Судебные решения, арбитраж
Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что орган исполнительной власти субъекта РФ не исполнил обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, по финансированию за счет средств областного бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2015 (судья Прудникова Н.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Жаткина С.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А12-4245/2015
по исковому заявлению администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Новый Рогачик, к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании 3 641 816 руб. задолженности по не выплаченной субсидии, с участием в деле в качестве третьих лиц Комитета финансов Волгоградской области, г. Волгоград, областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор", г. Волгоград, общества с ограниченной ответственностью "ЮгТрансСтрой", г. Волгоград, общества с ограниченной ответственностью "АНКЕР-С", г. Волгоград,
установил:
администрация Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Министерство) о взыскании 3 641 816 руб. задолженности по не выплаченной целевой субсидии.
Исковое заявление мотивировано неисполнением Министерством предусмотренных соглашением обязательств по финансированию за счет средств областного бюджета, денежные средства областного бюджета предусмотрены в рамках реализации областной программы.
Определением от 12.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство финансов Волгоградской области.
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (правопреемник Министерства) в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку действие соглашения прекращено в связи с истечением срока, в настоящее время денежные средства в бюджете области не предусмотрены, надлежащим ответчиком является Комитет финансов Волгоградской области, Министерство неоднократно обращалось в минфин области за выделением денежных средств, субсидии подлежат предоставлению в текущем периоде и не являются переходящими.
Определением от 11.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор", общество с ограниченной ответственностью "ЮгТрансСтрой", общество с ограниченной ответственностью "АНКЕР-С". Данным же определением суд установил считать надлежащим наименованием ответчика по делу считать Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет), надлежащим наименованием третьего лица по делу - Комитет финансов Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2015 исковые требования удовлетворены, с Волгоградской области в лице Комитета за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу Администрации взыскана заявленная по делу задолженность.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: материалами дела подтверждено не полное финансирование из областного бюджета областной программы, соглашение не содержит указание на прекращение обязательств истечением срока действия соглашения, у области возникли расходные обязательства, законодательство не исключает применения к бюджетным отношениям гражданского законодательства, отсутствие финансирования не прекращает бюджетное обязательство.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 решение суда первой инстанции от 01.04.2015 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Комитет ссылается на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела. Судебными инстанциями, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено следующее: окончание срока действия соглашения влечет прекращение обязательств сторон по нему, финансирование расходов предыдущего года в текущем финансовом году не предусмотрено, бюджетом на текущий год финансирование расходов на субсидии из дорожного фонда не предусмотрено, Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу, возмещение расходов по муниципальным контрактам 2013 - 2014 годов предусмотрено в 2015 году.
Администрация в возражениях на кассационную жалобу просила оставить судебные акты без изменения, поскольку всем доводам Комитета дана оценка судебными инстанциями, судебные акты соответствуют требованиям закона.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Комитета, возражений Администрации на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым изменить принятые по делу судебные акты.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п утвержден порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2014 год.
В пункте 3.5 постановления Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п предусмотрено выделение Новорогачинскому городскому поселению 5490,2 тыс. руб. в виде субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В целях реализации указанных выше постановлений Правительства Волгоградской области 05.11.2014 между Администрацией наряду с администрациями иных муниципальных образований и Министерством заключено соглашение N 392-14 о предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
Предметом указанного соглашения является направление Министерством в 2014 году субсидий, в том числе на ремонт дорог Новорогачинского городского поселения в размере 5 490 200 руб.
Пунктом 1.4 соглашения предусмотрено направление Администрацией средств бюджета поселения на долевое финансирование работ в размере 5500 руб.
В Приложении N 2 к соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ.
Дополнительным соглашением от 17.12.2014 к соглашению N 392-14 от 05.11.2014 стороны установили, что Министерство направляет в 2014 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет городского поселения 5 481 800 руб.
Во исполнение принятых на себя по соглашению обязательств Администрацией на основании протоколов подведения итогов аукциона, заключены муниципальные контракты N 0129300033014000402-0081099-03 от 03.12.2014 с подрядчиком ОГУП "Волгоградавтодор" и N 0129300033014000404-0081099-01 от 28.11.2014 с подрядчиком ООО "Анкер-С".
Работы по указанным муниципальным контрактам выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела первичными документами.
Выполненные подрядчиками работы оплачены Администрацией из бюджета Новорогачинского городского поселения в размере 29 800 руб. и 25 600 руб. соответственно.
