 июня 2014 года за N АКПИ14-470 указал, что поскольку Правилами N 549 не урегулирован вопрос предоставления потребителю в рамках договора о поставке газа соответствующей информации, подпункт "б" пункта 2 Постановления и подпункт "п" пункта 31 Правил в их нормативном единстве и взаимной связи не могут рассматриваться как освобождающие газоснабжающую организацию, которая является исполнителем коммунальной услуги по газоснабжению на основании содержащего условия предоставления коммунальных услуг договора газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), предоставлять потребителю информацию, указанную в подпункте "п" пункта 31 Правил, основанном на положениях статей 8, 9, 10 Закона, закрепляющих право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах).
Из смысла п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг соответствующая информация должна быть доведена до потребителя одновременно как путем ее отражения в договоре, так и путем размещения на доске объявлений.
Представленные ответчиком фотографии доски объявлении с размещением ответчиком информации не подтверждают факт доведения до исполнителей услуг сведений о наименовании, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
При этом, заслуживают внимания и доводы апелляционной жалобы Х. о том, что решением Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 ноября 2012 года, вынесенному между теми же сторонами, исследовался вопрос о соотношении Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
На основании части 2 статьи 328 ГПК Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решений суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах, установив, что ответчик не указывает в размещенной им информации наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, что предусмотрено подпунктом "п" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, судебная коллегия на основании п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК Российской Федерации полагает необходимым отменить решение суда в указанной части и вынести новое решение, которым удовлетворить заявленные требования Х. в этой части, в остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года в части отказа в удовлетворении исковых требований Х. о понуждении ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" указывать в размещенной им информации наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, отменить.
Принять в данной части новое решение.
Обязать ООО "Газпром межрегионгаз Воронеж" указать в размещенной им информации наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354.
В остальной части решение Левобережного районного суда г. Воронежа от 19 марта 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)