Задолженность в сумме 1 959 200 руб. перед ОГУП "Волгоградавтодор" и в размере 1 682 616 руб. перед ООО "Анкер-С" не погашена.
Данная сумма задолженности подлежала оплате за счет средств, полученных в качестве субсидий из дорожного фонда Волгоградской области.
21.01.2015 Администрацией в адрес Министерства направлено уведомление N 52 с требованием о погашении задолженности по соглашению. 30.01.2015 Администрацией в адрес Министерства направлено требование N 102 с просьбой о погашении задолженности по соглашению.
Неисполнение Министерством предусмотренных соглашением обязательств по перечислению субсидий послужило основанием для обращения Администрации в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования Администрации по делу, судебные инстанции исходил из следующего.
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 79-п).
Пунктом 1.3 Порядка N 79-п предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 79-п распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области.
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2015 N Ф06-986/2015 ПО ДЕЛУ N А12-4245/2015
Требование: О взыскании задолженности по невыплаченной целевой субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что орган исполнительной власти субъекта РФ не исполнил обязательств, предусмотренных соглашением о предоставлении субсидий, по финансированию за счет средств областного бюджета.
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2015 г. N Ф06-986/2015
Дело N А12-4245/2015
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сабирова М.М.,
судей Желаевой М.З., Топорова А.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2015 (судья Прудникова Н.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Жаткина С.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А12-4245/2015
по исковому заявлению администрации Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области, Волгоградская область, р.п. Новый Рогачик, к Комитету транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области о взыскании 3 641 816 руб. задолженности по не выплаченной субсидии, с участием в деле в качестве третьих лиц Комитета финансов Волгоградской области, г. Волгоград, областного государственного унитарного предприятия "Волгоградавтодор", г. Волгоград, общества с ограниченной ответственностью "ЮгТрансСтрой", г. Волгоград, общества с ограниченной ответственностью "АНКЕР-С", г. Волгоград,
установил:
администрация Новорогачинского городского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Министерство) о взыскании 3 641 816 руб. задолженности по не выплаченной целевой субсидии.
Исковое заявление мотивировано неисполнением Министерством предусмотренных соглашением обязательств по финансированию за счет средств областного бюджета, денежные средства областного бюджета предусмотрены в рамках реализации областной программы.
Определением от 12.02.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечено Министерство финансов Волгоградской области.
Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (правопреемник Министерства) в отзыве на исковое заявление просило отказать в удовлетворении требований, поскольку действие соглашения прекращено в связи с истечением срока, в настоящее время денежные средства в бюджете области не предусмотрены, надлежащим ответчиком является Комитет финансов Волгоградской области, Министерство неоднократно обращалось в минфин области за выделением денежных средств, субсидии подлежат предоставлению в текущем периоде и не являются переходящими.
Определением от 11.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены областное государственное унитарное предприятие "Волгоградавтодор", общество с ограниченной ответственностью "ЮгТрансСтрой", общество с ограниченной ответственностью "АНКЕР-С". Данным же определением суд установил считать надлежащим наименованием ответчика по делу считать Комитет транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Комитет), надлежащим наименованием третьего лица по делу - Комитет финансов Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.04.2015 исковые требования удовлетворены, с Волгоградской области в лице Комитета за счет средств дорожного фонда Волгоградской области в пользу Администрации взыскана заявленная по делу задолженность.
Решение суда первой инстанции мотивировано следующими обстоятельствами: материалами дела подтверждено не полное финансирование из областного бюджета областной программы, соглашение не содержит указание на прекращение обязательств истечением срока действия соглашения, у области возникли расходные обязательства, законодательство не исключает применения к бюджетным отношениям гражданского законодательства, отсутствие финансирования не прекращает бюджетное обязательство.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2015 решение суда первой инстанции от 01.04.2015 оставлено без изменения.
В обоснование принятого по делу судебного акта апелляционный суд указал на правомерность выводов суда первой инстанции.
Не согласившись с выводами судебных инстанций, Комитет обратился в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований.
В обоснование поданной по делу кассационной жалобы Комитет ссылается на несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам дела. Судебными инстанциями, по мнению заявителя кассационной жалобы, не учтено следующее: окончание срока действия соглашения влечет прекращение обязательств сторон по нему, финансирование расходов предыдущего года в текущем финансовом году не предусмотрено, бюджетом на текущий год финансирование расходов на субсидии из дорожного фонда не предусмотрено, Комитет является ненадлежащим ответчиком по делу, возмещение расходов по муниципальным контрактам 2013 - 2014 годов предусмотрено в 2015 году.
Администрация в возражениях на кассационную жалобу просила оставить судебные акты без изменения, поскольку всем доводам Комитета дана оценка судебными инстанциями, судебные акты соответствуют требованиям закона.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена судебной коллегией в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив законность принятых по делу судебных актов, правильность применения норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы Комитета, возражений Администрации на кассационную жалобу, судебная коллегия кассационной инстанции считает необходимым изменить принятые по делу судебные акты.
Из представленных в материалы дела доказательств усматривается следующее.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п утвержден порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
Постановлением Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п утверждено распределение субсидий бюджетам муниципальных образований Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2014 год.
В пункте 3.5 постановления Правительства Волгоградской области от 17.09.2014 N 524-п предусмотрено выделение Новорогачинскому городскому поселению 5490,2 тыс. руб. в виде субсидий на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда.
В соответствии со статьей 1 Закона Волгоградской области от 07.11.2011 N 2246-ОД "О дорожном фонде Волгоградской области" дорожный фонд Волгоградской области - это часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях финансового обеспечения дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), а также капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов.
Средства дорожного фонда имеют специальное назначение и не подлежат изъятию или расходованию на нужды, не связанные с финансовым обеспечением дорожной деятельности и дорожного хозяйства в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Волгоградской области.
В целях реализации указанных выше постановлений Правительства Волгоградской области 05.11.2014 между Администрацией наряду с администрациями иных муниципальных образований и Министерством заключено соглашение N 392-14 о предоставлении в 2014 году субсидий бюджетам муниципальных образований Городищенского района Волгоградской области на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения за счет средств дорожного фонда Волгоградской области.
Предметом указанного соглашения является направление Министерством в 2014 году субсидий, в том числе на ремонт дорог Новорогачинского городского поселения в размере 5 490 200 руб.
Пунктом 1.4 соглашения предусмотрено направление Администрацией средств бюджета поселения на долевое финансирование работ в размере 5500 руб.
В Приложении N 2 к соглашению указан перечень софинансируемых дорожных работ.
Дополнительным соглашением от 17.12.2014 к соглашению N 392-14 от 05.11.2014 стороны установили, что Министерство направляет в 2014 году субсидии на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в бюджет городского поселения 5 481 800 руб.
Во исполнение принятых на себя по соглашению обязательств Администрацией на основании протоколов подведения итогов аукциона, заключены муниципальные контракты N 0129300033014000402-0081099-03 от 03.12.2014 с подрядчиком ОГУП "Волгоградавтодор" и N 0129300033014000404-0081099-01 от 28.11.2014 с подрядчиком ООО "Анкер-С".
Работы по указанным муниципальным контрактам выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела первичными документами.
Выполненные подрядчиками работы оплачены Администрацией из бюджета Новорогачинского городского поселения в размере 29 800 руб. и 25 600 руб. соответственно.
Задолженность в сумме 1 959 200 руб. перед ОГУП "Волгоградавтодор" и в размере 1 682 616 руб. перед ООО "Анкер-С" не погашена.
Данная сумма задолженности подлежала оплате за счет средств, полученных в качестве субсидий из дорожного фонда Волгоградской области.
21.01.2015 Администрацией в адрес Министерства направлено уведомление N 52 с требованием о погашении задолженности по соглашению. 30.01.2015 Администрацией в адрес Министерства направлено требование N 102 с просьбой о погашении задолженности по соглашению.
Неисполнение Министерством предусмотренных соглашением обязательств по перечислению субсидий послужило основанием для обращения Администрации в суд с требованиями по настоящему делу.
Удовлетворяя требования Администрации по делу, судебные инстанции исходил из следующего.
Условия и цели расходования субсидий, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения в 2014 году определены Постановлением Правительства Волгоградской области от 14.02.2014 N 79-п в "Порядке предоставления и расходования субсидий, выделяемых бюджетам муниципальных образований Волгоградской области за счет средств дорожного фонда Волгоградской области" (далее - Порядок N 79-п).
Пунктом 1.3 Порядка N 79-п предусмотрено, что предоставление субсидий осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, в том числе за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.
Согласно пункту 1.4 Порядка N 79-п распределение субсидий между муниципальными образованиями Волгоградской области производится в соответствии с настоящим Порядком и утверждается нормативным правовым актом Правительства Волгоградской области.
Предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения софинансирования расходных обязательств за счет средств бюджетов муниципальных образований в размере 20 процентов от стоимости работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием, подлежащих выполнению в текущем году.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)